«Меня спрашивают: как можно оценить прошедшие президентские выборы в Украине? Как наблюдатель от Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) ответственно заявляю, что не считаю эти выборы легитимными, а тем более не считаю их всеобщими, честными и справедливыми!» В качестве примера Петренко рассказал, как «голосовали» в черкасском СИЗО:
«В Черкасском СИЗО до 9:45 утра проголосовали 498 из 499 заключенных. Как мне сообщили, один успел освободиться, поэтому и не проголосовал. Я на 200% уверен, что никаких выборов там и не было. Даже при большом желании, нельзя за 1:45 обеспечить голосование 500 человек, находящихся на режимном объекте, где всех по очереди выводят из камеры под конвоем. Но в Черкассах смогли! Наблюдателей, тем более от ПАСЕ, никто не ждал, поэтому даже забыли установить кабинки для голосования!!!
Мне в 10:00 сообщили, что их, кабинки, уже разобрали, так как выборы закончились. Вот такие вот честные, демократичные и свободные выборы!!!»
Кроме того, Российский общественный институт избирательного права, Ассоциация по защите избирательных прав «Гражданский контроль» и ряд других правозащитных организаций подписали совместное заявление, в котором перечислили, каким международным стандартам соответствовали или не соответствовали украинские выборы.
«Выборы президента Украины 25 мая 2014 года, при проведении которых были предприняты попытки обеспечить волеизъявление избирателей и соблюдение отдельных демократических процедур, не могут быть признаны полностью соответствующими международным обязательствам Украины в сфере демократических выборов и международным избирательным стандартам». К такому же выводу пришёл и эксперт Европейского центра геополитических исследований Конрад Ренкас. В интервью «Голосу России» Ренкас рассказал, что на множество нарушений просто не обращали внимания. А высокая (63%) явка в Киеве, например, была связана с тем, что одновременно с президентскими проходили выборы в городской совет. На Юго-Востоке, считает Ренкас, выборы вообще не состоялись. Открытые там участки - это участки на территории воинских частей. Имели место и любимые Дж. Псаки «карусели», и подкупы избирателей.
Зачем, спрашивается, проводить такие выборы: спешно, в полевых условиях, с очевидными для всех нарушениями? Зачем было так торопиться, если Украина теперь не президентская республика? О том, что вообще-то, как правило, в парламентской республике Президент избирается не всенародным голосованием, а Парламентом или его избирательной коллегией, мы скромно умолчим... Кому нужен наспех и кое-как избранный Президент, который мало что решает?.. Словом, опять ерунда, сапоги всмятку, опять не как у людей.
Выбранный или назначенный (не поймёшь!) теперь уже официально президент Украины не более легитимен, чем его предшественник ВРИО. По сути, на Украине всё остаётся без изменений. Особенно, если помнить, что с февраля 2014 г. Украина снова стала парламентской республикой. А Рада осталась прежней, такой же нелегитимной, как и была. Стоило, как говорится, огород городить. В целом же впечатление такое, что пост Президента Украины - это то малое, чего ещё не доставало в жизни П.А. Порошенко. Ну всё есть у человека: и денег прорва, и папинька-герой Украины, и сам во власти побыл. Вот Президентом не был! Отсюда и те резкие заявления в отношении Крыма и России в целом, которые Порошенко сделал 25 мая, т.е. до оглашения результатов выборов - торопится, хочет Президентом себя ощутить. Но Пётр Алексеевич - картонный Президент, с ограниченными полномочиями. А вести себя пытается, как настоящий.
Во всяком случае, так ещё можно объяснить и понять, зачем затевались эти выборы.
Светлана Замлелова, писатель, кандидат философских наук