itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Я имею вам сказать за Одессу-маму...

Этническая история Южной Пальмиры

Александр Сергеевич Пушкин  Соглашение об ассоциации Украины с ЕС 
0
4950
Время на чтение 12 минут

Одесса является не просто крупным городом Новороссии (Северного Причерноморья), ее финансовой и культурной столицей. В этнической истории Одесса имеет свои особенности, что требует уделить Одессе особое внимание. Этот город называли Южной Пальмирой, что ставило Одессу вровень Северной Пальмирой, то есть Санкт-Петербургом. Впрочем, Одесса действительно красивый город. Да и по значению своему Одесса, некогда четвертый по численности населения город Российской империи, да и ныне четвертый на Украине, всегда относился к числу наиболее важных из всероссийских центров в финансовой, промышленной и культурной сфере. И несомненно, Одесса просто не может не сыграть значительную роль в нынешних событиях на Юго-Востоке Украине. Друге дело, что Одесса отличается по своей этнической истории и от Крыма, и от Донбасса, да и от остальной Новороссии.

На месте Одессы в XIII-XIV веках была стоянка генуэзских кораблей Джинестра. В 1415 году упоминается поселение Качибей (или Хаджибей). В 1760-х гг., готовясь к войне с Россией, турки построили рядом с Хаджибеем крепость Ени-Дунья (Новый Свет). 14 сентября 1789 года (в ходе русско-турецкой войны 1787 - 1791 годов) она была взята штурмом отряда генерал - майора Иосифа де Рибаса и отрядом Черноморских казаков под командованием Антона Головатого и Захария Чепиги.

К концу турецкой власти на территории Очаковской области, отошедшей к России по Ясскому договору 1791 года, центром которой и стала вскоре Одесса, насчитывалось до 150 мелких поселений, населенных молдаванами и беглыми из Малороссии. Из-за обилия последних не случайно этот край получил название «Ханская Украина».

Вскоре после окончания войны 27 мая 1794 года правительство России утвердило «План пристани и города Хаджибей», предусматривавший создание нового портового города на Черном море. Впрочем, уже в январе 1795 года новый город был назван Одессой (в честь античного города Одессос, когда-то стоявшего на Черном море).

Строился город довольно быстро, и в 1803 году был выделен со своими окраинами в отдельную административно-территориальную единицу - Одесское градоначальство. При этом Одесса продолжала оставаться уездным городом Херсонской губернии.

В 1815 году на Одессу приходилось свыше половины грузооборота всех черноморских и азовских портов.

Введение в 1819 году порто-франко - свободного беспошлинного ввоза и хранения импортных товаров - весьма благоприятно сказалось на жизни и развитии города. Просуществовав 40 лет, оно положительно влияло на рост торговли, увеличение оборотов, в частности, экспортных. В 1830-1850 годах Одесский порт становится самым большим портом на Черном море и в Российской империи по вывозу пшеницы.

Во второй половине XIX века развитие экономики города пошло еще более быстрыми темпами. Железнодорожные дороги связали город с внутренними районами России. А строительство Суэцкого канала в 1869 году открыло более выгодные морские пути из Одессы к портам Южной и Восточной Азии. Российская империя через Одессу получила устойчивую связь с Дальним Востоком.

Все это заметно сказалось на росте грузооборота Одесского порта. Если в 1862 году через него прошло товаров на 37 миллионов рублей, то в 1893 - на 128 миллионов. В 1903 году грузооборот достиг 174 миллионов рублей. Одесса стала вторым портом Российской империи после Петербурга. В 1877 году Одесса превзошла и Петербург размерами своей торговли. Порт был значительно расширен и технически переоборудован.

Одесса уже в первые десятилетия своего существования становится значительным культурным центром. Открытый в 1817 году Ришельевский лицей в 1865 был реорганизован в Новороссийский (ныне Одесский) университет. В 1810 - открылся городской театр. В 1883-1887 гг. было возведено нынешнее здание театра оперы и балета, до сих пор принадлежащее к лучшим театральным сооружениям мира, занесенное в соответствующий реестр ЮНЕСКО. В 1825 году создан музей древностей; в 1839 году образовано Одесское общество истории и древностей; в 1871 - была открыта астрономическая обсерватория, в 1886 - первая в России бактеорологическая станция; в 1899 - художественный музей, в 1908 - первый в стране аэроклуб, в мастерской которого в 1912 году было построено около 20 аэропланов различных систем.

