Семьдесят лет тому назад, 27 июля 1944 года, советские войска освободили старинный русский город Перемышль, который на протяжении целого тысячелетия был самым западным городом Руси. Но, по иронии судьбы, русским Перемышлю осталось быть совсем немного.
Надсянская, или Перемышльская (по главному городу) Русь - историческая область Галиции, к которой она относилась вплоть до 1945 года. Но победный 1945 год стал роковым для некогда самой западной земли восточного славянства. Вместе с т.н. «Закерзоньем» согласно советско-польскому договору от 16 августа 1945 года Надсянье окончательно отошло к Польше. Напомним, что Закерзоньем называли земли, расположенные западнее т.н. «линии Керзона». Сама же эта линия была предложена в декабре 1919 г. Верховным Советом Антанты в качестве российско-польской границы. Кстати, сама линия более или менее соответствовала этнографической границе между поляками и русскими (малорусами и белорусами). Именно по этой причине к этой линии дипломаты вновь и вновь возвращались при всех перипетиях советско-польских отношений. В 1939 году именно по линии Керзона была установлена граница согласно советско-германскому пакту. Но в 1945 году Сталин был вынужден все же уступить сравнительно небольшие территории Закерзонья с городами Перемышль и Белосток. Два года спустя практически все русское (русинское) население Надсянской Руси было депортировано.
Название края происходит от реки Сян (или Сан), притока Вислы. Довольно небольшая и неширокая река Сян тысячу лет была границей между польской и русской этническими территориями. Разумеется, эта этническая граница не была четкой линией. Были русские селения и западнее Сяна, польские этнические территории анклавами выходили далеко на восток. И все же именно граница по Сяну была в представлении русин их этническим рубежом, что нашло отражение в пословице: «Знай, ляше, по Сян - наше»!
Севернее Надсянья находится Холмщина - еще один регион Закерзонья с похожей судьбой. Южнее - Лемковщина, некогда заселенная особой субэтнической группой малороссов - лемками. Лишенные своей этнической территории, лемки все же сохраняют свое самосознание.
Надсянье - край невеликий по территории. Кроме города Перемышль к нему относятся город Ярослав, расположенный примерно в 50 км от Перемышля, также на Сяне. Собственно, Надсянье и есть небольшая территория между этими городами.
Все эти земли изначально составляли Червонную (Красную) Русь с центром в Перемышле, впервые упомянутом в 981 году, и который до середины XII века был стольным городом Галицкой Руси. Перемышль стоит на правом берегу Сяна, при впадении в него Вагры. Здесь проходил древний торговый путь из Регенсбурга через Прагу на Краков и далее в Русь. Этим и определялось торговое значение города, бывшего одновременно и порубежным городом и складочным пунктом[1]. Уже в 1026 году в Перемышле была образована епархия. В конце XI столетия в Перемышле княжила своя династия, что является показателем значения города. Дочь Перемышльского князя Володаря стала женой одного из сыновей Владимира Мономаха. Князь Вололодарь построил в Перемышле церковь св. Иоанна. Наконец, в Перемышле велась своя летопись, отрывки из которой дошли до нас в Киевской летописи XIII века[2].
В дальнейшем центром Червонной Руси стал Галич, (в результате чего и вся земля княжества стала назваться Галицией), а с XIV века - Львов. Впрочем, Перемышль, уступив первенство, все равно считался одним из важнейших городов Галиции.
Еще одним из основных городов здешней земли был уже упомянутый город Ярослав, основанный Ярославом Мудрым «во имя свое» в 1031 году. Ярослав имел мощную крепость. В 1245 году в битве под Ярославом Даниил Галицкий разбил польско-венгерские войска, защитив, таким образом, Русь от вторжения с юго-запада.
Прежняя Червонная, или Галицкая Русь в середине XIV века стала Русским воеводством в составе Польши. В XV-XVI веках Перемышльские земли быстро развивались. Сюда устремились многочисленные переселенцы - поляки, немцы, валахи, евреи. Все это значительно усложнило этнический состав местного населения. Поляки, в число которых влились многие принявшие католицизм русины, представляли из себя господствующий народ, значительную часть городского населения составляли немцы и евреи. Тем не менее, в Перемышле и Ярославе возникли свои православные братства, ведущие упорную борьбу за православие. Если в большинстве городов Галиции братства увяли в первой половине XVIII века, то в Ярославе православное братство со своими школами и библиотеками просуществовало до конца XIX столетия.
