Известен спор остроконечников и тупоконечников. Оба правы - а ведь это об одном яйце. А уж про оптимиста и пессимиста и говорить нечего: стакан наполовину пуст, и он же наполовину полон. Иначе просто не бывает.
Какую бы большую - особенно правящую - личность мы ни взяли, она всегда является в государственной истории внутренне противоречивой. Такова природа человека и самого государства. Иван Грозный и Петр первый - великие государи и тираны, Николай Второй - «слабовольный» священномученик, Сталин - одновременно убийца и спаситель русского народа (подробнее см. об этом в моей недавней книге «Homo Russicus»). Не менее противоречив как президент Владимир Путин. Однако бы огромной ошибкой - особенно в нынешней накаленной обстановке - требовать от него того, чего он дать не может. Спасибо ему и за то, что он может.
Путин-капиталист - говорят патриоты-пессимисты. Он опирается на послушную олигархию, а народ живет в нищете. Он не ограничивает миграцию. У него либералы в правительстве, которые де-факто продолжают сложившийся ещё при Ельцине экономический курс. Он молчаливо поощряет антинародную политику в СМИ, на телевидении и в культуре. Его патриотические речи - одни слова. Сейчас в Новороссии убивают наших русских братьев, а он не вводит войска...
Ничего подобного - говорят патриоты-оптимисты. Путин заставил миллиардеров платить налоги, наиболее одиозных выслал из страны или осудил, подписал целый ряд радикальных законов - о запрете счетов и собственности за рубежом (злость чиновников-компрадоров), о запрете пропаганды гомосексуализма и мата на ТВ (ярость либерастии), об иностранных агентах (протесты их западных хозяев), выдвинул идею единого учебника истории (он уже пишется), и т.д., и т.п. Своими последними выступлениями, особенно после Валдайской речи (сентябрь 2013) он изменил духовно-идеологическую обстановку в стране, твердо сказав, что «Россия всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России». Более того, он подтвердил эту свою позицию делом - вернул России Крым с Севастополем. Тем самым он максимально - со времен Сталина, во всяком случае - активизировал русский фактор. Что ещё надо сделать, чтобы удовлетворить наших пессимистов-остроконечников?
Надо, чтобы Путин национализировал средства производства, вернул нефть и газ народу, учредил русское ТВ, перекрыл границы для азиатов и одновременно освободил Украину (Новороссию и Малороссию) от бандерофашизма, введя туда российскую армию - говорят они.
Очень хорошо. Но только тогда это был бы не Путин, а, условно говоря, Зюганов в союзе с Лимоновым. Лично я вовсе не в восторге ни от лимоновского «красно-голубого» национализма, ни от ортодоксального марксизма-ленинизма, исповедуемого КПРФ (даже со всеми оговорками относительно православия и «Русского лада»- см. об этом мою статью... на РНЛ).
России нужен законный православный Царь. Вот что ей нужно. А для этого необходим верующий и верный русский народ. Пока ни первого, ни второго нет, надо поддерживать того человека, который - при всех своих внутренних мировоззренческих антиномиях - оказывается способен, при опоре прежде всего на личную харизму, не только сохранять страну, но и двигать её в нужном направлении. Пусть медленно, пусть боком, а не торжественным маршем - но двигать. А что касается Новороссии, то Путин советовал им отложить референдум: они не послушали. Не уверен, что в этих условиях истинный русский патриот должен ставить на карту - политическую, информационную, экономическую и военную - судьбу всей Большой России. Думаю, что скоро химерическое создание трех советских генсеков - Украина в нынешних границах - окончательно развалится, как только её «поставят на предоплату». А там посмотрим...
Для того, чтобы преодолеть бесплодные бесконечные споры оптимистов-пессимистов, не столько Путин, сколько сама русская история - она же русская идея - должна сделать следующий шаг. Президент такой страны, как Россия-Империя, не может быть националистом в узком смысле слова, но он может и должен быть патриотом православно-русской цивилизации, собранной в кулак вокруг русского народа. У Путина хватит на это политической и личной харизмы, или, говоря по-русски, благословения. Слегка перефразирую Николая Клюева: есть в Путине керженский дух, игуменский окрик в декрете. Всё в этом мире, в том числе и в политике, носит, в конечном счете, религиозный характер. Информация, деньги, оружие, государственность и уже, конечно, слова суть религиозные энергии-знамения. Если Россия - и, в данном случае, Путин - заговорила с миром в выражениях Валдайской и последующих его речей (например, по поводу возвращения Крыма) это значит, что её энергетика для этого созрела. Как формулировал ещё в середине Х1Х века русский мыслитель К.Д.Кавелин (правда, со ссылкой на славянофила Ю.Ф.Самарина), Россия призвана осуществить ещё невиданный в истории идеал «самодержавной республики», где царь и народ находились бы в союзе - вопреки всевозможным бюрократам, либералам, миллиардерам и ворам, а также «гуманистам» из-за рубежа. Путин - хочет он того или нет - по факту двигает страну в эту сторону. А чтобы ему легче было это длать, неплохо было бы сменить примерно треть правящей элиты и столько же из числа интеллигенции, которая искренне не любит, не понимает и презирает Россию. И громко кричит об этом в радио и телеэфире. Особенно когда у неё тройное гражданство.
Существующее сегодня в России правление - это авторитаризм, замаскированный под западную демократию. Это и есть противоречие между Путиным-максимумом и Путиным-минимумом. Но так не может продолжаться долго. Путинская власть постепенно становится властью народа - нелиберальной демократией, противостоящей виртуальной власти «оффшорных аристократов» и их менеджеров в пределах Садового кольца. Если такой переход постепенно состоится, то в дальнейшем можно будет подумать и о законной монархии. Конечно, если это будет угодно Богу.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор
2. Ответ на 1., рудовский:
1. Re: Путин-минимум и Путин-максимум