«Он один, пожалей его Бог. Мы другого пока не имеем...»

Русская литература о верховной власти России

Споров много и они все острей и для Русской народной линии - одна из центральных важнейших тем, - тема государственной власти России, верховной власти. Есть версии, много версий, ответа - нет. Как же приблизится к ответу, понять значение и сущность верховной власти в России. На пути к ответу, убежден, может помочь Русская литература. Русская литература - Дар Божий России.

Строка, вынесенная в заголовок, принадлежит Самарскому поэту Евгению Петровичу Чепурных. Вот, ведь, как - Самарскому. На самом деле Евгений Чепурных - русский поэт, плоть от плоти Русской литературы, да той самой, Великой Русской литературы, в сегодняшнем дне. Думали, нет ее уже Великой Русской, думали, кончилась. А она - есть, и как прежде работает Богу и России и Народу Русскому. Одна беда, народ об этом не знает. И это, действительно, - беда.

Многолетний опыт понимания Русской литературы, убеждает меня в том, что наша Литература предстает как видимый состав, того диалога, который нация ведет с Творцом, диалога, в котором явлен ответ Творца, как фактор, скорее - «потенциал», формирующий национальное самосознание.

Тем опасней подмена, истинных художественных ценностей, тем опасней не прозрение настоящего творчества в современности: мы лишаемся возможности, вести диалог с Творцом, слышать ответ Творца.

Евгений Чепурных одно из заметных, едва ли не самых ярких, творческих явлений современности, явление - незамеченное и неосмысленное, как это почти всегда у нас и бывает. Осознавать явление, значит осознавать и себя и современность. При работе над стихами Е. Чепурных выявилась удивительная особенность - очевидно присутствие и развитие традиции Русской литературы в его поэзии, а это, именно - поэзия, Русская поэзия, и неочевидно, но проявляются под определенным углом зрения фундаментальные основания Православного миропонимания в творчестве современного поэта, не декларативные, а именно мировоззренческие, сущностные. И, как выясняется, именно Православное миропонимание как общий Исток роднит современного поэта с традицией Русской литературы.

И, так, к вопросу о верховной власти России.

Хроноскаф

Вдруг очнулись от краткого сна, Как мужик за столом в общепите. Хроноскаф отсчитал времена И сказал, дребезжа: «Выходите».

 

Светлый терем притих без властей, Два холопа прервали беседу: «Князь уехал стрелять лебедей, Говорил, что вернётся к обеду».

 

Лебедей пострелять хорошо. Покалякаем с князем ишо. Как живёте, ребята-холопы, На краю просвещённой Европы?

 

Сколько ступлено острых мечей? Сколько ржи уродилося в поле? Сколько умерло в год палачей От инфаркта иль в горьком запое?

 

Слава Богу живём, не таясь, Но не сами по жизни решаем. Перед Богом в ответчиках - князь. А Европу мы не обижаем.

 

Князь заходит, хромая, с клюкой, Несуразный и злой человечек. Вот такой, вот такой, вот такой - И отец, и судья, и ответчик.

 

Держит в памяти крепче всего, Как народ прокричал ему славу, И как плечи дрожали его, На себя принимая державу.

 

Он изрублен, коварен, жесток, Обернётся то тигром, то змеем. Он один. Пожалей его, Бог. Мы другого пока не имеем.

 

Одно из печальных явлений нашего личного бытия - на уровне ежедневного быта и в координатах естественно-православного мировоззрения - это наша самоуверенность. Мы уверены, в частности, что понимаем все так, как и надо понимать и единственно возможно понимать. На самом же деле не понимаем, зачастую, простого смысла простых русских слов или их сочетаний. То есть, многие понятия существуют для нас вне их действительного смыслового значения, а в том представлении о их смысловом значении, которое сложилось у нас, стало «устоявшимся». Это все о «Хроноскафе» - мы, само название, даже - название (!) стихотворения не понимаем, и не хотим понимать, «лениво и нелюбопытно» воспользовавшись подсказкой «устоявшегося» значения. Хроноскаф - это как батискаф, только во времени. Да, нет - надо к первому смыслу идти, а он, первый смысл, чуть ли не противоположное значение открывает.

