Если
мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке... Я
хотел сказать об ответственности человека перед землей, которая его
взрастила. За все, что происходит сейчас на земле, придется отвечать
всем нам, ныне живущим. И за хорошее и за плохое. За ложь, за
бессовестность, за паразитический образ жизни, за трусость и за измену -
за все придется платить. Платить сполна. Еще и об этом «Калина
красная».
В.М. Шукшин
В 2014 году исполнилось 40 лет со
дня трагической смерти Василия Макаровича Шукшина - русского писателя,
режиссера и сценариста, талантливого актера. Человека, воспевшего
русскую деревню, русский уклад, напомнившего нашему народу о его корнях,
призывавшего его быть собой в современном мире.
В этом году в
родном селе Шукшина - Сростки, прошел очередной кинофестиваль его
памяти, было немало речей и выступлений, памятных событий и юбилейных
мероприятий, мы же обратимся к наследию Шукшина, к сути его жизни и
творчества, к тому, что оставил он нам в назидание и в подарок.
Феномен
творчества Василия Макаровича Шукшина, на наш взгляд, в том, что он
выразил в своих литературных произведениях, в своих киногероях, образ
русского народа в одном человеке, и одновременно показал нам образ
Христа в русском народе. Конечно, скептики скажут, что это не возможно
было в советские атеистические годы. Однако, спросим себя - просто так
ли в кадре у Шукшина часто встречаются иконы, просто так ли главный
герой его - Егор Прокудин, падает на могилку у закрытого храма и плача
кричит - «Господи, прости меня, прости, если сможешь»? Вряд ли. Да и
другие герои Шукшина рады только тогда, когда всем вокруг них хорошо.
Они не живут ради себя - они жертвуют собой в чем-то, и несмотря ни на
что сохраняют в сердце любовь к ближнему, простую, порой наивною
чистоту, тихую ни на что не претендующую веру.
Кто-то
быть может, скажет, что мы преувеличиваем. Что сам Шукшин в молодости
не мало пил, да и был далек от православия, гулял широкой мужицкой
поступью, женился и разводился. Но творчество Шукшина говорит нам о том,
что это лишь внешность, за которой скрывается любящее, страдающее,
задающее вопросы себе, миру и Богу, сердце. Да и не пил он последние
восемь лет жизни - самый плодотворный период творчества Шукшина в
литературе и в кино, ещё в студенческие годы хранил дома икону, искал
Бога. Вот только выразить открыто свой интерес в те годы не мог, да и
быть может, не хотел показаться перед людьми лучшим, чем он был.
Несмотря на молодецкие загулы, несмотря на разные истории, сердце
Василия Шукшина всегда болело о России, о её судьбе, о тяжком положении,
поэтому и мелькают в его фильмах закрытые храмы, а главный герой так
настоятельно ищет Праздник, задаваясь вопросом - а есть ли он, в жизни
этот праздник? (Эх, знал бы ты - современный русский мужик, Праздников
Праздник - Пасху Господню, может и не страдал бы так?).
Душа раба
Божия Василия сама ответила на этот вопрос, представ перед Богом.
Святые отцы говорят, что в смерти человека тайна и в ней, как и в жизни,
нет случайностей. Поэтому и смерть Шукшина - фактически убийство , это
смерть солдата на войне, смерть за Россию, встреченная им на теплоходе в
своей каюте - в солдатской шинели и в форме. О насильственном характере
смерти говорят жители станицы Клетской, рядом с которой он умер, откуда
брали «понятых» в день его гибели, тоже самое открыто заявил ещё десять
лет назад его коллега по актерскому цеху - Александр Панкратов-Черный ,
эту тайну унес с собой в могилу его близкий друг Геннадий Бурков,
говоривший как-то: «Я думаю, они его убили. Кто они? Люди - людишки
нашей системы, про кого он нередко писал. Ну, не крестьяне же, а
городские прохиндеи... сволочи-чинуши...» . Но сегодня, спустя сорок лет
после гибели Шукшина, об этом можно говорить открыто, потому что мы
видим, какие силы борются против России и противостоят лучшим из её
писателей, поэтов, художников, планомерно уничтожая их (был убит поэт
Сергей Есенин, отравлен поэт Александр Блок, убиты поэт Николай Рубцов и
писатель Николай Мельников, убит в странной «аварии» режиссер Леонид
Быков, да и Пушкин с Лермонтовым - тоже, не сами собой умерли, но
погибли на очень необычных «дуэлях»...). Впрочем, вернемся к Шукшину и
его творчеству.
