Трагические события, начавшиеся на Украине в конце прошлого, 2013 года, и, к сожалению, продолжающиеся по сей день, имеют некоторые весьма яркие черты, достойные внимательного рассмотрения.
С одной стороны - кровавые события на Украине - это то, что можно назвать бунтом местечковости против культуры как таковой. С другой стороны - это очередной наскок, атака западного мiра на Русский мiр. Как же сошлись в едином порыве против Русского мiра считающиеся культурными европейские элиты и толпы примитивных «рагулей»[1], экстатически заходящихся в ритуальном танце под названием «Хтонэскачэ - той москаль?».
С одной стороны - они связаны старинным и прочным отношением «пан-холоп».На это справедливо указал в своём выступлении на «Прямой линии» 17 апреля 2014 г (1ч 26 м встречи) наш Президент Владимир Владимирович Путин: «Западные части Украины частично находились в Чехословакии (в современных границах), частично в Венгрии (Австро-Венгрии), частично в Польше. И нигде, и никогда жители этих областей не были полноценными гражданами этих стран.... То, что они были людьми второго сорта в этих странах, как-то подзабылось. Но где-то там, в душе, у них глубоко это закопано. В этом - корни этого национализма». Что ж, верный холоп - что верный пёс, не может не выполнить команду своего хозяина. А команды, как всем известно, поступали и неоднократно. Каких только «панов» из Западной Европы и Америки не перебывало на киевском Майдане Незалэжности! Тут и Виктория Нуланд со знаменитыми печеньками являла собой аллегорию сладкой западной жизни. Тут и Кэтрин Эштон, опять же не более чем аллегорически, являла красоту этой же жизни. Тут и сенатор-фантом из США Джон Маккейн аллегорически же изображал умственную мощь всего Северо-Американского континента. А уж министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле без всякой аллегоричности явил себя официальным педерастом, чётко указав путь, по которому должна пройти молодая украинская демократия.
Да, отношения «пан-холоп» налицо. Но что может объяснить стойкость этих отношений, добровольную готовность на самоубийство со стороны «холопов» и их удивительную доверчивость к своим западным «панам»? Кажется, дело в том, что и «холопы», и их «паны» при всей разности внешнего блеска вполне схожи внутренне по одному глубинному качеству, имя которому - «местечковость». Что это такое?
Синонимами, слова «местечковость» являются такие слова: глухота, дремучесть, провинциальность, захолустность, наивность, отсталость, периферийность, простоватость и т. п[2].
Не ошибёмся, если скажем, что местечковость обусловлена ограниченностью сознания, вызванного замкнутостью индивида на то, что ему уже известно, с полным отрицанием существования того, что выходит за круг понятий, им усвоенных.
Такой индивид горд тем, что он усвоил, точнее, присвоил. То есть, только тем, что существует в его «местечке» - замкнутой области пространства, знаний, интересов, сведений, представлений и т.д. Иными словами, он гордится тем, что предназначено к исключительному употреблению «тiлькi для се́бе»,только тем, что ему кажется выгодным и служит к возвеличиванию этого индивида в собственных глазах. Это всё то, что, как ему кажется, подтверждает правоту, праведность, святость, непреложность собственных мнений, взглядов, привычек. Обратное, что хотя бы и несомненно указывает на противоположные качества этого субъекта, объявляется им как бы не существующим, ложным, выдуманным, не достойным внимания здравомыслящего человека, который, по определению, должен быть согласен с носителем местечкового сознания. Все несогласные - прочь с дороги и прочь из жизни, поскольку заведомо «не достойны жизни на земле», как изволили выразиться примерно в 2000 году афганские богословы-улемы, близкие к Усаме бен Ладену. Местечковому индивиду кажется, что и Бог только его слушает. В классические рамки местечковости укладываются заявления американских политиков о том, что «провозглашение независимости Крыма и провозглашение независимости Косова - это совершенно разные вещи». Или заявления о том, что «события на Киевском Майдане и события в американском Фергюссоне - это не одно и то же». Поражённый местечковостью субъект готов без колебаний разрешить себе то, что для других он считает страшным преступлением.
В интеллектуальной области местечковость проявляется как доктринёрство, которое, согласно определению старинного словаря, есть «узость мысли, упорное нежелание считаться с фактами действительности; рассуждения, основанные на отвлечённых положениях и не проверенные на фактах»[3].
Именно запад стал основным поставщиком религиозных сект. Не удивительно - ведь в духовной жизни местечковость проявляется как сектантство или ересь. «Сектантство - 1. Общее название религиозных объединений (сект), отколовшихся от господствующей церкви. // перен. разг. Узость и замкнутость взглядов людей, ограничивающихся своими мелкими групповыми интересами»[4]. Взаимосвязь сектантства с доктринёрством налицо. Можно сказать, что сектантство - это доктринёрство в области вероучения. Слово же «ересь», происходящее от греческого αἵρεσις - «выбор, направление, школа, учение, секта», говорит само за себя, поскольку поясняет, что все эти направления, школы, учения, секты появляются в результате того, что кем-то производится выбор желательного из всего многообразия существующего. Непременным элементом в технологии создания ереси является выделение из бесконечного разнообразия всего сущего какой-то конечной его части и игнорирование всего остального, которое по сути своей бесконечно. Местечковость заставляет отречься от бесконечного многообразия мiра в пользу собственной ограниченности и узости. Местечковость выражается в желании «прогнуть» изменчивый в своём бесконечном многообразии богозданный мiр под свою неизменчивую закоснелость и ограниченность.
Если смотреть вглубь этого явления, то корнем его нужно признать богоборчество, попытку обособиться от Бога, утомляющего ограниченное и эгоистичное тварное существо Своим бесконечным разнообразием. В религиозной области, то есть в области отношений человека к Богу, местечковость выразилась в идолопоклонстве. Вместо отношений с вечным, необъятным, недоведомым Богом, идолопоклонник выбирает отношения с самодельным, и потому до пошлости понятным идолом. Индивиду, поражённому местечковостью религиозного сознания, утомительно иметь дело с Богом, Которого нужно слушаться. Местечковый индивид желает иметь бога, который бы слушался местечкового индивида. Таким «богом» становится произведение местечкового сознания, заменяющее местечковому индивиду истинного, Живого Бога. Это изделие есть идол, кумир, истукан.
Идолопоклонство не стояло на месте. Начавшись с изготовления примитивных истуканов, оно впоследствии развилось до творения истуканов мысленных, наиболее опасными из которых являются ложные учения об истинном Боге, ложные толкования истинного Божественного откровения. Примерами таковых идолов являются извращённое понимание Моисеева закона современными Христу фарисеями, которое послужило основой для нынешнего талмудизма. Римо-католичество, пожелавшее заменить Бога, ставшего человеком, на обожествлённого человека, занимающего должность епископа города Рима. Мудрования протестанствующих «богословов», продолжающих традицию римского схоластического богословствования. Человеческие мудрствования «понятны» греховному человеческому разуму, поскольку он узнаёт в них «своё» и «любит своё» (Ин. 15, 19), греховное разумение. Эти мудрования и есть тот «бог», который слушается во всём своего создателя. Мiр, отпадший от своего Творца и «лежащий во грехе», поражён болезнью местечковости и потому он ненавидит и своего Творца и всех, кто Ему следует. Сам Христос говорит Своим ученикам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел»(Ин. 15, 18).
Нынешняя революционная ненависть на Украине, также как и вся западноевропейская цивилизация, выварены в ватиканском котле, который насквозь пропитан местечковостью, которую прекрасно обрисовал Ф. М. Достоевский в «Легенде о Великом Инквизиторе»: «О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить. Мы скажем им, что всякий грех будет искуплен, если сделан будет с нашего позволения; позволяем же им грешить потому, что их любим, наказание же за эти грехи, так и быть, возьмём на себя. И возьмём на себя, а нас они будут обожать как благодетелей, понесших на себе их грехи пред богом». Разрешение на грех радует и нынешних украинских свидомитов и западно ориентированную «элиту». Не зря же один из таких «элитариев», особо отличающийся своей тягой к «разрешённому» греху, заявил: «...если вы не украинцы - то убирайтесь прочь!.. Если вы не украинцы - вы не слышите Бога!»[5]. Поэтому неудивительно, что и западноевропейская «элита» и западноевропейские «рагули» столь единодушны в своей антироссийской истерике. Россия, несмотря на все грехи своих граждан, не признаёт учения о «разрешённом грехе» и в украинской трагедии исполняет слова Божии: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?»(Притч. 24, 11). Запад же, напротив, выдал злобной местечковости свидомитов своё «разрешение» на безнаказанное убийство всех, кто не принял ценности киевской хунты.Тем самым западная злобная местечковостьобрекла миллионы жителей Новороссии на смерть за то, что они живут не по правилам западного «местечка». При этом она глубоко возмущена тем, что Россия противится желанию палачей. К этому местечковый доктринёр абсолютно не готов, это его искренне возмущает.
Местечковый доктринёр не готов к тому, что завтра Бог может предложить ему то, чего нет в его местечке, и тем более - покинуть это насиженное местечко. В этом отношении он - полная противоположность отцу всех верующих Аврааму, который по повелению Бога оставил свою страну, свой народ и отправился навстречу неведомому, укрепляясь лишь надеждой на Бога. Местечковый доктринёр не желает услышать от Бога: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12, 1). Во внутренней жизни это выражается в неприятии покаяния, которое означает отказ от привычного, но пагубного греха, в неприятии самоосуждения, которое означает признание собственного несовершенства и призывает к усилиям по собственному изменению. Одним словом, духовная местечковость есть непослушание своему Творцу, Который зовёт нас из насиженного болота собственной греховности в оставленное нами ради греха Небесное Отечество - истинный наш дом, неведомый закоснелому грешнику.
Многообразная местечковость пронизывает всю западную культуру, которая выросла на соках римо-католичества, наиболее масштабно заявившего манифест вселенской местечковости, объявив епископа города Рима никем иным, как «главой Церкви Христовой» и «наместником Бога на земле», презрев совершенно ясное свидетельство того, что «Христос глава церкви» (Еф. 5, 23). Западная часть Церкви отказалась иметь дело с Живым Богом, Которого невозможно заключить в жёсткие, неподвижные рамки собственных умопостроений, Который «не слушает грешников» (Ин.9, 31 ), но Которого должен слушаться грешник, чтобы спастись. А такие рамки - необходимое требование умственной местечковости, которая требует, чтобы всё всюду было бы «яку нашем мiстечку», чтобы вместо Живого, Недоведомого Бога всюду стояли самодельные, понятные и послушные своим творцам идолы. Местечковость объявляет своё местечко «превыше всего». В гитлеровской Германии это звучало как «Deutschlandüberalles», в несчастной нынешней Украине это выразилось в пародийно-местечковом «Украḯнапо́над усе́».
Местечковость не готова ко встрече с жизнью, поскольку жизнь не собирается укладываться в уготованный гроб рамок местечкового мышления. В этот гроб можно уложить только лишь труп жизни, которую для этого надо убить, запретив ей перечить неуклюжим схемам местечкового мышления. А если жизнь не удаётся убить, то она изгоняется, а вместо неё в приготовленный гроб кладётся идол - искусственное создание, чем-то напоминающее жизнь и, в отличие от неё, во всём согласное с любыми пожеланиями местечкового доктринёра, еретика, сектанта.
Этим, очевидно, схожи представители западноевропейской «элиты» и украинские «рагули», сливающиеся в едином экстазе ненависти к России, которая, в отличие от них, всегда готова на изменения, предлагаемые жизнью, и не увязла в мёртвых схемах, столь свойственных западному доктринёрскому мышлению. «Все страны граничат друг с другом, а Россия граничит с Небом» - эти слова западного поэта, обозначают, наверное, то, что жизнь в России во многом зависит не от человеческих мнений и желаний, не от человеческих договоров со своими странами-соседями, но от воли Божией, от вечного Завета со Христом. В России более чем в других странах очевидно, что «человек предполагает, а Бог располагает», что происходит всё «не так, как ты хочешь, а как Бог даст»[6]. Эта близость, иногда невольная, неожиданная, России к Богу, сильно раздражает местечковых доктринёров. Наверное, именно в этом кроется корень западной извечной русофобии, а лучше сказать русофагии - желания Россию «сожрать», уничтожить, исключить из условий, определяющих условия действительности, которую местечковый доктринёр желает выстроить по своей воле, по своему разумению.
Западные доктринёры не были первыми, кто провозглашал местечковость как норму жизни. Они только лишь придали местечковости парадоксальный статус вселенского явления, объявив епископа города Рима Вселенским Первосвященником, а вслед за этим и вселенскую обязательность подчинения западному т.н. «христианскому мiру», возглавляемому этим «вселенским первосвященником». Они имели предшественников, которые, ослеплённые идеей своей духовной местечковости, отказались принять собственного Спасителя, возвещённого пророками, которых они на словах чтили. Не только отказались принять. Но и добились позорной, мучительной казни, чтобы убедить самих себя в том, что добились, якобы, смерти преступника и злодея. Добились Его казни не потому, что были убеждены в Его виновности, но напротив - потому, что были уверены в Его праведности, бесконечно превосходившей их собственную самодельную, местечковую, мнимую праведность. Согласно созданной ими самими картине мiра, они должны были занимать вершину пьедестала «чемпионов святости». Но вопреки их доктрине появился Тот, Чьё одно присутствие разрушало все их построения и умствования. Такого оскорбления местечковое доктринёрство выдержать не может и всегда требует физического, действительного, фактического уничтожения не согласного с ним оппонента.
Корень западной ненависти к России есть отросток того корня, из которого выросла ненависть фарисеев ко Христу, побудившая их совершить страшнейшее во всей истории человечества преступление - Богоубийство. Но даже совершившим его Бог не закрывает пути ко спасению. Правда, условие его принятия для многих оказывается невыносимо тяжёлым - нужно отказаться от того, что любовно скоплено «для сэ́бэ», то есть отказаться от своей духовной местечковости, от самого себя греховного ради обретения себя богоугодного, иными словами - принести покаяние в своей неправедности перед Богом, которую до этого ложно принимали как праведность.
Западная культура, выпестованная Ватиканом, слишком глубоко проникнута духовной и интеллектуальной местечковостью. Это выражается и в тех областях, которые напрямую касаются западной религиозной жизни, как католической, так и протестантской, то есть, в отношениях западного человека к Богу. Это выражается и в отношении западного человека и всей западной цивилизации, как к человеку, так и к мiру. В чём конкретно это выражается? Вот некоторые, наиболее яркие примеры.
В церковной жизни:
- Древнее желание приписать епископу города Рима уникальные свойства, якобы возвышающие его не только над любым другим архипастырем, но и над всей полнотой Церкви Христовой, которое впоследствии выразилось в принятии догматов о первенстве и непогрешимости епископа города Рима;
- Самовольное включение в текст Символа Веры добавки об исхождении Духа Святаго не только от Бога Отца, но «и от Сына» (filioque), которое впоследствии, несмотря на законное сопротивление благоразумной части Западной Церкви, было навязано из политических мотивов в качестве официального вероучения и положило начало западному небогодухновенному богословию, основанного на человеческих сиюминутных умствованиях;
- Схоластическое богословие, опирающееся на соображения человеческого разума более, нежели на Божественное Откровение. Кроме широко известных увлечений Аристотелем и прочей античной учёностью, Фома Аквинский, например, в «своих трудах ссылается на «раби Моисея», обнаруживая своё глубокое знакомство с «Наставником»[7]. Речь идёт об известном талмудическом учёном XII века Раби Моше бен Маймоне (1135-1204), известном также под именами Маймонид или Рамбам и его знаменитом труде, «замечательном философском манифесте иудаизма «Морэневухим» («Настаник заблудших»)»[8];
- Протестантское богословие, которое основным принципом выбрало утверждение, что для познания истины достаточно чтения одного лишь Писания (solascriptura) и «здравого разума» (!) для правильного (!) его понимания. Чем фактически было провозглашена достаточность человеческих греховных сил для познания Бога. На деле это выразилось в создании огромного числа различных мнений о Боге, то есть мысленных идолов - «богозаменителей», приспособленных под тот или иной богословствующий ум;
В светской жизни эти искажения западной церковной жизни последовательно привели к следующим явлениям, корень которых тот же, что и в западно-церковных отклонениях - возвеличивание человека и его умственных способностей и забвение того, что и человек, и его способности теряют всякое значение в отрыве от Источника Жизни, Разума, Истины - Бога:
- Гуманизм, породивший эпохи Возрождения и Просвещения. По сути - человекобожие, почвой которого послужил схоластический способ рассуждения с примесями откровенно чуждых христианству учений, из которых и схоласты не брезговали почерпнуть мутной мiрской мудрости;
- Западноевропейская философия, крупнейший представитель которой Иммануил Кант выразил манифест религиозной местечковости знаменитой фразой: «Бог - не существо вне меня, а лишь моя мысль»[9];
- Эволюционистская философия, которая была принята как якобы «научная» теория, которая в качестве наднаучной философской парадигмы подчинила себе западноевропейскую науку, ставшую «служанкой эволюционизма»;
- Нынешняя концепция т. н. «общечеловеческих ценностей», которая важнейшими «ценностями» провозгласила всю совокупность богоборческих извращений человеческого естества.