Поиск «смысла о власти» в России - это не внутренний поиск. Нет у Русского народа такого поиска смысла «власть и население». У интеллигенции, у «нашей плачевной интеллигенции» (К.Н. Леонтьев), - есть, но у нее это уже не поиск, а происк скорее.

Сегодня - народ пребывает в рассеянье, в состоянии «до населения», и «проблема власти» появилась, но она проблема не народная, искусственная, то есть. Отсутствие у народа «происка о власти» глубоко Православно в своем существе. Речь о власти в России, как правило, заходит из вне. И касается в основном сильной власти. Потому что сильная власть, хоть и творит какие-то беззакония. - Их, кстати, творит всякая власть, во всем мире и во всех странах. - Но вместе с «беззакониями», еще и укрепляет само государство. А это значит - что, хоть и «беззаконие», да свое. А чужого беззакония и на порог сильная власть не пустит. Вот это - чужое бесзаконие (чуже-бесие - ?), не допущенное на порог Отечества, и начинает вопить громким голосом - «о правах и о свободах».

«Человечек» стихотворения Чепурных - это определение личности, властвующей, не конкретно, а вообще в сравнении с масштабом России и масштабом истории Отечества. Здесь любой исполин смотрится как человечек, и Петр Первый (он, кстати, как раз с «клюкой» и ходил) и кто угодно. Но следующий вопрос - может ли человечек, только человечек - управлять таким государством как Россия? И это очень просто и ясно - конечно, нет. Но, ведь, управляет один, именно, человечек всегда и управляет. Нет, ни когда, ни один человечек - один Россией не управлял. И не о правительстве речь. А о том, о чем прямо сказано у Чепурных - «перед Богом в ответчиках князь». Вот здесь ключ. В ответчиках лишь - человечек. Это прямо о Промысле Божием над Россией. В Православном понимании Бог - доверяет человечку управление страной (или армией), и спрашивает с человечка именно за это доверие. Спрашивает не за то, что человечек своим управлением управил, а за то, как он Божий Промысл, Божье Намеренье о России воплощал в своих делах.

Все что сказано выше это своего рода необязательная логика, то есть не обязательно, - что автор именно это хотел сказать. Но мысль о власти и о России - возникает при чтении стихотворения. В том числе, и мысль в таком развитии как показано выше.

Но, - важнее, - другое. Да, это «Хроноскаф» - это погружение в глубины времени, в глубины русской истории. Но, ведь, не «машина времени», говорит Чепурных, - «хроноскаф». Сейчас - о смыслах. О смыслах «малых» (о прямом значении слов) и о смыслах жизни и поэзии, и - истории. Идет ли «хроноскаф» Чепурных - сквозь время, как сквозь «воду»? Состав «воды», - что на ста метрах глубины, что на тысяче, - один и тот же. И состав русской истории, а на самом деле всей истории человечества, один и тот же. Состав истории - в полной мере представлен в Евангелии, в Ветхом и Новом Заветах, Библии. Представлен не в деталях, а в существе. Поэтому, строго говоря, - для понимания существа, событий и явлений, происходящих в истории - ВРЕМЯ, как таковое, необязательно, его просто - нет.

И, далее, происходит удивительное. Когда времени нет, - внешние приметы значения не имеют, а имеют значения только смыслы. Эти смыслы, вдруг (!), становятся остро-современны. То есть, - чтобы понять свое время, надо отказаться от времени, очистить смыслы, от «шелухи» внешних временнЫх, но они же и - врЕменные, - примет. Это и сделано Чепурных.

И что же такое «хроноскаф» в итоге?

