Идя на встречу с директором необычной детской школы, я вспомнил, какой шок испытал лет 10 назад, когда гостил у знакомых в Саратове и услышал во дворе детскую считалку:
На золотом крыльце сидели
мишки Гамми, Том и Джерри,
Скрудж Мак Дак и три утёнка,
выходи - ты будешь Понка!
Услышав этот бред от ребятишек, попробовал напомнить им про «царя-царевича», и оказалось, что они такого и не слыхали! И подумалось тогда; вот она, «мирная» оккупация западом нашей русской культуры...
Православной школе, куда я шёл, уже более 20 лет (она основана в 1990 году), руководит ею бессменно педагог с 30-летним стажем Галина Николаевна Стремякова, для которой школа стала и любимым детищем, и судьбой, и трудом непомерным. Несколько раз меняли место, арендуя то одну площадку, то другую. Начиналась школа в Петродворце под именем «Золотое крыльцо», однако в данном случае ни «царь», ни «царевич», ни «король-королевич» этому почину не помогали, всё пришлось «пробивать» самой. Помощь, конечно, кое-какая была, но не «сверху», а как всегда, «снизу» - от родителей, знакомых священников, неравнодушных людей. Сейчас школа расширилась, окрепла, носит имя «Горница» и находится на территории Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни в Стрельне, недалеко от Санкт-Петербурга.
Директору Галине Николаевне удалось собрать коллектив православных педагогов, для которых её начинание стало родным, своим - и в результате мы видим образовательное чудо, которое совершается сейчас, на наших глазах, когда в стране, прямо скажем, разрушается система среднего образования. Результаты налицо: я беседовал с родителями, дети которых учатся в обычных школах, - те, которые знают о «Горнице», говорили, что её питомцы сразу заметны: у них «свет в глазах», они не зажаты, больше улыбаются.
Как они шли к этому? «Начальную школу мы меняли принципиально, всю методику преподавания, - рассказывает директор. - В обычной начальной школе дети ещё кое-как учатся, а в старших классах, когда нужно «пот пролить», начинаются проблемы. У нас наоборот - потрудиться приходится именно в начальных классах, а потом дети просто привыкают к тому, что трудиться в школе - это нормально. А первая трудность в том, что дети приходят в школу эмоционально не развитыми, эгоистичными, они сильно отличаются от ребят 20-летней давности. И приходится начинать с азов: хотя бы научить ручку правильно держать, трудиться, эмоционально раскрыть ребенка, немножко эгоизм его поприжать, приучить к работе».
Явное отличие от обычных школ, где декларируется лишь передача знаний. Нынешний перекос образования в сторону рационального очень вредит детям, они вовлекаются в заведомо ложную систему ценностей - как потребители. Здесь же основа всего - воспитание. А воспитанному ученику и учиться легче и интереснее. Один из первых шагов, как ни покажется это странным - чистописание, каллиграфия. На самом деле это очень важно, это основа прилежания, внимания, координации. Скрупулёзность, тщательность, старание, трудолюбие, терпение - качества, которые нигде и никогда в жизни не окажутся лишними. Далее - отечественная литература, поэзия - в огромном количестве, глубокая, серьёзная, во многом ориентированная на семью и семейные ценности, на русскую традиционную культуру, основа которой, как известно, Православие. Глубокое знакомство с народным творчеством, с лучшими образцами отечественной и мировой классики, которое даёт импульс личному творчеству: дети пишут стихи и прозу, рисуют.
Мальчики приучаются мастерить, девочки - рукодельничать. И всё это - под руководством опытных педагогов, любящих своих подопечных. Кстати, обучение мальчиков и девочек здесь раздельное. И это правильно. Галина Николаевна убеждена: «Природа мужчины и женщины - разная. Да, мы образованные, начитанные, говорливые. Но мы не должны командовать мужчинами. И как только мы это поймём, мир во многом изменится к лучшему. Надо вернуться к классической схеме образования: мужчин воспитывали мужчины». При раздельном обучении чётко конкретизируются будущие социальные роли: мужчина - глава, отец, работник и защитник, женщина - верный помощник, мать, хранитель очага.
Ещё один важный принцип школы «Горница» - выявление и развитие естественных способностей и положительных задатков ребёнка. Бог дал детям многоразличные способности, педагоги выделяют их до 16-ти и больше. Нет детей неодарённых! И долг воспитателя, учителя - развить эти дары, помочь ребёнку раскрыться, создать условия для творчества. Когда душевный мир ребёнка выстроен верно, когда его воспитывают в трудолюбии и честности, что-то свершается в нём - его душа словно пробуждается и расцветает.
А результаты? Галина Николаевна рассказывает: «Чтобы не быть голословной, вот несколько историй. К нам пришла девочка, которую не брали никуда, кроме школы для умственно отсталых. Она отучилась у нас 7 лет, а потом с семьёй переехала в Норвегию, где стала отличницей. Сейчас она - студентка медицинского факультета Стокгольмского университета. Приехав как-то в Петродворец, Катя со смехом сказала: «Когда в Скандинавии увидели мои вышивки и рисунки, то приняли меня за гения! Но я-то знаю, с чего началась эта «гениальность», как меня в обычную школу не брали... Буду теперь учить шведов писать пером».
А Артур, напротив, два года отучился в норвежской школе и вернулся в Россию. Талантливый ребёнок, но ни трудолюбия, ни серьёзных знаний. Слава Богу, сохранилась чистой душа. Первое время очень возмущался тем, что учителя задают домашние задания: «Вы нарушаете мои права!» (Вот она, «ювеналка»). Но со временем общий настрой класса и доброе отношение педагогов сделали своё дело: у мальчика появилось чувство ответственности.
Вот ещё пример. В семье два сына. Старший был очень способным - знаете, бывают такие вундеркинды - читать рано начал, рисовал прекрасно. Думали, далеко пойдёт. Он попал в экспериментальный класс по программе Занкова. А второй сын был обыкновенным, и он пошёл в нашу школу. Что вы думаете? Старшего, Володю, экспериментальная школа надломила, его внутренний мир разладился. А Митю мы сформировали. Он здоров нравственно и физически».
Как это здорово, и как жаль, что до сих пор об этой школе знают мало и богатейший опыт её практически не востребован нашей сугубо светской системой образования.
В настоящее время в «Горнице» идёт ремонт, и, как всегда, сил и средств не хватает. Школа нуждается в помощи.
От всего сердца хочется пожелать школе, её замечательному коллективу новых свершений и успехов!
Для тех, кто желает помочь школе, сообщаем адрес и реквизиты
(при перечислении денежных средств просьба помечать: «Для нужд школы «Горница»):