«Вдумайтесь: только у русских слово «крещение» связано с крестом. Для прочих народов это - «погружение», «баптисма». Для них креститься - значит погрузиться, омыться, а для нас - взять крест свой и последовать за Христом. И это не случайно, ведь Россия выбрала путь Креста; она пошла за Христом и крестный путь для неё неизбежен. Подчас мы жалуемся на такую непростую судьбу нашей Родины, но она и не может быть иной, раз уж мы идём путём креста. Сейчас особенно видна жертвенная судьба России: её напрасно ненавидят, её заушают, унижают, о ней лжесвидетельствуют, её предают, на неё клевещут, и словно раздаётся: «Распни, распни её!»... И всё же Крест - это ведь символ Победы. Поэтому хотелось бы надеяться, что, если мы не сойдём со креста, если Россия останется верна своему пути, то и культура наша просияет и будет нетленной». - Эту удивительную, глубокую мысль высказывает кандидат искусствоведения, давний друг нашей газеты О.Б. Сокурова. В своём интервью «МЫ - СЛАВЯНЕ», помещённом на первой полосе августовского номера, Ольга Борисовна объясняет, что русская культура вся стоит на трёх фундаментальных символах - Кресте, Треугольнике и Круге, знаменующих всю христианскую вселенную и в то же время формирующих русское сознание. «Круг - Целостность, Треугольник - Троичность... А Крест - верность Господу, страдание и Победа».
Разговор о Победе и верности своему кресту продолжает клирик храма Воскресения Христова, протоиерей Дионисий Бурмистров. В своём слове на Успение Пресвятой Богородицы он напоминает читателям такой эпизод из русской истории: «Первое сражение русских с татарами. Помните? - русские вместе с печенегами вышли небольшими силами против татар на реке Калке, - а между тем часть русского войска в битву не вступила, осталась ждать на другом берегу реки: чем кончится бой? Если наши станут побеждать, - мы им поможем, если станут проигрывать - мы убежим. Русских, вступивших в битву, разбили; русские, оставшиеся вне битвы, пустились наутёк. Тогда татарские военачальники приказали своему войску погнаться за трусами и вырезать всех до единого: смерть тем, кто не пришёл братьям на помощь! Нынешняя война на Восточной Украине - это проверка России. Нас проверяют: вступимся ли мы за братьев? Велика ли в нас любовь? Достойны ли мы молитвенного Покрова Божией Матери? Не то страшно, что на войне можно погибнуть: для нас нет ничего страшного на земле, - а страшно, что мы не правдивы сами перед собой, что мы в неправде живём. Мы гадаем: «введут войска, не введут войска?», - а на Украине убивают русских, православных людей, именно за то, что они русские и православные. И если эти люди погибнут, то погибнут и их противники: падёт и Киев, ибо для Киева останется один путь - уния, утрата самобытности и постепенное исчезновение украинцев с лица земли». Слово о. Дионисия называется «ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ».
Верности Кресту Господню посвящён и другой материал августовского номера - «ЧЕТВЕРО СМЕЛЫХ». Он рассказывает о четверых ленинградских альпинистах в 1941 году занимавшихся маскировкой церковных куполов. Они, рискуя жизнью, прятали от врага великие наши святыни - Исаакий, Николо-Богоявленский собор и др. Одна из альпинисток вспоминает: «Очень сложно было маскировать кресты Никольского собора... Ольга встала Михаилу на плечи, ухватилась пальцами за рубцы кровли, пытаясь подтянуться и влезть наверх. Ей почти удалось вскарабкаться на луковицу, но старая верёвка оборвалась, и Оля полетела вниз головой. Миша удержал её на капроновом рейсшнуре, но удар о медную кровлю был страшен: перелом грудного позвонка... Однажды во время маскировки храма Иоанна Предтечи начался шрапнельный обстрел, и моя случайная напарница, испугавшись, бросила страховку и убежала. Я пролетела 10 метров и ударилась о кровлю шпиля. Удержалась чудом... Сломала два крестцовых позвонка...»
И как всегда, в августовском номере газеты «Православный Санкт-Петербург» читатель найдёт очередную былинку Александра Ракова. Она называется «ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ». В ней Александр Григорьевич размышляет так: «Стыдно признаться, а ведь нам почти непонятен древнерусский язык княгини Ярославны! Почему она так безпокоится за судьбу своего мужа? Что означает «зегзицею», «кычетъ», «аркучи», «на заборолЪ»? Нет, не зря плакала-печалилась жена князя! Чуяло любящее женское сердце беду неминучую. Так и случилось: войско князя Игоря Святославовича было разбито, он ранен в руку и пленен половцами, но потом сбежал и добрался до любимой жены. К чести его будь сказано, что князь с дружиной были на конях и могли уйти, но его «черных людей» порубали бы всех. И сказал князь: «Если погибнем или убежим, а черных людей покинем, то ны будеть грех... Поидем! Но или умремь, или живи будемь на едином месте». За неимением места настоятельно советую прочитать «Слово о полку Игореве», иные начала нашей словесности. Подобное чтение ни с какими детективами не сравнить. Век назад дети знали произведения наизусть».
Эти многие другие интересные материалы вы найдёте в свежем номере любимой петербуржцами газеты - «ПРАВОСЛАВНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ».