Человек и общество в бедствии. Питирим Сорокин

Бывший СССР 
0
768
Время на чтение 7 минут
  В последнее время часто вспоминала и сегодня перечитала эту его работу, в 1942-м году написанную в штатах, где в то время руководил он факультетом социологии в Гарвардском университете.
  Как случилось, что крестьянский мальчик-сирота, по отцу русский, по матери зырянин (коми), не младший, правда, как в сказке, а средний из трёх братьев, в 27 лет стал приват-доцентом Санкт-Петербургского университета, в 34 оказался в штатах и через 7 лет принял там гражданство и основал и возглавил в Гарварде факультет социологии, а незадолго до смерти стал президентом американской ассоциации социологов - отдельная история.
  Его отец, устюжанин Александр, был золотых, серебряных и иконных дел мастером. Когда вскоре после родов третьего сына умерла Пелагея Сорокина, этого младшего, Прокопия, забрала себе её сестра Анисья, а двое старших мальчиков, Василий и Питирим, стали странствовать вместе с отцом. Безутешный вдовец с золотыми руками пил и поколачивал сыновей, так что мальчики решили от него сбежать. Питириму тогда не было ещё и 10 лет. Отец вскоре умер. Что стало со старшим, Василием, не знаю, а Питирима взял к себе о. Иоанн Покровский из села Гам, под его покровительством способный мальчик с отличием закончил церковно-приходскую школу в Гаме и поступил в семинарию в костромском селе Хреново.
    Это было время первой русской революции. Семинарист Сорокин вступил в партию эсеров и попал в тюрьму. Просидел там 3 с лишним месяца, из семинарии был отчислен и подался после скитаний к тётке Анисье в Римью. А уж оттуда решил ехать в Петербург учиться. Денег на билет до Петербурга у него не было, купил до той станции, до какой хватило, а дальше договорился с проводником, что будет за него мыть уборные и согревать титан, так и доехал - с одним узелком и припрятанной на крайний случай последней полтиной. Нашёл в Питере земляка, Каллистрата Жакова, тот устроил его на Черняевские курсы. Ведь чтобы поступить в университет, нужно было гимназический курс сдать, греческий с латынью, современный европейский и математику, в церковных школах для народа этому не учили.
   Плюс справку о благонадёжности получить. Питирим Сорокин выполнил оба условия, и гимназический курс сдал, и справку получил, поступил в Психоневрологический институт, но из 150 рублей за обучение на первом курсе смог лишь 30 заплатить, был отчислен, поступил на юрфак в университет, и вот там уже доучился, был оставлен при кафедре уголовного права и стал в 1916 году, в 27 лет, приват-доцентом.
   То есть на войну не попал, оставался в эсерах и даже был по партийному списку избран от Вологодской области в Учредительное собрание. Но тут начались сложности, большевики захватили власть, эсеры восстали, начался красный террор. Сорокину, к этому времени женившемуся на тверской дворянке Елене Баратынской, выпускнице Бестужевских курсов, пришлось скрываться и чудом избежать расстрела. Осенью 1918 года он публично заявил о своём выходе из партии и отказе от членства в Учредительном собрании. Собственно, его по этому отказу и знали много десятилетий в советской стране. Поскольку Ленин его заметил и одобрил. Спустя 4 года, в 22-м, правда, выслал-таки с прочей "буржуазной профессурой" из страны, и уже через год, в 23-м, Сорокин оказался в штатах - пригласили преподавать. Там и остался до своей смерти в 1968 году.
   У них с Еленой родилось там двое сыновей, Пётр и Сергей, Сергея я видела в Сыктывкаре в 1999-м году на Сорокинском юбилейном конгрессе. Подошла за автографом и спросила, говорит ли он по-русски. Оказалось, нет, может только на церковнославянском читать и петь, отец его с детства читал и пел на клиросе и детей приучил, у них там была университетская церковь.
   Ещё тогда, когда 18-летним семинаристом в первый раз пришлось сидеть Сорокину в тюрьме, он начал писать там научную статью "Преступление и кара". А во время страшного голода 1918-1922 написал уже большую книгу "Голод как фактор. Влияние на поведение людей, социальную организацию и общество". Никто, конечно, эту страшную в своей обширной документальности книгу печатать не стал, выслали автора и забыли, если кто и вспоминал в стране советов на протяжении долгих десятилетий Питирима Сорокина, так это его тётка Анисья, которой из штатов посылал он продуктовые посылки...
  Но когда с одной стороны - объявили гласность, а с другой - вполне реальными стали те угрозы, о которых всю жизнь за океаном Сорокин писал, у нас о нём вспомнили и принялись переводить и печатать. И я прочитала все его работы, какие смогла достать в библиотеках, у друзей или купить, это ещё в досетевое время было. Читала, потому что Лев Гумилёв, например, вполне сопоставимая по масштабу фигура, после лагерей стал непробиваемо осторожным и о современности никогда не писал, можно было только самостоятельно сопоставлять, аналогии проводить и выводы делать. А Сорокин, в безопасности, за океаном, писал прямо и всё своими именами называл. И я видела, что его действительно научные, основанные на громадном фактическом материале, работы и выводы - имеют прямое отношение к действительности, то есть то, о чём он пишет, я наблюдаю в реальной жизни.
    Не хочу сейчас подробно пересказывать то, что после него стало азбукой социологии: про социальные страты, лифты и мобильность. Укажу главное: по Сорокину главная характеристика любого общества - его "лифт", то есть способ отбора из низших сословий в элиту. В европейском средневековье, например, таким лифтом было духовное образование, попасть из крестьян в правящее сословие можно было, приняв сан (выучив латынь). Замечательно, что именно таким лифтом и воспользовался крестьянский мальчик Питирим для того, чтоб стать профессором! Только вскоре лифт этот - для кого-то рухнул в бездну, а кого-то доставил прямо на небеса, рухнула европейская христианская цивилизация прямо на глазах новоявленного профессора.