Не может не впечатлять рост населения молодого города. Уже в 1829 году в Одессе проживало 53 тысячи человек, в 1859-м насчитывалось 111 тысяч, в 1875 году в нем числилось 193 тысячи человек, в 1897 - 404 тысячи, а в 1914 - 669 тысяч человек.. Одесса стала 4-ым (после Петербурга, Москвы и Варшавы) городом Российской империи по числу жителей.

События 1914-20 гг. тяжело отразились на жизни города. Многие предприятия и четвертая часть домов были разрушены, прекратилась внешняя торговля, значительно уменьшилось население, часть которого оставила город, эмигрировав в зарубежные страны. В 1920 году в Одессе насчитывалось 428 тысяч человек. Большие опустошения принес голод 1921-1922 гг. В 1924 году в городе осталось только 324 тысячи жителей, то есть половина населения довоенного времени. Поскольку граница с Румынией проходила буквально в окрестностях города, а значение международной торговли в условиях блокады Советской России резко сократилась, то, казалось, Одесса обречена на угасание. Тем не менее, большевики были настроены на создание новой, истинно советской Одессы.

В 1922-40 гг. в Одессе было построено множество новых крупных предприятий, реконструировано много старых. В 1940 году одесская промышленность дала продукции в 8 раз больше, чем в 1913. Значительно увеличилось население. Если в 1926 году Одесса насчитывала около 430 тысяч жителей, то по переписи 1939 - более 600 тысяч. Основную массу новых жителей составляли украинские крестьяне, в результате чего Одесса стала терять свой прежний космополитический характер.

Однако в области культуры Одесса сохраняла и преумножала прежние позиции. В. Катаев, И. Бабель, Ю. Олеша, Э. Багрицкий, Е. Петров, И. Ильф, С. Кирсанов, В. Инбер - все это писатели советской Одессы..

В годы Великой Отечественной войны гарнизон Одессы 73 дня сражался с превосходящими силами румыно-германских войск. Врагу не удалось взять город штурмом, и лишь после изменения ситуации на других участках фронта гарнизон Одессы был организованно эвакуирован в Крым. В Одессе остались около 250 тысяч жителей, не успевших эвакуироваться. Им пришлось на себе испытать все ужасы оккупации. В 1941-44 гг. была истреблена значительная часть неэвакуированного еврейского населения. Погибли десятки тысяч одесситов всех национальностей. Численность довоенного населения Одесса восстановила лишь к 1955 году. В период румынской оккупации одесситы никогда не теряли присущего им чувства юмора. Так, встречая румынских солдат, они вместо румынского «Буня дименеяца» (Доброе утро) говорили: «Будемте меняться»! В этих словах сквозило и презрение к оккупантам, в большинстве своем малограмотных, а подчас и вовсе неграмотных солдат, которые, по официальной румынской пропаганде, были передовым форпостом латинской культуры на востоке. Но также здесь чувствовалась и торгашеских дух, также никогда не оставлявший одесситов.

После освобождения город быстро восстанавливался. В нем развивалась промышленность, город становился всесоюзным туристским центром. В 1974 году его население достигло 1 миллиона жителей, а 15 лет спустя, в 1989 году, одесситов насчитывалось 1 115 тысяч человек. Из них 48,9 % украинцев, 39,4 % русских, 5,9 % евреев, 1,5 % болгар и представителей других национальностей. Увы, в «незалежной» Украине Одесса стала приходить в упадок. Массовая эмиграция, особенно одесских евреев и греков, превышение смертности над рождаемостью сократили население Одессы более чем на 100 тысяч человек. Правда, начиная с 2008 года, в Одессе начался слабый рост населения, и Одесса вновь стала городом-миллионером.

В 2001 году среди примерно 1 миллиона одесситов, согласно официальной статистике, украинцев насчитывалось 622 тысяч (61,6 %), русских - 292 тысяч (29%). Впрочем, подавляющее большинство одесситов говорит на своеобразном одесском говоре русского языка. Кроме того, среди потомственных одесситов вообще трудно найти этнически «чистых», учитывая громадный процент смешанных браков, которыми всегда отличался город. То, что теперь в Одессе преобладают украинцы, не говорящие на «мове», только подтверждает, что одесситы не утратили чувство юмора.

С самого начала истории Одесса отличалась полиэтническим составом населения, выделяясь в этом не только в Новороссии, но и во всей Российской империи. Даже меньшинства, типичные для Новороссии, такие, как греки и евреи, представлены здесь более обильно, чем в целом по региону.

Например, уже в 1795 году в только что основанном городе среди жителей-мещан значилось 106 русских, 213 украинцев, 224 грека и 240 евреев. Но уже вскоре после начала строительства города сюда стали прибывать переселенцы со всего Средиземноморского бассейна. Это обстоятельство, впрочем, придало городу свойственное только Одессе культурное своеобразие. Пушкин так описывал одесситов 20-х гг. XIX века:

Язык Италии златой

Звучит по улице веселой,

Где ходит гордый славянин,

Француз, испанец, армянин,

И грек, и молдаван тяжелый,

И сын египетской земли

Корсар в отставке Морали.

С самого момента основания города здесь поселились греки. В 1797 г в городе жило 813 греков, что составляло 10% населения Одессы. Большинство из них были «арнаутами», то есть добровольцами, вступившими в русскую армию во время недавней войны 1787-91 гг с турками. Кстати, от «арнаутов» остались названия знаменитых Большой и Малой Арнаутских улиц в Одессе, и села Арнаутка в окрестностях города.

В русско-турецкой войне 1806-1812 гг также приняли участие три конных арнаутских полка, состоящие главным образом из греко-молдавских волонтёров. В дальнейшем греки все же занимались в Одессе мирными занятиями.

В первый век города греки продолжали оставаться одной из крупнейших этнических групп в городе. Именно в Одессе в 1814 году было основано тайная организация «Филики Этерия» («Общество друзей»), ставившее своей целью свержение турецкого ига над землей древней Эллады. В 1821 году Александр Ипсиланти, российский грек, генерал русской армии, отличившийся в войне против Наполеона, стал руководителем восстания балканских народов против Османской империи. Хотя восстания Ипсиланти потерпело поражение, оно стало началом национально-освободительной войны греческого народа за независимость. Эта борьба завершилась частичным успехом (рождением на части греческих земель независимого греческого королевства) после русско-турецкой войны 1828-29 гг. Таким образом, Одесса стала для греков (а в дальнейшем и для других балканских народов) центром возрождения национальной культуры и освободительного движения. Греки прибывали в Одессу частью из самой Греции, а также из Константинополя и Дунайских княжеств.

В дальнейшем Одесса продолжала оставаться одним из крупнейших греческих городов. В 1879 г градоначальником Одессы выбирают богатого греческого коммерсанта Григория Маразли. Градоначальник много сделал для города. В конце жизни он передал в дар городу свою богатую библиотеку. В его часть названа одна из красивейших улиц города.

В советское время основная масса одесских греков ассимилировалась. Только греческие фамилии, как, например, академика Папалекси, напоминают о греческой Одессе.

В Одессе, впрочем, проживали и представители таких народов, которых практически не найти было в других городах и землях России. Например, итальянцев в Одессе было так много, что Одесса стала одним из самых крупных итальянских городов Европы за пределами Италии.

Итальянцы появились в Одессе буквально со дня основания города. К 1797 году, Одесса насчитывала уже около 800 итальянцев на 7-8 тысяч жителей, то есть они составляли 10% всего населения города. А в первые годы XIX века итальянская диаспора стала настолько заметной в общественной жизни и коммерческой деятельности города, а итальянский язык получил столь широкое распространение, что вывески учреждений и магазинов составляли на русском и итальянском языках. Еще в 1823 году даже некоторые таблички с названиями улиц были на итальянском языке. Итальянский язык в то время в Одессе был распространен среди торгового люда. Счета, векселя, чеки деловые договоры, коммерческая корреспонденция, бухгалтерия - все составлялось на итальянском. Большинство одесситов в начале XIX века в той или иной степени могли объясняться по-итальянски.

В составе итальянской колонии преобладали на первых порах, торговые люди, моряки и военные, несущие службу в русской армии. В основном это были неаполитанцы, генуэзцы и жители Ливорно. За ними потянулись представители искусства и техники, ремесленники фармацевты и преподаватели различных областей.

Показательно, что уже в первом в Одессе учебном заведении, основанном в 1800 году, обучали русскому, греческому и итальянскому языкам. В первых городских вузах - «Благородном институте» и в Ришельевском лицее также обязательным было изучение итальянского языка. Даже в церковном училище при евангелической (то есть протестантской) церкви, открытом в 1824 году обучали итальянскому. Видимо, протестантам для успеха в делах знать итальянский было необходимо.

