Знак беды

Повесть Василя Быкова и фильм Пташука

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
1152
Время на чтение 5 минут

  Недавно я осознала, что нужно написать о Знаке беды. Потому что, оказывается, мало кто читал и смотрел. Это поразительно и необъяснимо. Василь Быков - не просто лучший белорусский писатель-фронтовик. Вот так сразу и не втиснешь его в какие-то рамки или не вставишь в соответствующую графу табели о рангах.

  Тропарь нашим новомученикам начинается так: "Цветы российскаго луга духовнаго в годину лютых гонений дивно процветшие, новомученицы и исповедницы безчисленные..."

  Можно и к писателям этот образ применить, собственно, один из древних патериков так и называется - "Луг духовный". То есть когда мы пытаемся найти место, поставить в ряд - важно помнить о том, что условно всё это. Василь Быков в ряду советских писателей фронтовиков и деревенщиков не банально "особое место занимает" - а вот как на лугу каждая травинка к солнцу тянется и каждая по особому цветёт и пахнет, так и пишущая братия...

  Для меня важно то, что Быков настоящий, станешь читать - и через полчаса уже плачешь... Не знаю, может за столько-то лет и по мере роста известности и в нём шевельнулось честолюбие, Бог весть, но сами-то тексты свидетельствуют о том, что писал человек потому, что не мог иначе, не мог молча терпеть ту боль, которая в нём жила.

  И, сразу скажу, я больше на белорусском люблю читать его, читаю я свободно, а говорю неуверенно, поскольку за всю жизнь не с кем было, бабушки мои на так называемой "трасянке" говорили, городские родители уже вполне на русском, и сейчас в моём окружении максимум, что слышится постоянно - это белорусское твёрдое "ч". Как у жителей Донбасса - гортанное "г". Вот как это "г"- маркёр южно-русских говоров, так твёрдое "ч" - полесских. По-русски будет "чиж", а у нас "чыж", по-русски "чяйка", а у нас именно что "чайка", без смягчения.

  Я не великий знаток белорусской литературы, выскажу своё субъективное дилетантское мнение. Современный литературный белорусский язык формировался примерно последние два века, и если в XIX для его записи в некоторых изданиях использовалась латиница просто потому, что печатались они в Вильно и Варшаве, то после революции на территории самой Беларуси перешли только на кириллицу, быть может, только эмигранты латиницу использовали.

  И если про современный литературный русский язык мы знаем, что родился он в пушкинское время и благодаря самому Александру Сергеевичу, гениально соединившему в своих сочинениях высший слой лексики, церковнославянский, с народными родниками, то с белорусским литературным всё проще. Его творцами были если и не из народа люди, то народники по убеждениям, то есть черпали они из одного источника - народной речи. Сначала просто записывали "фольклор": песни-сказки-предания... А потом и сами стали под его прямым воздействием сочинять тексты.

  Поэтому для меня тут всё просто. Читать на белорусском можно и нужно прежде всего сказки и прочие аутентичные записи, ну а "писателей" - по мере их отдаления от истоков, народной речи и деревенского быта - можно и в переводе. Ну и если совсем просто: Василь Быков - это белорусский Достоевский. А лучший белорусский поэт, белорусский Лермонтов и Блок - это Максим Богданович. Не Пушкин, а именно так. Жил он даже меньше Лермонтова в блоковское время и его белорусская лирика на их уровне.

   Всё-таки принялась сравнивать и расставлять, не получается без этого. На филфаках в советских университетах на специальности "Русский язык и литература" был такой курс "Литература народов СССР". Недавно приезжала ко мне подруга-филологиня, добросовестная и примерная в своё время студентка, выяснилось, что с тех времён хотя бы по названиям кое-что она помнит. "Людзi на балоце", например. Но Богдановича даже в переводах не знает и Быкова - скорее по экранизациям... Что уж о других, нефилологических россиянах говорить...

    То есть у меня нет никаких иллюзий насчёт известности и понимания того же Василя Быкова. И я попробую объяснить, чем он велик. Достоевский был дворянином и хотя и писал иногда о мужиках, прежде всего, конечно, в "Записках из Мёртвого дома", но, выйдя с каторги на поселение, попал снова в своё сословие. То есть непосредственно с народом он только на каторге соприкоснулся. Ему достаточно этого было для того, чтоб на всю оставшуюся жизнь стать почвенником и в том же Дневнике писателя  писать о народных идеалах и чаяниях. Но, тем не менее - в романах все его главные герои, и Раскольников, и братья Карамазовы, и прочие, в том числе и героини - дворяне.

   У Василя Быкова в "Знаке беды" главная героиня - простая деревенская баба, Степанида Богатько. И вот уж о ком можно сказать словами Флобера:"Госпожа Бовари - это я". Хотя повествование от третьего лица ведётся, но автор со своей героиней с первой строки до того момента, когда обливает она себя и дом керосином, чтоб не схватили её живой выламывающие дверь полицаи и не вымучили её тайну: где зарыла она неразорвавшуюся авиационную бомбу, выменянную у вовремя прибравшего её односельчанина на последнюю в хозяйстве животинку, поросёнка.

