От редакции. 9 марта, в праздник Торжества Православия, нашему постоянному автору протоиерею Алексию Успенскому исполнилось 50 лет. Выходной праздничный день и скромность батюшки не позволили нам поздравить его с юбилеем. Это мы делаем сейчас таким не совсем обычным способом: публикуя его статью, в которой он размышляет о судьбах России и Русского народа, о нашем прошлом и настоящем.
Многая лета вам, дорогой отец Алексий, здоровья и сил!
***
Очень, очень важно отметить память явления Державной иконы Божией Матери именно сейчас, в этом наступившем году. Отметить в голове, в душе, в сердце, не только предписанным богослужением и какой-то там особой трапезой, но действительно напряженной, действительно внимательной и трудящейся памятью. Такой памятью силятся вспомнить дорогу домой в очень густом и темном лесу. А как память-то эта подведет, домой можно уже и не вернуться.
С детства русские сказки предлагают нам образ такого клубочка, который сам катится по лесной тропинке и приводит героя туда куда надо. Вот и нам сегодня пристало, потянув нить памяти, как бы отправиться вслед сказочному клубку.
Год 1917, 2(15) марта. Власть боговенчанных Русских царей отходит от Земли. Живущие на ней сами лишают себя этого дара Небес, как некогда Адам лишил себя Рая, а иудеи лишились Земли Обетованной.
Сотнями лет, подробнейшим образом, ученейшие и мудрейшие умы разбирали: как случилось, что совершенный Адам послушался жены, и как могло произойти, что самые въедливые фарисейские буквоеды и прочие строгие законники, «от корки до корки» знавшие Писание, осудили на смерть своего Мессию и законного царя, которого ждали сотни и сотни лет?
Ответы на эти вопросы давно получены, их изучали и изучают от воскресной школы до Духовной Академии и никаких особых разногласий в этой области не возникает. Но, когда речь заходит о наших родных палестинах, сразу является масса мнений и словопрений. Эта масса представляет собой то болото, в котором тонет вся суть происходившего, и самое главное, происходящего здесь, сейчас и с нами.
Тот непреложный факт, что в самый день так называемого «отречения» Николая II Небесная Царица пожелала восприять символы Царской власти и свидетельствовать об этом чудом своего явления, говорит о том, что во первых: таковая власть является законной и благодатной, и источником своим имеет единого Бога и более никого.
Во-вторых: власть эта отъята не в результате малодушия, скудоумия, или предательства монарха, а исключительно по воле Того, Кто эту власть ему сообщил в таинстве миропомазания.
И в-третьих: св. Образ этот, и безмолвно обличает, и пытается вразумить и грозно предупреждает о грядущем. И в этом нет ничего удивительного: какая мать не сделает того же для своего дитя?
Наверное, перечень можно было бы и продолжить. Кто-то возможно еще многое свяжет с этим явлением, которое без сомнения оказывает прикровенное воздействие на жизнь России постимперского периода. Скоро сей период будет исчисляться очень круглой цифрой, а пока этого не произошло, последуем нашему клубочку и вспомним другой юбилей, который случился совсем недавно - в минувшем году. Он заставил многих и многих обратиться вспять и взглянуть на свою историю внимательнее, с гордостью и уважением. Обозревая временное пространство, длиною в четыреста лет, нельзя не заметить некое совпадение, или даже закономерность, если хотите. Каждые сто лет своего царствования династия вынуждена была отмечать в условиях перелома, имевшего для страны, решающее значение.
Судите сами.
Год 1713-й. Мы видим вздыбленную страну с войной на севере и войной на юге, совершающую запредельное сверхусилие тяжелейшего слома и переустройства жизни, для того, чтобы из царства превратиться в империю. Решались огромные задачи и, как водится, огромной ценой...
Год 1813-й. Победа в Отечественной войне дается России в результате опять-таки сверхусилия. Велико же было разочарование Европой тех, кто раболепно лебезил, оголтело поклонялся и старательно обезьянничал в безумном стремлении лишить себя последних черт национальной идентичности до этой войны. Для чего? Да для того только, чтобы просто «как бы» БЫТЬ этой самой Европой. Знакомство с ней было слишком тесным, для того чтобы и дальше пребывать от нее в восхищении. Это чувство вскоре сменилось ненавистью, а потом презрением и даже жалостью.
Следующие сто лет оказались достаточным сроком для того, чтобы порядком подзабыть уроки наполеоновской компании.
Год 1913-й. Россия - в расцвете материальных сил, на пике земного могущества, какого никогда еще не было в ее истории.
