С 11 по 13 августа 2014 года в Москве в гостинице «Салют» прошел Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь - 2014». В работе форума принял участие заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Тимофеев, который взял интервью у члена оргкомитета фестиваля, куратора номинации «Помощь и взаимодействие», руководителя Центра Защиты семьи, детства, материнства «Благовещение» г.Алатырь, настоятеля Храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи г.Алатырь протоиерея Андрея Савенкова. Предлагаем вниманию читателей расшифровку этой беседы.
***
Александр Тимофеев: Батюшка, Вы являетесь постоянным участником фестиваля «За жизнь»?
Отец Андрей: Я принимаю участие в фестивале со дня его основания. Можно даже сказать, что я стоял у истоков бытия этого фестиваля, когда до его образования проходили съезды Общероссийской Общественной Организации «За жизнь». Я даже входил в число её учредителей. К сожалению, эта организация просуществовала недолго и заглохла семь лет тому назад. Как помню, в Самаре на одном из съездов отец Максим Обухов прислал своего преемника Сергея Чеснокова. Но ему он не передал никаких документов и поэтому встал насущный вопрос: как жить дальше? Тогда и возникла идея проведения фестиваля. До этого раз в году проводились съезды, со всей России приезжали активисты, которые занимаются этой деятельностью по зову души, а не за деньги. Затем по аналогии с Рождественскими чтениями мы изменили формат встреч, назвав их фестивалем.
АТ: Обычно фестивали ассоциируются с праздником, церемонией награждения победителей, фуршетом...
О. Андрей: Наш фестиваль не таков. У нас проходят трудовые фестивали, сопряженные с обучающими семинарами и круглыми столами. Мы делимся опытом друг с другом и стараемся помочь региональным центрам, прибывшим к нам на фестиваль.
АТ: Как Вы оцениваете работу фестиваля в свете его пятилетней годовщины?
О. Андрей: У нас нет прямолинейного развития, приходиться идти на ощупь. Стоя у истока фестиваля, мы были рады, когда Сергея Чеснокова выдвинули на руководящую должность в Синодальном Отделе по Церковной Благотворительности и Социальному Служению. По нашей инициативе в отделе был создан Координационный совет, во многих епархиях назначены координаторы Центров по защите материнства. Но в дальнейшем в силу различных обстоятельств не удалось развить эту работу. Сергей Чесноков принял решение уйти из Синодального отдела, где он являлся руководителем направления по кризисным центрам, хотя мы были против его решения.
Я являюсь руководителем Центра Защиты семьи, материнства и детства «Благовещение» г.Алатырь Алатырской епархии. Два раза уже выигрывал грант в Синодальном Отделе по Церковной Благотворительности и Социальному Служению. Именно этот Отдел курирует такие центры.
Фестиваль объединяет не только социальную деятельность. В разные годы количество направлений менялось, в этом году их девять. Даже есть спорные дискуссионные направления. Какие?! Например, «Защита» или «Миссия». В их рамках возникают порой жаркие споры, в прошлом году родилось целое движение «ЗА». Сейчас они определяются и структурируются.
Фестиваль разрастается. За пять лет его существования часть людей получили информацию, воспользовались ею, подросли в своем движении, и теперь уже не участвуют в нашем мероприятии. Им не интересен «детский садик». Задача фестиваля состоит в том, чтобы поддержать молодежь, оттиражировать опыт, дать что-то, с инициировать. Фестиваль - это своеобразный учебный центр.
АТ: Я вижу, фестиваль содержит много тренингов, круглых столов обучающего характера...
О. Андрей: Это так. Но некоторым нашим участникам досадно, что у них нет возможности выступить, не смотря на их огромное желание. Мы, руководство фестиваля, анализируя заявки, обнаруживаем недостатки проектов и презентаций. Если будущие участники не могут адекватно преподнести свою идею, значит они не смогут ее хорошо презентовать и заработать грант. Значит им нужно помочь.
Все социальные региональные центры во многом похожи. Но разница состоит именно в том, что каждый участник живет в своем конкретном регионе. У одних хорошо налажено взаимодействие с властями, у других наоборот. У третьих за спиной стоят хорошие спонсоры, а иные все зарабатывают своими руками.
Цель фестиваля - презентация технологий. Именно на это мы настраиваем всех участников фестиваля. Каждый наш гость должен понимать, что у всех участников есть приют, вещевой склад, круглые столы или мини фестивали. Не нужно перечислять проводимые мероприятия у себя в регионе. Нашему фестивалю нужна неповторимая изюминка! Новая технология! Интересно узнать, как участник добился того или иного результата, каким путем?! Перед фестивалем стоит задача собрать и методически оформить наиболее успешный опыт всех участников.
