itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В лето 2014, Великорецкий Крестный ход

Путевые заметки трудника

0
524
Время на чтение 12 минут

(09 июня 2014 года, г. Вятка)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе.

Необычайно, Необычайный Великорецкий Крестный ход пережит вновь. В лето, в начале лета 2014 года. Повторю. Помолчу. В тишине, пред очами Начальника Тишины, перешевеливаются, перешаркивают друг о друга славянской, церковно-славянской, азбуки, буквы - Великорецкий Крестный ход. Помолчи, послушай, сосредоточенное, трудное, в молитвенном труде, молчание Великорецкого Крестного хода. Трудная поступь десятков тысяч ног человеческих, не шарканье, не шорох, высокий гул и гуд человеческой поступи. Идет Великорецкий Крестный ход.

Фото С.Склярова

Не шагом Ход идет, а - Ходом

Ход мгновенен, стремителен в своей целеустремленности. - Мама, у человека шаг, же очень короткий, сантиметров пятьдесят всего, а как может он пройти, сто километров такими шагами?

Великорецкий Крестный ход - стремнина, стрежень, течение Жизни. Великорецкий Крестный ход не шагами идет. - А как, ?, - Ходом. Великорецкий Крестный ход ходом идет.

Необычайный, необычный Великорецкий Крестный ход, пережит вновь. Это Жизнь, это переживание, самого сердца, самой души, самых глубин существа человеческого, самое сильное за всю жизнь переживание Жизни. И, необычен всегда, необычаен. Не бывает, не может быть обычным. Опыт Великорецкого Крестного хода - невозможен. Не накапливается, не приобретается. Никак! Великорецкий Крестный ход - течет, как песок, как время, и, одновременно, стоит высоко как пространство, которое зиждется, недвижное, вроде, но - живое же, как воздух. Творческая, от Творца, Творцом пересеченная местность, пересеченная Великорецким Крестным ходом, вслед, шаг в шаг, с посохом - слегой, как по болотной топи, как по полю, где мины, трудное поле Великорецкого Крестного хода, пеший труд за святителем Николаем, архиепископом Мир Ликийских, Чудотворцем, шаг в шаг, сколько бы не было тысяч шагов, десятков тысяч шагов, одновременно, - сосредоточенно, неостановимо, неотступно, - каждый шаг, след в след, святителя Николая. - Святителю, отче Николае, моли Бога о нас, - шаг в шаг, след в след.

И взойдет на гребень вятского увала, вытянется вдоль Великорецкий Крестный ход, - пространство земное предел имеет, а ход бесконечен, не имеет предела в пространстве, - и распахнется взору такая благодать зримая, в творчестве увалов и полей и лесов, зеленая еще ярко, свежая, молодая, светлая как Радость сама - природа вятская, местность, от место, Жизни, захватит дух от простора, под небом огромным таким, что и горизонта не знает, - воображаемую линию, вообразить надо, а здесь и вокруг, где идет Великорецкий Крестный ход сквозь вятскую природу, сколь невообрази - беднота, нищета, будет человеческого воображения, любуйся просто, все уже вообразил Творец и изобразил здесь на земле, человеку, лично тебе, на Радость. Вожделенное Отечество подаждь ми... - Великорецкий Крестный ход, -...Рая паки жителя мя сотворяя. И сотворяет, и подает, сотворяй и ты - сотворчествуй Творцу, шаг в шаг, след в след за святителем Николаем, а уж чуешь, не выдержит сердце красоты и простора, возопи тогда, помощи призывая. Радость невыносимую, - рюкзак, суму заплечную, выносишь еще, тащишь, как кума судака, а Радость - как тащить в одиночку многотысячную, как вытащить?, Радость непосильную сердцу человеческому, как разделить, с кем?, возопи тогда сердцем - Радуйся, Николае Великий Чудотворче! И вновь легче станет, и идти, и Радоваться легче, со святителем Николаем вместе. Идет Великорецкий Крестный ход.

