Впервые слово это я услышал в далёком отрочестве. И вот при каких обстоятельствах.
Была у нас, сельской ребятни, такая игра - «В котёл». Азартная, между прочим. На денежки. Однако никто нам её не запрещал - ни учителя, ни родители. Потому, наверное, что «ставки» наши были мизерными, буквально копеечными, и даже в сумме все медяки и серебрушки, стоявшие на кону, составляли не более чем скромные рубли. Но и не менее...
Многие подробности той игры я уже, признаться, подзабыл, но суть её была такова. В земле, обычно перед чьим-либо заплотом или амбаром, обращёнными в улицу, выкапывали мы лунку глубиною и диаметром примерно в ладонь - тот самый «котёл» под будущую «казну». Вокруг него прочерчивали концентрические окружности - получалось что-то вроде лежащей мишени. Каждый опускал в котёл первоначальный взнос для создания этакого «уставного фонда», и начинался его розыгрыш. Игроки по очереди с определённого расстояния метали какую-либо вескую монету -»царский» пятак красной меди с патиной, серебряный полтинник от нэповских времён, а то и родительскую медаль, трудовую или боевую, за недавнюю Победу над фашисткой Германией, - стараясь угадать если не в лунку, то хотя бы в один из кругов над нею. Попавший точно в «котёл» забирал всё, что в нём скопилось, и тогда игра начиналась заново. Тем, кто попадал в пределы очерченных кругов, тоже причиталось некоторое вознаграждение. Ну, а кто «мазал», то есть метал мимо мишени, тот платил, пополняя казну, условленный штраф. И поскольку меткачей среди нас было немного, большинство угадывало «в молоко», то общая казна постепенно росла, собирая копейки в целые рубли, пока какой-нибудь счастливчик всё-таки не «огребал» её после удачного метания.
Однако случалось и так, что казна уходила вообще в чужие руки, и все мы оставались на бобах. По крайне мере, мне запомнился один подобный случай. В тот день игра шла возле соседнего дома. Котёл уже распирало от медяков и серебрушек, но взять казну всё никому не удавалось. Среди игроков росло понятное напряжение. Ребятишки нервничали, спорили, уличая другу друга в «мухляже», явном или мнимом. Иным уже нечего было ставить на кон, чтобы получить право на метание, и они играли в долг. Шум наш привлекал даже взрослых, проходивших мимо. Некоторые из них останавливались «поболеть», однако вскоре убеждались в бесконечности нашего «сражения» и шагали дальше. Но вот подошёл долговязый парень Мишка Горынцев, по прозвищу Миха Горыныч, известный на селе драчун
и задира. Молча «поболев» минуту, он вдруг подскочил к котлу, с утробным криком «дуваны!!!» гребанул из него содержимое, грозно-торжествующе потряс кулаком, в котором зажимал нашу казну, и рванул в соседний переулок. Всё произошло в одно мгновение и так неожиданно, что мы онемели в растерянности. А когда очухались и бросились догонять грабителя, было уже поздно. Да и, признаться, бежали мы не слишком уверенно. Горыныч был явно сильнее каждого из нас и настигнувшим его мог дать «сдачи» отнюдь не серебром и медью.
Дурной пример Горыныча оказался заразительным. Дуваны со стороны великовозрастных шалопаев участились, и наши детские ристалища «в котёл» вскоре сошли на нет, уступив место менее рискованным играм -
«в чику» или «в пристенок». Да и само слово «дуваны» стало забываться.
Кстати, мне в те времена казалось, что оно было чисто нашенским, местным, может, даже выдуманным тем самым Михой Горынычем, который выкрикнул его просто по наитию, произведя от глаголов «дунуть», «сдуть», в смысле «украсть». Однако позднее, пристрастившись к чтению книжек, я с удивлением встретил его (правда, в форме единственного числа - «дуван») на страницах таких серьёзных исторических романов, как «Петр 1» Алексея Толстого, «Разин Степан» Алексея Чапыгина и других. В последнем даже написано, что «казаки на площади торговали дуваном» - одеждой, церковным серебром и прочим. То есть дуваном называется не только захват чего-либо ценного и делёж награбленного «общака», но и сама добыча...
И уж, конечно, когда наступили смутные да разбойные 90-е минувшего века, когда среди бела дня пошёл грабёж общего достояния во вседержавном масштабе, выразительное словцо это не могло не вспомниться, не прийти мне на ум. Ну, в самом деле, вы подумайте только, разве это была не прямая аналогия с тем, что наблюдалось нами в ребячьих играх? Семьдесят лет с гаком наши люди в поте лица своего по копейке, по рублику создавали, наполняли «общий котёл» всенародной собственности. Да, да, её официально называли не иначе, как общенародной или государственной собственностью.
Кроме скромного личного имущества, которым располагали советские труженики, в неё входило всё национальное достояние - от заводов, фабрик, шахт, электростанций, дорог, пароходов, самолётов до общественных зданий, жилых домов и квартир в них. Не говоря уже о богатствах, дарованных Богом - о землях, недрах, водах, лесах. Немногие сегодня помнят и знают, наверно, особенно из молодёжи, что при тогдашней системе распределения в общенародную собственность перекачивалась не только выручка, прибыль предприятий, но и значительная доля средств, предназначенных на оплату труда работников. На руки получали советские люди лишь определённую часть заработка, остальное шло в так называемые общественные фонды потребления и затем распределялись на всех граждан через бесплатную медицину, образование, отдых, дешёвое ЖКХ. И вся материальная база соответствующих учреждений - больницы, санатории, стадионы, школы, детсады, пионерские лагеря - также была народной собственностью.
