Бегство московских школьников на фронт в 1914-1915 годы

100 лет с начала Первой мировой войны 
0
395
Время на чтение 5 минут

Война застала русскую школу в переломный период: разрабатывался проект реформы образования, предусматривавший введение всеобщего начального образования, формирование у учащихся национального самосознания, расширение профессионального и специального образования, сокращение преподавания «мёртвых языков» в гимназиях и др.

Московские учебные заведения переводились на режим работы в условиях военного времени. Министр народного просвещения Павел Николаевич Игнатьев[1] и попечитель Московского учебного округа Александр Андреевич Тихомиров[2] максимально задействовали человеческие и материальные ресурсы образовательных учреждений г. Москвы на военные нужды.

Циркуляр попечителя Московского учебного округа А. Тихомирова от 3 декабря 1914 г. предписывал начальникам средних учебных заведений предоставить ученикам VI, VII и VIII классов, выразивших пожелание отправиться добровольцами в действующую армию и представившим письменное согласие родителей, возможность держать экзаменационные испытания в январе 1915 г.[3]

Но что же оставалось делать ученикам младших классов, которые тоже стремились проявить себя на поле брани? Легально стать добровольцами у них не было возможности. Родители и педагоги были против таких необдуманных и небезопасных поступков. Напрашивался только один выход - бежать.

28 октября 1914 г. из родительского дома скрылся ученик III класса II Московского реального училища Николай Стрекалов. Лишь недели через две Николай уведомил письмом свою родительницу (отец у него умер), что отправился в действующую армию. Мать обратилась к Верховному Главнокомандующему с прошением об оказании ей содействия к возвращению сына. Возвратился Николай только на Святках, пояснив маме, что вернуться домой его уговорило непосредственное военное начальство, снабдив деньгами на обратный путь.

Семь из одиннадцати участников Педагогического совета II Московского реального училища, принимая во внимание, что основным мотивом проступка Стрекалова являлось увлечение патриотическим чувством, признали достаточным выразить ученику порицание его действий, с указанием на ответственность перед родительницей, которой Николай своим побегом причинил большое огорчение, и перед учебным заведением, где согласно действовавшим правилам такое своеволие не могло быть терпимо.

Однако директор и инспектор училища «для предотвращения на будущее время движения столь юных учеников в действующую армию, где они, по отзывам компетентных лиц, только мешают делу», предложили сделать выговор Стрекалову перед всеми учениками и понизить ему отметку за поведение до трех (3) за ту четверть учебного года, к которой относился обсуждаемый проступок. Обращалось внимание и на то обстоятельство, что побеги мальчиков в армию могут быть объяснены не столько увлечением патриотическим чувством, сколько нравственной невыдержанностью, детским любопытством и суетным желанием изобразить из себя героев.

В итоге Педагогический совет, руководствуясь § 73 Устава реальных училищ, постановил представить дело о побеге Николая Стрекалова на усмотрение окружного начальства. 24 января 1915 г. окружное начальство утвердило постановление Педагогического совета и рекомендовало уменьшить балл за поведение до 4-х[4].

6 января 1915 г. из дома скрылся ученик III класса V Московской гимназии Константин Петров. Константин поручил ученику приготовительного класса Строгановского училища Иванову передать матери, что он с солдатами уезжает на войну, просил не искать его, а в гимназию сообщить, что он болен («быть может, вернусь с Георгием, - тогда сам скажу»). Госпожа Петрова объяснила директору гимназии, что сын отправился на войну без разрешения; о бегстве на театр военных действий он мечтал с самого начала войны, неоднократно просил отдать его во флот и часто беседовал с ранеными о войне. О бегстве сына на войну Петрова уведомила Коменданта станции Александровской железной дороги[5].

2 апреля 1915 г. ученик IV класса I Московского реального училища четырнадцатилетний Александр Егоров вышел из дома, чтобы идти в училище, но до училища не дошёл и во время домой не вернулся. Несмотря на то, что Александр говорил матери, что учится слабо, но «утешит её, вернувшись с передовых позиций с крестом», она сочла это сказанным не серьёзно.

Знакомые Егоровых видели мальчика последний раз на Александровском вокзале, откуда отправлялись поезда на западную границу. О побеге Егорова сообщили полиции и жандармскому управлению Александровской железной дороги.

И только 16 мая 1915 г. Александр вернулся к родителям. По словам мальчика, 2 апреля с эшелоном солдат он уехал в действующую армию, где был зачислен добровольцем-рядовым в 249 пехотный полк. Вместе с полком Егоров отправлен на передовые позиции за Праснышем под Млавой, где и пробыл три недели в окопах в постоянной перестрелке с неприятелем, окопы которого находились в 500 шагах от русской линии. За аккуратное и скорое доставление под огнем неприятеля донесения из окопов начальству произведен в ефрейторы. Из армии Александр отправлен в Москву этапным порядком распоряжением Штаба Верховного Главнокомандующего вследствие телеграфной просьбы мамы юного героя [6].

В связи с тем, что нередко юные добровольцы задерживались и заключались для дальнейшего препровождения к месту жительства в общие тюрьмы, главное тюремное управление распорядилось, чтобы задерживаемые никоим образом не направлялись ни в тюрьмы, ни в арестантские помещения при полиции[7].

Подвиг юных героев и бывших учеников, в том числе и не вернувшихся с фронта, сочли необходимым увековечить. Согласно распоряжению Министерства народного просвещения от 15 января 1915 г. в учебных заведениях устанавливались мемориальные доски с начертанием имён воспитанников, отличившихся на поле брани[8]. Но после Октябрьской революции 1917 г. их имена вычеркнули из истории.

Валерий Анатольевич Шевченко, кандидат исторических наук



[1] Игнатьев Павел Николаевич, граф (1870-1945) - русский государственный деятель. С 9 января 1915 г. - временно исполняющий обязанности министра народного просвещения; с 6 мая того же года - министр народного просвещения. Под руководством П.Н. Игнатьева намечалась трансформация системы управления образованием и его демократизация. Основные проекты Игнатьева отклонены правительством, и в декабре 1916 г. он был вынужден выйти в отставку.

[2] Тихомиров Александр Андреевич (1850-1931) - доктор зоологии (1887); в 1899-1904 гг. ректор Московского университета; Высочайшим указом от 1 августа 1904 г. Тихомиров назначен директором департамента народного просвещения; в 1911-1917 гг. попечитель Московского учебного округа.

[3] Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 459. Оп. 2. Д. 7478. Л. 300; Оп. 3. Д. 7481. Л. 56.

[4] ЦИАМ. Ф. 459. Оп. 3. Д. 7481. Л. 18-18 об.

[5] Там же. Л. 21-21 об.

[6] Там же. Л. 118-118 об.,128.

[7] Школа и жизнь. 1916. 6 января. № 1. С. 12.

[8] ЦИАМ. Ф. 459. Оп. 2. Д. 7679. Л. 51.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Шевченко
Все статьи Валерий Шевченко
100 лет с начала Первой мировой войны
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии