«Место действия - Орёл...»

Заочная экскурсия по следам лесковских героев. Часть 2

Новости Москвы 
0
865
Время на чтение 13 минут

Часть 1

Путешествие продолжается...

Неподражаемые страницы цикла очерков «Мелочи архиерейской жизни» во многом написаны на орловском материале. Рассказывая о распре, которая возникла между орловским губернатором князем Трубецким и властным архиереем Смарагдом, Лесков вспоминал, как информировал горожан об этой вражде местный остроумец майор Шульц: «На окне домика в один прекрасный день совершенно для всех неожиданно появились два чучела: одно было красный петух в игрушечной каске с золочёными игрушечными шпорами и бакенбардами, а другое - маленький козёл с бородою. Козёл и петух стояли друг против друга в боевой позиции, которая от времени до времени изменялась. Смотря по тому, как стояли дела князя с архиереем, так и устраивалась группа. То петух клевал и бил козла, то козёл давил копытами петуха».

Дом весельчака-майора располагался недалеко от Ильинской площади - известной среди орловцев как «Ильинка». Она была местом, где возвещались указы и производились публичные наказания преступников. Здесь в 1809 году были наказаны и клеймены крепостные графа Каменского, убившие своего жестокого господина. Здесь же перед отправкой на каторгу была сечена плетьми купчиха - прототип главной героини повести «Леди Макбет Мценского уезда».

Протестуя против телесных наказаний, в статье «Оживленная память (государственное учение Филарета, митрополита Московского)» Лесков писал о бесчеловечных расправах над людьми на орловской Ильинке: «Убийце известного изверга графа М. Фед. Каменского дали в Орле с т о о д и н к н у т, а заподозренных в поджоге этого города били шпицрутенами по 6000 ударов. Конечно, их били мертвых».

Со временем Ильинка стала средоточием торговли. Зерно являлось основным предметом торговой деятельности орловского купечества. В городе и на пристани на берегу Оки было более 250 ссыпных хлебных амбаров. Орловский хлеб поставлялся в Москву и Петербург, в Ригу и другие города. Купцы -»ссыпщики» - были зажиточными людьми. До сих пор в Орле сохранился превосходный каменный дом купцов Серебренниковых, выразительный образ которых представил Лесков в повести «Несмертельный Голован»: «Купцы С. считались, по своему значению, первыми ссыпщиками, и важность их простиралась до того, что дому их вместо фамилии была дана возвышающая кличка. Дом был, разумеется, строго благочестивый, где утром молились, целый день теснили и обирали людей, а потом вечером опять молились. А ночью псы цепями по канатам гремят, и во всех окнах - «лампад сиянье», громкий храп и чьи-нибудь жгучие слёзы.

Правил домом, по- нынешнему сказали бы, «основатель фирмы», - а тогда просто говорили «с а м». Был это мякенький старичок, которого, однако, все как огня боялись <...> Тип известный и знакомый, тип торгового патриарха». Этот «тип торгового патриарха» воссоздан писателем и в драме «Расточитель», и в романе «Некуда», и в трилогии «Отборное зерно».

Имел «и свои ссыпные амбары, и барки» сын купца и продолжатель семейного дела «молодчик Мишенька» в святочном рассказе «Грабёж». «Я орловский старожил, -повествует герой. - Весь наш род - все были не последние люди. Мы имели свой дом на Нижней улице, у Плаутина колодца», -то есть совсем рядом с Ильинской площадью.

«Заразительно весёлой, чисто орловской панорамой» назвал «Грабёж» сын писателя Андрей Лесков. Действительно, в этом рассказе наиболее полно отразилось «орловское происхождение» Лескова, его любовь к Орлу, малой родине; блестящее знание русской провинции, которая была дорога писателю как подлинно корневая основа жизни. Достоверность орловского колорита этой «бытовой картинки» тем более поразительны, что Лесков посещал свой родной город последний раз в 1862 году, память между тем бережно сохраняла все мельчайшие подробности, так что город Орёл также стал одним из «героев» рассказа. Здесь поименованы все орловские храмы, в том числе церкви Покровская и Спасо-Преображенская на Ильинке, церкви Богоявления, Борисоглебская, Никитская...

