Не повторяем ли мы печальную судьбу наших предков?..

О временах и сроках

0
1283
Время на чтение 6 минут

От редакции. 9 марта, в праздник Торжества Православия, нашему постоянному автору протоиерею Алексию Успенскому исполнилось 50 лет. Выходной праздничный день и скромность батюшки не позволили нам поздравить его с юбилеем. Это мы делаем сейчас таким не совсем обычным способом: публикуя его статью, в которой он размышляет о судьбах России и Русского народа, о нашем прошлом и настоящем.

Многая лета вам, дорогой отец Алексий, здоровья и сил!

***

Очень, очень важно отметить память явления Державной иконы Божией Матери именно сейчас, в этом наступившем году. Отметить в голове, в душе, в сердце, не только предписанным богослужением и какой-то там особой трапезой, но действительно напряженной, действительно внимательной и трудящейся памятью. Такой памятью силятся вспомнить дорогу домой в очень густом и темном лесу. А как память-то эта подведет, домой можно уже и не вернуться.

С детства русские сказки предлагают нам образ такого клубочка, который сам катится по лесной тропинке и приводит героя туда куда надо. Вот и нам сегодня пристало, потянув нить памяти, как бы отправиться вслед сказочному клубку.

Год 1917, 2(15) марта. Власть боговенчанных Русских царей отходит от Земли. Живущие на ней сами лишают себя этого дара Небес, как некогда Адам лишил себя Рая, а иудеи лишились Земли Обетованной.

Сотнями лет, подробнейшим образом, ученейшие и мудрейшие умы разбирали: как случилось, что совершенный Адам послушался жены, и как могло произойти, что самые въедливые фарисейские буквоеды и прочие строгие законники, «от корки до корки» знавшие Писание, осудили на смерть своего Мессию и законного царя, которого ждали сотни и сотни лет?

Ответы на эти вопросы давно получены, их изучали и изучают от воскресной школы до Духовной Академии и никаких особых разногласий в этой области не возникает. Но, когда речь заходит о наших родных палестинах, сразу является масса мнений и словопрений. Эта масса представляет собой то болото, в котором тонет вся суть происходившего, и самое главное, происходящего здесь, сейчас и с нами.

Тот непреложный факт, что в самый день так называемого «отречения» Николая II Небесная Царица пожелала восприять символы Царской власти и свидетельствовать об этом чудом своего явления, говорит о том, что во первых: таковая власть является законной и благодатной, и источником своим имеет единого Бога и более никого.

Во-вторых: власть эта отъята не в результате малодушия, скудоумия, или предательства монарха, а исключительно по воле Того, Кто эту власть ему сообщил в таинстве миропомазания.

И в-третьих: св. Образ этот, и безмолвно обличает, и пытается вразумить и грозно предупреждает о грядущем. И в этом нет ничего удивительного: какая мать не сделает того же для своего дитя?

Наверное, перечень можно было бы и продолжить. Кто-то возможно еще многое свяжет с этим явлением, которое без сомнения оказывает прикровенное воздействие на жизнь России постимперского периода. Скоро сей период будет исчисляться очень круглой цифрой, а пока этого не произошло, последуем нашему клубочку и вспомним другой юбилей, который случился совсем недавно - в минувшем году. Он заставил многих и многих обратиться вспять и взглянуть на свою историю внимательнее, с гордостью и уважением. Обозревая временное пространство, длиною в четыреста лет, нельзя не заметить некое совпадение, или даже закономерность, если хотите. Каждые сто лет своего царствования династия вынуждена была отмечать в условиях перелома, имевшего для страны, решающее значение.

Судите сами.

Год 1713-й. Мы видим вздыбленную страну с войной на севере и войной на юге, совершающую запредельное сверхусилие тяжелейшего слома и переустройства жизни, для того, чтобы из царства превратиться в империю. Решались огромные задачи и, как водится, огромной ценой...

Год 1813-й. Победа в Отечественной войне дается России в результате опять-таки сверхусилия. Велико же было разочарование Европой тех, кто раболепно лебезил, оголтело поклонялся и старательно обезьянничал в безумном стремлении лишить себя последних черт национальной идентичности до этой войны. Для чего? Да для того только, чтобы просто «как бы» БЫТЬ этой самой Европой. Знакомство с ней было слишком тесным, для того чтобы и дальше пребывать от нее в восхищении. Это чувство вскоре сменилось ненавистью, а потом презрением и даже жалостью.

Следующие сто лет оказались достаточным сроком для того, чтобы порядком подзабыть уроки наполеоновской компании.

Год 1913-й. Россия - в расцвете материальных сил, на пике земного могущества, какого никогда еще не было в ее истории.

С ужасом мiровые державы наблюдали за тем, как быстро наливается силой этот неуемный Русский колосс, обещавший по всему, уже к середине века вырасти в мирового сверхдержавного гегемона. В такую меру привели страну поколения русских царей. Это видели все - американцы, японцы, европейцы, тайные общества, «национальные меньшинства», революционеры - практически все враги Государства Российского, внутренние и внешние. Это видел сам царь и немногие приближенные. Но этого не видел Русский народ. Те из народа, кто в первую очередь должен был, в силу своего положения, образования и призвания верно оценивать мощь России, ее возможности, ресурсы, ее перспективы. К сожалению, к 17-му году у Престола уже не осталось людей способных к ясной оценке.

Тот последний, триумфальный юбилейный год царства России вплотную придвинул ее к началу конца...

И вот, прошло 100 лет. К чему придвинул, перед чем поставил нас минувший юбилейный 2013 год?

Честно говоря, статья эта писалась еще осенью, и вопрос тогда воспринимался иначе. Но я прекрасно помню: уже тогда было тревожно.

2014-й не успел начаться, а российский олимпийский триумф в Сочи уже затмевал собою черный дым майдана.

Год 1914-й докатился аж до августа, прежде чем стал военным. Зацепив Россию Сербией, ее вытащили на арену мiровой бойни. Так было тогда, а теперь сроки и расстояния сокращаются: на дворе - март, а за двором уже Украина. Что дальше?

 

 

В таком далеком и таком близком, 1914-м, Державная икона была забытой, черной доской в подвале колокольни церкви села Коломенского. Могло статься, что обрели бы ее в другое время и в иных обстоятельствах, а может не обрели бы вообще, но случилось так, что мы сейчас - без царя, а Она - в короне, порфире, с державой и скипетром. И в таком вот царском обличии, со Спасителем на коленях, она продолжает, как и в 1917-м, на нас смотреть. С укором? С мольбой? С надеждой? Как тут поймешь?

А вот мы опять потянем за ниточку, крутанем клубочек, да и за ним, родимым, у самую чащу! По тропинке, по тропинке...

Всем православным хорошо известно, что Матерь Божия просто так не является. Вот в японскую компанию являлась Она в Порт-Артуре, а уже в первую мировую известны явления Августовской и Песчанской икон на фронте. Явления эти были сделаны войскам именно с целью их воодушевления и укрепления веры в победу. Но, как мы знаем, должного внимания эти явления не получили, несмотря на то, что образ Августовской иконы, например, был размножен по Высочайшему повелению.

Победа была близка, победа была очень возможна и на Дальнем востоке и в Европе, факты говорят об этом. Если бы не предательство Витте, если бы не предательство генералов! Россия оба раза была на волоске от победы, но всякий раз волоска-то и не хватало. Вот приняли бы Матерь Божию, как положено, тогда может и не пришлось бы ей принимать Державу из рук свергнутого царя.

А разве в наше, новейшее время обделены мы благодатными явлениями? Для чего они посылаются? Одних только чудес Царственных мучеников сколько описано, а сколько не описано?! А какое к ним отношение? Почитаем ли мы их?

Не повторяем ли мы сегодня печальную судьбу наших недавних предков, которые сто лет назад «не узнали времени Посещения своего» и, как некогда иудеи, подверглись истреблению, плену, рассеянию?

Как можно после всех ужасов 20 века, когда Киев - «мать городов русских» - опять под фашистским сапогом, а в Крыму начинается новая оборона Севастополя, самозабвенно ступать на грабли, а после очень удивляться произведенному следствию, а удивившись ступать снова?!

Хотелось бы сказать сильнее, но не хочу будить лиха. Скажем так: по канонизации Царской семьи и погребению ее останков остаются вопросы. Можно сформулировать несколько иначе: чудовищное преступление цареубийства до конца не раскрыто. Пепел царя будет стучать в русское сердце, а кровь его вопиять от земли. И будет это до той поры, пока весь ужас содеянного не встанет перед нашей проснувшейся совестью в полной мере, той мере, которая необходима для ясного осознания греха. Без этого трудновато спокойно смотреть в будущее, имея у себя «в тайных комнатах» недопонятого, недопрославленного, недопогребенного царя.

В сказках клубочек всегда обычно докатывается до цели своего путешествия, чем и исчерпывает свою миссию. С нашим клубочком так не получится: он все катится и катится, тропинка убегает в темноту леса, теряется там, оставляя нам простой выбор - идти по ней дальше, или не идти...

Ну, а в народе говорят: «Сколько веревочка не вейся, а конец найдется».

Так что пока конец, а Богу - слава!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. RE:Не повторяем ли мы печальную судьбу наших предков?..

Спаси Господи, отец Алексей! Особенно за Ваши слова о недопонятом, недопрославленном царе... Когда ещё святейший Патриарх Алексей говорил, что грех цареубийства нашим народом нераскаян, а воз и ныне там...И какое там раскаяние, когда мы по-прежнему судим его и осуждаем и ярлыки наклеиваем ("провальный", "слабый"...). Особенно печально, когда это от священнослужителей идёт...Стыдно-то как перед Государем! Господи, помилуй! Пресвятая Владычице, не лиши нас Своего заступления! Промыслом Божиим Крым, Севастополь снова в составе России. И радостно, но и тревожно: как-то мы на этот дар Божий (верится, что в том числе, и по молитве Государя) ответим?
Ирина / 19.03.2014, 19:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Алексий Успенский
Все статьи Протоиерей Алексий Успенский
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06