Нет в жизни случайностей - есть Божий промысел,
формирующий нашу жизнь, наполняющий её важными вехами и, казалось бы,
«случайными» встречами, совпадениями, открытиями.
Василий
Макарович Шукшин и вся его жизнь - тому подтверждение. Родившийся в
1929-м - в тяжелый год перелома, коллективизации и начала страшного
голода, он с детства впитал корни родной земли, перерубленные, но не
высохшие до конца ещё в те годы. Его отец был расстрелян в 1933 году,
когда будущему писателю было всего четыре года, его близкие родственники
по линии отца репрессированы (убиты), а мать Василия Макаровича
осталась одна воспитывать его с сестрой. Быть может даже имя дали ему
такое не спроста - «Василий» переводится с греческого как «Царский», а
отчество его напоминает нам о святителе Макарии Алтайском, словно
осветившем путь рано осиротевшего Василия Макаровича Шукшина. Ведь в
жизни последнего было не мало «случайностей», а как говорят Святые Отцы:
случайности - язык Бога.
С
детства довелось хлебнуть Шукшину тяжелой трудовой жизни без отца, в
голодные годы, работая в колхозе, вынуждено рано оставил он свой дом,
мыкался по стройкам, производствам, служил на флоте. Чудом было
поступление его - малограмотного по меркам Москвы, провинциала, человека
от сохи, успевшего и поработать, и в армии послужить, и побыть
директором школы в родных Сростках, во ВГИК - кузницу кадров советского
кино, фабрики грез, идеологической передовой компартии. И здесь, где
преподаватели с характерной внешностью «космополитов», не давали
пробиться наверх ничему исконно русскому, сумел, словно трава из-под
асфальта, пробиться русский, деревенский Шукшин (сравним - не осуждая,
комедии про «самогонщиков» или вечного студента «Шурика» с лиричным и
задумчивым Шукшиным). Стоит ли говорить чего стоило это творчество -
сколько сил и жизни оно отняло, если даже для того что бы поехать в
Москву учиться, матери Шукшина пришлось продать корову (для крестьянина -
потеря кормилицы, мало с чем сравнимая). Быть может, отсюда и тоска по
дому, по утерянному миру родной деревни - «мира», где всякий человек
знает свое место, где у каждого есть свой уголок сердца - своя малая
Родина.
Всё творчество Шукшина - ода деревне, песнь о России, попытка
показать её тогдашнюю, ему современную, понять что с ней происходит,
осмыслить, определить болезнь от которой она гибнет и найти путь к её
исправлению... Отсюда яркие, честные, сильные образы Шукшина в кино и в
прозе, отсюда и его поиски, сомнения, страдания.
Конечно, снимал
Шукшин не так много и не так долго, как может, хотел бы. Конечно, скажут
скептики, многое приукрасил, показал таким, каким хотел видеть он сам, а
не пытался показать сцены с натуры, чем любят похвастаться
инородные-иноземные ниспровергатели русской души. Но нет в его фильмах и
рассказах фальши - есть грусть, есть радость, есть тяга к познанию
Бога, порой скрытая, есть боль от разрушенных храмов, и попытка понять -
зачем живем, куда идем, как нам быть. Нет в них - фальши, бравурных
радостей от полетов в космос (к чему крестьянину-христианину космос,
когда и на земле порядка нет? - вспомним рассказ «Космос, нервная
система и шмат сала»), нет призывов к строительству «нового мира»,
«коммунизма» и т.п. Да и не мог верить в фальшивые ценности тот, кто с
детства видел тяжкий труд, несправедливость, убийство лучших русских
людей через расстрелы и голод, видел горечь от потерь войны, сложное
положение простого человека в своем собственном доме. Шукшин с детства
познал всё это и потому искал, мучительно долго искал пути выхода.
