Музеем под открытым небом справедливо называют древний Торжок. Возникнув на сто с лишним лет раньше Москвы на берегах полноводной Тверцы, он сыграл исключительно роль в становлении русской государственности, был форпостом Новгородской республики.
И в последующие века Торжок неизменно оказывался причастным к главным историческим событиям.
Как живёт город теперь, в начале ХХI-го века? Что волнует население подобных, так называемых малых и средних городов, которых большинство в России?
Об этом пойдёт разговор на V Всероссийской конференции «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы», она состоится 2-3 октября в Торжке с участием Минкультуры РФ, «Российской Ассоциации Реставраторов» и правительства Тверской области.
Накануне, будучи в родном городе, я попросил Анатолия РУБАЙЛО, главу администрации Торжка, поделиться своим видением проблемы.
- Что вы думаете о сохранении исторического облика малых и средних городов на примере Торжка?
- Существует много решений проблемы, думаю, нет нужды их перечислять. Я, пожалуй, затрону одну сторону - препоны, которые возникают на пути тех, кто стремится сохранить исторический облик малых городок. Если коротко - бюрократизм, связанный с прохождением проектов. Вот историческое здание, оно в аварийном состоянии, разрушается, но пришёл человек, энтузиаст, взял это здание, начал что-то делать по его восстановлению. И сразу вокруг него - куча проверяющих. Нет, они не стремятся помочь, а наоборот - мешают, требуют: сделайте то и то. А если человек возражает, то начинается судебная тяжба, причём суды идут не по одному году, факты такие в Торжке есть. А в это время здание продолжает разрушаться. Удивляет то, что проверяющие не несут никакой ответственности за свои действия.
Да, мы знаем, существует 73 Федеральный закон, он регламентирует процедуру сохранение историческим памятников, а также обозначает обязанности всех органов исполнительной власти. Памятник должен быть внесен в государственный реестр, на него составлен паспорт, создана охранная зона. Всё это должно делаться за счет бюджета. Но на практике можно делать и за счет сторонних средств, для этого инвестору необходимы твердые гарантии со стороны власти, а мы зачастую не можем их дать в силу опять же той же бюрократии.
Хотя у нас есть добрые примеры, когда люди жертвуют свои личные средств на реставрацию и сохранения исторических памятников. В частности, это знаменитая дворянская усадьба Знаменское-Раёк под Торжком. Там активно идёт восстановление уникального памятника, и эту работу курирует депутат Госдумы, у которого есть такие возможности. При поддержке Министерства культуры и Всероссийского историко-этнографического музея в Торжке ведётся возрождение Борисо-Глебского монастыря - главной архитектурной доминанты города.
- Как можно, на ваш взгляд, устранить бюрократию с пути возрождения малых и средних городов?
- Один из способов - передать в ведение муниципалитетов охранные зоны и исторические памятники. Но, конечно, для этого нужно выделить и соответствующие средства. Документами Минкультуры и Минрегионразвития в России обозначено 41 историческое поселение, в число которых входит и Торжок. Я допускаю, что многие муниципалитеты с жаром взялись бы за сохранение исторического наследия. Но для этого, видимо, необходимо изменить практику собирания налогов, чтобы больше средств оставалось на местах, и власти имели право тратить их на реставрацию и сохранения памятников. Вдумайтесь в цифру: только в Торжке выявлено 328 исторических памятников муниципального, областного и федерального уровня. Это большое количество, они требуют постоянного внимания.
- А как обстоят дела с возможностями? В Вологодской области есть город Грязовец, сопоставимый с Торжком (два города связывает газопровод из Ухты «Сияние Севера»), когда в Грязовце в 2005 году сформировали сами бюджет, то его хватило на все нужды. Потом из Москвы запретили это делать, средства стали отбирать. А сколько средств остаётся в Торжке, можно ли изменить эту схему?
- Проблема эта очень серьезная, она связана с политикой Федерального Центра. Среди малых и средних городов далеко не всех такие, как Торжок или Грязовец, где сосредоточена довольно крупная промышленность. Есть моногрода, есть мелкие поселки. Сегодня у нас остается 15 % налога на доходы физических лиц, земельные налоги, налоги от имущества. Конечно, средств не хватает, особенно на сохранение исторических памятников. Если бы нам Федеральный Центр оставлял хотя бы 50 % налога с доходов физических лиц, то мы могли бы сформировать бюджет развития, а сегодня мы существует на бюджете выживания.
- Да, слышать это странно, поскольку Торжок даже в «лихие девяностые» сохранил все предприятия, являлся донором Тверской области.
- Мы и сейчас продолжаем оставаться этим самым донором. В Торжке действуют крупные машиностроительные объединения - «Противопожарная техника», Вагоностроительный завод, обувная фабрика, завод полиграфических красок, ряд других предприятий. Более того, мы наращиваем экономический потенциал. В частности, идет строительство уже 3-й очереди завода каркасного домостроения, тем технология безотходная - от дерева до готового дома, это будет крупнейшее предприятие деревообработки в европейской части России.
- Экономика развивается, а бюджет города формируется на выживание!
- Повторюсь, это не от нас зависит. Должна быть изменена практика налогооблажения, тогда всё встанет на свои места.
- Анатолий Анатольевич, за последние годы город стал выглядеть более благоустроенным, да и исторические памятники радуют. Всё-таки находите возможности?
- Мы ничего нового не изобрели. Думаю, секрет прост - администрация стала лучше работать. Мы активно участвуем в региональных и федеральных программах. Возьмем дороги. Если объект стоит 10 миллионов рублей, то наши затраты составляют лишь два миллиона, остальное выделяет область. И так - по многим программам. В том числе и по сохранению исторического облика города. Наше участие в программе «Культура России» помогло ускорить реставрацию Борисо-Глебского монастыря. Сейчас мы вошли в программу, которая позволит привести в порядок красивейшую часть Торжка - площадь революции, Путевой дворец, Дом городничего, здания присутственных мест. А знаменитая гостиница Пожарских, где останавливался и жил великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, уже отреставрирована.
Хотел бы особо отметить усилия русской Православной Церкви. Торжок - одна из колыбелей Православия в России. Ильинская церковь в центре Торжка, храм Иоанна Богослова и многие другие приведены в порядок; церкви не только реставрируются, но и заново строятся.
- Что вы ожидаете от конференции? Решит ли она проблемы, о которых вы говорили?
- Я искренне надеюсь на это. В Торжок приедут ведущие реставраторы России, специалисты по историческим памятникам. Думаю, проблемы, которые они затронут, будут рассмотрены на уровне правительства России и по ним приняты конкретные меры.
Беседовал Геннадий Сазонов, член Союза писателей России
Торжок - Вологда
Фото:
1. Глава администрации Торжка Анатолий РУБАЙЛО
2. Общий вид Торжка, в центре - ансамбль Борисо-Глебского монастыря
3. Отреставрированная гостиница Пожарских, где останавливался А.С.Пушкин.
1. Re: Мал городок, да дорог!