Разделенный народ

Русинская Американская Русь. Часть II

Русинский вопрос 
0
410
Время на чтение 5 минут

Часть I

В отличие от жителей стран Карпатского региона, которые попали в «социалистический лагерь», русины и их организации в Северной Америке никогда не прекращали свою активную деятельность. Они не были подвергнуты насильственной ассимиляции, повальной украинизации или какой-либо другой дискриминации.

После окончания Второй Мировой в США и Канаду хлынул поток так называемых «перемещенных лиц». Среди них были как русины, так и радикальные украинские националисты, которые продолжали пропагандировать свою идеологию в Новом Свете. С новой силой разгорелся идеологический спор. Украинцы пытались всеми методами навязать русинам свое самосознание, увлечь за собой некоторых активистов. Но в этом они преуспели мало.

Этот спор осложнялся и тем, что в то время многие русины начали переходить от традиционного русофильства, к симпатиям к социализму и строю в Советском Союзе, который как раз поддерживал и проводил украинизацию в Европе. Например, Общество карпаторусских канадцев и Карпаторусский дом культуры в Торонто вывешивали на своих стенах советские плакаты, портреты Ленина и Сталина.

Продолжая дискуссию вокруг трех русинских идеологических лагерей (русофилов, украинофилов и русинофилов), представители последних хотели организовать отдельную русинскую юрисдикцию (карпаторусскую епархию), дистанцируясь от Русской Церкви. Но им противостояли такие последователи А. Товта, как Стефан Варзалий, Петр Коханик и другие русофилы. Они в своих проповедях и через разнообразные печатные издания продолжали утверждать, что русины являются особой частью русского народа и единственной верой для русинов может быть только русское православие. Русофильство тогда еще имело большое влияние.

О деятельности Петра Коханика следует сказать отдельно. Он резко критиковал римокатолическую и греко-католическую церкви. В своей работе «Русская православная церковь и современное карпаторусское движение в Северной Америке», изданной в 1946 году, он обосновывал свои взгляды на проблемы русинского этнокультурного сообщества в США и Канаде. Как убежденный «русский русин», критиковал даже умеренное русинофильство, и, особенно, существование украинского народа. Для сбережения своего взгляда на историю для будущих поколений, он выпускает работу «Начало истории Американской Руси» и несколько работ по истории и культуры для молодежи. Известным примером русина с русским самосознанием в Америке является также Митрополит Лавр, который в 2007 году в качестве главы Русской православной церкви (за границей) подписал акт о каноническом общении с Русской православной церковью Московского патриархата - документ, провозглашающий объединение двух церквей.

Важной общественной и культурной организацией русинов США и Канады был Карпаторусский американский центр. Объединение имело большой зал для лекций, где проводились занятия по родному русинскому языку. Центр играл важную роль в сохранении русинской национальной идентичности. Активисты объединения придерживались как русофильских, так и русинофильских взглядов. По их мнению, русины «сохранили больше «русскости», чем сами русские», но никогда не относились к украинцам.

После Второй мировой войны продолжило свою деятельность Общество Русских братств. Хотя после 1960 года из-за ассимиляции организация пришла в некоторый упадок. Но к 1992 году в ней числилось более 2 тысяч человек. Общество выдавало своим студентам стипендии. Первоначально организация поддерживала русофильские позиции, но после русинского национального возрождения в Восточной Европе, начали преобладать мнения, что русины - самостоятельная национальность.

Русофилы в Северной Америке со временем по многим причинам утрачивают свои позиции. Многие переходят в русинское самосознание. Для таких русинов в США было организовано Карпато-русинское общество, которое развивает и популяризирует русинскую культуру. Общество имеет многочисленные филиалы по всему Североамериканскому континенту. Оно проводит разнообразные лекции и выставки, оказывает помощь русинам в Европе, издает журнал «Нью русин таймс».

Стоит упомянуть и организации в Северной Америке, которые поддерживали в вопросе национальной идентификации русинов украинофильство. В таких объединениях сознательно участвовали эмигранты из Галичины, которые активно влияли на их идеологию.

Организация обороны Лемковщины была самой известной украинофильской «русинской» организацией в США. Общество было основано в 1934 году, но так как в военные годы ее подозревали в сотрудничестве с властями нацистской Германии, оно приостановило свою деятельность и снова открылась только в 1958 году. Объединение выступает против современного русинского возрождения. Подобной организацией только в Канаде можно считать Объединение лемков Канады. Организация очень критично относится к русинскому национальному возрождению в конце XX - начале XXI веков. Для пропаганды своих идей объединение выпускало газету «Лемківскі вісті». По мнению русинских активистов, современные проукраинские организации в Северной Америке установили тесные связи с украинскими посольствами и институтами, усилия которых направлены на подавление «самостоятельного» русинства.

С середины XX столетия особую активность проявляла в Северной Америке организация русинов лемковского происхождения - Лемковский комитет взаимопомощи. Он был основан в 1946 году в Нью-Йорке, основателем явился промышленник Петр Гардий. Целью организации являлась помощь русинам-лемкам в Польше в связи с преступной операцией «Висла» - насильственным выселением русинов с их исторической территории. В 1957 году Комитет собрал 12 тысяч долларов для покупки сельскохозяйственной техники для лемковских сел. За заслуги по сохранению деревянных церквей Лемковщины патриарх Московский Алексей I даже наградил Гардия в 1957 году крестом святого Владимира(!).

Особо следует упомянуть о деятельности русинских переселенцев из Воеводины. Русинский художник, исследователь и этнограф Юлиан Колесар переезжает сначала в США, а потом и в Канаду в 1974 году. Там он издал большое количество исследований, посвященных своему народу. Колесар выступает против украинской национальной идентичности своих соплеменников в Югославии. Он утверждает в своих работах, что русинский народ Воеводины является частью отдельной и единой карпаторусинской национальности.

Среди переселенцев воеводинских русинов была создана организация Руске дружтво Сиверней Америки. Данное общество основал предприниматель и культурный деятель Юлиан Сабадош в 1995 году. Членами организации являются почти 500 человек. Ассоциация организует ежегодные пикники и ежегодный русинский зимний бал, а также проводит богослужения на языке воеводинских русинов, публикует журнал и проводит радиопрограммы через Интернет.

Большое значение для русинского движения в Северной Америке имеет деятельность известного ученого Павла Роберта Магочи. И об этом нельзя не сказать. Этот американо-канадский историк и издатель опубликовал много научных работ по истории, библиографии, языкознанию и политологии, которые напрямую касаются русинского движения. Влияние деятельности этого историка на развитие русинского движения в Северной Америке и в Европе действительно велико. Но есть и те, кто его активно критикует. Особенно за сознательное занижение роли русофильства в истории русинского движения и нежелании решать актуальные политические вопросы - предоставление автономии Закарпатья на Украине, признание русинов отдельной от украинцев национальностью, возвращение русинов-лемков Польши в исконные места проживания и др.

Североамериканские русины никогда не испытывали дискриминаций по национальному признаку, но идеологическая борьба русофилов, украинофилов и русинофилов продолжалась и там. После Второй Мировой ассимиляция и смешанные браки с каждым годом снижают численность русинского населения и влияние их организаций на общественную жизнь США и Канады. Русофильство к концу XX века потеряло свою былую популярность, хотя есть определенные предпосылки ее восстановления.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Григорий Миронов
Все статьи Григорий Миронов
Русинский вопрос
Украинство – вопрос политического выбора
Все территории, которые мы сейчас не присоединим к себе, будут чувствовать себя отстоявшими независимость в кровопролитной войне, и они будут формироваться как отдельный этнос
10.09.2024
Нелегитимность Зеленского, удары ВСУ по объектам РВСН и шабаш в Швейцарии
Выступление на Круглом столе о пресечении видимости легитимности Зеленского
28.05.2024
Политические теологии Третьего Рима и Третьего храма
Доклад на конференции «Собиратели земли Русской. Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович»
07.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.12.2024 22:17
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
20.12.2024 21:11
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Игорь Ал
20.12.2024 19:59
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от Русский человек
20.12.2024 17:45
Прямота и честность на фоне острых вопросов
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
20.12.2024 17:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:11
Два чуда Воскресения Христа: мощи пошли, и огонь сходит
Новый комментарий от влдмр
20.12.2024 17:06