Михаил Михайлович Бахтин ввел в науку понятие «хронотопа»:

«Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе - «времяпространство»). Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности (Эйнштейна). Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, мы перенесем его сюда - в литературоведение - почти как метафору (почти, но не совсем); нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства). Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы (мы не касаемся здесь хронотопа в других сферах культуры) /Автор этих строк присутствовал летом 1925 года на докладе А.А.Ухтомского о хронотопе в биологии; в докладе были затронуты и вопросы эстетики/.

          В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп».

 

Вот, собственно - всего-то лишь, «четвертое измерение пространства». Можно смотреть, так как смотрит Бахтин, его положения научно осмысленны, доказаны, подтверждены, применены.

А можно смотреть и не так. Недаром, М.М. Бахтин Эйнштейна вспоминает.

То есть, - «все относительно» - это цитата из другого стихотворения Чепурных. «Все относительно».

«Относительно» Начала.

Начало - это Бог. В Боге нет - ни времени, ни пространства. Вот это и есть высшее и самое подлинное измерение - Бог. В святоотеческом понимании - Пресвятая Троица.

Начало - «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:1-3). - Творение мира. Творение - пространства. И Дух Божий носился в пространстве - над водами. Время еще не пошло, не началось. Время начнется даже не от творения человека, но от преступления человека (падения его, потери райского блаженства). Одна из сущностей этого блаженства, отсутствие времени? Но пространство при этом есть - райское. Преступление. Отсюда - «первородный грех» - серьезнейшее в святоотеческом обосновании - основание поврежденности человеческой природы. Как раз на этих основаниях полагается начало ложной мысли человека. Святоотеческая антропология «О прелести» (свт. Игнатий Брянчанинов) - «начало зол - ложная мысль». А начало «ложной мысли» по свт. Игнатию:

«Источник самообольщения и бесовской прелести - ложная мысль! При посредстве лжи, диавол поразил вечною смертию человечество в самом корне его, в праотцах. Наши праотцы прельстились, то есть, признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиною истины, повредили себя неисцельно смертоносным грехом, что засвидетельствовала и праматерь наша. "Змий прельсти мя, - сказала она, - и ядохъ" (Быт. III, 13.). С ТОГО ВРЕМЕНИ ЕСТЕСТВО НАШЕ, ЗАРАЖЕННОЕ ЯДОМ ЗЛА, стремится произвольном невольно КО ЗЛУ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕМУСЯ ДОБРОМ и наслаждением искаженной воле, извращенному разуму, извращенному сердечному чувству».

 

Важно - о том, что нам всем, человеку, свойственна «ложная мысль», надо особенно крепко помнить исследователям и «мыслителям».

Пространство, получается, более основательно и не повреждено в этом смысле?

Пресвятая Троица - это само время и пространство, не разделенное еще на оси и возможности измерения.

В Русской поэзии - открыты и приняты именно эти возможности измерения Бытия.

Возвращаясь к Чепурных, «Хроноскаф» - очень удачно и точно сказано. А смысл, который мы не читаем: это не погружение во времени (по аналогии с водой) а изоляция от времени (как впрочем, тоже - по аналогии с водой).

Таким образом, Чепурных, но не сам, конечно, в традиции Русской поэзии, Русской литературы - изолирует художественное пространство своего стихотворения от «ложной оси» измерения, от времени. И художественное содержание стихотворения реализуется именно в пространстве. Это жизненное пространство - цивилизации по имени Россия.

Изоляция от времени и делает смыслы остро-современными.

Высшее назначение Русской поэзии - видеть вне-времени и ложной мысли и - свидетельствовать.

И что же свидетельствует Чепурных о власти и о России: «Он - один./Пожалей его, Бог./Мы другого пока не имеем».

Тщетно ли свидетельство Чепурных, для нашего времени? Бог весть.