   В Империи заслуги перед отечеством (не только военные, но и в других жизненно важных сферах) давали сословные привилегии. Что до СССР, то там действовал уже совсем другой лифт, идеологический: принадлежность к КПСС, полная лояльность учению партии. Думай что хочешь, но в ладоши хлопай вместе со всеми. Такой принцип отбора элиты показал свою негодность, когда сдала партийная номенклатура свой народ. Именно сам принцип, когда на самом верху по определению оказывались соглашатели. Хозяйственники, инженеры, учёные, врачи и учителя, то есть все те "мастеровые", умом и трудами созидалась страна, были на вторых ролях, а на самом верху - идеологи, партийные боссы.
  Которые, как оказалось, с лёгкостью и готовностью перескочат из проржавевшего лифта партийной идеологии в другой, желанный - денежный. Достаточно оказалось приватизацию провести.
   Я пересказываю эти азы для того, чтоб показать: Сорокин о самых простых, очевидных вещах пишет. Так же просты и его выводы о "человеке и обществе в бедствии": во время войн, революций и эпидемий происходит диверсифекация и поляризация общества. Большинству людей во время бедствий присуща тенденция усиления безразличия, рутинности, это большинство занято удовлетворением простейших и насущнейших физиологических потребностей (выживанием), и лишь меньшинство ориентировано на жертвенную, альтруистическую, религиозную деятельность.
  Поскольку Сорокин пережил сам и революцию, и голод, то писал он об этом не только объёмно (по источникам), но и правдиво и красочно. Например, как голод влияет на поведение. Что сильный и продолжительный голод может заставить человека пренебречь опасностью быть убитым, а женщин массово выводит на панель.
   В 1918 - 1922 годах излишки продовольствия были лишь у двух категорий населения: прямых производителей и тех, кто сумел их у этих производителей изъять - большевиков. И выжить горожанин мог лишь при условии, что у него ещё было что и где обменять на продукты - или что он становился на довольствие к новой власти. Как сам Сорокин и поступил. Потом, правда, как учёный сосчитал, что та миска баланды, которую он получает после лекции, не покрывает его энергетические затраты на то, чтоб дойти до университета, прочитать лекцию и вернуться домой...
    Но во всяком случае, именно так, он считал, реально и повсеместно перешла власть к большевикам: выбирать нужно было между голодной смертью и лояльностью, а поскольку, как он знал и писал, у голодающих притупляются все чувства и "идейные соображения" - то как бы он сам их не ненавидел, но - согласился на них работать.
   Иногда его фразы коробят своей голой физиологией. Так он часто на собак Павлова ссылается, что, например, даже самую свободолюбивую подержишь неделю на цепи - станет есть и на цепи, хотя поначалу отказывается. Или что в условиях экспериментального голода сначала все приобретённые рефлексы у собак пропадают, а уж перед самой смертью - и основные...
   В общем, как мне кажется, за 45 лет жизни в Новом Свете бывший крестьянский мальчик Питирим Сорокин большим мизантропом стал... Хотя коллеги-то как раз идеалистом его считали...
  "Бедствия приносят не только зло. Они играют и конструктивную роль в истории культуры и созидательной деятельности человечества, являясь его великими учителями. Бедствия неизбежны, но человек может их усугубить или выйти из них достойно, какой путь мы изберём - ЗАВИСИТ ОТ НАС САМИХ"...
   Его проблема была в том, что православный по рождению и воспитанию, знавший церковнославянский и аскетику - он пытался как-то, на их (английском и научном) языке, донести до американцев и прочих англоязычных ту простую мысль, что без преобладания высоких идей над потребительским эгоизмом, без сознательного самоограничения, без аскетики, словом, - жить нельзя и мир катится в пропасть. В конце жизни он писал в "Долгом пути" о том, что коми крестьяне, каким он их помнит по своему детству, были просто универсалами и энциклопедистами в сравнении с теми американскими клерками, коих он видит на старости лет...
   Уже прошло больше 45 лет с тех пор, как он умер, и сейчас его работы актуальны просто в силу того, что тот американизм, который в прошлом веке где-то очень далеко от нас был - мы теперь рядом с собой наблюдаем. Тупой, примитивный, на фоне которого всё больше хорошего в советском строе вспоминается. Где лифт один и очень простой: зелёные бумажки. А кто не хочет за них убивать - горе тому...
   Я не думаю, что сами по себе работы Питирима Сорокина так уж важны, поучительнее сама его судьба. Как и всей первой русской эмиграции. Не по своей воле он и миллионы русских покинули родину. Выжили и адаптировались на Западе. И пытались донести до людей западной цивилизации простые истины. Всё-таки это не кто-нибудь, профессор социологии им объяснял, человек, сумевший и в их среде успешно адаптироваться... Но они просто сочли его чудаком...
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. все людские учения пыль

Все, абсолютно все, людские учения не основанные на истинной вере в Бога - пыль. Есть одна истинная цель в жизни каждого без исключения человека - спасение в Боге. К сожалению подчинение своей земной жизни этой цели удел немногих избранных. Потому на Земле царствует дьявол, что люди выбирают его своим господином. Сорокин в своих трудах не говорит об этой главной причине. Он описывает последствия падения, не называя причин. Пользы от этого мало, если она вообще есть.
Иван Федорович / 14.07.2014, 12:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Бывший СССР
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.11.2024 20:37
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47