   Уже горит одежда, и последние мысли её: "Жаль, никто не видел, где зарыла, не найдут. А может, и хорошо. Добрым людям ни к чему, а эти - пусть бояться". И они бояться, убегают, потому что полыхает уже весь хутор и если бомба здесь, то взорвётся. "Но бомба дожидалась своего часа". Последнее предложение в повести. Голодная, задыхающаяся от усталости Степанида далеко на отшибе её зарыла до поры, хотела взорвать мост.

   В недавней статье о Быкове на РНЛ я прочитала, что "Восхождение" Ларисы Шепитько по "Сотникову" его - лучшая экранизация. Согласна. Потому что в фильме Михаила Пташука хоть и сыграла Нина Русланова Степаниду не хуже, чем Борис Плотников Сотникова, но ведь кино - это прежде всего монтаж, фильм составляется из монтажных планов как повесть из слов. И если у Ларисы Шепитько получилось сказать отчётливо и ясно, именно монтажными планами дать параллель к восхождению на крест, на Голгофу, то, Михаил Пташук, думаю, и цели такой не имел.

   Он снял фильм про то, как простая баба, привыкшая гнуть спину перед очередной напастью не вдруг, а постепенно даже не умом понимает, а самой жизнью ставится в положение, когда кроме бомбы и керосина - никакого, никакого другого выхода нет.

 Это называется экзистенциализм и вроде бы о нём больше парижские интеллектуалы пишут. А тут вдруг - простая баба... У Быкова все повести об этом: человек перед выбором на пороге смерти. И ни одного прямого слова о Боге и Промысле Его. Поэтому каждый понимает в меру своего разумения. Лариса Шепитько вот так, как прямую аналогию с Голгофой, Пташук без такой прямоты. Последние кадры в фильме - полыхает хутор, огонь до неба. Хутор такой красивый, настоящий...

   У Быкова кульминация повести: застрелили немцы глухонемого мальчика, пастушка Янку, с которым прятала Степанида своего последнего поросёночка, корову её застрелили раньше, после того, как выдоила она её в поле на землю, чтоб не досталось им молока. И Степанида задаёт себе, нам и, конечно, Богу тот же вопрос, что и Иван у Достоевского:- За что? Доколе?...

  Кому интересно, как на этот вопрос отвечает Василь Быков - прочитает повесть или хотя бы посмотрит фильм. Но именно здесь сюжет поворачивает к финалу. Кратко: героиня вспоминает, как им с мужем достался их хутор от старого пана, которого хоть и досматривали они, и сказал он ей в ответ на её просьбу простить, что "Пан Езус простит", но всё-таки повесился старик в той самой истопке, где погибнет она в конце повести, а знак беды - это тот замёрзший жаворонок, которого нашла Степанида в поле накануне гибели старика. Птаха рано вернулась из вырая, так по-белорусски называются те края, куда улетают на зиму птушки. И её убил заморозок...

  Максим Богданович сумел бы историю жаворонка и Спепаниды в сумных вершах описать, похожих на старинный плач. Я не умею. И поэтому просто советую - почитайте у Василя Быкова "Знак беды", на русском. Эта повесть и героиня напомнять вам и некрасовских женщин, и старух деревенщиков, и - если глубже - тот архетип, который воплощён в статуе на Малаховом кургане и называется просто: Родина-мать.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Знак беды

Спаси Господи. Знак Беды снова над нами. Снова убивают детей и сгоняют со своей земли людей. Стало еще тяжелее читать о той войне...
Георгий / 27.06.2014, 18:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Гитлер разбудил Оппенгеймера
«О́ппенгеймер»
18.09.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Бывший СССР
День памяти Императрицы Анны Иоанновны
Сегодня мы также вспоминаем князя Б.И.Куракина, сенатора М.Ф.Соймонова, чудесное спасение Царской Семьи при катастрофе на станции Борки, издание Манифеста 17 октября и павших при обороне Севастополя в 1941 г.
30.10.2024
Маяк на Поворотном…
На каком повороте истории погас маяк между Россией и Украиной?
29.10.2024
День памяти Патриарха Адриана
Сегодня мы вспоминаем поэта Ивана Никитина, художника Константина Васильева, композитора Василия Агапкина и летчика-аса Александра Карпова
29.10.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
Клюев. Мужицкие веды
Новый комментарий от Константин В.
01.11.2024 00:40
Умный бес всезнанья
Новый комментарий от учитель
31.10.2024 22:02
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Рабочий
31.10.2024 20:58
«У детей появляются энурез, агрессия и психические расстройства»
Новый комментарий от Владимир Николаев
31.10.2024 20:10
Загадочные кадровые решения Синода
Новый комментарий от влдмр
31.10.2024 20:00
Либеральная провокация!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
31.10.2024 19:43
Символ беззаветной преданности человеку
Новый комментарий от Рабочий
31.10.2024 18:30