Иди, ягодка, Бог счастья даст...

Ко дню памяти Сергея Есенина

0
799
Время на чтение 7 минут

24 сентября/7 октября 1895 г. в Казанской церкви был крещен ребенок Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных, родившийся 21 сентября /4 октября. Он был наречен Сергеем в честь преподобного Сергия Радонежского. Таинство крещения будущего поэта совершил священник Иоанн Смирнов при участии диакона Трофима Успенского и псаломщика Николая Орлина. Крестным Сергея Есенина стал воспитанник Рязанской духовной семинарии Дмитрий Орлов, а крестной - Евдокия Титова. «Это будет хороший, добрый человек», - сказал о Сергее отец Иоанн.

С раннего детства Есенина воспитывали в православии. И его первые детские впечатления связаны с паломничеством. «Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий<Николо-Радуницкий> монастырь... Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, ягодка, Бог счастья даст».

С шести лет Сережа Есенин был отдан на воспитание своему деду по матери - Федору Андреевичу Титову. Это был глубоко верующий человек. Федор Андреевич имел свои небольшие баржи - барки. За удачные плавания в благодарность Богу построил напротив своего дома кирпичную, с соломенной крышей часовню в честь покровителя плавающих и путешествующих Николая Чудотворца. Она была обнесена деревянной оградкой. В часовне находилась икона святителя Николая, перед которой в праздники всегда возжигалась лампада...

Федор Андреевич сыграл в воспитании своего внука Сергея очень большую роль». По субботам и воскресным дням, - вспоминал Сергей Есенин, - он рассказывал мне Библию и Священную историю... Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество народных песен, но главным образом духовных стихов.... Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как дед. Ему я больше всего обязан». Как утверждает Ю. Л. Прокушев, Сергей Есенин «по настоянию деда рано стал одолевать грамоту по церковным книгам».

С детства приучал он его и к молитвам. Е. А. Воробьева, двоюродная сестра Есенина вспоминала: «В праздник <Ф. А. Титов> скажет:

- Давайте Богу молиться да будем завтракать. Сам встанет на колени Богу молиться, нас всех уставит на колени. Крестился только трехперстием... Молились каждый раз и перед тем, как сесть за стол».

Бабушка Сергея Есенина, Наталья Евтеевна Титова, тоже была набожным человеком и тоже учила молитвам и пению псалмов. Водила в Иоанно-Богословский монастырь, на поклонение чудотворным иконам апостола Иоанна Богослова и Тихвинской Божией Матери.

Не за песни весны

Над равниною

Дорога мне зеленая ширь -

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь -

писал впоследствии Сергей Есенин о Богословской обители.

Паломники в Иоанно-Богословский и Николо-Радуницкий монастыри, странствующие слепцы, нищие часто останавливались в доме Титовых. Звучали духовные стихи и народные песнопения о Миколе, то есть святителе Николае. Все это отразилось в ранних стихотворениях Сергея Есенина, а о Николае Чудотворце он даже сложил небольшую поэму.

С семи лет Сергей вновь стал жить в доме Есениных, который по наследству перешел к его отцу Александру Никитичу. Никита Осипович, дед поэта по отцу, в молодости хотел уйти в монастырь, за что получил прозвище «монах». От него монахом стали называть Сергея, монашками прозвали и его сестер. Как вспоминала старшая сестра Александра: «До самой смерти Сергея нас почти не называли по фамилии, мы все были Монашкины».

Подрастая, Сережка Есенин полюбил забираться на колокольню Казанского храма. По предположению краеведа В. Башкова, пономарь Иван Петрович Ануров являлся дальним родственником Есениных и благоволил к юнцу «Сергуньке».

Поэтому Сергунька всегда мог вдоволь насмотреться с колокольни на приокские дали, на чудесную колокольню Иоанно-Богословского монастыря, на родное село, лежащее внизу, как на ладошке. Пузырилась от ветра у мальчонки рубашонка, кружилась голова от высоты, но весело и радостно было ему обозревать родную окрестность. А в праздники он мог позвонить в колокола. Иван Петрович брался за крепкие пеньковые веревки, привязанные к самым тяжелым колоколам, а Сергунька хватался за веревочки колоколов полегче. И медленно раскачивая их языки, пономарь и его юный помощник начинали музыкальный звон, который разносился окрест и будил в людях мысли о душе, о вечности, о Боге...

Казанской церкви крестились и венчались родители Есенина. А его отец, Александр Никитич даже пел в ней на клиросе. Он обладал красивым голосом - дискантом. Когда Александру исполнилось двенадцать лет, его хотели взять певчим в Успенский собор Рязанского кремля. То есть в архиерейский хор, ведь собор тогда был кафедральным. По стопам отца впоследствии пошел и Сергей. Он тоже пел на клиросе Казанской церкви. Его сверстница М. И. Копытина вспоминала, что «голос у него был мягкий, немного сипловатый».

Во многом благодаря Казанскому храму Есенины смогли выжить после последовавшей в 1887 г. смерти кормильца семьи Никиты Осиповича, деда Сергея Есенина. Близость их дома к храму позволяла иметь небольшой доход от постояльцев. Как писала впоследствии сестра поэта Екатерина: «В течение многих лет наш дом, который находился напротив церкви, заселяли монахи и художники, работавшие в церкви, которая в то время отделывалась».

Кроме того, в доме Есениных часто останавливались на постой паломники, кормились нищие и убогие. Сережа Есенин относился к ним с большим сочувствием. «И до того сердобольный был к этим нищим! - вспоминала Татьяна Федоровна о сыне. - Скажет, бывало: «Мать, ты сегодня щей побольше навари, пожалуйста, и каши, ладно?» Я уж знаю зачем. Пойдет на паперть убогих звать. Целый дом их наведет, иному и сесть уж некуда, стоя едят».

