Русские постройки

Главы из повести «Елеон». Часть 4

0
204
Время на чтение 10 минут

От редакции. Прежде чем продолжить публикацию глав из новой работы Владимира Николаевича Крупина «Елеон», хотим познакомить читателей со словами автора, обращенными и к ним, и к редакции: «Сердечно благодарен РНЛ за публикацию моей новой работы «Елеон». И спасибо тем, кто ее прочел и высказал свои замечания. Постараюсь их учесть при издании книги. Слава Богу, я писал не научный труд, а художественный очерк, который редакция назвала даже повестью. Главное для меня было - по возможности передать тот дух православия, который был на Елеоне и спасал и Святую Землю и Россию. Со всею сердечностью, В.Крупин».

***

Также сооружались совершенно необходимые в условиях палестинского климата водосборники. Объёмистые, числом четырнадцать. Это подземные забетонированные водохранилища. Сколько же уходило трудов и средств на их создание. Зато они делали общину независимой от подвоза воды, от засухи.

Создавались мастерские: иконописная, златошвейная, свечное производство, библиотека, оборудовались производства для выделки оливкового масла.

Отец Антонин очень щепетильно относился к любому вмешательству в историю Елеона. То есть лично следил, когда земля копалась под фундамент очередного здания. Часто попадались в раскопках следы мозаики, иногда целые узоры, говорящие о том, что здесь были храмы. Мозаика старательно сохранялась, её изумительные образцы можно видеть в большой часовне святого Иоанна Предтечи, построенной на месте обретения его главы.

То, что здесь было множество культовых зданий, говорят и сведения из ранних веков. Здесь жила опальная супруга императора Феодосия (пятый век), тогда на Елеоне было 24 церкви.

Музей древностей в монастыре, это, конечно, заслуга великих Антонина и Парфения.

Игумен Парфений специально выучил арабский язык. Это помогало ему договариваться с арабами. Всегда скромно одетый, всегда в трудах, он был очень любим и насельницами, и местным населением. И вот - доселе необъяснима его кончина. На могиле надпись: «Здесь похоронено тело священно-игумена Парфения. Род в 1831 г. Служил при Иерусалимской Духовной миссии 30 лет. Был злодейски зарезан в ночь на 15 января 1909 г. на Елеонской горе».

Профессор А. Дмитриевский писал: «Вся нынешняя, без преувеличения можно сказать, райская красота, все многочисленные рощи кипарисов, масличных деревьев и сосен - всё это дело мозолистых рук и выносливых плечей иеромонаха Парфения...».

В годовщину со дня его кончины архимандрит Леонид (Сенцов), глава РДМ служил на Елеоне Божественную Литургию. Записывает в дневнике: «После Литургии и панихиды из храма все крестным ходом отправились к могиле почившего, убранной цветами, зеленью и апельсинами. На деревянном кресте висел в футляре серебряный венок весьма изящной работы... После обеда я подробно рассмотрел иконописную, золотошвейную, помещения для паломников, службы, включая сюда и баню для монахинь, скотный двор. Елеон Русский своим благоустройство всецело обязан покойному отцу Парфению, заботливая, неутомимая рука коего лежит на всём. Даже раскопки отца Парфения с чудным мозаичным полом покрыты ныне и включены в особую часовенку... А густые кипарисные рощи и громадный масличный сад по восточным склонам Елеонской горы меня просто изумили, так как в 1887-1888 годах ничего подобного здесь не было, а в 1898 году здесь торчали лишь небольшие кустики. Несомненно, русскому Елеону предстоит громадная счастливая будущность, и ему не будут помехою даже грандиозно-величественные сооружения немцев, получивших миллион марок от щедрот немецкой императрицы и немногим уступающие последним сооружения здесь же англичан. Весьма энергичная мать Евпраксия, правая рука о. Парфения, женщина сильной воли и не без средств, даёт несомненные ручательства за то, что заветы отцов - архимандрита Антонина и игумена Парфения - ею будут свято храниться, а немецкие, англиканские и католически поползновения соперничать с русским Елеоном и даже превзойти его, поддержат в ней, несомненно, энергию и готовность не уступить им пальму первенства... Помоги ей, Господи.

Заботы о нищих в общине были первейшими. Их не разделяли на своих_чужих, помогали всем. Не случайно, в знак такого милосердия, была возведена церковь святого праведного Филарета Милостивого.

А как кормить и свою немаленькую общину и как выдерживать постоянное нашествие не только паломников, но и просто голодных? Арабы посылали в монастырь детишек, чтобы они там подкрепились. Видя самое хорошее к ним отношение, арабы потом с радостью отдавали в монастырь своих дочек.