В этом году мы на секциях говорили о методологии, ведь цель фестиваля - создание портфеля технологий. Кто будет его составлять? Оргкомитет фестиваля? Мы волонтеры, у нас своя работа. Нам одним это не под силу. Именно поэтому мы проводим обучающие семинары, на которых люди получают знания. Например, в этом году один из семинаров был по управлению проектом, для руководителей центров. Мы специально берем такие темы. С одной стороны, для того, чтобы помочь региональным центрам работать более профессионально. С другой стороны, для того, чтобы они сами смогли доработать свои проекты до уровня тиражируемой методики. Наша задача будет состоять в том, чтобы помочь им это сделать, а потом уже готовые методики объединить в единый портфель и тиражаровать.
АТ: Я послушал выступление Екатерины Марковой, и оно показалось мне тревожным, складывается впечатление, что фестиваль пробуксовывает...
О. Андрей: Екатерина Маркова как один из попечителей фестиваля имеет право его критиковать. Она имеет право говорить то, что мы озвучиваем на внутренних совещаниях. Подобные слова были озвучены Сергеем Ивановичем Емешевым, исполнительным директором фестиваля. Это может походить на то, когда выходит танцевать артист. О его ошибках знает только он сам, а для всех остальных все выглядит безупречно и хорошо. Это внутренняя работа. Екатерина Маркова критиковала правильно, нужно выстраивание системной работы, так как работа фестиваля не соответствует масштабу проблем, с которыми мы боремся. Это капля в пучине работы, которую нам необходимо делать.
АТ: Насколько я понимаю, главная проблема нынешнего фестиваля - это борьба с абортами. Это единственная сфера приложения сил форума?
О. Андрей: Борьба с абортами не цель, а средство. Цель фестиваля - это возрождение традиционной семьи. Его идеология - Православная вера. Именно поэтому на фестивале присутствовал митрополит Омский Владимир и священники. Фестиваль собирает разные проекты, начиная от научных, богословских трудов, заканчивая акциями, картинами и музыкой. Мы хватаемся за любые тоненькие ниточки, скрепляющие семью.
Борьба с абортами - это своеобразная лакмусовая бумажка. Аборт - один из показателей кризиса семьи в России. Есть заповедь - не убий. Это смертный грех, если его переложить в количественные показатели, то мы ужаснемся. Из всех количеств смертей в нашей стране 90 процентов относится к абортам. Это сознательные грехи. Жертв больше, чем в Великой Отечественной войне. В Ветхом Завете был такой принцип. Если человек согрешал смертным грехом, достойным смерти, то повинность на искоренение этого порока ложилась на все общество. Человек приговаривался к казни, через побивание камнями. Каждый должен был кинуть камень, иначе грех ложился на все общество и Господь наказывал всех. В нашей ситуации действует такой же принцип. Если мы не будем бороться за искоренение этого греха, то он ляжет на все верующее общество. Мы, собравшиеся на фестивале, не делаем абортов, но мы и не хотим, чтобы на нас легла вина за совершение абортов, ведь бездействием предается Бог.
Фестиваль призван к тому, чтобы придать огласке наши идеи. Мы предлагаем социальные технологии. Когда человек идет на аборт, надо всеми силами постараться ему помочь, поддержать его! Есть направление - Просвещение, Миссия. Защита и т.п. Это стезя предотвращения беды или профилактики. Конечно, здесь говорят о том, что надо на законадательном уровне запретить аборты. Однако сейчас пока это еще невозможно! Но говорить о том, что не нужно их запрещать, потому что невозможно, тоже нельзя! Иначе, если ничего не делать, то никогда не будем готовы и не придет время для запрета абортов. В странах, где запретили аборты, предварительно была проведена колоссальная работа по просвещению. Над этим сейчас работает движение ЗА.
Фестиваль занимается такой подготовительной работой, популизируя противоабортные идеи, выводя их в свет. В результате такого труда в сознании людей происходят перемены. Как и покаяние, которое в буквальном переводе с греческого означает переменой ума. Фестиваль готовит почву, основу для изменения отношения людей к абортам. Само изменение может произойти мгновенно, но этому моменту предшествует весьма тяжелая работа.
АТ: Вы удовлетворены тем, как развивается фестиваль? Какими Вы видите его перспективы?
