Иеремия Затворник (Соловьёв), епископ. «Господи, дай мне очи видеть Тебя!». Основы духовной жизни в вопросах и ответах. М. 2006. с. 530-533
От редакции. Эти размышления над отрывком из книги епископа Иеремии Затворника (Соловьёва) наш уважаемый автор, протоиерей Алексий Касатиков, сопроводил следующим письмом: «Уважаемая редакция! Предлагаю для публикации выдержку из книги замечательного русского православного подвижника XIX века епископа Иеремии (Соловьёва). Владыка занимал Черноморскую и Кавказскую кафедру, в ведение которой входили и земли нынешнего Краснодарского края и, соответственно, войсковой град Екатеринодар (ныне - Краснодар). Для нашего храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (г. Краснодар), настоятелем которого я являюсь, имя Владыки Иеремии особенно дорого, поскольку именно он, вскоре после своего прибытия на Черноморскую и Кавказскую кафедру, лично наш храм освятил 13 ст. ст (26 н. ст.) мая 1844 года. В этом году исполнилось 170 лет с этого дня.
Мне кажется, предлагаемая выдержка из его книги весьма актуальна в свете нынешних кровавых украинских событий, главным лозунгом которых стало отрицание некоторой частью украинского общества очевидного братства с русскими людьми, с русским народом. Именно этому «не братскому отношению» и посвящён предлагаемый отрывок. Может быть слова святого человека, сопровождаемые его молитвами, дойдут до чьих-то озлобленных сердец?.. С уважением, протоиерей Алексий Касатиков».
***
В книге представлены труды выдающегося церковного писателя и подвижника благочестия епископа Иеремии Затворника (Соловьёва). Владыка Иеремия был другом, собеседником и духовным соратником многих великих деятелей Русской Православной Церкви XIX века. Он пользовался искренним уважением и любовью святителей Филарета Московского (Дроздова), Иннокентия Московского (Вениаминова), Филарета Киевского (Амфитеатрова) - его друга и покровителя, Иннокентия Херсонского (Борисова) - его самого близкого друга и сотаинника. Многие из его духовных друзей в настоящее время уже прославлены Церковью в лике святых. В Нижегородской епархии, на земле которой епископ-подвижник обрёл вечное упокоение, в настоящее время готовятся документы к его канонизации.
Во время своего служения Церкви Христовой, епископ Иеремия проходил различные послушания. Он был ректором Киевской Духовной академии, настоятелем Киевского Братского монастыря. Будучи на этих должностях, он был рукоположен в епископский сан и назначен Епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии. Впоследствии он стал первым епископом на новообразованной Черноморской и Кавказской кафедре с центром в Ставрополе-на-Кавказе (ныне - столица Ставропольского края). Позже эту кафедру возглавлял Святитель Игнатий (Брянчанинов). После этого Владыка Иеремия недолго занимал Полтавскую кафедру и, наконец, прибыл в качестве правящего архиерея на Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. После семилетнего служения Владыка уволился на покой и 27 лет провёл в затворе в трёх нижегородских монастырях: в Печерском, Городецком Феодоровском и Благовещенском, оставив после себя обширное письменное наследие, проникнутое подлинно святоотеческим духом. Труды эти выдают в Авторе духовного собрата столь горячо любимых им писателей-подвижников - святителей Димитрия Ростовского, Тихона Задонского и других святых отцов. Здесь, на Нижегородской земле после подвижнических трудов он завершил свой земной путь, будучи погребён в древнем Нижегородском Благовещенском монастыре, который был обновлён ещё святителем Алексием, Митрополитом Московским во время его возвращения из Орды.
Проведя многие годы в Киеве, Владыка очень полюбил и город, и его главную святыню - Киево-Печерскую лавру, где мечтал удалиться на покой для подвижнических подвигов. Ему не суждено было провести остаток дней в Киеве, охваченном ныне братоубийственной смутой. Может быть, предлагаемая из его книги глава поможет прекратить ненависть хотя бы в некоторых сердцах нынешних жителей несчастной Украины, многие из которых уверенно заявляют, что «они-де не братья москалям».