Пришлось завести хозяйство: коров, козочек, курочек. А чем кормить? Здесь выручал русский участок в Иерихоне, оттуда везли сено, зелень, овощи. То есть и там были нужны рабочие руки.

В отчётной Записке архимандрита Леонида (Сенцова) о том, что сделано Русской Духовной Миссией за десять лет (1904-1914), под пятым пунктом значится: «Приведение в порядок русского участка на Елеонской горе, окружённого каменной на мокрой кладке (т. е. на очень прочной - В.К.) оградой. А главное, основана там женская община, где живут теперь около двести сестер, для которых устроены здания и для жилья, и для рукодельных мастерских, и для живописи и иконописи, и для золочения икон; а также устроена гостиница для помещения поклонников на 300 человек. Выстроена также там часовня для постоянного чтения Псалтири и для отпевания умерших сестёр».

 

Первая мировая Революция

 

Несколько тысяч человек прибыло в Святую Землю в 1914 году. Грянула Первая мировая война, пути возвращения в Россию были отрезаны. Если бы все паломники были глубоко верующими, беды войны переживались бы легче. Но было много среди них (и это объяснимо) просто приехавших посмотреть, что это такое - христианство. А тут революция - застряли. В Россию дороги нет, а кому тут нужны российские подданные? Туркам, арабам? Заботы о несчастных паломниках легли, конечно, на Русскую миссию, на Елеонскую общину, на Горненский монастырь. Монахинями они не становились, считая, что со дня на день вернутся в Россию. Когда надежда эта исчезла, начались болезни, часто душевные. Страх умереть на чужбине, уныние, печаль, тоска съедали сердца. Часто шли отпевания.

А каково было Русской Миссии? Помощь из России резко прекратилась, а ведь только ею и паломниками были живы.

Турки безчинствовали, грабили общину, изгнали сестёр. Часть монахинь выбыла в Александрию. И как они там выжили, какими молитвами, какими трудами, Бог весть.

Патриарх Иерусалимский напомнил туркам обязательство сподвижника пророка Магомета, халифа Омара, уважать христианскую веру (637 г.). Это подействовало. Изгнание монахинь продолжалось семнадцать дней. Вернувшись сестры увидели, что обитель в разрухе - кресты снесены, живопись в храмах замазана, иконостасы сломаны.

1918 год - год окончания турецкого владычества. В Иерусалим вошли англичане. Монахини, уезжавшие в Александрию, вернулись.

А здесь ещё, всё одно к одному, налетела саранча. И пешая, и летучая. Началась самая настоящая война с нашествием губителей всего живого. Мириады насекомых превращали Елеон в пустыню. И если с летучей можно было хоть как-то бороться: села, поела, улетела, то с пешей сладу не было - оставляла после себя пустыню, лунный пейзаж после битвы. И опять надо было превращать его в сады, в посадки деревьев, кустарников, цветов. Опять всё сначала!

В 1924 году начальницей общины стала монахиня Елисавета. При ней община, с благословения Иерусалимского Патриарха, получила статус монастыря. Отныне он именовался «Русский Спасо-Вознесенский Елеонский монастырь».

Тяжел был игуменский жезл матушки Елисаветы. Выпало на время её игуменства страшное землетрясение 1927 года. Пострадал Иерусалим, сотрясло и Елеонскую гору. Очевидцы говорят, что колокольня прямо-таки устрашающе раскачивалась над горой. Но выстояла! Хотя остальные строения монастыря сильно пострадали. Некоторые уже и ремонту не подлежали.

И как было справиться с разрухой? Где взять силы и средства?

Как же смогли выдержать такие испытания монахини и послушницы, и трудницы? Ответ один: только с Божией помощью.

 

Монастырь

 

Положение монастыря было печальнейшим. Как пережить - родина-мать Россия далеко, правят ею захватчики, еврейские комиссары, идут гонения на православных, их убивают, сажают в тюрьмы. Церковь отделена и от школы и от государства.

Елеонские монахини ощущали своё присутствие в Святой Земле как данное им Самим Господом послушание по сохранению Веры Православной.

Каково им было, когда год за годом слабели надежды на свержение безбожной антихристовой власти в России. Только на Бога и Божию Матерь было их упование. И помогали им в этом елеонские, освящённые Божиим посещением, пространства.