Притом, в процессе формирования общественных фондов потребления, как и в нашей детской игре, в «общий котёл» попадало гораздо больше, нежели из него изымалось «игроками». И в результате - к концу прошлого века в этом «котле» накопилось немыслимое богатство, в денежном выражении исчисляемое многими триллионами и биллонами рублей.
И вот тут-то и явился этакий коллективный Горыныч в образе гайдаров, чубайсов, березовских, прохоровых и прочих абрамовичей. Имя им легион. Нет, они не стали, как наш Миха, грубо и разом хватать казну из котла и убегать с нею в переулок. Они поступили более «цивилизованно», то есть мошеннически подло. Назвав общенародный котёл «ничейным», а потому-де и никчёмным, они внушили простодушным, доверчивым трудягам, что лучше «за так» или по дешёвке отдать его «эффективным собственникам», которые им по-хозяйски распорядятся. И всем будет от этого великая польза и благо.
Ну, а кандидатов в эти «эффективные собственники» они, знатоки рынка, мол, определят сами, главных уже готовы предложить поименно, начиная с себя. И вскоре устроили настоящие «дуваны». Всё достояние народное, нажитое, без всякой иронии, непосильным трудом миллионов, ушло в руки нескольких десятков (ну, может, сотен) «эффективных» жуликов и проходимцев при молчаливом оцепенении широких оболваненных масс. А порою и чуть ли не под аплодисменты обираемых «мазохистов». Помню, меня особенно удивляло и выводило из себя, когда знакомая, вроде неглупая журналистка по краевому телевидению в беседах с неким «бизнесменом» Авакяном, посредником в торговле квартирами, с умилением внимала и поддакивала его призывам немедленно раздать все «ничейное» имущество оборотистым людям, вроде него, ибо «богатый человек - это дойная корова для бедных». Он-де прокормит (так и говорил: «прокормит»!) сотни и тысячи людей, даст им пресловутую «удочку», то есть работу, и у них будет всё - и хлеб с маслом, и крыша над головой. И ведь многие верили...
А что мы видим, спустя четверть века? Всех накормили захватившие «общий котёл» богачи, эти «дойные коровы для бедных»? Дали всем работу? Одели-обули каждого и снабдили жильём? Как говорится, без комментариев.
И самое поразительное и угнетающее, что ни мы, ни наши правители ничему не научились. Приватизация доднесь шагает по стране. Далековатый от трудового народа, от жизни премьер снова и снова повторяет, вроде той очарованной журналистки, либеральную мантру, что надо передать последнюю госсобственность в частные, «эффективные» руки. И передают. «Дуваны» продолжаются! А массы всё молчат, «народ безмолвствует»...
Наверное, кто-то, читая эти строки, хмыкнет: зачем, мол, тратить столько слов на объяснение, в общем-то, уже очевидного? А вот зачем, братцы мои.
К великому сожалению, многие из нас не сознают и не дают себе отчета в том, что все наши нестроения, все наши беды проистекают именно от того «первородного греха» - от жульнически отнятой у народа собственности и несправедливо поделённой кучкой пройдох-тунеядцев. То есть от тех самых «дуванов», что были начаты в 90-х годах прошлого века.
Повторяю и подчёркиваю: все наши бедствия и нестроения. Все без исключения: и закрытые, раскуроченные заводы-фабрики, и разорённые деревни с пустоглазыми домами и заросшими дурниной полями, и почти обезоруженные армия и флот, и сниженные «до плинтуса» уровни культуры, образования, народной нравственности и как следствие - рождаемости при растущей смертности, что печально именуется «русским крестом»...
А возьмите события на Украине. Что происходит на тамошних майданах, что творится в дымящихся городах и весях Новороссии, тупо стираемых с лица земли бандеранутыми укропитеками? Да, в сущности, продолжаются те же «дуваны», идёт делёж-переделёж награбленного «ничейного» имущества - от заводов и шахт до земельных угодий, от скифского золота до банальных зипунов. Известное дело: паны дерутся, а у холопов чубы трещат.
Не слишком ли я преувеличиваю роль этого самого имущества, имения, богатства во всех событиях и явлениях, не слишком ли злоупотребляю своей «дуванской» метафорой? Ничуть! Давайте-ка вспомним библейские, евангельские истины: «не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего», «не собирайте сокровищ на земле...», «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Или хотя бы расхожее народное присловье, что «самое болючее место там, где лежит кошелёк». Ох, правы были святые отцы, утверждавшие, что сребролюбие и любостяжание - корень всех зол и начало всех пороков...
А потому вывод прост и очевиден, Сколько бы раз ни повторял наш нынешний лидер, подавая сигналы Западу и домашним единомышленникам, что никаких деприватизаций-национализаций не будет, ибо они-де чреваты гражданской войной, но именно в этом, в возвращении (для начала хотя бы через прогрессивный налог с доходов скоробогатых «прихватизаторов»)
национальной собственности её законному владельцу - народу, в честном распределении нажитого им богатства (по труду, по вкладу!) наш выход из бесконечного тупика и наше спасение. Не будет у нас ни гражданского мира, ни общего дела, ни развития, ни возрождения, пока не изживём последствий дикого «дувана», не оттесним от артельного «котла» наглых Горынычей.
И не дележа «медяков и серебрушек» ради, а торжества справедливости для! Пора понять, что народ наш никогда, ни за что не согласится, не смирится со столь явным её попранием. Не зря ж было сказано «больной совестью нашей» Фёдором Достоевским: «Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда её».