Молитвой жив

Живет Великорецкий Крестный ход, цельную неделю живет, своей особой, удивительной необычайной жизнью. Живет молитвой, молитвой жив Великорецкий Крестный ход. Жизнь Великорецкого Крестного хода - это Молитва. А молитва - что? Молитва - это Жизнь. Более десятилетия прожито мной в Великорецком Крестном ходу, сколько же зачтено из них в Книгу Жизни?, может и не денечка, может и ни часочка, может и не минутки, Но жил же, и жив был Великорецким Крестным ходом. Молитва - Великорецкий Крестный ход сегодня идет с молитвой, это радостное мое открытие этого года, где не окажись в Ходу - звучит молитва, Акафист звучит, Акафист звучит святителю Николаю, но нередко звучит и Акафист Пресвятой Богородице, а на переходах от Горохова к Великорецкому звучали все больше Каноны Покаянный, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, читали на Ходу, молитвословы в руках, не чудо разве?, представь - проселок или лесная дорога, ухабы, колеи, колдобины, здесь и с открытыми глазами - в миг, споткнешься, а с книгой в руках?, да вот, Книга то - непростая, а молитвенная, и сразу иначе все, весь Ход в Молитве, весь Ход - с Молитвословом в руках, весь Ход, готовится ко Причастию, вот это да, вот это Ход! Какой это Ход - Великорецкий! А было, много раньше - разговоры в ходу и шутки на привале, не в осуждение, дело житейское, главное идти и дойти, но вот, шаг за шагом, год за годом, вырос Великорецкий Крестный ход до молитвы, люди выросли, это люди не простые, какие? - народ русский, не население, не путай, народ именно, только Народу Молитва по силам. И вижу чудо молитвы - Великорецкий Крестный ход, у каждого человека, много через два - через три человека, зелененький Акафист в руках святителю Николаю Акафист. Помню всегда, десятилетия помню в Великорецком Крестном ходу, этот вопрос: зачем идете? Кто замнется, кто сразу ответит и ответы самые разные. Я и сам вырос вместе с Великорецким Крестным ходом, просить да, скорее всего, просил чего-то каждый раз, но признаться в этом даже себе было стыдно, и - не признавался, вроде - просто иду, иду и все. И однажды открылось как поле чистое, зеленое с пригорка, или наоборот - как лесок под небом на гребне увала, открылось вдруг ясно как Божий день: в Великорецкий Крестный ход идешь за тем, чтобы молиться. И только за этим. Другого дела здесь нет. Удивительно, как так, вот понял я, вырос, до значения молитвы и - молитву слышу, может она всегда была, Молитва Великорецкого Крестного хода, да я дорастал медленно, долго трудно. И дорос. Молитву слышу, а сам плохо молюсь, опять расти надо. Если Богу будет угодно, научусь, может, не только слышать, но и молиться вместе с Великорецким Крестным ходом. Господи, Счастье какое, вместе молиться. С Великорецким Крестным ходом вместе.

Капля пота

В этом году выдалась жара, сколько уж там градусов неведомо мне, но солнце и солнце, одно сплошное солнце, словно по Небу идешь, вот, ведь, как думаешь на небе прохладно, ветерок, а там может, жара несусветная, облаков то нет, когда на самом небе уже и у нас облаков не было, только солнце, но часто дул прохладный ветер, заботливо дул, целительно, целебно, и много было ветра, на всех хватало, на весь Великорецкий Крестный ход хватало прохладного ветра, откуда?, только святитель Николай и знает. На второй уже день, после Загарья на пути к Монастырскому лег на привале, точнее упал, и проскользнула вкруг брови капля пота и в уголок глаза стекла, я думал глаз сейчас вырву от боли, даже страшно стало, думал яд какой-то попал, но - откуда?, потом боль стихала и мысль выравнивалась, дошло - это просто пот, но не седьмой даже, а тот, который семижды семь, именно столько и сошло с меня за эти два дня. И пришло время настоящего пота, а я оказывается и вкус его не знаю, пять десятков лет мне, чуть больше, и впервые узнаю я вкус настоящего пота, а что же тогда я вообще знаю о жизни, о жизни земной и о Жизни Вечной? Ответ понятен. И еще подумал, Господь до Кровавого пота молился, а ведь у меня еще только первый настоящий пот пошел, от него, до кровавого пота может еще семь потов, но у меня настоящий пот не от молитвы, от солнца лишь, да от ходьбы, да от немощи, от Великорецкого Крестного хода пот мой - дар безценный; а от молитвы - это как молится надо?, я даже и представить не могу, не то, что исполнить.

Слободской чай

В Великорецком, по праздничному спуску идешь - от Храмов, вниз на Берег, и - голоса задорные: чай Слободской!, подходи Народ угощайся, на травах Слободских, дает сил на троих!, - и действительно, чудный, необычайный чай, и сладкий и густой и душистый. И целый день будут угощать до самого вечера, уже и власти схлынут, и начальства и журналисты и гости съедут с Погосту, Великорецкое село, оно, ведь, - Никольский Погост по первому имени. Паломники останутся, трудно будут подниматься с Берега вверх на ночлег, а чаем Слободским угощают все еще, а - Жара и самовар пышет у них и жаром и паром, но Слободские - не сдались за целый день, работая Празднику Великорецкому. Слободской - малое имя на карте России, да только - одно Имя, и единственное Имя не только средь русских селений, а и всех мировых, мира всего, целого мира селений поселений, только исключительное это Имя - Слободской вознесено на Афоне на арку входа в Андреевский скит Святой Горы Афон, вознесено под Иконой, Образом Светлым Пресвятой Богородицы - В скорбех и печалях утешение... Слободской, так и сказано Сия Икона прославлена в городе Слободском Вятской губернии... вот он Слободской и Вятку за собою вознес... так, что Слободской и по праву и на месте, почти в зените Великорецкого Праздника. И достойно, очень достойно. И - Радостно. Хорош Слободской чай.

Трудники

Кто же идет Великорецким Крестным ходом, читаю и слышу сейчас - Крестоходцы. Может и так. Даже и те, с кем шел, от начала, сменили тон, заговорили по новому. А было от моего первого Хода в 1996 году - трудник, человек, исполняющий труд Великорецкого крестного хода - трудник. Так Батюшка говорил, предстоятель Великорецкого Крестного хода тех лет. Имени Батюшки не назову, имена прикровенны у Господа, и не знаю можно ли, и не буду называть. Батюшка говорил:

Мы идем ад трепещет; Великорецкий Крестный ход - это непрерывная Церковная Служба; Трудник; мы - трудники; Воинство Христово - это все его слова и мои первые ранние безценные благодатные уроки Великорецкого Крестного хода.

Крестоходцы... может быть, но уж слишком на крестоносцев похоже... да и как - Крестом ходить, тогда уж Крестноходцы, но слово трудное получается, а трудник, и есть - трудник. Русский язык, великий Дар Божий, Народу моему, все в русском слове и смысл и чувство и, даже, возможность роста, вверх, к Богу.

Трудники монастырские стар. работники, батраки; новг. работающий на монастырь по обету, бесплатно. II вят. собирающий на церковь; трудники с иконами обходят в крестные ходы и в большие праздники. II Трудник в монастыре, новг. сподвижник по обету, отшельник, обещанник, или сухоядец, молчальник, схимник и пр. (...) Труженичать, посвящать себя труженичеству, труду или работе на общую пользу; идти, по обету, в труженики или в трудники, вят. трудничать, собирать деньги на церковь. (В.И. Даль Словарь Живаго Великорускаго языка).

Как же важна у Даля отсылка именно к вятскому говору; и получается, на первый взгляд, что, все-таки, принявший на себя труд Великорецкого хода, не есть трудник. Ибо трудник, собирает деньги на церковь, но - «обходят в крестные ходы», значит - идут, идут с иконами, да, - собирая деньги. Но Великорецкий Крестный ход денег не собирает. А это как посмотреть, если по православному мировоззрению, то получится, что только это и делает, только этим и занят; не в прямую, конечно, иносказательно, но иносказание это от Батюшки преподобного Серафима Саровского, а Батюшка преподобный Вятке не чужой и Великорецкому ходу тоже. Храм Серафимовский Вятский и хранил Икону святителя Николая, с которой Крестный ход идет, хранил до последнего времени, сейчас Икона в Никольском храме надвратном, Свято-Успенского Трифонова монастыря. Что же иносказал нам Батюшка Серафим, через служку своего Мотовилова?

Преподобный Серафим Саровский:

«Так то, ваше Боголюбие. Так и в стяжании этого то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, пост, бдение, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели ЕСТЬ ТОЛЬКО СРЕДСТВА к стяжанию Духа Божьего.

- Как же стяжание? - спросил я батюшку Серефима - я что то этого не понимаю.

- Стяжание все равно, что приобретение, - отвечал мне он: - ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель мирской жизни обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходными друг с другом» (Беседа преп. Серафима О цели христианской жизни. Из беседы преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Найдена была эта рукопись в 1903 году С.А. Нилусом в бумагах покойного Мотовилова, переданных ему его вдовой Еленой Ивановной).

И, если соединим мы, смыслы русской жизни от Владимира Ивановича Даля и от преподобного Серафима Саровского, то и получим, что человек, принявший на себя труд Великорецкого Крестного хода, он Трудник, и есть. Трудник - и потому что труд исполняет; Трудник и потому что занят, - и это главное занятие его в - «стяжании этого то Духа Божия», по аналогии с Трудниками у Даля - «ведь вы разумеете, что значит стяжание денег» - собирающими, стяжающими, то и есть - Трудник. И тогда, Великорецкий Крестный ход - «ЕСТЬ ТОЛЬКО СРЕДСТВА к стяжанию Духа Божьего».

Россия - Воскреснет, Воскрешена будет

Как будем жить? Выживем ли?.., Россия - Воскреснет, Воскрешена будет - это ясно как День Божий, прокатится громом свежим по колдобинам сизых туч, просверкнет молнией вертикальной, просияет ярко, изящная и сквозная, и вновь грохот, высокий, отдаленный, грозный, гулкий. Святитель Николай попросил Илию-Пророка, шумни, маленько, чуть-чуть, по-легоньку, устал народ Божий, истомился под солнцем, и на самом крутом подходе к первому на пути Великорецкого Крестного хода вятскому храму, храму Новомучеников и Исповедников Российских, шумнет Илия-Пророк, так покропит щедро, что и ниточки сухой не останется во всем ходу, зашуршат накидки, покрывала полиэтиленовые, да разве успеешь. - Матушки, я что-то вас не понимаю, как батюшка кропит, так вы бежите к нему, аж ограды ломаете, только хруст стоит, а как святитель Николай кропит, так вы сразу под пленку, не понимаю я вас? И смеются матушки, светло и легко, под каплями ледяными, под ветром пронизывающим, ладят накидки, половчей - Радуйся, Николае, Великий Чудотворче, - что тут еще скажешь, будто и не было пять дней пути, да сто пятьдесят верст, шаг за шагом след в след, а шажок, по человеческой мерке - короток, пятьдесят сантиметров всего, а прошагал Великорецкий Крестный ход сто пятьдесят километров - все, и еще прошагает, коль надо будет, хоть сто пятьдесят, хоть, сколько надо будет.