Провинциальные развлечения: театр - «тогда у нас Турчанинов содержал после Каменского», трактир «Вена»; битвы «бойцовых гусей <...> на Кромской площади»; бои «на кулачки» мещан с семинаристами, которые собирались «или на лёд, на Оке, под мужским монастырём, или к Навугорской заставе; тут сходились и шли стена на стену, во всю улицу.Бивались часто на отчаянность». Писатель в точности воспроизводит не только топографию, но и саму атмосферу старинного провинциального города.

«Грабёж» был задуман как святочный рассказ: «а Вам на декабрь пришлю маленький рождественский рассказ из орловского и елецкого быта», -писал автор В.М. Лаврову, редактору журнала «Русская мысль» 30 октября 1887 года. Согласно канонам жанра действие, происходящее на святки, должно быть занимательным и поучительным, может быть, курьёзным, но обязательно весёлым, со счастливой развязкой, не без вмешательства Промысла Божьего. «На то святки!»-восклицал Лесков в другом своём рассказе «Уха без рыбы».

«По жанру он бытовой, -характеризовал автор рассказ «Грабёж», - по сюжету - это весёлая путаница; место действия - Орёл и отчасти Елец. В фабуле быль перемешана с небылицею, а в общем - весёлое чтение и верная бытовая картинка».

В основе сюжета - характерные мотивы «святочной неразберихи», «святочного снега», света и тьмы. Водевильное происшествие, рассказанное в доказательство парадоксального положения, сформулированного в преамбуле: «как найдёт воровской час, то и честные люди грабят», -совершается в метельной путанице, в кромешной тьме: «тьма вокруг такая густая, что ни зги не видно, и снег мокрый-премокрый целыми хлопками так в лицо и лепит, так глаза и застилает».

Фарсовые положения и их трагикомическая кульминация - битва в темноте на замерзшей Оке, после которой повествователь и его дядя - степенный елецкий купец, испугавшиеся легендарных орловских воров-»подлётов», с недоумением обнаружили, что и сами стали невольными грабителями, - подготовили ситуацию, о которой сложилось присловье: «Орёл да Кромы - первые воры, а Карачев на придачу, а Елец - всем ворам отец».В народе о таком положении говорят: «Бес попутал».

Однако тёмные силы, сбивающие людей с толку, торжествуют совсем недолго. Ночное недоразумение благополучно разрешается в светлом рождественском финале, так что герой-рассказчик не может не завершить своё повествование восклицанием во славу Божию: «я и о сю пору живу и всё говорю: благословен еси, Господи!»

В то же время все жанровые сцены озорного лесковского рассказа не лишены комизма: например, певческое соревнование по выбору нового дьякона. Насколько же колоритны даже эпизодические фигуры этого «резного, изящного, безудержно весёлого» произведения! Вот, например, как выглядят соревнующиеся в церковном песнопении орловские дьяконы: «Богоявленский дьякон был чёрный и мягкий, весь как на вате стёган, а никитский рыжий, сухой, что есть хреновый корень, и борода маленькая, смычком; а как пошли кричать, выбрать невозможно, который лучше».Картина певческого состязания не без причины считается настоящей жемчужиной рассказа, а «Грабёж» в целом - комическим шедевром. Во многих сценах рассказ стал не только «весёлым чтением» на Рождество, как задумывал Лесков, но и для самого писателя явился праздником, «отдохновением души, улыбкой, которой разрежается мрак отчаяния».

Но комизм и весёлость рассказа не просто искренние, добрые, сердечные. Это «видимый смех» сквозь «невидимые слёзы»: Лесков показал, что грабёж - не только бытовое преступление, но основа системы чиновничьего и полицейского управления «глохлым» провинциальным городом и всей Россией. Таким образом, рассказ в жанровом отношении не просто комический, а именно трагикомический шедевр Лескова.

