Разделенный народ

Русинская Американская Русь. Часть II

Русинский вопрос 
0
390
Время на чтение 5 минут

Часть I

В отличие от жителей стран Карпатского региона, которые попали в «социалистический лагерь», русины и их организации в Северной Америке никогда не прекращали свою активную деятельность. Они не были подвергнуты насильственной ассимиляции, повальной украинизации или какой-либо другой дискриминации.

После окончания Второй Мировой в США и Канаду хлынул поток так называемых «перемещенных лиц». Среди них были как русины, так и радикальные украинские националисты, которые продолжали пропагандировать свою идеологию в Новом Свете. С новой силой разгорелся идеологический спор. Украинцы пытались всеми методами навязать русинам свое самосознание, увлечь за собой некоторых активистов. Но в этом они преуспели мало.

Этот спор осложнялся и тем, что в то время многие русины начали переходить от традиционного русофильства, к симпатиям к социализму и строю в Советском Союзе, который как раз поддерживал и проводил украинизацию в Европе. Например, Общество карпаторусских канадцев и Карпаторусский дом культуры в Торонто вывешивали на своих стенах советские плакаты, портреты Ленина и Сталина.

Продолжая дискуссию вокруг трех русинских идеологических лагерей (русофилов, украинофилов и русинофилов), представители последних хотели организовать отдельную русинскую юрисдикцию (карпаторусскую епархию), дистанцируясь от Русской Церкви. Но им противостояли такие последователи А. Товта, как Стефан Варзалий, Петр Коханик и другие русофилы. Они в своих проповедях и через разнообразные печатные издания продолжали утверждать, что русины являются особой частью русского народа и единственной верой для русинов может быть только русское православие. Русофильство тогда еще имело большое влияние.

О деятельности Петра Коханика следует сказать отдельно. Он резко критиковал римокатолическую и греко-католическую церкви. В своей работе «Русская православная церковь и современное карпаторусское движение в Северной Америке», изданной в 1946 году, он обосновывал свои взгляды на проблемы русинского этнокультурного сообщества в США и Канаде. Как убежденный «русский русин», критиковал даже умеренное русинофильство, и, особенно, существование украинского народа. Для сбережения своего взгляда на историю для будущих поколений, он выпускает работу «Начало истории Американской Руси» и несколько работ по истории и культуры для молодежи. Известным примером русина с русским самосознанием в Америке является также Митрополит Лавр, который в 2007 году в качестве главы Русской православной церкви (за границей) подписал акт о каноническом общении с Русской православной церковью Московского патриархата - документ, провозглашающий объединение двух церквей.

Важной общественной и культурной организацией русинов США и Канады был Карпаторусский американский центр. Объединение имело большой зал для лекций, где проводились занятия по родному русинскому языку. Центр играл важную роль в сохранении русинской национальной идентичности. Активисты объединения придерживались как русофильских, так и русинофильских взглядов. По их мнению, русины «сохранили больше «русскости», чем сами русские», но никогда не относились к украинцам.

После Второй мировой войны продолжило свою деятельность Общество Русских братств. Хотя после 1960 года из-за ассимиляции организация пришла в некоторый упадок. Но к 1992 году в ней числилось более 2 тысяч человек. Общество выдавало своим студентам стипендии. Первоначально организация поддерживала русофильские позиции, но после русинского национального возрождения в Восточной Европе, начали преобладать мнения, что русины - самостоятельная национальность.

Русофилы в Северной Америке со временем по многим причинам утрачивают свои позиции. Многие переходят в русинское самосознание. Для таких русинов в США было организовано Карпато-русинское общество, которое развивает и популяризирует русинскую культуру. Общество имеет многочисленные филиалы по всему Североамериканскому континенту. Оно проводит разнообразные лекции и выставки, оказывает помощь русинам в Европе, издает журнал «Нью русин таймс».

Стоит упомянуть и организации в Северной Америке, которые поддерживали в вопросе национальной идентификации русинов украинофильство. В таких объединениях сознательно участвовали эмигранты из Галичины, которые активно влияли на их идеологию.

