Знак беды

Повесть Василя Быкова и фильм Пташука

Александр Сергеевич Пушкин  Бывший СССР 
0
1308
Время на чтение 5 минут

  Недавно я осознала, что нужно написать о Знаке беды. Потому что, оказывается, мало кто читал и смотрел. Это поразительно и необъяснимо. Василь Быков - не просто лучший белорусский писатель-фронтовик. Вот так сразу и не втиснешь его в какие-то рамки или не вставишь в соответствующую графу табели о рангах.

  Тропарь нашим новомученикам начинается так: "Цветы российскаго луга духовнаго в годину лютых гонений дивно процветшие, новомученицы и исповедницы безчисленные..."

  Можно и к писателям этот образ применить, собственно, один из древних патериков так и называется - "Луг духовный". То есть когда мы пытаемся найти место, поставить в ряд - важно помнить о том, что условно всё это. Василь Быков в ряду советских писателей фронтовиков и деревенщиков не банально "особое место занимает" - а вот как на лугу каждая травинка к солнцу тянется и каждая по особому цветёт и пахнет, так и пишущая братия...

  Для меня важно то, что Быков настоящий, станешь читать - и через полчаса уже плачешь... Не знаю, может за столько-то лет и по мере роста известности и в нём шевельнулось честолюбие, Бог весть, но сами-то тексты свидетельствуют о том, что писал человек потому, что не мог иначе, не мог молча терпеть ту боль, которая в нём жила.

  И, сразу скажу, я больше на белорусском люблю читать его, читаю я свободно, а говорю неуверенно, поскольку за всю жизнь не с кем было, бабушки мои на так называемой "трасянке" говорили, городские родители уже вполне на русском, и сейчас в моём окружении максимум, что слышится постоянно - это белорусское твёрдое "ч". Как у жителей Донбасса - гортанное "г". Вот как это "г"- маркёр южно-русских говоров, так твёрдое "ч" - полесских. По-русски будет "чиж", а у нас "чыж", по-русски "чяйка", а у нас именно что "чайка", без смягчения.

  Я не великий знаток белорусской литературы, выскажу своё субъективное дилетантское мнение. Современный литературный белорусский язык формировался примерно последние два века, и если в XIX для его записи в некоторых изданиях использовалась латиница просто потому, что печатались они в Вильно и Варшаве, то после революции на территории самой Беларуси перешли только на кириллицу, быть может, только эмигранты латиницу использовали.

  И если про современный литературный русский язык мы знаем, что родился он в пушкинское время и благодаря самому Александру Сергеевичу, гениально соединившему в своих сочинениях высший слой лексики, церковнославянский, с народными родниками, то с белорусским литературным всё проще. Его творцами были если и не из народа люди, то народники по убеждениям, то есть черпали они из одного источника - народной речи. Сначала просто записывали "фольклор": песни-сказки-предания... А потом и сами стали под его прямым воздействием сочинять тексты.

  Поэтому для меня тут всё просто. Читать на белорусском можно и нужно прежде всего сказки и прочие аутентичные записи, ну а "писателей" - по мере их отдаления от истоков, народной речи и деревенского быта - можно и в переводе. Ну и если совсем просто: Василь Быков - это белорусский Достоевский. А лучший белорусский поэт, белорусский Лермонтов и Блок - это Максим Богданович. Не Пушкин, а именно так. Жил он даже меньше Лермонтова в блоковское время и его белорусская лирика на их уровне.

   Всё-таки принялась сравнивать и расставлять, не получается без этого. На филфаках в советских университетах на специальности "Русский язык и литература" был такой курс "Литература народов СССР". Недавно приезжала ко мне подруга-филологиня, добросовестная и примерная в своё время студентка, выяснилось, что с тех времён хотя бы по названиям кое-что она помнит. "Людзi на балоце", например. Но Богдановича даже в переводах не знает и Быкова - скорее по экранизациям... Что уж о других, нефилологических россиянах говорить...

    То есть у меня нет никаких иллюзий насчёт известности и понимания того же Василя Быкова. И я попробую объяснить, чем он велик. Достоевский был дворянином и хотя и писал иногда о мужиках, прежде всего, конечно, в "Записках из Мёртвого дома", но, выйдя с каторги на поселение, попал снова в своё сословие. То есть непосредственно с народом он только на каторге соприкоснулся. Ему достаточно этого было для того, чтоб на всю оставшуюся жизнь стать почвенником и в том же Дневнике писателя  писать о народных идеалах и чаяниях. Но, тем не менее - в романах все его главные герои, и Раскольников, и братья Карамазовы, и прочие, в том числе и героини - дворяне.

   У Василя Быкова в "Знаке беды" главная героиня - простая деревенская баба, Степанида Богатько. И вот уж о ком можно сказать словами Флобера:"Госпожа Бовари - это я". Хотя повествование от третьего лица ведётся, но автор со своей героиней с первой строки до того момента, когда обливает она себя и дом керосином, чтоб не схватили её живой выламывающие дверь полицаи и не вымучили её тайну: где зарыла она неразорвавшуюся авиационную бомбу, выменянную у вовремя прибравшего её односельчанина на последнюю в хозяйстве животинку, поросёнка.