Из Перемышльской земли происходили многие выдающиеся русские деятели. Из Перемышля происходил отец Богдана Хмельницкого. Сам будущий гетман Богдан учился в коллегии города Ярослав. Уроженцем деревни Копыстна в окрестностях Перемышля был Захарий Копыстенский (конец XVI века - 1627), архимандрит Киево-Печерской Лавры, блестящий писатель и полемист, борец против унии. Замечательный борец за православие, первый ректор киевской братской школы, митрополит Киевский в 1620-31 гг., святитель Иов Борецкий (1560-1631), также был из Перемышля.
Даже в более поздние времена, несмотря на массовое окатоличивание местных жителей, в маленьком крае над Сяном продолжались рождаться стойкие борцы. В городке Дынов, недалеко от Перемышля, родился видный украинский советский писатель-антифашист, борец с униатством, Ярослав Галан (1902-1949), убитый бандеровцами.
После раздела Речи Посполитой южная часть Русского воеводства под названием Галиция попала под власть Австро-Венгрии. Как и вся Галиция, Надсянье было бедным и отсталым краем. И так же, как во всей Галиции, здесь также началось русское возрождение. В начале XIX века в Перемышле сложился русский кружок, сложившийся вокруг митрополита Михаила Левицкого. Член кружка Иван Могильницкий еще в 1816 году упорно защищал преподавание на русском языке. В 1834 году в Перемышле русин Иосиф Левицкий издал на немецком языке грамматику местного русинского языка. Только в 50-60-х гг. XIX века центром русского движения Галиции стал Львов, но Перемышль не утратил своего значения в движении. Но раскол между сторонниками русского направления и активно подержанного австрийскими властями и польскими помещиками украинскими деятелями не способствовал успехам.
Перемышль во второй половине XIX века превратился в мощную крепость, одну из самых значительных в Австро-Венгрии. Значительную часть населения Перемышля теперь составляли военные из всех краев многонациональной империи Габсбургов. Понятно, что австрийские власти с подозрением смотрели на русское движение Перемышля. В результате русским деятелям приходилось работать в тяжелейшей обстановке, более сложной, чем во всей остальной Галиции. Тем не менее, в Перемышле и Ярославле работали, зачастую полуподпольно, русские социальные, культурные и научные общества. В 1869 году в городе была создана культурно-просветительская организация под названием «Русская беседа», и отпечатан её устав. «Русская беседа» действовала до 1914 года непрерывно, ставя своей задачей поддерживать «твёрдо-русское» начало в Перемышльском крае. В тесном сотрудничестве с «Русской беседой» действовало местное отделение галицийского союза имени Качковского. Действовали также «Общество русских ремесленников «Заря», общество «Союз», и др. Как и во всей Галиции, местные сторонники русского единства назывались москвофилами.
В начале XX века в Перемышле издавалась газета «Русская земля». Весьма показательно, что современный исследователь Евгений Кривочуприн так и не смог установить не только год основания газеты, но и членов редакции[3]. Вообще практически не сохранилось номеров этой газеты. Естественно, если само название «Русская земля» применительно к Перемышлю было невыносимо и для австрийских властей, и для поляков, и для советской власти, и поэтому сменяющие друг друга хозяева города сделали все, что бы вычеркнуть из истории всякое упоминание о русском движении по берегам Сяна.
Украинофилы, как всегда, выступали в роли провокаторов и карателей (впрочем, для этого украинское движение и создавалось). Так, после выборов в австрийский парламент в 1913 году, на котором, согласно официальным данным, победили украинские партии, местные украинофильские газеты опубликовали полный поименный список тех, кто голосовал за Русско-народную партию Галиции[4]. Вот вам и свободное тайное голосование!
Когда грянула Первая мировая война, почти все москвофилы Галиции были брошены в концлагерь Талергоф. Большинство простых русин Перемышля были арестованы, и в большинстве своем казнены. 15 сентября 1914 года прямо на улицах Перемышля толпа «украинцев» забила насмерть 44 арестованных «москвофилов», в основном местных крестьян. Поскольку Перемышль был военной крепостью, то и расправы над потенциальными сторонниками другой стороны носили особо масштабный и дикий характер.