 

И еще два стихотворения Евгения Петровича Чепурных, уже не о власти, о самой России, чтобы «держать ум во аде и не отчаиваться» (преп. Силуан Афонский).

Спокойное и грозное, и трезвое во Христе, пророчество о России.

* * *

Твой голос мне слушать досадно.

Сними несгораемый плащ.

Не плачь о России, Кассандра.

О Трое разрушенной плачь.

О Трое, об озере праха,

Что плещется ночью в окно...

О Трое... А что о ней плакать?

Её уже нету давно.

В саду задымлённом и горьком

Упал, обронивший копьё,

Сатир с перерезанным горлом,

Последний защитник её.

И трубы взревели досадно,

И смолкли. И факел погас.

О чём же ты плачешь,

Кассандра?

Ужели и вправду о нас?

О русском глухом безразличьи,

О тысяче путанных пут.

И вновь в тебя пальцами тычут,

И дурочкой бедной зовут.

Не плачь.

Не отмеривай сроки

И не хорони сгоряча.

Свои у России пророки,

Своя на окошке свеча.

И даже качнувшись от боли

В кругу смертоносных огней,

Она никому не позволит

Заранее плакать о Ней.

 

***

Путь предстоит тебе долгий

С солнечным светом в груди.

Победоносец Георгий,

Главный твой Змей впереди.

Он себе славы не ищет,

Козырь храня под сукном,

Не разрушает жилище

И не плюётся огнём.

Манит в прекрасные дали,

Рядом с престолом встаёт,

Храбрым вручает медали,

Преданным деньги даёт.

Доброй улыбкой лучиться.

Но, непонятно с чего,

Падают замертво птицы,

Слыша шипенье его.

И прогибаются спины,

Как колоски вдоль межи.

Словно бы хвостик змеиный

Вырос у каждой души.

Скромницы и недотроги

Вдруг оказались в грязи.

Ты не жалей их, Георгий,

Только его порази.

Не соблазнись на застолье,

Если, раздвинув народ,

Именно он с хлебом-солью

Выйдет к тебе из ворот.

После этого, у нас, ни у кого из нас нет возможности сказать, что мы чего-то не поняли и не знали.

Троя - это цивилизация. Россия больше цивилизаций - в этом Ее Божия Тайна. В 1917 году погибла одна из цивилизаций (Русский быт), и это была уже не первая гибель. В 1991 - 1993 годах погибла следующая цивилизация (советский быт - ущербный, но в основе русский быт).

Россия сегодня - «качнувшись от боли/В кругу смертоносных огней» - пока еще цивилизация. Плакать о Ней не позволит. Служить надо. - Работать России. Служить и работать России сквозь - «русское глухое безразличье», сквозь - «тысячу путанных пут». В земном измерении - эта работа - «напрасный труд».

Но этот труд - не напрасный. Потому что рядом - рядом, как и поставлены стихи Чепурных - осуществляется иная логика.

Отметим - как, вдруг, (можно не верить, но - это неожиданно и для автора этих строк) работает Евангелие (дерзновенно призванное нами на помощь поиска смыслов Русского творческого слова) от начального «Сеятель слово сеет» к итоговому «се, сатана просил сеять вас». И - «колоски вдоль межи» - это «жатва».

Здесь сказано (и это невместимо) даже как работать - то есть, показана практика - «программа» действий - работать России не в теории. Как? Все, что сказано о святом Георгии - это порядок действий каждого русского человека.

Не перепутать «престол», возле которого вручают медали и дают деньги. Надо только понять: престол - это не власть, самой власти, как и каждому из нас, надо понимать - что происходит рядом с престолом, кто стоит рядом. Рядом - это возле, во-зле (?). Важно - каждому из нас, но более ответственно власти - «не соблазниться на застолье».

Да, это сегодня России, «скромницы и недотроги» - в грязи и у «мусорных баков». Но дело уже не в этом. Речь уже не о гибели цивилизации, толком и не окрепшей еще, не отыскавшей себя самое. Речь о самой России.