Итальянцы, помимо развития городской коммерции, внесли огромный вклад в развитие культуры. Именно итальянцы дали Одессе большое количество архитекторов, ювелиров, театральных деятелей, издателей, музыкантов, художников, преподавателей гимназий и университета.

Вплоть до 70-х годов XIX века число итальянцев продолжало неуклонно расти, но затем рост итальянской группы приостановился, и в тоже время итальянцы начали растворяться в окружающей их русской среде. Появились двойные фамилии, часто сокращающие до неузнаваемости итальянскую часть, а многие итальянские фамилии и вовсе полностью исчезли в смешанных браках.

В 1905 году в Одессе насчитывалось всего 50 постоянно проживавших в городе итальянских подданных, и еще 600 одесситов, назвавших себя итальянцами, итальянским языком не владели. В советский период истории одесские итальянцы исчезли как этническая группа, смешавшись с разноплеменным русскоязычным населением города.

Особую роль в истории Одессе сыграли французы. Герцог Ришелье (которого одесситы фамильярно и поныне называют Дюком) и сменивший его Александр Ланжерон справедливо считаются теми, кто создал Одессу. Но помимо градоначальников, французы дали городу множество других деятелей экономики и культуры. Французы создали в Одессе первые банки. Одесский коммерческий суд возглавлял граф де Сен-При, коммерцией с Европой занималась фирма Франже. Среди самых первых заводов Одессы - стеариновых свечей Ж. Питансье, ваксы А. Жако, мыла Лабера, пудры Пишона.

Неудивительно, что первая городская газета печаталась по-французски. А когда в 1827 году начал выходить «Одесский вестник», то и он печатался на двух языках - французском и русском. Впрочем, французы не были столь многочисленными, как итальянцы или греки, так что ассимилировались они уже к концу XIX века.

Как и во многих крупных городов Российской империи, в Одессе проживало много немцев. Уже в 1803 году немцев в молодом годе было 558 человек. Среди первых одесских базаров был и Немецкий рынок. По переписи 1897 г. в Одессе числилось 10 248 немцев, в том числе 7 217 лютеран, 2 217 католиков, 247 реформатов (кальвинистов), 567 представителей других вероисповеданий. Немцы имели сильные позиции в деловой жизни города. Всего в начале ХХ века немцам в Одессе принадлежало свыше 20 различных предприятий: механических, чугунолитейных, машиностроительных, лакокрасочных, мыловаренных, мукомольных, пивоваренных, ювелирных и др

Самой же знаменитой одесской группой были евреи. В первой половине XIX в. происходил быстрый рост численности еврейского населения Одессы. Так, в середине 1840-х гг. одесских евреев было около 12 тыс, (или 20% населения); в 1855 г. - 17 тысяч, (21,7%) благодаря массовому переселению в Одессу как русских евреев, так и иностранных, преимущественно из Германии и Галиции, называвшихся «бродскими», так как многие из них были из города Броды. Что ж, когда Бог сотворил Одессу, он увидел, какой это прекрасный город, и испугался, что одесситы не будут озабочены тем, как попасть в Царство Небесное. И для того, что бы одесситы Бога не забывали, Всевышний послал в Одессу евреев. Так что у Одессы украинская территория, русский язык и еврейское счастье.

Основным занятием евреев в этот период была торговля зерном. Многие евреи были мелкими торговцами, посредниками (главным образом между помещиками и экспортерами), агентами крупных иностранных и местных, в основном - греческих хлеботорговых компаний, маклерами. Евреи работали на зерновой бирже оценщиками, кассирами, весовщиками, а также занимались ремеслами, торговлей мануфактурными и бакалейными товарами.

Во второй половине XIX века темпы роста еврейского населения Одессы возросли. По переписи 1897 г., в Одессе проживало 138 935 евреев (34,4% населения). К этому времени они заняли господствующие позиции в хозяйственной жизни города. Евреи вытеснили греков из торговли зерном. В 1910 г. евреям принадлежало 43% фабрично-заводских предприятий, евреи преобладали в бумажной и пищевой промышленности. Из десяти крупнейших городских банков семь принадлежали евреям. Большинство городских газет также принадлежали евреям. Специфической чертой еврейской жизни Одессы был многочисленный преступный мир со своим языком и субкультурой. С конца XIX века Одесса стала одним из мировых центров сионистского движения.

Экономическое засилье евреев вызывало погромы 1821, 1859, 1870, 1881, 1905, 1906 гг., а также в период гражданской войны.

Несмотря на потери в годы гражданской войны и массовую эмиграцию, численность евреев в советской Одессе продолжала возрастать. В 1926 их было 153 194 человек (36,4% населения); в 1939 г. - 180 тыс. (29,8%). В годы румыно-немецкой оккупации, как уже отмечалось, погибла значительная часть еврейского населения.

Однако после возвращения из эвакуации, а также продолжающегося переселения в Одессу как в «еврейский город» евреев со всего Советского Союза еврейское население Одессы продолжало оставаться значительным. В 1959 г. еврейское население города составляло, согласно официальной переписи, 106 700 человек (16% населения), но в действительности число евреев было значительно выше. По переписи 1970 г., в городах Одесской области проживало 117 223 еврея (10 763 назвали идиш родным языком).

Однако как раз с этого времени численность одесских евреев начинает сокращаться и в абсолютных, и в относительных цифрах. За 1968-90 гг. около 35 тысяч евреев эмигрировали в Израиль и США. Еще более массовый исход евреев начался из независимой Украины.

В 2001 году, согласно всеукраинской переписи, евреев в Одессе насчитывалось 12,4 тыс. человек, или 1,2 % населения города.

Наконец, в Одессе от начала города проживали болгары, гагаузы, сербы, молдаване, армяне, и представители многих других народов. Самым же крупным этносом среди одесситов все же были русские. Все они и составили особую территориально-этническую группу, которая и называется одесситами.

Конечно, в Одессе с «национальным вопросом» все гораздо проще. Большинство браков в Одессе было смешанными, так что у каждого одессита найдутся родственники самой экзотической национальности. Конечно, могут найтись одесситы, которые будут утверждать, что они «чистокровные» (русские, евреи, украинцы, или еще кто), но это такая же нелепость, как одессит, лишенный чувства юмора.

Веселость, несгибаемый оптимизм, особый язык, нонконформизм, что делало одесситов «неудобными» для любой власти, предпринимательская жилка, умение находить выход из любой ситуации, своеобразный индивидуализм (Одесса не насчитывает миллион жителей, а делится на это число) - все эти качества присущи каждому одесситу.

Последствия войн и эмиграций привели к утрате особой этнической и культурной специфики Одессы, которая становится все более похожей на средний украинский областной центр. Но, думается, Одесса никогда не потеряет свое лицо, которое определяла многонациональность города, свободолюбие его жителей, которые всегда были далеко (и в географическом, и в политическом смысле) от столиц империи, и знаменитый одесский юмор, и дух жителей прежнего вольного города.

И думается, что у Южной Пальмиры все же более высокая судьба, чем просто роль областного центра на Украине.

Сергей Викторович Лебедев, доктор философских наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Лебедев
К юбилею победы над Финляндией
30.11.1939 – 13.03.1940 - советско-финляндская война
12.03.2024
Макрон не прочь начать новую «Крымскую войну»
Что стоит за последними воинственными заявлениями президента Франции?
08.03.2024
Китайский эгоцентризм не позволяет предлагать миру ничего, кроме подчинения
Си Цзиньпин заявил о создании в Поднебесной новой формы цивилизации человечества
01.03.2024
Последний Большевик с большой буквы
Слово на кончину бывшего премьер-министра СССР Николая Ивановича Рыжкова
28.02.2024
Простые итальянцы устали от русофобии
Об отмене показа в Болонье российского фильма «Свидетель» и решении итальянского суда о возможности «зиговать»
22.01.2024
Все статьи Сергей Лебедев
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Соглашение об ассоциации Украины с ЕС
Корсунь-Шевченковский: от Котла до Погрома
Освободительный поход Русской армии по маршруту великого полководца Ивана Конева неизбежен
26.03.2024
Кино про рохлю Лёвочкина и коня бледного
О новом сериале, художественном вымысле и человеческой памяти
20.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
«Мы находились в поле народного подвига, который совершали сами, как могли»
Опубликовано обращение к Президенту РФ В.В. Путину о необходимости инициирования подготовки и внесения в Госдуму проекта Федерального закона «О реабилитации участников Русской Весны»
16.03.2024
«Погибая, они мечтают, что, добивая их, Россия надорвётся и сама умрёт»
Украинцы не выживают, они умирают, но им важно, что чем дольше они умирают, тем хуже русским
12.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40