В марте 1915 года Перемышль был взят русскими войсками. В плен попали 9 австрийских генералов, свыше 2500 офицеров и более 100 тысяч солдат австро-венгерской армии. Местные русины встречали русских солдат как своих освободителей. Русские военные власти поставили гражданским комендантом Перемышля местного русина Феофила Глушкевича, адвоката по профессии и поэта по призванию. Правда, как уже говорилось, большинство местных русин еще до прихода русских войск были или брошены в лагерь Талергоф, или просто убиты без суда и следствия. По этой причине российские военные власти не могли опираться на местное русинское население по причине его малочисленности. Польское и еврейское население Перемышля в основном относилось к русским войскам с враждебностью.
Уже через полгода Перемышль был вновь занят германскими и австро-венгерскими войсками. Большинство перемышльских русин, уцелевших от расправ, ушли вместе с отступающими русскими войсками. В результате Перемышль лишился значительной части восточнославянского населения, превратившись в польско-еврейский город. Резко уменьшилось количество русин в Ярославе, хотя деревни Надсянья сохранили пока еще свой этнический облик.
В 1919-39 гг. Перемышль входил в состав Польши. За эти два десятилетия в результате террора польских властей и раскольнической деятельности украинских самостийников русское движение в Перемышле почти заглохло. Но в сентябре 1939 года вся Западная Украина, включая Надсянье, вошла в состав Советского Союза. Собственно, советско-германская граница прошла прямо по реке Сян. Таким образом, даже некоторые кварталы Перемышля оказались под германской властью. Так же под немецкой властью оказался Ярослав.
22 июня 1941 года, когда германские войска атаковали западную границу СССР по всему ее протяжению, в Перемышле они натолкнулись на стойкое сопротивление. Немцы ворвались в Перемышль в первые часы войны, но уже вскоре были выбиты из города. За один день 24 июня 1941 года Перемышль трижды переходил из рук в руки. Лишь 27 июня, в условиях угрозы окружения, гарнизон Перемышля организовано отошел. Так Перемышль вновь стал городом русской воинской славы.
Освобожден Перемышль был 27 июля 1944 года. Советским воинским частям, участвовавшим в боях за освобождение Перемышля и Ярослава, приказом Ставки Верховного Главнокомандования от 28 июля 1944 года объявлена благодарность и в Москве дан был торжественный салют. Но советским городом он оставался только год. Как говорилось, в августе 1945 года Перемышль отошел к Польше. И теперь этот город под названием Пшемысль является обычным провинциальным польским городком, расположенном в 12 км от границы с Украиной. Главной причиной решения Сталина отдать Перемышль полякам, стало давление союзников по Большой Тройке, в первую очередь Черчилля, который добивался того, что бы польские границы находились как можно далее на восток. Сталин сохранил практически все территориальные приобретения СССР сентября 1939 года, но в двух пунктах - Белостоке и Перемышле, ему пришлось уступить. Итак, Перемышль вновь стал польским. Через два года вся Надсянская Русь перестала быть восточнославянской.
На территории Надсянья, как, впрочем, и на всей Западной Украины, в 1944-47 гг. действовали различные банды, как польские антикоммунистические формирования НСЗ (Народовы силы збройне) и АК (Армия Крайова), так и украинские бандеровцы. Они воевали друг с другом, а также против советских войск и польской коммунистической власти. Перемышльские русины, сохранившие русскую идентичность, оказались между трех огней.
Хотя в 1944-89 гг. Польша была вполне зависимым от СССР государством, но переоценивать советское влияние на внутреннюю политику польских властей нельзя. Польские коммунистические лидеры, среди которых, кстати, в первое послевоенное десятилетие преобладали евреи, несмотря на это (а скорее, благодаря этому) отличались воинствующим польским шовинизмом. Массовое выселение всего немецкого населения, проживавших на «старых» (то есть в границах 1939 года), и в «присоединенных» землях (отошедших к Польше в 1945 году по воле Сталина), а также политика «выдавливания» еврейского населения за границу - только некоторые показатели того, что «красные» поляки, в большинстве своем не поляки в этническом смысле, в своих великопольских настроениях не уступали Пилсудскому. В этом ряду стоит и проведенная в 1947 году операция «Висла» по депортации всего восточнославянского населения.
Еще в 1944-45 гг. проходили массовые расправы над русинами, которые устраивали, при восторженной поддержке местного польского населения, отряды АК. Впрочем, прокоммунистические Батальоны Хлопски (крестьянские батальоны) ничуть не уступали аковцам в палаческом рвении. Но особо зверским образом расправлялись над русинами свои же изменники, объявившие себя украинцами. При этом в запутанной обстановке того времени многие русины, отстаивавшие свою русскость, в 1945 году, демонстрируя свою верность Большой России, которая называлась Советским Союзом, объявили себя украинцами, раз Москва так повелела. И они же согласились навсегда оставить свои земли, которые тысячелетие были русскими, а самим отправиться в Советскую Украину. Всего из «Закерзонья» в СССР прибыли 482 тысячи человек
И еще немало русин подались в украинцы от безысходности. Советские власти объявили их украинцами и отдали на расправу полякам. И тогда поневоле многие русины примкнули к боевым формированиям бандеровцев. Местным русинам (или теперь уж украинцам) приходилось выбирать между выездом в СССР, или возможностью остаться гражданами Польши, но при этом все - равно бросить родные места и переселяться на новые польские земли в Силезию и Поморье. Понятно, что многие русины не только Надсянья, но и с Бескидких гор и Холмщины, предпочли взять в руки оружие. Трагическим курьезом бандеровщины в юго - восточных регионах Польши во второй половине 40-х гг является то, что основную массу бойцов «украинской» повстанческой армии (УПА) здесь составили лемки (этнографическая группа карпатских русин, сохранивших к середине ХХ века русское самосознание и православие). Таким образом, в Польше после 1945 года бандеровское движение действительно носило во многом национально - освободительный (но не украинский!) характер. В партизанские отряды ушли почти все взрослые русины, среди которых многие еще недавно сражались с гитлеровцами. Позиция СССР, поддерживавшего польские коммунистические власти, в том числе и непосредственным участием советских вооруженных сил в подавлении партизан, а также призывавшего русин уезжать в советскую Украину, оказывала деморализующее воздействие на вооруженную оппозицию в восточной части Польши. Тем не менее, умиротворение самых окраинных земель восточного славянства для Польши оказалось нелегким делом. Лишь весной - летом 1947 года, в ходе операции «Висла» польским войскам удалось нанести серьезное поражение УПА.
Однако операция «Висла» носила характер не только военной операции, а была депортацией всех восточных славян, независимо от того, считали ли они себя русинами, украинцами, лемками, на западные и северные земли Польши. Всего было депортировано, без права возвращаться домой, более 150 тысяч человек.
Но только еще через несколько лет с сопротивлением УПА было покончено. В результате русинское население было большей частью депортировано в СССР, частью переселено на запад Польши и постепенно ассимилировано, частью бежало на Запад. В результате Перемышль, Ярослав и все Надсянье, наряду с другими областями «Закерзонья» стало чисто польским. История Надсянской Руси завершилась.
Такой финал стал возможным в первую очередь из-за преступной деятельности украинских деятелей, расколовших русское движение. То, что самих свидомых украинцев также депортировали, а то и вовсе ликвидировали после того, как они выполнили свою работу, было вполне естественным для марионеток. Теперь польский Пшемысль - маленький городок в Евросоюзе. Це Эвропа! Только вот украинцев здесь нет. Впрочем, майдаунам этого не понять.
Поляки же в 40-х годах вели себя так, как они вели себя всегда, так что особо обвинять их не приходится. Сталин же должен был сделать тактические уступки в виде некоторых восточнославянских территорий вроде Надсянья, что бы сохранить остальные присоединенные им в 1939-45 гг. земли.
И теперь Перемышль, под польским названием Пшемысль, обычный польский провинциальный город. Почти все следы русской истории города методически уничтожаются. В т.н. «цивилизованных странах», разумеется, ничего про историю Перемышля не знают и знать не хотят. Но и в России Перемышль помнят (совсем не много) только по победе в 1915 году и обороне 1941 года. Но будет несправедливым забывать историю самой западной части Руси.
[1] Тихомиров М. Н. Древнерусские города. СПб, Наука, 2008, с. 249
[2] Там же, с. 250
[3] Кривочуприн Е. Л. Надсянская Русь - возрожденная и утерянная. Харьков, 2012, с. 53
[4] Кривочуприн Е. Л. Надсянская Русь - возрожденная и утерянная. Харьков, 2012, с. 66
1. благодарю