Урок 9
«Я НЕ ТВОЙ БРАТ»
Много в мире предметов соблазняющих, но для человека любомудрого и внимающего своему спасению больше, несравненно больше такого, что его вразумляет и учит. Могут нас располагать к Богомыслию, т. е. к размышлению о предметах духовных, Божественных не только вещи и предметы одушевлённые и неодушевлённые, как мы видели и ещё увидим, но и самые простые слова, от кого-либо слышанные нами. Вот, например, что кажется проще и малозначительнее такого слова: я не твой брат. Но святитель Тихон [Задонский] извлёк из него для многих сильное вразумление и обличение.
Вопрос. Какое и как?
Ответ. Случается слышать, говорит он, что один другому: высоко стоящий - низкого состояния человеку, богатый - бедному, начальник - подначальному, старейшина - простому поселянину - говорит: я-де не твой брат, - говорит для того, чтобы заставить его умолкнуть. Чудно, что человек человеку не удерживается сказать это слово. Осмотрись, человече, по внушению какого духа ты произносишь: я-де не твой брат. Не от духа ли глупой и слепой гордости? Когда ты не его брат, то чей же? Он человек, а тебя как называть? Ангелом или - страшно вымолвить - бесом? Я не твой брат, говоришь ты.т. е. я-де высокий, а ты низкий, я-де богат, а ты нищ, я-де благородный, а он подлый, я-де честен, а он бесчестен, я-де добрый человек, а он порочный. Показав смысл глупого слова я-де не твой брат, святитель Тихон даёт несколько разных вразумлений.
Вопрос. Как же Богомудрый святитель Тихон вразумляет горделивца?
Ответ. О человече, вещает он, посмотри на Христа Сына Божия: кто Его благороднее? Кто Его богаче? Кто святее, славнее, премудрее? Никто, никто не может с Ним сравняться ни в чём. Ибо Он есть Бог вечный, есть Царь царствующих и Господь господствующих и во свете живёт неприступном. Но, будучи столь велик и славен, Он не стыдится человеков называть братьями Своими, говоря Богу Отцу: возвещу имя Твое братиям Моим...и Марии Магдалине: иди к братиям Моим и скажи им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему (Евр. 2, 12; Ин. 20, 17). Ты же кто, который говоришь человеку: я-де не твой брат и не хочешь подобного себе называть братом. Ведь и ты, кто бы и кем бы ни был, такой же человек. Особенное внимание святитель обращает на такой предлог самопревозношения: я-де добрый, а он злой.
Вопрос. Что же об этом говорит святитель?
Ответ. Что добрым человеком себя ты называешь, а другого злым? Это неизвестно, кто добрее или злее: он или ты. Не тот добр, кто называет себя добрым, но тот, кто добро творит, исполняя волю Божию и Его заповеди, и кого Всеправедный Господь похвалит: хвалящийся, сказано, хвались о Господе (2 Кор. 10, 17). Затем святитель гордыню нашу ниспровергает, представляет общее всех человеков и конец.
Вопрос. Какими словами он внушает это?
Ответ. Посмотри, говорит, на гробы мёртвых и узнай из этого, что и ты такой же брат всякому человеку. Вы же, - читается в Псалтири, - вы же, славные и благородные, богатые и высокие, как люди умираете (Пс. 81, 7).
Одинаков для всех закон. Конечно, вы помните, что изрек об этом премудрый Соломон?
Вопрос. Что именно?
Ответ. Вот что: и я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного. И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа... и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми, вскормлен в пеленах и заботах; ибо ни один царь не имел иного начала рождения: один для всех вход в жизнь и одинаковый исход (Прем. 7, 1-6).
Зная и помня это смиренномудрое слово мудрейшего из царей, а боле всего слово Самой Ипостасной Премудрости: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лк. 18, 14), - не отложил литы твою гордость? Не сознаёшь ли бессмыслие и глупость твоего слова: я-де не твой брат? Не возлюбишь ли смирение Христово? И не станешь ли всякого человека, самого низкого и презренного, почитать и называть своим братом?
