Как известно, морская авиация России переживает далеко не лучшие времена. Денег на закупку новых самолётов почти нет. Угрозы против России нарастают, как снежный ком. Поэтому модернизация морской авиации ТЕМ БОЛЕЕ НЕОБХОДИМА, так как сейчас идёт борьба за Арктику.
Трудная судьба Ил-38Н
На протяжении свыше сорока лет продолжает нести службу ветеран морской авиации Ил-38. Несмотря на выдающиеся характеристики машины, в 1990-е годы стало ясно, что необходима замена бортовой электроники и вооружения, а перспектива поступления противолодочных самолётов нового поколения более чем туманна. Поэтому ещё с ноября 2002 года идут затянувшиеся государственные испытания нового навигационного поисково-прицельного комплекса «Новелла» (в советское время новую технику принимали на вооружение БЕЗ ПРОВОЛОЧЕК И ФИНАНСОВЫХ МАХИНАЦИЙ).
Предназначенная для оснащения морской авиации поисково-прицельная система «Новелла» способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные - до 320 км. При этом система одновременно удерживает в поле зрения 32 цели как над, так и под водой. Планируется применение нового прицельного комплекса для ведения радиолокационной подводной, надводной и воздушной разведки, а также для выдачи целеуказания оружию.
Комплекс «Новелла» объединяет цифровую ЭВМ с постами управления для двух операторов, каждый из которых оборудован 13- дюймовыми жидкокристаллическими индикаторами, и пост командира, оснащенный большим монитором.
Несмотря на свой почтенный возраст, Ил-38 считается надёжной машиной. За время эксплуатации был потерян всего один самолёт. Более того, известна история с американским авианосцем «Китти Хок», который в ноябре 2001 года участвовал в японско-американских учениях в Японском море. Тогда наши самолеты вскрыли систему противовоздушной обороны авианосного ударного соединения США. Погодные условия были очень тяжёлыми, мешала низкая облачность. Однако летчики сделали три захода и сфотографировали авианосец в разных, ценных для разведки, ракурсах. Американцы заявили протест. На это тогдашний главком ВВС генерал армии Анатолий Корнуков ответил, что сделанные с Ил-38 снимки весьма впечатляющи, а шок американцев вполне объясним: маневр российских летчиков означает, по сути, учебное поражение цели... (см. статью П. Брунтальского «Насладимся "Новеллой"«, «Военно-промышленный курьер», N5, 8 февраля, 2006 г.).
Вооружение Ил-38Н усилено за счёт управляемых ракет Х-35, противолодочных 450-мм торпед АТ-1, АТ-2, АТ-3, АПР-3-Э; также в ассортименте имеются глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, морские мины АМД-2, маркеры. Нормальная боевая нагрузка самолёта составляет 5000 кг (по другим данным - 5430 кг). Максимальная боевая нагрузка - 8400 кг.
Однако установка нового прицельно-навигационного оборудования на Ил-38 идёт крайне медленными темпами: перспективными планами предусматривается ежегодная модернизация от одного до нескольких самолетов в год; кроме того, нет гарантий, что планы переоборудования противолодочных самолётов не будут сорваны. При таком раскладе морская авиация, обескровленная сокращениями, окончательно лишится эскадрилий Ил-38-х...
Когда придёт Ту-22М3М?
Ещё один самолёт нуждается в срочной и глубокой модернизации - дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3. С 1978 года, как известно, он был запущен в серийное производство, который служит в составе Дальней Авиации и в авиации ВМФ России.
В феврале 2012 года появилась официальная информация о том, что Министерство обороны России подписало контракт на проведение модернизации около 30 бомбардировщиков Ту-22М3 до версии Ту-22М3М. В этом варианте бомбардировщик должен получить абсолютно новое радиоэлектронное оборудование и возможность применения современного высокоточного оружия класса «воздух-поверхность», в частности, новых крылатых ракет Х-32. Модернизацию 30 бомбардировщиков планируется провести до 2020 года. На 2012 год был переоборудован один самолет данного типа, который в настоящее время проходит комплекс испытаний. Однако в России на данный момент из 115 Ту-22М3 полностью боеспособными являются... ВСЕГО ЛИШЬ 40 самолётов!
Первоначально в 2012 году комплекс бортового и наземного оборудования СВП-24-22 планировалось установить на четырёх Ту-22М3, но хроническое недофинансирование программы привело к тому, что был переоборудован только один бомбардировщик-ракетоносец. И это при том, что предприятие «Гефест и Т» сумело создать модификации комплекса СВП-24, который уже достаточно успешно эксплуатируется на модернизации российских фронтовых бомбардировщиков Су-24М.
При этом подчеркивается, что установка систем СВП-24-22 предусматривается отдельной программой и будет осуществляться независимо от планов по глубокой модернизации, которой подлежат 30 ракетоносцев Ту-22М3. Новый комплекс СВП-24-22 позволяет с большей эффективностью решать боевые и навигационные задачи, а также добиться улучшения точностных характеристик авиационных систем поражения. Помимо этого комплекс обеспечивает точный заход боевого самолета на посадку в сложных метеоусловиях и без наземных курсоглиссадных систем.
Тем самым Ту-22М3 могут сделать настоящим убийцей как усиленных авианосных соединений НАТО, так и европейской системы ПРО, превратив устаревающий стратегический ракетоносец в носителя высокоточного оружия. Для этого самолет планируют оснастить новой электроникой, а также, вероятнее всего, новой крылатой ракетой Х-32.
При этом процесс переобучения стандартизован, пилотам необходимо будет изучить электронные приборы, освоить новую систему навигации и управления оружием, контроля обстановки возле самолета. Отныне вся важная информация будет выводиться на жидкокристаллические электронные дисплеи, а летчику останется лишь выбрать режим, цель и осуществить пуск ракет (см. статью С. Юферева «Ту-22М3М - вторая молодость известного бомбардировщика», «Военное обозрение», 13.12.2012).
Данная модернизация предполагает под собой полную замену системы навигации, управления вооружением и связи и обойдется примерно до 50% от стоимости самолета. При этом модернизация 30 самолетов до версии Ту-22М3М улучшит боевые возможности парка ракетоносцев на 20%.
Авиация и геополитика: что дальше?
Модернизированный авиакулак необходим нашей морской авиации хотя бы потому, что сейчас идёт геополитическая борьба за Арктику, которая является не только кладезем природных ресурсов, но и кратчайшим торговым путём из Тихого Океана в Европу, альтернативным Суэцкому каналу. Сейчас недруги России, по существу, стремятся делить шкуру неубитого медведя; уже выстроился список претендентов на Арктику: США, Канада, Норвегия, Дания, Китай...
Наиболее опасными направлениями для России являются: США (штат Аляска), Северо-Арктический бассейн, Скандинавия и Баренцево море. Именно эти направления должны находиться под плотным контролем нашей морской авиации. Также, учитывая растущие аппетиты Китая и Японии, должны быть усилены авиачасти на Дальнем Востоке.
Не случайно китайские эксперты уже прямо заявляют о том, что «кто контролирует арктический путь - тот контролирует экономику планеты». Для Поднебесной этот вопрос вообще крайне важен, учитывая то, что экономика этой крупнейшей страны-экспортера на 46% зависит от международного судоходства. В случае освобождения Арктики от льда Китай откроет для себя новые пути в Европу. Поэтому задача России - не допустить европейских и азиатских противников в Арктику.
Также необходимо иметь в виду, что Россия - страна с самой значительной протяженностью морских границ в мире. Ясно, что флот, лишённый поддержки, подвергается уничтожению; прикрытие он может получить ТОЛЬКО ОТ МОРСКОЙ АВИАЦИИ. Кроме того, большая дальность полёта «Ильюшиных» и «Туполевых» даёт возможность действовать на дальних рубежах перехвата, когда вражеские авианосные соединения и субмарины находятся ещё на подходе к нашим берегам.
Ещё один существенный момент: вынос линии обороны морских рубежей дальше от берега с помощью сил морской авиации гораздо эффективней, чем равнозначное по возможностям укрепление береговой обороны и прибрежного флота.
Поэтому России нужно ВСЕГДА БЫТЬ НАЧЕКУ! Наличие авиаполков и авиадивизий, оснащённых Ил-38Н и Ту-22М3М, охладит агрессивный пыл вашингтонских и пекинских политиканов! Необходимо СВОЕВРЕМЕННО ФИНАНСИРОВАТЬ оборонные программы, не забывая вещие слова великого русского вице-адмирала Степана Осиповича Макарова: «ПОМНИ ВОЙНУ!»