Организация обороны Лемковщины была самой известной украинофильской «русинской» организацией в США. Общество было основано в 1934 году, но так как в военные годы ее подозревали в сотрудничестве с властями нацистской Германии, оно приостановило свою деятельность и снова открылась только в 1958 году. Объединение выступает против современного русинского возрождения. Подобной организацией только в Канаде можно считать Объединение лемков Канады. Организация очень критично относится к русинскому национальному возрождению в конце XX - начале XXI веков. Для пропаганды своих идей объединение выпускало газету «Лемківскі вісті». По мнению русинских активистов, современные проукраинские организации в Северной Америке установили тесные связи с украинскими посольствами и институтами, усилия которых направлены на подавление «самостоятельного» русинства.

С середины XX столетия особую активность проявляла в Северной Америке организация русинов лемковского происхождения - Лемковский комитет взаимопомощи. Он был основан в 1946 году в Нью-Йорке, основателем явился промышленник Петр Гардий. Целью организации являлась помощь русинам-лемкам в Польше в связи с преступной операцией «Висла» - насильственным выселением русинов с их исторической территории. В 1957 году Комитет собрал 12 тысяч долларов для покупки сельскохозяйственной техники для лемковских сел. За заслуги по сохранению деревянных церквей Лемковщины патриарх Московский Алексей I даже наградил Гардия в 1957 году крестом святого Владимира(!).

Особо следует упомянуть о деятельности русинских переселенцев из Воеводины. Русинский художник, исследователь и этнограф Юлиан Колесар переезжает сначала в США, а потом и в Канаду в 1974 году. Там он издал большое количество исследований, посвященных своему народу. Колесар выступает против украинской национальной идентичности своих соплеменников в Югославии. Он утверждает в своих работах, что русинский народ Воеводины является частью отдельной и единой карпаторусинской национальности.

Среди переселенцев воеводинских русинов была создана организация Руске дружтво Сиверней Америки. Данное общество основал предприниматель и культурный деятель Юлиан Сабадош в 1995 году. Членами организации являются почти 500 человек. Ассоциация организует ежегодные пикники и ежегодный русинский зимний бал, а также проводит богослужения на языке воеводинских русинов, публикует журнал и проводит радиопрограммы через Интернет.

Большое значение для русинского движения в Северной Америке имеет деятельность известного ученого Павла Роберта Магочи. И об этом нельзя не сказать. Этот американо-канадский историк и издатель опубликовал много научных работ по истории, библиографии, языкознанию и политологии, которые напрямую касаются русинского движения. Влияние деятельности этого историка на развитие русинского движения в Северной Америке и в Европе действительно велико. Но есть и те, кто его активно критикует. Особенно за сознательное занижение роли русофильства в истории русинского движения и нежелании решать актуальные политические вопросы - предоставление автономии Закарпатья на Украине, признание русинов отдельной от украинцев национальностью, возвращение русинов-лемков Польши в исконные места проживания и др.

Североамериканские русины никогда не испытывали дискриминаций по национальному признаку, но идеологическая борьба русофилов, украинофилов и русинофилов продолжалась и там. После Второй Мировой ассимиляция и смешанные браки с каждым годом снижают численность русинского населения и влияние их организаций на общественную жизнь США и Канады. Русофильство к концу XX века потеряло свою былую популярность, хотя есть определенные предпосылки ее восстановления.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Григорий Миронов
Все статьи Григорий Миронов
Русинский вопрос
«Первую украинскую газету в Ужгороде напечатали чехи…»
Технологии украинизации Подкарпатской Руси правительством Чехословакии в 1920-1930-е и реакция карпато-русской общественности. Ч.2.
24.04.2024
Укрорейх перешел к жёсткой политике уничтожения Православия в преддверие срока окончания полномочий Зеленского
Выступление на Круглом Столе движения «Русская весна» 13 марта 2024 го года
16.03.2024
«Необандеровские романтики легко меняют идеологически перчатки»
Бандеровщина, как любой нацизм, – идеология ущербных людей, остро ощущающих невостребованность, но относящих свои проблемы на счёт «враждебного», «не понявшего» их «величия» общества
23.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06