Вот к каким благим мыслям и чувствам привело это простое, краткое, случайно слышимое словцо: я-де не твой брат. И другие подобные слова могут послужить источником спасительных размышлений.
***
Текст |
Мысли при чтении |
Урок 9 «Я НЕ ТВОЙ БРАТ» Много в мире предметов соблазняющих, но для человека любомудрого и внимающего своему спасению больше, несравненно больше такого, что его вразумляет и учит. Могут нас располагать к Богомыслию, т. е. к размышлению о предметах духовных, Божественных не только вещи и предметы одушевлённые и неодушевлённые, как мы видели и ещё увидим, но и самые простые слова, от кого-либо слышанные нами. Вот, например, что кажется проще и малозначительнее такого слова: я не твой брат. Но святитель Тихон [Задонский] извлёк из него для многих сильное вразумление и обличение.
|
Как не вспомнить происходящее на Украине, разжигаемую там ненависть ко всему русскому, выразившуюся, в том числе, в некоей песенке, рефреном повторяющей почти буквально те слова, о которых рассуждает Владыка Иеремия, основываясь на мыслях святителя Тихона Задонского. В поминаемой песенке незадачливые авторы, обращаясь к русским людям и всей России заявляют: «Никогда мы не будем братьями». Владыка Иеремия был ректором Киевской духовной академии, настоятелем Киево-Братского монастыря, в Киеве же он был возведён в епископский сан и поставлен во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Там же в Киеве он постриг в монашество и рукоположил в священный сан будущего святого Феофана Затворника, а также будущего Митрополита Московского Макария (Булгакова). Был Епископ Иеремия и Полтавским Преосвященным. Может быть, сегодня дойдут его слова до потомков его паствы? |
Вопрос. Какое и как? Ответ. Случается слышать, говорит он, что один другому: высоко стоящий - низкого состояния человеку, богатый - бедному, начальник - подначальному, старейшина - простому поселянину - говорит: я-де не твой брат, - говорит для того, чтобы заставить его умолкнуть. Чудно, что человек человеку не удерживается сказать это слово. |
О нынешних украинцах, распевающих помянутую песню и сказать-то нельзя, что они высоко стоят, или богаты, или начальники, или что-либо подобное. Тем более чудно, что не удерживаются они говорить эти досадные слова. |
Осмотрись, человече, по внушению какого духа ты произносишь: я-де не твой брат. Не от духа ли глупой и слепой гордости? Когда ты не его брат, то чей же? Он человек, а тебя как называть? Ангелом или - страшно вымолвить - бесом? |
Можно ли точнее обратиться к нынешним безумцам? |
Я не твой брат, говоришь ты.т. е. я-де высокий, а ты низкий, я-де богат, а ты нищ, я-де благородный, а он подлый, я-де честен, а он бесчестен, я-де добрый человек, а он порочный. |
Как уж сказано выше, никак нельзя признать повторяющих слова обидной песенки ни высокими, ни богатыми, ни благородными, ни честными, ни добрыми. Однако с каким убеждением заявляют они, что москали-де и низкие, и нищие, и подлые, и бесчестные, и порочные и ещё невесть какие!
|
Показав смысл глупого слова я-де не твой брат, святитель Тихон даёт несколько разных вразумлений.
|
Иначе как глупым словом это и назвать нельзя, потому святитель и употребляет это сильное выражение. |
Вопрос. Как же Богомудрый святитель Тихон вразумляет горделивца? Ответ. О человече, вещает он, посмотри на Христа Сына Божия: кто Его благороднее? Кто Его богаче? Кто святее, славнее, премудрее? Никто, никто не может с Ним сравняться ни в чём. Ибо Он есть Бог вечный, есть Царь царствующих и Господь господствующих и во свете живёт неприступном. Но, будучи столь велик и славен, Он не стыдится человеков называть братьями Своими, говоря Богу Отцу: возвещу имя Твое братиям Моим... и Марии Магдалине: иди к братиям Моим и скажи им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему (Евр. 2, 12; Ин. 20, 17). Ты же кто, который говоришь человеку: я-де не твой брат и не хочешь подобного себе называть братом. Ведь и ты, кто бы и кем бы ни был, такой же человек. Особенное внимание святитель обращает на такой предлог самопревозношения: я-де добрый, а он злой.