Анекдотическое смехотворное недоразумение и даже его драматическая сторона (Мишенька со стыда хотел повеситься, по недоразумению став грабителем-»подлётом», а его маменька от переживаний «так занемогли, что стали близко ко гробу») - разрешаются «святочно», счастливо. Мишенька нашёл своё счастье в «семейной тихости» с хорошей «девицей Алёнушкой»: «и позабыл я про все про истории, и как я на ней женился и пошёл у нас в доме детский дух, так и маменька успокоилась».

По Лескову, крепкий дом, дружная семья, «детский дух», истинное благочестие: «Баловства и озорства за мною никакого не было, и к храму Господню я имел усердие и страх» -это реальные человеческие ценности; основа их подлинно народная.

Писатель имел немало поводов для тревоги в эпоху «безвременья», когда «зверство и дикость растут и смелеют, а люди с незлыми сердцами совершенно бездеятельны до ничтожества».Вспоминая об орловском дворянском собрании, доме орловских губернаторов, сатирические образы которых автор представил в «Житии одной бабы», «Умершем сословии», «Смехе и горе», «Мелочах архиерейской жизни», «Юдоли», Лесков писал А.С. Суворину - редактору и издателю ежедневной газеты «Новое время»: «Какие хамы у нас в двор<янских> собраниях и в домах: отчего ни Орёл, ни Воронеж не имеют на стенах этих учреждений портретов своих знаменитых уроженцев? В Орле даже шум подняли, когда кто-то один заговорил о портрете Тургенева; а недавно вслух читали статью «Новостей», где литературный хам «отделал Фета». Сколько пренебрежения к даровитости».

Сам Лесков трепетно относился к увековечиванию памяти о своих великих земляках. В 1893 году - в год 75-летия со дня рождения Тургенева и в 10-ю годовщину со дня его смерти - Лесков обратился в редакцию губернской газеты «Орловский вестник» со статьей под названием «Тургеневский бережок». Писатель первый указал своим землякам место в городе, где следует соорудить памятник Тургеневу, «прославившему свою родину доброю славою во всём образованном мире».

Лесков, великолепно знавший историю города и его достопримечательности, оставил поэтическое описание первой весны Тургенева, рождённого в Орле, и обратил внимание горожан на высокий обрыв над Окой в городском парке, назвав его «тургеневский бережок». Весна 1819 года, о которой писал Лесков в своей статье, выдалась «недружной»: «снега не вдруг сходили, и грунтовые дороги не сразу поправлялись, а через это дворяне, за бездорожьем, запоздали переезжать в деревню. Не выехала в Спасское и Варвара Петровна Тургенева со своим вторым сыном, которому тогда не было и года.И вот, чтобы «тургеневское дитя свежим воздухом дышало», крепостная «мамка» и француженка-гувернантка в «красные дни» в «колясочке» привозили его в городской сад, на последнюю дорожку, что на бережку, над самой Окою. Отсюдазнаменитое дитя окидывало своими глазами небо и землю, и, может быть, здесь же было бы хорошо поместить памятный знак с обозначением, что в Орле увидел свет Тургенев, пробуждавший в своих соотечественниках чувства человеколюбия».

Лесковский завет был исполнен только в 1968 году в честь 150-летия со дня рождения Тургенева. Живописное место на высоком берегу реки, где стоит памятник писателю и откуда открывается вид на город и тихую Оку, жители Орла, по слову Лескова, называют «тургеневским бережком».

Неподалеку от этого поэтического уголка города мы отыщем место, где когда-то располагался крепостной театр графа Каменского, открытый в 1815 году и печально известный своими страшными порядками. Много жутких легенд ходило в Орле об этом театре-тюрьме, сколько замечательных дарований погибло в его стенах! «Ребёнком, в сороковых годах, -вспоминал Лесков в повести «Тупейный художник», - я помню ещё огромное серое деревянное здание с фальшивыми окнами, намалёванными сажей и охрой, и огороженное чрезвычайно длинным полуразвалившимся забором. Это и была проклятая усадьба графа Каменского; тут же был и театр. Он приходился где-то так, что был очень хорошо виден с кладбища Троицкой церкви, и потому Любовь Онисимовна, когда, бывало, что-нибудь захочет рассказать, то всегда почти начинала словами:

- Погляди-ка, милый, туда... Видишь, какое страшное?