   Уже горит одежда, и последние мысли её: "Жаль, никто не видел, где зарыла, не найдут. А может, и хорошо. Добрым людям ни к чему, а эти - пусть бояться". И они бояться, убегают, потому что полыхает уже весь хутор и если бомба здесь, то взорвётся. "Но бомба дожидалась своего часа". Последнее предложение в повести. Голодная, задыхающаяся от усталости Степанида далеко на отшибе её зарыла до поры, хотела взорвать мост.

   В недавней статье о Быкове на РНЛ я прочитала, что "Восхождение" Ларисы Шепитько по "Сотникову" его - лучшая экранизация. Согласна. Потому что в фильме Михаила Пташука хоть и сыграла Нина Русланова Степаниду не хуже, чем Борис Плотников Сотникова, но ведь кино - это прежде всего монтаж, фильм составляется из монтажных планов как повесть из слов. И если у Ларисы Шепитько получилось сказать отчётливо и ясно, именно монтажными планами дать параллель к восхождению на крест, на Голгофу, то, Михаил Пташук, думаю, и цели такой не имел.

   Он снял фильм про то, как простая баба, привыкшая гнуть спину перед очередной напастью не вдруг, а постепенно даже не умом понимает, а самой жизнью ставится в положение, когда кроме бомбы и керосина - никакого, никакого другого выхода нет.

 Это называется экзистенциализм и вроде бы о нём больше парижские интеллектуалы пишут. А тут вдруг - простая баба... У Быкова все повести об этом: человек перед выбором на пороге смерти. И ни одного прямого слова о Боге и Промысле Его. Поэтому каждый понимает в меру своего разумения. Лариса Шепитько вот так, как прямую аналогию с Голгофой, Пташук без такой прямоты. Последние кадры в фильме - полыхает хутор, огонь до неба. Хутор такой красивый, настоящий...

   У Быкова кульминация повести: застрелили немцы глухонемого мальчика, пастушка Янку, с которым прятала Степанида своего последнего поросёночка, корову её застрелили раньше, после того, как выдоила она её в поле на землю, чтоб не досталось им молока. И Степанида задаёт себе, нам и, конечно, Богу тот же вопрос, что и Иван у Достоевского:- За что? Доколе?...

  Кому интересно, как на этот вопрос отвечает Василь Быков - прочитает повесть или хотя бы посмотрит фильм. Но именно здесь сюжет поворачивает к финалу. Кратко: героиня вспоминает, как им с мужем достался их хутор от старого пана, которого хоть и досматривали они, и сказал он ей в ответ на её просьбу простить, что "Пан Езус простит", но всё-таки повесился старик в той самой истопке, где погибнет она в конце повести, а знак беды - это тот замёрзший жаворонок, которого нашла Степанида в поле накануне гибели старика. Птаха рано вернулась из вырая, так по-белорусски называются те края, куда улетают на зиму птушки. И её убил заморозок...

  Максим Богданович сумел бы историю жаворонка и Спепаниды в сумных вершах описать, похожих на старинный плач. Я не умею. И поэтому просто советую - почитайте у Василя Быкова "Знак беды", на русском. Эта повесть и героиня напомнять вам и некрасовских женщин, и старух деревенщиков, и - если глубже - тот архетип, который воплощён в статуе на Малаховом кургане и называется просто: Родина-мать.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Знак беды

Спаси Господи. Знак Беды снова над нами. Снова убивают детей и сгоняют со своей земли людей. Стало еще тяжелее читать о той войне...
Георгий / 27.06.2014, 18:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 16.
А. С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
30.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 14.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
20.12.2024
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
«В память вечную будет праведник»
К 80-летию со дня рождения Архимандрита Серафима (Олиферчука)
10.01.2025
День памяти священномученика Никодима (Кононова) епископа Белгородского
Сегодня мы также вспоминаем Великую княгиню Екатерину Павловну и историка С.Ф.Платонова
10.01.2025
«Третий Рим» и межэтнические отношения
Внешний мир не даст нам другого режима в экономике, кроме мобилизационного
09.01.2025
День памяти священномученика Тихона (Наканорова)
Также сегодня мы вспоминаем Великого князя Киевского Святослава Ярославича и поэта Н.А.Некрасова
09.01.2025
День памяти генерал-фельдмаршала П.С.Салтыкова
Сегодня мы также вспоминаем поэта Н.М.Языкова и подвиг бойцов девятой роты 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка
08.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Русские общины» и опасность русского национализма
Новый комментарий от р.Б.Алексий
10.01.2025 07:29
«Сегодня в России время перемен»
Новый комментарий от Ленчик
10.01.2025 06:15
«Скачут лошадки Бориса и Глеба»
Новый комментарий от Ленчик
10.01.2025 05:10
Русофобия в современной российской культуре
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.01.2025 04:28
Главное событие 2024 года оказалось незамеченным
Новый комментарий от боеприпас
10.01.2025 04:05
У Трампа нет денег даже на шесть соток в Подмосковье
Новый комментарий от учитель
10.01.2025 03:12
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от Русский танкист
09.01.2025 23:57