Отсюда - вопросы, как бы между дела, поднимаемые его героями: как в
фильме «Печки-лавочки» где крестьянин задается вопросом - от чего
деревня живет сложнее, чем город, почему сельская учительница получает
меньше тракториста, а главное - кто в нашей стране хозяин, и как нам
быть. Вопросы актуальные и поныне. И думается нам, эти поиски привели
Шукшина к ответам.
Говорят,
что каждая душа - христианка. Но русская душа ещё и монархистка, и
подсознательная фраза «Хозяина бы», слышащаяся то и дело у Шукшина,
звучит постоянно в простом русском сердце - рабочего, сельского
труженика, крестьянина, интеллигента, профессора. Потеряв всё, мыкаемся
мы в этом чужом и агрессивном к нам мире, без пути по миру маемся, ища
дорогу в родимый дом отчий. Тихо несет свой крест простой русский мужик,
без громких слов, порой неосознанно, совершающий свой каждодневный
подвиг - в сердце своем, неся добро и любовь, надежду и веру. Таковы
герои Шукшина, таков был и остался он сам. Отсюда тихая печаль лирики
Шукшина, отсюда его переживания, горечь расставания с деревней и надежда
- пусть только в кино в неё - родимую вернуться (вспомним - как
возвращались домой, в деревню братья Воеводины в фильме Шкушина «Ваш сын
и брат»).
Но где же «тяга к православию», где же душевные муки,
где поиски, спросят нас дотошные кинокритки, ведь в советское время, об
этом как будто и речи не было? На это ответить могут сами рассказы
Шукшина, да и всё его творчество, осмысленное сегодня нашим народом.
Впрочем, об этом говорила и сама смерть Василия Шукшина, ставшая итогом
его творчества. Вспоминает А. Заболоцкий: «К концу панихиды Мария
Сергеевна (мать В. Шукшина) просит меня вытащить из гроба калину, от нее
сырости много - ее действительно много нанесли, - и я, убирая маленькие
веточки, под белым покрывалом нащупал много крестиков, иконок и
узелков... Много прошло возле гроба россиян, и они положили заветное
Шукшину в гроб. Его хоронили как христианина». Что же формировало
Шукшина как христианина? Только ли деревенская традиция? Любовь к
родному очагу, любовь к своему народу, любовь к его идеалам жизни.
Неслучайно,
что любимым писателем Василия Макаровича был наиболее духовный среди
всех русских писателей - Николай Васильевич Гоголь. Любимым народным
героем - Стенька Разин, вор и разбойник, яркий представитель другой
народной черты, тяги к неумеренной, ничем не стесненной «свободы». Вот
только искал в нем Шукшин не разбойника и вора, а представителя
«народной правды». Да и фильм, который хотел снять про него, назывался -
«Я пришел дать вам волю». Видимо хотел дать волю народу и сам Василий
Макарович Шукшин. Вот что сказал об этом Александр Панкратов-Черный: «С
Шукшиным хотели погубить русский дух. Боялись, что Васька собрался
снимать фильм про Стеньку Разина. Ух, он бы так его сыграл, что мало не
показалось бы! Вот и испугались, что он призовет народ к бунту» .
Путь
этот - путь русского бунта, был попыткой найти выход из создавшегося
положения. Будучи «почвенником», Шукшин, видя несправедливость советской
власти, никогда не пошел бы обсуждать её проблемы с «космополитами», не
стал бы кощунствовать и срывать маски как некоторые, словом - не стал
бы врагом своего народа. Но он, понимая, что Россию уничтожают, искал
народного героя, образ которого помог бы её спасти. И пусть в этом своем
выборе он ошибался, найдя вместо казака Ильи Муромца - разбойника
Стеньку Разина, но и в этой ошибке своей он был искренен. И Господь,
видя любовь Василия Макаровича к своей Родине, к ближним, не дал ему
совершить до конца этой ошибки. И вместо бунта он призвал народ ... к
покаянию.