С ужасом мiровые державы наблюдали за тем, как быстро наливается силой этот неуемный Русский колосс, обещавший по всему, уже к середине века вырасти в мирового сверхдержавного гегемона. В такую меру привели страну поколения русских царей. Это видели все - американцы, японцы, европейцы, тайные общества, «национальные меньшинства», революционеры - практически все враги Государства Российского, внутренние и внешние. Это видел сам царь и немногие приближенные. Но этого не видел Русский народ. Те из народа, кто в первую очередь должен был, в силу своего положения, образования и призвания верно оценивать мощь России, ее возможности, ресурсы, ее перспективы. К сожалению, к 17-му году у Престола уже не осталось людей способных к ясной оценке.
Тот последний, триумфальный юбилейный год царства России вплотную придвинул ее к началу конца...
И вот, прошло 100 лет. К чему придвинул, перед чем поставил нас минувший юбилейный 2013 год?
Честно говоря, статья эта писалась еще осенью, и вопрос тогда воспринимался иначе. Но я прекрасно помню: уже тогда было тревожно.
2014-й не успел начаться, а российский олимпийский триумф в Сочи уже затмевал собою черный дым майдана.
Год 1914-й докатился аж до августа, прежде чем стал военным. Зацепив Россию Сербией, ее вытащили на арену мiровой бойни. Так было тогда, а теперь сроки и расстояния сокращаются: на дворе - март, а за двором уже Украина. Что дальше?
В таком далеком и таком близком, 1914-м, Державная икона была забытой, черной доской в подвале колокольни церкви села Коломенского. Могло статься, что обрели бы ее в другое время и в иных обстоятельствах, а может не обрели бы вообще, но случилось так, что мы сейчас - без царя, а Она - в короне, порфире, с державой и скипетром. И в таком вот царском обличии, со Спасителем на коленях, она продолжает, как и в 1917-м, на нас смотреть. С укором? С мольбой? С надеждой? Как тут поймешь?
А вот мы опять потянем за ниточку, крутанем клубочек, да и за ним, родимым, у самую чащу! По тропинке, по тропинке...
Всем православным хорошо известно, что Матерь Божия просто так не является. Вот в японскую компанию являлась Она в Порт-Артуре, а уже в первую мировую известны явления Августовской и Песчанской икон на фронте. Явления эти были сделаны войскам именно с целью их воодушевления и укрепления веры в победу. Но, как мы знаем, должного внимания эти явления не получили, несмотря на то, что образ Августовской иконы, например, был размножен по Высочайшему повелению.
Победа была близка, победа была очень возможна и на Дальнем востоке и в Европе, факты говорят об этом. Если бы не предательство Витте, если бы не предательство генералов! Россия оба раза была на волоске от победы, но всякий раз волоска-то и не хватало. Вот приняли бы Матерь Божию, как положено, тогда может и не пришлось бы ей принимать Державу из рук свергнутого царя.
А разве в наше, новейшее время обделены мы благодатными явлениями? Для чего они посылаются? Одних только чудес Царственных мучеников сколько описано, а сколько не описано?! А какое к ним отношение? Почитаем ли мы их?
Не повторяем ли мы сегодня печальную судьбу наших недавних предков, которые сто лет назад «не узнали времени Посещения своего» и, как некогда иудеи, подверглись истреблению, плену, рассеянию?
Как можно после всех ужасов 20 века, когда Киев - «мать городов русских» - опять под фашистским сапогом, а в Крыму начинается новая оборона Севастополя, самозабвенно ступать на грабли, а после очень удивляться произведенному следствию, а удивившись ступать снова?!
Хотелось бы сказать сильнее, но не хочу будить лиха. Скажем так: по канонизации Царской семьи и погребению ее останков остаются вопросы. Можно сформулировать несколько иначе: чудовищное преступление цареубийства до конца не раскрыто. Пепел царя будет стучать в русское сердце, а кровь его вопиять от земли. И будет это до той поры, пока весь ужас содеянного не встанет перед нашей проснувшейся совестью в полной мере, той мере, которая необходима для ясного осознания греха. Без этого трудновато спокойно смотреть в будущее, имея у себя «в тайных комнатах» недопонятого, недопрославленного, недопогребенного царя.
В сказках клубочек всегда обычно докатывается до цели своего путешествия, чем и исчерпывает свою миссию. С нашим клубочком так не получится: он все катится и катится, тропинка убегает в темноту леса, теряется там, оставляя нам простой выбор - идти по ней дальше, или не идти...
Ну, а в народе говорят: «Сколько веревочка не вейся, а конец найдется».
Так что пока конец, а Богу - слава!
1. RE:Не повторяем ли мы печальную судьбу наших предков?..