О. Андрей: Какие перспективы? Я верю, что возможно организовать серьезную структурную работу. Я надеюсь, что этот опыт будет востребован в Церкви и в государстве.
В этом году на фестивале работала новая секция «Взаимодействие». Здесь мы попытались объединить проекты, которые стоят на стыке разных ведомств, презентовать проекты по выстраиванию совместной работы церкви, НКО и государства. Цель-то ведь одна, просто методы разные. Мы должны дополнять друг друга. Фестиваль исполняет роль своеобразного фильтра. Мы наблюдаем за участниками, анализируем их работу.
Нелегко выстроить межведомственную структуру взаимодействия. Мы хотим, чтобы женщина, например, приходя в социальное учреждение города, сразу вступала в своеобразную цепочку действий. Нужно, чтобы человеку заводили специальный социальный паспорт, назначался бы куратор, который ее вёл. Нужна структура, которая следила бы за работой того или иного социального учреждения.
Когда мы стали об этом говорить, возник вопрос: на чьей базе эту структуру создавать?! Ведь нужно выходить на базу Министерства, выстраивая крепкое взаимодействие. Наши церковные центры также выполняют свою роль. К нам идут люди, потому что у нас другое отношение к женщинам, попавшим в беду. Как говорят в бизнесе, клиенториентированность. Человека участливо выслушают, сопроводят в необходимую инстанцию. Многодетные матери не могут ходить и отстаивать часами в очередях. Я знаю это из своего жизненного опыта. Женщинам нужно всячески помогать, сопровождая их в различные инстанции. В этом процессе сложна сама организация. Пока не удается решить этот вопрос в рамках фестиваля.
На фестивале собираются практики. Когда мы отсматриваем заявки, то отмечаем все недочеты и ошибки участников. Организаторы фестиваля не только оценивают теоретический методологический материал, а анализируют практические дела. Отфильтрованные заявки могут быть презентованными меценатам, попечителям или грантодателям. Наша цель найти самородки и всячески их поддержать, связав их опыт воедино и устроив ресурсные центры.
АТ: На фестивале много говорилось о необходимости координации работы региональных центров...
О. Андрей: Эту идею мы назвали функциональными группами, также существуют региональные группы. Проще сказать, в каждом центре есть свой уникальный опыт. В то же время возникают вопросы, которые самостоятельно решить очень сложно. Зачем открывать велосипеды? Нужно наладить взаимообмен и взаимопомощь между центрами. Эти идеи мы выводим в некий портфель технологий.
Сейчас различные консультации можно провести на вебинаре или устроить онлайн обучения. Однако организовать, слить воедино все направления и специализированные отрасли - трудоемкая работа.
У нас есть небольшая структура - общероссийский чат в скайпе, который объединяет больше 250 участников из различных регионов нашей необъятной страны. Этот чат уже структурировали по различным специалистам: юристам, врачам, психологам и т.д. В чате человек пишет свой вопрос, который видит вся Россия. Этому человеку могут помочь и подсказать, как правильно поступить в той или иной ситуации. Но хорошо бы вычленить грамотных специалистов и поддерживать человека из центра. Этот труд нужно стимулировать. Ведь волонтер работает только тогда, когда есть время и желание, или когда его правильно мотивируют. С другой стороны, все региональные центры страдают от маленьких зарплат, а трудящиеся в этой сфере - это либо совместители, либо пенсионеры. Грамотный и активный человек, востребованный специалист, обязан содержать свою семью. Он вынужден подрабатывать еще где-нибудь. Но если его будет стимулировать центр, пусть он работает у себя в регионе, а получает дополнительную работу из Москвы. Я обеими руками за финансирование такой структуры, но для этого необходимо создать проект...
АТ: На фестивале принимают участие зарубежные гости. Какую цель они преследуют, участвуя в фестивале?!
О. Андрей: У иностранных гостей есть опыт. Механизмы везде одинаковы, но зарубежные гости привозят свою технологию, которой хотели бы поделиться с нами. Также иностранцы смотрят на Россию как на флагман, согревая свое сердце, с надеждой взирая на нашу страну. Нет пророка в своем Отечестве. Сидя в своем болоте, мы не можем друг друга нахваливать. Гости из зарубежа рассказывают нам о своем стороннем взгляде. Отрадно, что нас объединяют общие цели.
АТ: В деле возрождения семейных ценностей важен личный пример. И Вы, батюшка, являетесь таким примером. Вы отец 8 детей, кавалер Президентского ордена «Родительская слава». Не могли бы Вы поделиться с нашими читателями своими мыслями по поводу путей возрождения семьи?
