То, что сейчас происходит на Украине трудно сравнить с чем-либо, что происходило в Европе в послевоенные годы. Даже события в Югославии по форме, как и по идейной наполненности несравнимы с произошедшем. Но, тем не менее «репетиция» трагедии по подобному сценарию уже была.
ПМР - геополитическая разминка
Приднестровье 1990-й год. СССР еще не разрезан на куски, но в Молдавии уже зреет кризис. Все началось с того, что были выдвинуты требования признать идентичность молдавского языка румынскому, а также перевести молдавский язык на латинскую графику и сделать его государственным языком Молдавской ССР. Начались демонстрации, на которых звучали еще более радикальные лозунги: «Молдавия - для молдаван», «Чемодан - вокзал - Россия», «Русских - за Днестр, евреев - в Днестр».
Ну а дальше молдавский майдан начал действовать.
Начались увольнение русских специалистов притеснения по языковому принципу, нападения на русских, что к 1992-му году вылилось в полномасштабную войну. Чтобы описать все коллизии этого вооруженного конфликта понадобится ни один том исследований. Главное, в результате короткого и относительно малокровного, в сравнении с сегодняшним днем, военного противостояния, русская часть Молдовы отлетела от метрополии, образовав ПМР Приднестровскую Молдавскую Республику. Военные действия были остановлены, когда армия ПМР после обороны перешла в наступление и выбила молдавскую армию из важной стратегической точки города Бендеры. Война завершилась замораживанием Приднестровского конфликта и вводом в зону конфликта российских миротворцев.
А образованная ПМР стала непризнанным государством, не имеющим ни дипломатических, ни иных официальных связей с другими странами. Но есть страна, экономика, все внутренняя инфраструктура соответствующая полноценному государству. Армия, правительство, органы местного самоуправления, валюта. Поскольку на территории Украины зреет целый парад подобных государств явных, и пока еще не явных сегодня, ваш покорный слуга отправился на днях в эту страну, дабы своими глазами посмотреть, какого оно быть не признанным, но гордым государством, в одиночку отстаивающим и отстраивающим свою независимость и право на жизнь.
В тисках погранполос
Сейчас Приднестровье оказалось в еще более сложной ситуацией, чем это было еще несколько лет назад. Если еще недавно, по причине большого количества населения украинской национальности, Украина для ПМР была скорее дружественной страной, то теперь, после припадков военных истерик, о якобы готовящимся нападении огромного Приднестровья на маленькую Украину, ПМР оказалось зажатым между двумя враждебными странами.
Тем не менее, никаких скоплений техники или других атрибутов подготовки к военным действиям на границе я так и не увидел. Граница как граница, таможня, как таможня, практически одинаковая по обеим ее сторонам. Традиционный сбор загранпаспортов на переезде и торжественное их возвращение. Примерно такое же, как при пересечении границы в Крыму. Пограничники тоже, видимо, украинских СМИ читают мало, поэтому не в курсе, что ПМР готовит захват Украины. И вот когда пограничные формальности улажены, можно смело начать путешествие по этому, чудному во всех смыслах слова, государству, которого нет ни на одной мировой политической карте.
Тирасполь встречает приезжего непривычной на Украине чистотой улиц и гостеприимством. Дороги здесь практически идеальны, во всяком случае, по сравнению с Украиной. Работают магазины, бары, рынки и все что нужно для инфраструктуры города. Ходит общественный транспорт и такси. Такси здесь стоит 15-25 наших гривен (примерно 45-75 росс. руб.), практически в любую точку Тирасполя и соседних Бендер. Но главное, что радует здесь, меня отвыкшего уже от этого чувства, - это свобода.
Тут никто никого не тащит на «гилляку» не называют ватником или бандеровцем. Не висят плакаты «Донеси на соотечественника и получишь 30 гривен серебром!». Страна защищает одинаково людей всех политических взглядов и национальностей, как и карает в случае нарушения закона, без различий во имя чего ты его нарушил. Кстати, если вам доведется побывать в Приднестровье, в политических разговорах избегайте ошибочного именования «бАндеровцев» «бЕндеровцами», жители Бендер очень обижаются, когда по их словам: «Их называют по имени этой мрази».
Такой он - «совок»
Многие продвинутые украинские европейцы, ну те что любят жечь покрышки и скачут, чтобы доказать что они не москали, считают Приднестровье «совком». Что касается безопасности на улицах, социально-направленной политики и коммуналки - они правы страна отсталая. Тут можно бродить по улицам хоть всю ночь, без страха за кошелек или жизнь, очень незначительная безработица, идет рост, а не сворачивание, как это положено в цивилизованной Украине, производств, а в городах есть горячая вода круглые сутки. Когда в ответ на жалобу местного о том, что в Тирасполе как-то отключили горячую воду на неделю, я сказал, что во многих городах Украины горячей воды нет годами, люди были очень удивлены и, похоже, не поверили. Короче, форменный «совок». Но есть частные кафешки, рестораны, гостиницы и магазины. Есть даже собственный мини-олигарх в лице некой корпорации «Шериф» с непонятным владельцем.
Что меня поразило, так это продажа в супермаркетах этой фирмы безакцизных сигарет известных брендов, по небольшой цене и соответствующего качества, (акцизные процентов на 20 дороже, чем у нас). Но в целом экономика успешно развивается. Государство забирает выеденные и разрушенные олигархами производства, восстанавливает их и заставляет работать на общество, попутно создавая рабочие места. Таких восстановленных предприятий сейчас около пятнадцати. Кстати, в Молдове сейчас недостаток высококлассных специалистов, особенно в области медицины. Когда из страны изгоняли русскоязычных, большая их часть оказалась именно здесь, поэтому и квалифицированных врачей на душу населения здесь значительно больше, чем в обоих соседних «эвропэйских» государствах. О том, как живут сейчас экономики Украины и Приднестровья говорит и тот факт, что еще год назад гривна здесь стоила 1,3 приднестровских рубля. Сегодня курс составляет 0,8 гривны. Цены на продукты здесь практически такие же, как у нас, это притом, что с продажи снимается двойной налог, приднестровский и молдавский.
На территории Приднестровья представлены практически все национальности бывшего СССР, но основу составляют русские, украинцы и молдаване. Кстати, здесь в Тирасполе печатается единственная в мире газета на молдавском языке. В соседней Молдове все газеты выходят на румынском и ему подобном. Но, несмотря на все плюсы внутригосударственной политики, многие продолжают уезжать из страны.
Главная причина нестабильность ее внешнеполитического положения, усугубленного в последний период. У многих граждан здесь сразу три паспорта приднестровский, российский и молдавский. Те же, у кого один или два с российским паспортом, практически оказались «невыездными», в связи с причудами киевских властей. Государство оказалась в политических и уже экономических тисках между Украиной и Молдовой. Население боится, что под шумок бушующего конфликта, ПМР будет разыграна, как разменная монета в общем восточноевропейском кризисе. Но пока Приднестровье держится и даже умудряется в таких условиях успешно развиваться, у них нет надежды на европейскую халяву, о которой немотивированно мечтают наши любители Украины, а, значит, приходиться надеяться только на свои силы и строить вопреки всему свое, кровью завоеванное, непризнанное, но гордое государство.