Однажды Татьяна Федоровна пригласила в дом нищего мальчика, ходившего по селу с сумой и просившего подаяние. На всю жизнь запомнил этот мальчик (Курков Степан Андреевич) прием в доме Есениных. Вот как он вспоминал об этом, будучи уже в преклонных годах: «В ту пору жили мы в селе Шехмино. В 1903 г. умер мой отец, а вскоре от пожара сгорела наша изба. И судьба заставила нас ходить с сумой по миру. Много сел и деревень исходили мы. Были и в Константинове. Тут нас и увидела Татьяна Федоровна, мать Сергея Есенина, и пригласила нас в дом. Навстречу мне выбежал мальчик [Сергей] и, взяв меня за руку, повел в дом, я застеснялся, но, видя простоту его, почувствовал себя смелее. Он посадил меня за стол и сам сел рядом. Не помню, о чем он меня расспрашивал, но запомнился мне его дед, который принес пыхтящий самовар и поставил его на стол. Сергей подавал мне кусочки рафинада и баранки. После чая Сережа куда-то исчез... Через несколько минут приносит мне брюки, потому что мои были все рваные».

Христианское милосердие воспитывалось в нем благодаря посещению богослужений в Казанской церкви и священнику Иоанну Яковлевичу Смирнову. Отец Иоанн говорил замечательные проповеди. За усердие в назидании прихожан он в 1885 г. указом Духовной консистории получил архипастырское благословение. В формулярном списке священника Иоанна Смирнова о его службе говорится: «Проповеди и поучения своим прихожанам, для научения истинно христианской веры, в течение календарного года говорил много и часто».

Отец Иоанн родился в селе Ушмор Рязанского уезда в семье пономаря. Это был образованный человек с чуткой, отзывчивой душой. Отец Иоанн много читал, имел большую библиотеку, выписывал популярный в то время журнал «Нива» с приложениями и газету «Русское слово». Поэтому к нему тянулась любопытная молодежь. Его дом всегда был полон гостей. Звучала музыка, читались стихи и рассказы, а по вечерам велись беседы на духовные темы, ведь отец Иоанн был учителем Закона Божия в Константиновском земском училище и любой разговор мог повернуть на размышления о Боге.

Как опытный, усердный учитель, за успешное преподавание Закона Божия он в 1884 и 1886 годах от Министерства народного просвещения получал денежные премии, а в 1901 г. был награжден Святейшим Синодом орденом святой Анны третьей степени. Кроме того, он имел награду от самого Царя Александра III. В 1887 г. священник Иоанн Смирнов по Высочайшему повелению удостоился серебряной медали «для ношения на груди».

О христианском милосердии, которому учился Серегей Есенин у отца Иоанна Н. П. Калинкин вспоминал: «... Приведет <о. Иоанн> к себе калек и нищих и скажет дочери Капе или еще кому из домашних:

- Это братья наши, призрите их, накормите их. Есть что в доме, нет, - этого он не спрашивал. Сказал - должно быть сделано. Справедливости ради надо сказать, что в его доме бедно не было. Приход был богатый... Но что к отцу Ивану приходило, то и уходило. Открыто, нараспашку жил, без лукавства».

Сергей Есенин был завсегдатаем в доме священника Иоанна Смирнова. По воспоминаниям его сестры Екатерины, дома Сергей только спал да работал, а весь свой досуг проводил у Смирновых. Это о доме отца Иоанна он написал, будучи уже знаменитым поэтом: «Низкий дом с голубыми ставнями не забыть мне тебя никогда...».

В 1905 г., Сергей Есенин поступил в Константиновское земское училище, где преподавал отец Иоанн.

Одноклассник Есенина Н. И. Титов вспоминал: «Чуть не с первых дней поступления в школу священник Смирнов выбрал Сергея Есенина, Андрюшку Мамонова и меня для прислуживания ему в алтаре во время богослужений». В «Летописи жизни и творчества Сергея Есенина» отмечается, что в 1905 г. Есенин Великим постом ежедневно посещал богослужения в Казанской церкви. Исполнение обязанностей алтарника способствовало укреплению духовности Сергея Есенина, которую воспитывали в нем учителя земского училища, где помимо Закона Божия преподавался церковно-славянский язык. На этом языке школьников учили читать Евангелие и переводить его на русский. Таким образом, помимо благодатного воздействия на Сергея Есенина богослужений в Казанском храме большое значение в его жизни имело Константиновское земское училище. В сборнике «Сергей Есенин и русская школа» О. Л. Аникина пишет: «Русская школа давала не только первоначальные знания, но продолжала наравне с храмом и семьей формировать духовный мир ребенка, основанный на православных ценностях». А, как известно, то, что закладывается в человека с детства, то, как правило, остается на всю жизнь.

До конца своих дней сохранил Сергей Есенин заложенные в него с детства православные ценности - христианское милосердие, любовь к ближним, любовь к своему народу и к своей родине, России, которая является по определению святого Иоанна Кронштадтского подножием Престола Божия. Все это стало основой его творчества, которое благодаря именно православному мировоззрению стало нашим общенациональным достоянием.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Васильевич Евсин
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи Игорь Васильевич Евсин
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от С. Югов
27.11.2024 17:07
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52
Мученик за веру Христову!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 16:20
Граната обезьяне будет обязательно передана
Новый комментарий от АБС
27.11.2024 16:03
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Сергей из НН
27.11.2024 15:21