О. Андрей: Честно, я не знаю, за что меня наградили. Но радостно, что государство обращает внимание на многодетные семьи, особенно в регионах. Мы приехали в Москву, и нас радует, что в определенный день недели для многодетный аттракционы бесплатны. Регионам это и не снилось! Помощь, оказываемая государством многодетным семьям в виде финансов, хороша, но можно найти совсем другие механизмы помощи. В настоящее время вся помощь спущена до муниципального уровня, а если муниципалитет нищий, то и помощи никакой не оказывается! В нашем регионе с удостоверением многодетной семьи никуда не попасть! Нет никаких льгот! Детей даже не вписывают в родительский паспорт! У меня в паспорте числятся шесть детей, а остальных не вписали! Почему?! Они не хотят вписывать. И заявляют о том, что это ничего не даст, никаких льгот! Но я хочу, чтобы все мои дети числились в моем паспорте, но паспортисты размашисто расчеркивают своим пером, записывая детей, так что для всех детей не хватает места. Но при этом они заявляют о том, что не вписывают, только потому, что это ничего не даст! В нашем регионе, чтобы сходить на карусель, мне нужно приоберсти десять билетов, чтобы куда-то съездить отдохнуть, также нужно купить десять билетов, оплатить десять мест проживания и десять билетов на обратный путь. Если мы всей семьей пойдем на карусель, то я мгновенно разорюсь! Каждый аттракцион стоит от 50 до 150 рублей. Три минуты радости и конец нашему шаткому благосостоянию! А с одним ребенком можно посетить все аттракционы за эту же сумму. Может ведь администрация обязать частные компании также один день в неделю делать льготы для многодетных
Мне кажется, нужно поднимать авторитет многодетной семьи. Каким образом? У нас же есть таблички: участники ВОВ обслуживаются вне очереди. Сейчас такие надписи почти не нужны, потому что ветеранов осталось мало. Но почему бы ни сделать надпись относительно многодетных мам?! Важно в народе поднять статус многодетной семьи. Сделать не только лагеря для детей больных, но и для детей из многодетных семей, а лучше для многодетных семей. Я беседовал в нашем Министерстве о том, что хорошо бы многодетным мамам на льготных основаниях лечить зубы, ведь после восьми родов у нее во рту почти ничего не осталось. Вылечите ей зубы, решите ее проблему, и она не будет кричать на своих детей. Эта мама вообще не знает, что такое жить для себя. Приходя домой, мне надо с четырьмя детьми уроки выучить, пятого отвести в бассейн, шестого - в музыкальную школу. Все это нужно делать одновременно. Без бабушек и дедушек пришел бы конец. Даже одной машины недостаточно для семьи. Я должен работать, а дедушка в это время развозит детей: одного собрать, другого забрать и т.д. Нужно, чтобы обслуживание многодетных семей было вне очереди, также необходимо ввести различные льготы, которые не требуют денежных вложений государства. Мы у себя в регионе просим, чтобы администрация заставляла карусельщиков бесплатно катать детей из многодетных семей.
АТ: Можно было бы бизнес обязать делать льготы для таких семей. В советское время дети-сироты могли бесплатно посещать культурные заведения.
О. Андрей: Эти категории людей и сейчас имеют много льгот. Например,: матери одиночки. Но к чему это приводит?! К тому, что пара не хочет регистрировать свой брак.
Что мы делаем для того, чтобы многодетная семья не стала маргинальной?! А маргинальным семьям государство оказывает помощь. Нам приходится уговаривать, чтобы дали хоть какую-нибудь льготу. Я убежден, что решить проблемы многодетных семей можно и без финансовых затрат. Необходимо создать семейные санатории и детские лагеря для многодетных семей. Если многодетные матери друг с другом пообщаются, то решат много проблем: поделятся опытом, как организовать быт.
Мы пытаемся через фестиваль организовывать лагеря на юге. А родители могли бы всячески помогать таким лагерям, быть там поварами, воспитателями или еще кем-нибудь. Ведь моногодетные мамы - это как своеобразные игуменьи. Нам не нужны детские садики, пусть дети лучше играют друг с другом в семье дома. Фестиваль частично помогает решать некоторые проблемы. Мы познакомились с многодетной семьей из Анапы, поедем к ним в гости, а если бы еще и РЖД сделала льготы, то было бы совсем хорошо.