Какие-то самые простые мысли приходят в голову. У нас есть "ты" и
"вы", у них - только "you". И когда мы обращаемся к другому на Вы - то
выражаем тем самым не только отстранённость или уважение, но нечто
большее, что трудно сформулировать. То, что нас от них отличает.
К сожалению, я совсем никаких азиатских языков не знаю, да и саму
Азию знаю плохо. Дальше Алтая и Иркутска, то есть русской Азии - не
была. Пишут, что сейчас на Дальнем Востоке много китайцев. Возможно для
живущих там это чувствительно. Но гораздо чувствительнее тот смрад,
которым несёт с Запада.
В 1988-м году, сразу после крещения, мне нужно было сдавать
вступительный экзамен в аспирантуру тогда ещё Ленинградского
университета. По марксизму-ленинизму. Экзамен был так себе, из трёх
вступительных: по специальности, то есть русской литературе, марксизму и
английскому - я больше всего английского боялась. Специальность сдала
на пятёрку, а марксизм с English на четвёрки. Уже не помню, в каком
порядке. Но, помню, готовилась в Публичке к марксизму, сидела, читала
выступления Горбачёва про конец холодной войны и демократизацию. И ведь я
филологом была! Но тогда про такие вещи, как НЛП, нам не рассказывали.
Оруэлла, правда, прочитала я, но немного позже. А тогда у меня было
противоядие домашнего разлива, которое я с первого курса применяла.
На первом курсе историю КПСС нам читал одноногий еврей, инвалид войны.
Гонял на семинарах ужасно, на экзамене завалил несколько человек, в том
числе любимчика наших барышень, одного из немногочисленных филфаковских
парней. Красавчик вскоре занялся "бизнесом", а я как-то интуитивно
пришла к следующему методу сдачи партийных экзаменов: оставляешь всё на
последние сутки, в течение которых не спишь, методом скорочтения честно
проглатываешь сотни положенных страниц, подстёгиваешь нервную систему
элеутерококком, потом идёшь и сдаёшь временно закреплённые в
краткосрочной памяти сведения экзаменатору, приходишь домой,
заваливаешься спать, а проснулась - уже и не помнишь ничего.
Я ведь росла в семье советских людей, крестить нас с братом не дал
бабушке партийный отец и воспитывал в спартанском духе: учёба и спорт,
никаких излишеств. И хотя ещё до университета я стала самиздат читать, а
в университете в семинар по древнерусской литературе записалась, но в
целом воспитана была в том духе, что обманывать нельзя кого бы то ни
было, даже преподавателя истории КПСС (списывать или ещё как-нибудь...) А
тут вроде никакого обмана: загрузилась - разгрузилась, в зачётке
честная пятёрка, в голове в сухом остатке - представление о том, что
очень часто собирались партийные съезды и пленумы для выработки
руководящего курса.
По английскому нужно было монографию какую-нибудь перевести, мне,
помню,от научного руководителя досталась (не первой из аспиранток) по
старообрядчеству современное исследование,
двойная польза от перевода - и экзамен сдан, и ссылаться на него потом
можно будет в своих работах. В общем от соединения марксизма (речей
Горбачёва) с инглишем получалась такая картина: вот начнутся сейчас
вместо противостояния с Западом у нас мир, дружба и сотрудничество, и
будем мы вместе свои древности изучать! А то ведь мешал железный
занавес. Конечно, мой взгляд со своей колокольни наивным был, но,
по-моему, такой же сиреневый туман в большинстве голов стоял.
В аспирантуре я как раз до осени 1993-го училась, и даже сейчас,
оглядываясь, поражаюсь полной перемене обстановки за прошедшую
"пятилетку". Когда я сдавала последние кандидатские - в Москве уже
расстреляли Белый дом, и курилка Публички, куда в то время я, увы,
заглядывала, больше, конечно, пообщаться, чем подымить, полнилась
слухами о без вести пропавших. Вторым местом для общения в Публичке
обычно служила столовая, но к 93-му году туда заглядывали далеко не все
посетители библиотеки, даже те, кто приезжал в неё из аспирантских
общежитий в Петергофе на целый день. Брали с собой что-то перекусить, на
столовку не было денег.
Плюс был в том, что не было уже никакого обязательного марксизма,
минус - в стремительном обнищание и опошлении народа. Я хоть и
крестилась, но в церкви до 1992-го года не бывала, невозможно было с
маленьким ребёнком на руках ездить за город, машины у нас не было, а
первая церковь в Сыктывкаре была возвращена перед Рождеством 1992-го
года. В аспирантуру заочную я перевелась, а так сидела дома с ребёнком
и, помню, смотрела по телевизору съезды и прочую дребень, видика у нас
не было, была масса детских книг и пластинок, с их помощью я ребёнка и
воспитывала зимой, а на лето мы в деревню уезжали.
Появились видеосалоны, и, помню, какую-то жуть ходили мы туда с мужем
смотреть. После чего так тошно было на душе! Хотя Рипли в "Чужих"
понравилась мне. Голодать не приходилось, кроме дома под Воронежем -
были ещё две родительские дачи, детские вещи можно было привести из
командировок в столицы. Приятель предложил мне в школе по соседству
Библию преподавать. С одной стороны - талоны, с другой - церковь
открылась, в школу зовут. По-настоящему удручало лишь то, что ничего не
получалось со своим жильём, с одной зарплаты на него не скопить. Мне
хотелось, чтобы объяснил мне кто-нибудь, как жить дальше, как растить
ребёнка без своего угла. А если ещё будут дети?
Такой человек не сразу нашёлся - отец Павел Адельгейм. Дело было не в
том, что он говорил, а в том, как он жил. Слова я к этому времени уже не
воспринимала: язык без костей. Отец Павел, у которого в Пскове всего 3
месяца прожила я весной 1994-го года, жил, словно по водам ходил, и
школа его, и приют, и оба прихода, и семья - словом вся его жизнь с теми
людьми, кого он принял в свой дом, приход, приют, школу - была таким
хождением.
Казалось бы - откуда у пожилого батюшки на протезе силы и средства всех
нас кормить и окормлять? Но сила Божия в немощи совершается.
А вокруг шли какие-то бесконечные выборы. И, вернувшись из Пскова в
Сыктывкар, я наблюдала, как один за другим мои новые и старые знакомые
втягиваются в эту вакханалию. На выборах можно было не только деньжат
заработать, но и сразу квартиру, например, как было устоять перед таким
искушением? Это вам не историю КПСС сдавать. Я, помню, пыталась задавать
простой вопрос: ну не стыдно так врать? Но ответом на него были не
слова, а квартиры, машины, курортные туры... Дескать, кто не умеет
зарабатывать, тот сопли жуёт и вспоминает про честь и совесть.
И вот прошло ни много ни мало - четверть века! Что мы имеем?
Креативный класс и одурманенный народ. Тех, кто нажился за эту четверть
века и тех, кто, казалось, уже перешагнул черту - не бедности, нет, то
есть не только бедности. Я глянула краем глаза победный концерт в
Симферополе и так грустно мне стало!
У Оруэлла в "1984-м" есть эпизод, который я вспоминаю чаще всего.
Герой, работающий в Министерстве правды, слушает, как во дворе дома для
"пролов", низшего класса, развешивая на верёвке бельё, поёт пожилая
женщина. Он знает, что тексты для этих песенок сочиняются с помощью
машины, 2-3 рифмы, кровь-любовь, и песенка готова. Сам он партиец,
высшая каста, но, слушая прачку, ловит себя на мысли, что в её пении,
несмотря на дебилизм текста и простоту мелодии, присутствует нечто, чего
нет у него - настоящее чувство,настоящая грусть.
Чем заканчивается роман Оруэлла, наверное, всем известно. А чем
закончится то промывание мозгов, которое скоро столетие, со времён
ликбеза, у нас происходит? И, главный вопросик - кто ж организовал-то
его, в каком Министерстве правды пишутся эти песенки и сериалы? Кто эти
"они", и где граница между "ними" и "нами"? Прав отец Александр
Шаргунов, что нету разницы между фактическим вторжением НАТО и тем
растлением народа, которое руками небрезгливых алчных"наших" - налицо.
Какие они наши?
Для себя я "америкосами" их называю. Америкосы - это не американцы.
Это все те, для кого "личные интересы" на первом плане. А также и на
всех прочих. А мы - это те, для кого есть Родина, предки и святыни, для
кого "мы" - больше, чем "я".
И вот я думаю, что по этому простому признаку и будет сейчас
происходить разделение, а не по Днепру, как Дугин говорит. Он, конечно,
профессор и геополитик, но тут неправ, и я заинтересована в своём
утверждении, поскольку как раз на правом берегу Днепра живу. А Дугин
говорит, что по Днепру геополитическая граница проходит и правый берег
придётся Евросоюзу отдать.
Всё-таки 25 лет - достаточный срок для того, чтобы такие простые вещи осознать.
1. Прежде, чем с интересом прочту дальше... :)