Сижу на высоком склоне у самого асфальта, последний привал перед городом, прощание с Иконой святителя Николая, дальше Светлый Образ городские Храмы встречают, бережно из рук в руки передают и первый, встречает Храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских, - как же устроил это Господь, ведь, так только и должно быть, и никак не иначе, но как подобрать подгадать все, что бы мост целый, огромный мост, и прямо к Храму, а Храм - малый, скромный тихий, деревянный из бревен, постаревших уже сирых, не в бревнах - говоришь Церковь?, да и в бревнах тоже, не меньше, чем в ребрах, ибо русские наши бревна, из которых рублены русские наши Храмы и - есть Самые Ребра Христовы, это так, а в Храме Новомучеников и Исповедников Российских - точно и точнее того. А, ведь за то, они жизнь свою за Христа положили, чтобы Россия, вот так многими десятками тысяч, да Великорецким Крестным ходом, да прямо под их молитвенный покров, да под сень их живую. Как вот это все устроить? Сижу на обочине, перевожу дыхание, курю, да, я - курю, это плохо, но еще хуже, прятаться за строку, в строках таить грехи свои, мол, автор до чего - хорош, пишет, как ходит, и благочестивый похоже человек, самое время - одесную ему, есть и такие, так и пишут, а я - первейший из грешников и еще, чуть впереди первых, курю еще, то есть - самый первый, и не в оправдание, да только скажу, что и Тарас Бульба - погиб за люлькой с табаком возвращаясь, но не за понюх же табаку погиб Тарас, за Родину, все-таки за Веру Православную. Так, вот, курю беломорину свою, ничего другого не курю, беломор только, тоже символ, советский пусть, но - России, так я в советской и рожден, но - в России, курю на обочине, День Пресвятой Троицы, Праздник какой, а вокруг зелень березки, трава, сама природа - Храм в этот День, Творение Божие, это все ниже от меня, под взгорком и Великорецкий крестный ход, трудники, усталые там, в тени березок, в траве, отдыхают, скоро в путь, а я вылез, выполз к дороге, чтоб дымом беломорным на кого не пахнуло, курю, ноги гудят, и мозоли - прямо месиво сплошное вместо пальцев, но клал крапиву и шел, как в анестезии, помогает здорово, но, видно, и крапива свое взяла, осыпала волдырями красными, крапивница что ли, сижу, курю, дым сладок и горек, и вдруг, мысль, а если скажут сейчас, давай, Алексей Иванович, есть дело такое, надо на второй круг уйти, вновь Великорецким Крестным ходом?, ты как?, сдюжишь? Прикидываю, - крапивы положить, так, можно идти, до Макарья, до Троицкой Церкви - все равно доползу, да и Престол же там сегодня, могу ли я в Троицын День, до Храма в честь Пресвятой Троицы не дойти?, да дойду, святитель Николай поможет. А в Макарье, привал большой, отдышусь, до Бобино - все равно дойду с Божией помощью, а там ночь - легче будет, и с утра легче, главное до Загарья как-то, хоть ползком, да хоть и ползком, доберусь. А с Загарья - деваться некуда, там хошь не хошь до Монастрыского. А с Монастрыского стыдно уж уходить до Великорецкого день всего пути, да и село Горохово на этом пути. Села нет уже, а Храм уже, вновь есть, да какой! краше прежнего, хоть я прежний не видел, да знаю краше, там в Горохове, если Богу будет угодно, в купель окунусь Гороховскую, а уж Милостив Будет Господь так и выйдет Батюшка к Исповеди, сгрудится, конечно, народ, и послушник насупленный, все ворчать будет батюшку пожалейте, он с пяти утра, то Молебен, то Треба, сейчас Литургия была, Акафист потом, потом Панихида, совесть есть у вас, пожалейте батюшку... а батюшка невысок, сед, сух как ствол древесный, как ребро Христово бел и тверд, остов России, русский батюшка православный, махнет рукой на послушника иди, мол, надоел, ворчишь тут, и примет Исповедь, у всех кто сгрудился, и у меня, значит, примет, а после Исповеди, как же не дойти до Великорецкого, ко Причастию же?, стало быть дойдем. В Великорецком Причастие и отдых, после такого, чего и не идти обратно - пойдем. И дойдем, так же, вот, сяду на взгорке у асфальта, да, кстати, чуть не забыл - беломору, только надо купить, да хлеба буханку, черного, а лук остался еще, хватит. Так что, - если надо, так надо - дойдем, стало быть. И еще? И - еще. А Россия - все-таки как? Воскреснет Россия, Воскрешена будет, даже и не сомневайтесь, - Великорецкий Крестный ход это твердо знает, уж поверьте, знает и отвечает всегда твердо и знает твердо, так же твердо как Православный Символ веры, разбуди ночью любого трудника, спроси Символ Веры Православной, он тебе, четко как Отче наш, утвердит весь Символ, вытрудит. Разбуди среди ночи, а так и будят, Великорецкий Крестный ход, на выход встает, на Молебен в два часа ночи, Афон на Литургию встает, а мы - на Молебен, они молятся, мы идем, тоже молимся, а из Великорецкого выходить, так и вообще в час ночи Молебен, так что разбуди среди ночи - и будят, спроси символ веры, спросить не успеешь, каждый прочтет, как по писаному. Великорецкий Крестный ход знает, что говорит, ибо не говорит он, он - свидетельствует. Великорецкий Крестный ход, великим своим молчанием свидетельствует, неподвижным своим стремительным движением отвечает, идет и идет, ходом идет. И идти будет. Всегда. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

На этот 2014 год, пока все, конец, и - Богу Слава!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Смоленцев
«Веру декабрьским успеньем нам возвращал Патриарх...»
Светлой Памяти пятнадцатого Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
07.12.2015
Образ истории души русского поэта
Из кандидатской диссертации* "Роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»: «контексты понимания» и символика образов"
18.11.2015
Опыт русской жизни
Размышления над страницами «Жизнеописания игумении Анастасии (Шестун)»
16.11.2015
Иван Бунин. Гармония страдания
К 145-летию писателя. Публикация литературно-художественного исследования. Часть 3
22.10.2015
Все статьи Алексей Смоленцев
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04