И последним по времени штрихом, рисующим картину вселенской местечковости, является безобразное постановочное действо, творимое ныне на многострадальной Украинской земле, вокруг которой всё безбожное общечеловеческое местечко исполняет гнусный ритуальный танец смерти, заявляя свою автономию от Бога и нежелание жить по Его законам, призывая на царство антихриста - вселенского местечкового бога, которому эти местечковые доктринёры готовы радостно воздать всякую честь и поклонение, благодаря за то, что тот «разрешил им грешить», не задумываясь о том, что это «разрешение» есть ни что иное, как приманка, увлекающая не желающего отказаться от греха человека в ужасную пучину вечной погибели.
Протоиерей Алексий Касатиков, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Краснодара, духовник Научно-методического Миссионерского центра при Екатеринодарской и Кубанской епархии
[1]Рагу́ль, рогу́ль (мн. ч. рагули́, рогули́, жен.рагу́лиха, рогули́ха) - жаргонное слово, пренебрежительное прозвище со значением «примитивный человек, некультурный селянин».(Википедия).
[2] Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.
[3] Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
[4] Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой
[5] «Выдающийся мастер по надругательствам над классиками и непристойностям на сцене, заслуженный деятель искусств РФ Роман Виктюк, кормящийся плесенью в Москве - или сам представляющий эту плесень, требует от граждан ДНР и ЛНР, в силу его собственной высокой свидомости как львовского выходца: «...если вы не украинцы - то убирайтесь прочь!.. Если вы не украинцы - вы не слышите Бога!». (Юрий Серб. К вопросу излечимости украйномы головного мозга. Русская народная линия)
[6]«Василий Николаевич Муравьёв, удачливый предприниматель, миллионер, по коммерческим делам ездил за границу. После одной из поездок его встретил в Санкт-Петербурге личный кучер и повёз на квартиру. На улице Василий Николаевич увидел сидевшего на мостовой крестьянина, который громко повторял: - Не как ты хочешь, а как Бог даст! Василий Николаевич узнал, что тот продал в городе последнюю лошадь, но деньги у него отняли, так как он был слаб от голода и не мог сопротивляться обидчикам. В деревне остались семеро детей, жена и отец, больные тифом. Решив умереть, крестьянин сел на мостовую и повторял как бы сам себе: - Не как ты хочешь, а как Бог даст! Поехал Василий Николаевич с ним на рынок, купил пару лошадей, телегу, нагрузил её продуктами, привязал к ней корову и передал всё крестьянину. Тот стал отказываться, не веря своему счастью, на что получил ответ: - Не как ты хочешь, а как Бог даст! Приехал Василий Николаевич домой. Перед тем, как идти к жене, вызвал парикмахера. Тот пригласил его сесть в кресло, но Василий Николаевич взволнованно ходил по комнате, произнося вслух: «Не так, как ты хочешь, а как Бог даст». Вдруг парикмахер пал на колени и признался, что хотел убить его, и ограбить. После этого Василий Муравьёв, в будущем старец Серафим, раздал большую часть состояния и сделал вклад в Александро-Невскую лавру» - так произошло обращение на монашеский путь преподобного Серафима Вырицкого.
[7]Раби Йосеф Тёлушкин. Еврейский мир/ Пер. с англ. Н. Иванова и Вл. Владимирова - М.: Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2012 - 624 с., ил., с. 144.
[8] Там же, с. 142.
[9] Кант И. Религия в пределах только разума (пер. Н. М. Соколова, А. А. Столярова) // Кант И. Трактаты. СПб., 1996., С. 216.
9. Ответ на 8., Лебядкин:
8. Ответ на 7., Бондарев Игорь:
7. Ответ на 4., Лебядкин:
6. Re: Вселенская местечковость - родовая болезнь западной цивилизации
5. Re: Вселенская местечковость - родовая болезнь западной цивилизации
4. Ответ на 1., Бондарев Игорь:
3. Re: Вселенская местечковость - родовая болезнь западной цивилизации
2. Re: Вселенская местечковость - родовая болезнь западной цивилизации
1. Re: Вселенская местечковость - родовая болезнь западной цивилизации