Мы и они

Эссе

Новости Москвы 
0
185
Время на чтение 5 минут

 

Какие-то самые простые мысли приходят в голову. У нас есть "ты" и "вы", у них - только "you". И когда мы обращаемся к другому на Вы - то выражаем тем самым не только отстранённость или уважение, но нечто большее, что трудно сформулировать. То, что нас от них отличает.

К сожалению, я совсем никаких азиатских языков не знаю, да и саму Азию знаю плохо. Дальше Алтая и Иркутска, то есть русской Азии - не была. Пишут, что сейчас на Дальнем Востоке много китайцев. Возможно для живущих там это чувствительно. Но гораздо чувствительнее тот смрад, которым несёт с Запада.

  В 1988-м году, сразу после крещения, мне нужно было сдавать вступительный экзамен в аспирантуру тогда ещё Ленинградского университета. По марксизму-ленинизму. Экзамен был так себе, из трёх вступительных: по специальности, то есть русской литературе, марксизму и английскому - я больше всего английского боялась. Специальность сдала на пятёрку, а марксизм с English на четвёрки. Уже не помню, в каком порядке. Но, помню, готовилась в Публичке к марксизму, сидела, читала выступления Горбачёва про конец холодной войны и демократизацию. И ведь я филологом была! Но тогда про такие вещи, как НЛП, нам не рассказывали. Оруэлла, правда, прочитала я, но немного позже. А тогда у меня было противоядие домашнего разлива, которое я с первого курса применяла.

  На первом курсе историю КПСС нам читал одноногий еврей, инвалид войны. Гонял на семинарах ужасно, на экзамене завалил несколько человек, в том числе любимчика наших барышень, одного из немногочисленных филфаковских парней. Красавчик вскоре занялся "бизнесом", а я как-то интуитивно пришла к следующему методу сдачи партийных экзаменов: оставляешь всё на последние сутки, в течение которых не спишь, методом скорочтения честно проглатываешь сотни положенных страниц, подстёгиваешь нервную систему элеутерококком, потом идёшь и сдаёшь временно закреплённые в краткосрочной памяти сведения экзаменатору, приходишь домой, заваливаешься спать, а проснулась - уже и не помнишь ничего.

  Я ведь росла в семье советских людей, крестить нас с братом не дал бабушке партийный отец и воспитывал в спартанском духе: учёба и спорт, никаких излишеств. И хотя ещё до университета я стала самиздат читать, а в университете в семинар по древнерусской литературе записалась, но в целом воспитана была в том духе, что обманывать нельзя кого бы то ни было, даже преподавателя истории КПСС (списывать или ещё как-нибудь...) А тут вроде никакого обмана: загрузилась - разгрузилась, в зачётке честная пятёрка, в голове в сухом остатке - представление о том, что очень часто собирались партийные съезды и пленумы для выработки руководящего курса.

  По английскому нужно было монографию какую-нибудь перевести, мне, помню,от научного руководителя досталась (не первой из аспиранток) по старообрядчеству современное исследование, 
двойная польза от перевода - и экзамен сдан, и ссылаться на него потом можно будет в своих работах. В общем от соединения марксизма (речей Горбачёва) с инглишем получалась такая картина: вот начнутся сейчас вместо противостояния с Западом у нас мир, дружба и сотрудничество, и будем мы вместе свои древности изучать! А то ведь мешал железный занавес. Конечно, мой взгляд со своей колокольни наивным был, но, по-моему, такой же сиреневый туман в большинстве голов стоял.

  В аспирантуре я как раз до осени 1993-го училась, и даже сейчас, оглядываясь, поражаюсь полной перемене обстановки за прошедшую "пятилетку". Когда я сдавала последние кандидатские - в Москве уже расстреляли Белый дом, и курилка Публички, куда в то время я, увы, заглядывала, больше, конечно, пообщаться, чем подымить, полнилась слухами о без вести пропавших. Вторым местом для общения в Публичке обычно служила столовая, но к 93-му году туда заглядывали далеко не все посетители библиотеки, даже те, кто приезжал в неё из аспирантских общежитий в Петергофе на целый день. Брали с собой что-то перекусить, на столовку не было денег.

  Плюс был в том, что не было уже никакого обязательного марксизма, минус - в стремительном обнищание и опошлении народа. Я хоть и крестилась, но в церкви до 1992-го года не бывала, невозможно было с маленьким ребёнком на руках ездить за город, машины у нас не было, а первая церковь в Сыктывкаре была возвращена перед Рождеством 1992-го года. В аспирантуру заочную я перевелась, а так сидела дома с ребёнком и, помню, смотрела по телевизору съезды и прочую дребень, видика у нас не было, была масса детских книг и пластинок, с их помощью я ребёнка и воспитывала зимой, а на лето мы в деревню уезжали.

   Появились видеосалоны, и, помню, какую-то жуть ходили мы туда с мужем смотреть. После чего так тошно было на душе! Хотя Рипли в "Чужих" понравилась мне. Голодать не приходилось, кроме дома под Воронежем - были ещё две родительские дачи, детские вещи можно было привести из командировок в столицы. Приятель предложил мне в школе по соседству Библию преподавать. С одной стороны - талоны, с другой - церковь открылась, в школу зовут. По-настоящему удручало лишь то, что ничего не получалось со своим жильём, с одной зарплаты на него не скопить. Мне хотелось, чтобы объяснил мне кто-нибудь, как жить дальше, как растить ребёнка без своего угла. А если ещё будут дети?

  Такой человек не сразу нашёлся - отец Павел Адельгейм. Дело было не в том, что он говорил, а в том, как он жил. Слова я к этому времени уже не воспринимала: язык без костей. Отец Павел, у которого в Пскове всего 3 месяца прожила я весной 1994-го года, жил, словно по водам ходил, и школа его, и приют, и оба прихода, и семья - словом вся его жизнь с теми людьми, кого он принял в свой дом, приход, приют, школу - была таким хождением.
Казалось бы - откуда у пожилого батюшки на протезе силы и средства всех нас кормить и окормлять? Но сила Божия в немощи совершается.

   А вокруг шли какие-то бесконечные выборы. И, вернувшись из Пскова в Сыктывкар, я наблюдала, как один за другим мои новые и старые знакомые втягиваются в эту вакханалию. На выборах можно было не только деньжат заработать, но и сразу квартиру, например, как было устоять перед таким искушением? Это вам не историю КПСС сдавать. Я, помню, пыталась задавать простой вопрос: ну не стыдно так врать? Но ответом на него были не слова, а квартиры, машины, курортные туры... Дескать, кто не умеет зарабатывать, тот сопли жуёт и вспоминает про честь и совесть.

   И вот прошло ни много ни мало - четверть века! Что мы имеем? Креативный класс и одурманенный народ. Тех, кто нажился за эту четверть века и тех, кто, казалось, уже перешагнул черту - не бедности, нет, то есть не только бедности. Я глянула краем глаза победный концерт в Симферополе и так грустно мне стало!

  У Оруэлла в "1984-м" есть эпизод, который я вспоминаю чаще всего. Герой, работающий в Министерстве правды, слушает, как во дворе дома для "пролов", низшего класса, развешивая на верёвке бельё, поёт пожилая женщина. Он знает, что тексты для этих песенок сочиняются с помощью машины, 2-3 рифмы, кровь-любовь, и песенка готова. Сам он партиец, высшая каста, но, слушая прачку, ловит себя на мысли, что в её пении, несмотря на дебилизм текста и простоту мелодии, присутствует нечто, чего нет у него - настоящее чувство,настоящая грусть.

  Чем заканчивается роман Оруэлла, наверное, всем известно. А чем закончится то промывание мозгов, которое скоро столетие, со времён ликбеза, у нас происходит? И, главный вопросик - кто ж организовал-то его, в каком Министерстве правды пишутся эти песенки и сериалы? Кто эти "они", и где граница между "ними" и "нами"? Прав отец Александр Шаргунов, что нету разницы между фактическим вторжением НАТО и тем растлением народа, которое руками небрезгливых алчных"наших" - налицо. Какие они наши?

   Для себя я "америкосами" их называю. Америкосы - это не американцы. Это все те, для кого "личные интересы" на первом плане. А также и на всех прочих. А мы - это те, для кого есть Родина, предки и святыни, для кого "мы" - больше, чем "я".

 И вот я думаю, что по этому простому признаку и будет сейчас происходить разделение, а не по Днепру, как Дугин говорит. Он, конечно, профессор и геополитик, но тут неправ, и я заинтересована в своём утверждении, поскольку как раз на правом берегу Днепра живу. А Дугин говорит, что по Днепру геополитическая граница проходит и правый берег придётся Евросоюзу отдать.

  Всё-таки 25 лет - достаточный срок для того, чтобы такие простые вещи осознать.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Прежде, чем с интересом прочту дальше... :)

Уважаемая Наталья Чернавская, "вы" - не русская форма, это обращение пришло в русский язык довольно поздно, в постпетровские времена из французского, догадайтесь, почему именно тогда. Это галлы всех на "vous" называют. Наша русская форма обращения - "ты", мы даже к Богу и Божьей Матери так обращаемся. Пошел читать дальше... :)
Алционов / 19.03.2014, 21:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58