-Страшное, няня.

- Ну, а что я тебе сейчас расскажу, так это ещё страшней».

Подзаголовок «Тупейного художника» - «рассказ на могиле». На орловском Троицком кладбище рассказывает старая няня - бывшая крепостная актриса - трагическую историю гибели её женихаи о порядках в театре Каменского. Граф был беспощаден в своих требованиях к актёрам. Он внимательно следил за каждым представлением и за малейшие упущения в ходе спектакля жестоко наказывал виновных. Под театром находились мрачные подземелья, где в цепях томились крепостные актёры, которые по вечерам должны были играть на подмостках роли королей и принцев. Особенно тяжела была доля женщин - крепостных актрис. Граф Каменский не делал никакой разницы между своим театром и гаремом. «А мучительства у нас были такие, -повествует героиня, - что лучше сто раз тому, кому смерть суждена. <...> Под всем домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях, как медведи, сидели. Бывало, если случиться когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут. Верно, хотели, чтобы об них весть дошла или начальство услышало, но начальство и думать не смело вступаться. И долго тут томили людей, а иных на всю жизнь».

Зверства и издевательства, зловещие порядки, установленные «любителем муз» Каменским в его театре, описал также А.И. Герцен в повести «Сорока-воровка».

Не так давно площадь, где когда-то располагался орловский крепостной театр, городские власти сочли уместным переименовать в честь изверга-крепостника. Это место официально называется ныне «площадью графа Каменского».

Годы детства, проведённые «Николушкой» Лесковым в Орле, ярко отразились и в повести «Несмертельный Голован» («из рассказов о трёх праведниках»). Этого лесковского праведника в народе «прозвали несмертельным вследствие сильного убеждения, что Голован - человек особенный; человек, который не боится смерти». На самом деле Голован - «герой великодушия»,человек бесстрашный и самоотверженный - помогал своим землякам, когда в городе началась эпидемия чумы. Он и сам заболел, но сумел излечиться только потому, что отсёк острой косой заражённый «шмат» своего тела и бросил его в речку Орлик. Чума прекратилась, а в народе сложилась легенда, будто Несмертельный Голован пожертвовал собой, чтобы спасти город.

Этого праведника Лесков «прописал» рядом со своим собственным домом: «Мы были с Голованом соседи. Наш дом в Орле был на Третьей Дворянской улице и стоял третий по счёту от берегового обрыва над рекою Орликом. Место здесь довольно красиво».

Дом, принадлежащий в 1832 - 1842 годах дворянскому заседателю орловской судебной палаты Семёну Дмитриевичу Лескову - отцу будущего писателя, был высокий, деревянный, на каменном фундаменте. За домом располагались службы, огород, цветник, сад. В 1974 году дом на бывшей Третьей Дворянской улице стал музеем Н.С. Лескова. Монографическая мемориально-литературная композиция посвящена жизненному и творческому пути писателя. В нынешнем году лесковский Дом-музей отмечает своё 40-летие.