Страшная, оглушительная новость пришла из Эрсэфэсээрии - расстреляна в Екатеринбурге Царская семья, убита в Алапаевске Великая княгиня Елисавета. В монастыре многие инокини помнили сами или слышали рассказы о том, как Елисавета Феодоровна поднималась на Елеонскую гору. Тем более, она же тётя матушки Тамары. Отслужили панихиду и включили имена и Елисаветы, и Великого князя Сергея Михайловича, сыновей великого князя Константина Константиновича Игоря, Иоанна и Константина, князя Владимира Павловича Палея, и инокини Варвары, убитых вместе с нею, в вечное монастырское поминовение.

...Когда Великая княгиня с мужем Сергеем Александровичем в 1888 году были в Святой Земле, то она ещё была лютеранкой. Виделась с архимандритом Антонином. Очень его полюбила. И в Лазареву субботу 1891 года княгиня перешла в Православие. Согласно традиции немецким принцессам давалось отчество Феодоровна, в честь иконы Феодоровской Божией Матери, покровительнице рода Романовых. «Это событие, - писал Сергею Александровичу архимандрит Антонин о крещении княгини, - отпразднованное всей Россией совместно с величайшим из праздников христианских, имело свой отголосок и в Святой Земле, хранящей в своей признательной памяти живыми и цельными светлые образы августейших паломников. В память о Крещении император Александр 3-й подарил Елисавете Феодоровне икону Спаса Нерукотворного с надписью: «Вербная суббота, 13 апр. 1891 г.». Икона была обнаружена на груди Великой княгини, когда её тело подняли из шахты.

Останки страдалиц за Христа, мучениц Елисаветы и Варвары были привезены с Урала в Читу, оттуда в Русскую Духовную миссию в Пекине, а далее по просьбе сестры Елисаветы Феодоровны Виктории, принцессы Баттенбергской отправились через Китай, затем морем через Суэцкий канал в Святую Землю. Многочисленная русская колония Иерусалима торжественно встречала святые останки. Иерусалимский Патриарх Дамиан совершил панихиду и погребение останков, которые упокоились и доныне пребывают в храме святой равноапостольной Марии Магдалины.

Гробы с их телами сопровождал уральский игумен Серафим Кузнецов. Сам отец Серафим служил на Елеоне до1945 года, могилка его в греческой церкви Малой Галилеи.

Когда в 2004-м году серебряный ковчег с десницей святой Елисаветы шествовал по России, он побывал в шестьдесят одной епархии, в ста сорока городах. К мощам приложилось десять миллионов человек. Такова, доныне растущая, любовь к преподобномученице.

Резко оборвал Октябрьский переворот связь Святой Земли с Россией. Заботы о Елеонском монастыре взяла на себя Русская Православная Церковь Заграницей. Это официальное её название взято из указа священномученика Патриарха Тихона от 7-20 ноября 1920 года за номером 362.

Надо добрым словом помянуть иерархов Зарубежной Православной церкви митрополитов Анастасия (Грибановского) и митрополита Антония (Храповицкого), так много сделавших для сохранения материальных ценностей Православной церкви в Святой Земле, в Константинополе. Для духовного окормления православных, живших там монахов и для помощи русским беженцам. Только в Константинополе их было 175 тысяч. А Югославия, Франция, Северная Африка, Китай, Австралия, южная и северная Америки? Будто Божиим промыслом разметало русских по планете, как разносит ветер семена трав и деревьев.

И опять спросим, подумаем, как выжили? Как сохранили веру в Бога, любовь к России? Как сохранили главное сокровище, веру Православную?

 

Времена испытаний

 

Монахини Елеона продолжали во все годы постоянно ходить ко Гробу Господню. Здесь, у великой святыни, еженощно служилась Литургия. И служится. Прибываешь в Иерусалим и можно не спрашивать, когда будет служба у Гроба Господня. Смело иди к одиннадцати часам вечера в Старый город, вот и всё. Идёшь по пустым в этот час узким улицам, лавочки все закрыты. Только кошки да крысы перебегают дорогу, да дворники поливают из шлангов мостовые. В храме уже читаются часы, начинается каждение. Позвякивают колокольцы на кадилах и молитвы наши, «яко дым кадильный», восходят к куполу Главного храма.

И как представить, что молитвы у Гроба Господня могут свершаться без молящихся? А ведь это могло бы случиться в те годы, когда совсем не приезжали паломники, и тогда участие монахинь в службах у Гроба было великой помощью Иерусалимской Патриархии, которая находилась в бедственном положении. Блаженнейший Дамиан даже остался без архиереев. Владыка Анастасий очень помог ему в постановке (хиротонии) новых архиереев, а также в помощи греческому Святогробскому братству. Мы старых обид, нанесённых нам греками, не помнили. Мы - братья во Христе - это главное.

Жизнь насельниц и послушниц Елеонского монастыря была нищенская в прямом смысле. Те, кто помоложе и покрепче, нанимались чернорабочими на строительство дороги Иерусалим-Иерихон. А это таскание тяжеленных носилок с песком, дробление камней. Тут и не всякий мужчина выдержит. Те, кто постарше, нанимались в услужение к англичанам.

В 1924 году владыка Антоний был просто потрясён, увидев монахинь босыми, в прямом смысле оборванными. Но он увидел и их духовную мощь и решимость страдать за Христа. Владыка поставил в игумении монахиню Павлу, вдову русского военачальника Клюева. Она подвизалась в Сербском Хоповском монастыре, где поселились бежавшие от большевиков монахини Русского Леснинского монастыря. Игумения Павла делала всё, чтобы выкарабкаться из нужды и вернуть монахиням их главное назначение - молитву. Она возродила и усилила производство икон, рукоделия, вообще предметов православного обихода. Это было и душеспасительно и приносило монастырю доходы. Даже организовала выставку работ монахинь.

Помогала и прежде заслуженная известность елеонской общины, благодарная память о русских школах для местного населения.

Вот тоже, кстати сказать: упрекают нас за «русское влияние» на Ближнем Востоке. А кто же вам-то мешал, господа, создавать школы для арабов, больницы, снабжать местное население лекарствами? В 1897 году школ для арабских детей было полсотни, в Иерусалиме больницы - стационар и амбулатория. Конечно, такая доброта в народной памяти не забывается. Это не бомбы на головы нынешних палестинцев - подарки от дядюшки Сэма.

Арабы охотно отдавали девочек из своих семей в монастырь. Весёлые, смышлёные арабочки, как ласково их называли, любили монастырь, звали монахинь «амма», то есть «мама» по-арабски, охотно учились ремёслам, были безотказны в исполнении посильных трудов. Труднее давалось им стояние на долгих молитвах, но и к этому постепенно привыкали. Видишь на снимках отроковиц в чистеньких платьицах, смотришь на их открытые лица и понимаешь - хорошо им с русскими мамами.

В 1934 году монахиня Павла приняла схиму. Владыка Анастасий благословил стать игуменией сестру Меланию, тоже из Хоповского монатыря. Спокойная, даже тихая, смиренная монахиня была примером молитвенности и постоянных трудов в возрождении монастыря, прежде всего Спасо-Вознесенского храма.

Рядом с нею всегда была монахиня Таисия (в схиме Антония) - живая легенда монастыря. Уроженка Воронежской губернии, выпускница Института благородных девиц, она была в монастыре 68 лет. А ушла в лучший мир, когда ей было сто лет. Реставратор, бухгалтер, художник, дворник, златошвейка, летописец, знавшая, кажется все языки, великая молитвенница. Ухаживала за могилами на кладбище, читала неусыпаемую Псалтирь...

Особенно велика её роль во время арабо-израильской войны, когда командование иорданской армии установило у подножия Елеона артиллерию и планировало разместить в монастыре танки, а на колокольне оборудовать наблюдательный пункт и военную сигнализацию. А это грозило гибелью и колокольни и обители. Схиигуменя Антония употребила все свои связи, все свои дипломатические усилия и план превращения территории монастыря в военный плацдарм был отменён.

После кончины матушки Мелании (1944 г.) игуменское послушание вновь было возложено на игумению Павлу, которая уходила на покой и была уже схиигуменией Антонией.

Военное время усилило приток беженцев, а это значит, что практически все они искали спасения в монастыре. И как их отторгать - они тоже потеряли родину. Кто-то, по силе возможностей, помогал жизни монастыря, но чаще это были больные, старые люди, за которыми был нужен уход.

Великий, превышающий человеческие силы, подвиг свершали монахини монастыря: сохраняли Веру Православную, спасали русских беженцев, молились за Россию, верили в неё. Со всего мира монахини в монастыре, а монастырь русский.

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Крупин
Серый вечер, мокрый снег...
Классики и современники
25.11.2024
Два рассказа
Тарзан и Жучка. Доставка пиццы
21.11.2024
Как с цепи сорвались
Идёшь в Церковь – идёшь в рай, ругаешь Церковь – готовишь себе ад
13.11.2024
Солженицын: 60 лет эмиграции и 30 лет возвращения
Солженицын – явление более социально-политическое, нежели литературное
11.11.2024
Все статьи Владимир Николаевич Крупин
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48