Но сроков нет. И плакать о Ней - Она не позволит.

Откуда знаем мы о русских цивилизациях и о великом падении (Бунин) их? Мы знаем из истории Отечества. Но мы знаем больше. Мы знаем сами эти цивилизации и можем состоять в ежедневном общении с ними. Русская литература сохранила нам не память о России (Историю), Русская литература - сохранила самое Россию. Россия всех эпох и ее цивилизаций - воскрешена и жива в Русской литературе. Безценное достояние - живая вне-времени Россия - это Божия Милость, такова и работа Русской литературы, возможность - России БЫТЬ - всегда.

Кирилл Иосифович Зайцев (будущий архимандрит Кирилл) в своей работе «И. А. Бунин. Жизнь и творчество» (Берлин. 1934) - «путем независимого творческого созерцания», не от собственных критических установок, а от созерцания жизни и творчества Ивана Бунина в контексте органичной для писателя традиции, выходит к постижению личностной душевно-духовной глубины писателя И. А. Бунина, и свидетельствует: «Жизнь Арсеньева» становится религиозно-моральной реабилитацией быта и, в частности, русского быта (...) Эта реабилитация вечно-прекрасного в вечно-нерушимых основах человеческого быта... Художник Бунин как бы говорит миру:

-    Вот смотрите, такой была Россия в нее неизреченной красоте. Мы ее потеряли. ВСМОТРИТЕСЬ В ОКРУЖАЮЩУЮ ВАС ЖИЗНЬ - И В НЕЙ ЕСТЬ КРАСОТА, БЕРЕГИТЕ ЕЕ, БЕРЕГИТЕ ОКРУЖАЮЩИЙ ВАС БЫТ. Помните - в нем содержится золотой век, который может уйти. Он слагается из очень простых вещей: ЦЕРКОВЬ, НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ - ВОТ ИЗ ЧЕГО СЛОЖЕН ЭТОТ БЫТ...».

Это особенно важно сегодня России, когда государством и его населением почти утрачены (существуют в интуиции, в исторической памяти, «бессознательно», но - не в реалиях, осознанно) основные бытийные ориентиры. Нам, населению и стране, необходимо - не вернуться, ибо мы - не уходили, мы - упали, нам надо подняться, надо подняться к Русскому быту. Поднимаясь к Русскому быту мы, одновременно будем подниматься от населения к Народу. Осуществление этого труда невозможно человеку, но возможно Богу. Но человек, население, должен быть согласен и готов на этот труд.

И Чепурных, в его отражении современного - уже невозможно сказать «русского», но современного - быта, предупреждает нас о «страшном». Быт, «современный быт» у Чепурных не бытиен, в нем нет Бытия, нет целостности бытия (в - советском целостность сохранялась еще). В современности нет цивилизационной основы, нет БЫТА. Это и есть Страшный Суд - и Чепурных прямо об этом пишет - «он вот так и происходит» - «деньги падают с небес».

Что можно этому противопоставить? Не заботу о власти, в том числе и верховной, а воссоздание, воскрешение Русского быта, создание семьи, воспитание детей, Исповедание Православного Символа Веры.

(Полностью работа о поэзии Е.П. Чепурных опубликована журнал «Русское эхо», Самара, N 2, 2013 год).

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алексей Смоленцев:
«Веру декабрьским успеньем нам возвращал Патриарх...»
Светлой Памяти пятнадцатого Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
07.12.2015
Образ истории души русского поэта
Из кандидатской диссертации* "Роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»: «контексты понимания» и символика образов"
18.11.2015
Опыт русской жизни
Размышления над страницами «Жизнеописания игумении Анастасии (Шестун)»
16.11.2015
Иван Бунин. Гармония страдания
К 145-летию писателя. Публикация литературно-художественного исследования. Часть 3
22.10.2015
Все статьи автора