Мы можем побывать в рабочем кабинете писателя, тщательно воссозданном в музее по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года - в день смерти Лескова. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и сам характер своего хозяина. «Я вошла в комнату, которая сразу показалась мне похожей на Лескова - пёстрая, яркая, своеобразная, -вспоминала современница писателя Л.И. Веселитская (В. Микулич). Л. Гуревич в очерке «Из воспоминаний о Н.С. Лескове» воспроизводит подробности интерьера этой «пёстрой» комнаты: «Многочисленные старинные часы, которыми была установлена и увешана его комната, перекликались каждые четверть часа... Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, огромный, длинный и узкий образ Божьей Матери, висящий посреди стены, с качающейся перед ним на цепях цветной лампадою - всё это пестрело перед глазами со всех сторон, раздражая и настраивая фантазию. Красивые женские лица, нежные и томные, а рядом с ними - старинного письма образ или картина на дереве - голова Христа на кресте, в несколько сухой манере ранних немецких мастеров. Гравюры с картин французских романтиков и между ними фотография с суровой и резкой картины Ге «Что есть истина?». На столах множество разноцветных ламп, масса безделушек, оригинальные или старинные резаки, вложенные в наиболее читаемые книги: последние сочинения гр. Л. Толстого, «Жизнь Христа» Ренана. Отдельно в маленьком футляре простое, всё испещрённое отметками и заметками Евангелие...»

«И казалось мне, -передавала своё впечатление Л.И. Веселитская, впервые оказавшаяся в комнате Лескова в 1893 году, - что стены её говорят: «... поработано, почитано, пописано. Пора и отдохнуть». И часы всякого вида и размера мирно поддакивали: «Да, пора, пора, пора...» А птица в клетке задорно и резко кричала: «Повоюем ещё, чёрт возьми...»

За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова. Это изображение мы встретим в лесковском музее, а оригинал картины находится в Третьяковской галерее в Москве. «Был у меня Третьяков и просил меня, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы прибыл и художник Валентин Алек. Серов, -делился Лесков с критиком М.О. Меньшиковым 10 марта 1894 года. - <...>Сделаны два сеанса, и портрет, кажется, будет превосходным».

Близко знавших писателя людей поразило сходство Лескова с его портретом: «Слов нет, превосходен портрет работы Серова! Но на нём Лесков больной, истерзанный своими «ободранными нервами» да злою ангиной... Но и тут глаза жгут, безупречное, до жути острое сходство потрясает...»

Орловец Александр Бельский сложил о своём великом земляке безыскусственные, но искренние строки:

Дух вырос беспримерный

У тихих окских волн,

Своим осмыслен временем

Наполовину он.

 

С неправдой социальной

Художник был в борьбе.

Когда левшу писал он,

Писал он о себе.

 

Рассказчик очарованный,

Великий фантазёр,

Он и волшебник слова,

И слов гипнотизёр.

 

А силы в нём такие,

И в нём талант такой -

Талант любить Россию,

Любить народ родной.

 

К новым дорогам

Наша заочная экскурсия прошла по лесковским местам губернского Орла. Однако «орловские материалы» в творчестве писателя настолько обильны, что он «расселил» множество своих персонажей по всей Орловщине. Читая произведения Лескова, мы можем мысленно посетить приокские места и даже составить «адресную книгу» лесковских героев, жизнь которых связана с орловской землёй - «малой родиной» писателя. Читателя ждут новые маршруты и увлекательные путешествия в мир жизни и творчества Николая Семёновича Лескова.

Алла Анатольевна Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор

город Орёл

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алла Анатольевна Новикова-Строганова
«Струн вещих пламенные звуки...»
2. 185 лет памяти А.И. Одоевского
08.09.2024
«Струн вещих пламенные звуки...»
185 лет памяти А.И. Одоевского
21.08.2024
«Много правды горькой и простой…»
О жизни и творчестве Н.А. Некрасова
08.08.2024
«Главная сила человека…»
В год 70-летия памяти М.М.Пришвина
22.07.2024
Разделить долю пророка
2. Юбилей закрытого музея. 50 лет Дому-музею Н.С.Лескова
17.07.2024
Все статьи Алла Анатольевна Новикова-Строганова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
17.11.2024 19:27
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
Зачем?
Новый комментарий от Рабочий
17.11.2024 18:07
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
17.11.2024 18:03
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58
Неблагодарные – не только подлецы, но и дураки...
Новый комментарий от Константин В.
17.11.2024 17:49
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Андрей Садовский
17.11.2024 16:31