|
О, как бы вспомнить о Боге, произведшем всякого человека от единого сотворённого Им Адама тем, кто ныне на Украине гонит «московских попов» и беззаконно вот уже четверть века захватывает православные храмы, чтобы разместить в них еретиков-униатов или и вовсе доморощенных самосвятов-филаретовцев, главарь которых не только из священного сана извержен, но и от Церкви Христовой отлучён! |
Вопрос. Что же об этом говорит святитель? Ответ. Что добрым человеком себя ты называешь, а другого злым? Это неизвестно, кто добрее или злее: он или ты. Не тот добр, кто называет себя добрым, но тот, кто добро творит, исполняя волю Божию и Его заповеди, и кого Всеправедный Господь похвалит: хвалящийся, сказано, хвались о Господе (2 Кор. 10, 17). Затем святитель гордыню нашу ниспровергает, представляет общее всех человеков и конец.
|
Трудно понять эти слова святого тем, кто не о Господе хвалится, но тем, что происходят они, якобы, от «древнего племени укров», которого и в помине никогда не существовало! |
Вопрос. Какими словами он внушает это? Ответ. Посмотри, говорит, на гробы мёртвых и узнай из этого, что и ты такой же брат всякому человеку. Вы же, - читается в Псалтири, - вы же, славные и благородные, богатые и высокие, как люди умираете (Пс. 81, 7). Одинаков для всех закон. Конечно, вы помните, что изрек об этом премудрый Соломон?
|
Есть теперь, есть, к сожалению, на что смотреть несчастным «потомкам укров»! Не думали они, когда убивали безоружных, что не только они могут убивать, но и им предназначен общий для всех потомков Адама конец! Сколько гробов теперь по всей Украине! И за «счастье» почитают теперь получить хотя бы гроб убитого сына! Ведь гробов не присылают! - Прикапывают как падаль, не трудясь хотя бы тело вернуть родителям, у которых отобрали «хэроя»! Избави, Господи, от такого «счастья»! |
Вопрос. Что именно? Ответ. Вот что: и я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного. И я в утробе матерней образовался в плоть в десятимесячное время, сгустившись в крови от семени мужа... и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми, вскормлен в пеленах и заботах; ибо ни один царь не имел иного начала рождения: один для всех вход в жизнь и одинаковый исход (Прем. 7, 1-6).
|
Великий царь говорит о себе самом эти слова! Что можешь ты о себе сказать, даже царя над собой никогда не имевший? Неужели ты не из материнского чрева вышел? Неужели ты не общим для всех воздухом дышишь? Или это только цари обречены на общую для всех людей участь? А ты - нэзалэжный, щирый, свидомый - и от царей отличаешься, выше царей стоишь? |
Зная и помня это смиренномудрое слово мудрейшего из царей, а более всего слово Самой Ипостасной Премудрости: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лк. 18, 14), - не отложил ли ты твою гордость? Не сознаёшь ли бессмыслие и глупость твоего слова: я-де не твой брат? Не возлюбишь ли смирение Христово? И не станешь ли всякого человека, самого низкого и презренного, почитать и называть своим братом?
|
Не только к обезумевшим украм обращены эти слова. Но и к тем, кто ими жестоко обижен. И они, жестоко обидевшие нас своим отречением от русского мира, братья нам. И это помнить надо, хотя и тяжко это, видя, какое зло они творят и ещё готовы творить со своими братьями, от которых столь опрометчиво они поспешили отречься. Но да вразумит Господь всякого, уклонившегося в безумие и подаст ему горькое, но спасительное покаяние в безумных делах его. |
Вот к каким благим мыслям и чувствам привело это простое, краткое, случайно слышимое словцо: я-де не твой брат. И другие подобные слова могут послужить источником спасительных размышлений.
|
Дай, Господи, всякому человеку благие мысли и чувства, ведущие ко спасению!
|