Последний и главный фильм Шукшина - «Калина красная»,
стал классикой, ориентиром для многих, любимым фильмом нескольких
поколений. В нем он просто и красочно показал судьбу русского мужика,
оторвавшегося от корней, от родного дома, много в жизни горя повидавшего
(от того и кличка у него блатная - «Горе»), много искавшего («А есть ли
он в жизни праздник?») и в итоге вернувшегося домой - что бы упасть к
могилкам предков у закрытого храма и закричать «Господи, прости меня,
если можешь»... И после этого - отдать свою жизнь, умиреть, за право вновь
стать русским крестьянином-христианином.
Нет в жизни ничего
случайного. Желая снять фильм о разбойнике, снял свой последний фильм
Шукшин о кающемся мужике, современном ему и нам человеке. Ведь почти все
мы сегодня такие же, оторванные от корней, потерявшиеся в жизни,
стремящиеся домой - в свой Русский Дом, Небесным Отцом созданный...
Трагедия
героя «Калины красной» Егора Прокудина это не трагедия одного лишь
человека, ставшего вором, это трагедия целого народа оторвавшегося от
своих корней и неприкаянного, метущегося, ищущего путь в родной дом, а
значит - возвращающегося на Родину, в отцовскую деревню. Деревня, и
тогда и сегодня - пусть и с закрытыми храмами, ещё хранила в себе
традицию русского мира, русского лада, русской общины (изрядно
разбавленной колхозом), потому и стремились её - русскую деревню, наши
враги с корнем истребить. Потому и стремился в неё оторвавшийся от
корней мужик, чувствуя неполноценность, пустоту, агрессивность и
безразличие к нему «большого» городского мира, где безразличие к чужому
человеку, толкает к безразличию к чужому (нашему общему) горю.
В
своём мире - деревенском, он чувствует себя на месте, «где родился там и
пригодился», там он и пахарь, там он и сеятель, там он и со-творец,
маленькая часть Божьего мира, в котором у него, мужика, есть свое место.
Здесь он знает и помнит всё - от рассвета и до заката, от весеннего
сева и до осенней жатвы, от первого весеннего дождя до первого снега.
Здесь кресты на могилах его дедов (быть может снесенные в лихие годы, но
ещё памятные холмиками могилок), здесь его корни, его покосившаяся
отцовская изба, состарившаяся мать, угол с иконами - где всё так
знакомо, так близко, так родно и свято... Где всё пронизано памятью и
любовью, связано с истоками, где всё дышит знакомым, пусть и терпким
дымом («и дым отечества нам сладок и приятен»)... Потому и рвалась душа
Василия Шукшина в родные Сростки, из чужой, большой и по сути
де-национализированной, разцерковленной, разрушенной Москвы... (вспомним -
как засыпая среди городского шума, даже во сне оказывается дома в
деревне герой Шукшина в «Печках-лавочках»).
Думается нам, видя
деревню колхозную-советскую, предвидел Шукшин её и
умирающую-демократическую (от того и тоски так много в его фильмах -
даже среди всеобщего веселья окружающих его герой печален - как в тех же
«Печках-лавочках»)... Но видел он, наверное - и возрождающуюся её
Царскую, несомненно мечтал о ней. Иначе не посвятил бы ей, родимой, свои
лучшие строки, не оставил бы нам свой «Наказ» (один из лучших рассказов
Шукшина)...
Так и сегодня - стремимся мы, горожане во
втором-третьем поколении, внуки деревенских дедов, к родным очагам, к
родному погосту, к зорькам и закатам, к мычанию коров, тихому приволью
русского луга, шелесту листвы осеннего леса, тянущееся через поле
русской дороги... И будем надеяться - мы в этот Отчий Дом, как и герой
Шукшина - вернемся!
«Просто нам завещана от Бога - ты русская дорога, русская дорога, русская дорога» (И. Растеряев).
7. Ответ на 5., Лебядкин:
6. Ответ на 2., вода:
5. Re: Русская душа
4. Тест
3. Ответ на 2. вода
2. Ответ на 1., зиф:
1. Re: Русская душа