«Костюм в русском стиле»

К выходу книги

0
383
Время на чтение 3 минуты
В издательстве Бослен вышла книга «Костюм в русском стиле. Городской вышитый костюм конца XIX - начала XX века», - издание, заслуживающее статуса события.
Что такое национальный костюм? Повседневная, а особенно праздничная одежда всегда была одним из наиболее доступных народу способов выразить своё представление о красоте, личном достоинстве, месте человека в обществе и мироздании. Семантика бытия, смыслы, составляющие самую основу народной культуры, находили своё отражение в костюме. Костюм, меняясь со временем, впитывал в себя - за веком век, с каждым новым поколением создающих его умельцев и мастериц, - народный дух, в свою очередь, превращаясь в некоторую, может быть, не самую очевидную его составляющую. Тем не менее, результат налицо: хочешь получить представление о русском человеке, о его характере, морали, отношении к миру, - посмотри на русский национальный костюм.
Сегодня для того, чтобы увидеть русский костюм, надо прийти в музей. Глобализация началась не XXI веке, и даже не в XX-м. Городской, европейский, унифицированный тип одежды постепенно вытеснил национальный костюм из обихода, и к началу XX века практически полностью завоевал Россию. Но русский костюм, уйдя из народного быта, перешёл на иной, символический план бытия. Он стал частью национального наследия. В книге «Костюм в русском стиле» он назван национальным символом, и это стоит осмыслить.
Сам «костюм в русском стиле» не есть собственно национальный русский костюм. Говоря языком семиотики, он - десигнация, указание, отсылка к подлинно народному костюму, а через него к национальной самоидентификации, к русскому духу. Это - имитация, вернее, воссоздание элементов национальной одежды, призванное показать, что Россия не перестала быть русской, что она по-прежнему живёт теми ценностями, что впитала в себя с молоком истории, несмотря на засилье европейского платья.
Обращение в одежде к национальному русскому стилю стало заметно, начиная с 70-х годов XIX века. Русский стиль просуществовал до революции 1917 года и был утрачен в эпоху социального неустройства вместе с другими элементами «старорежимной» культуры. Сегодня мы вспоминаем о костюме в русском стиле практически так же, как и о народной русской одежде, бывшей для него «первообразом», то есть как о специфической черте ушедшей эпохи. И то хорошо, если вспоминаем...
Однако потребность прикоснуться к сокровищнице национальной культуры, зачерпнуть полной горстью русского духа никуда не ушла. Мы по-прежнему русские, и, желая вернуть себе полноту национального самосознания, мы не можем не стремиться выразить свою русскость в том числе и посредством одежды. Нам сегодня нужен новый русский стиль.
Но прежде, чем прийти к нему снова, нам надо обернуться и вглядеться в то, что у нас когда-то было. Новое обретение русского стиля невозможно без популяризации костюма в русском стиле конца XIX - начала XX-го веков.
И вот тут мы возвращаемся к книге издательства Бослен. Эта книга - яркая подача качественного этнографического материала. Впервые публикуется обширная коллекция костюмов в русском стиле из собрания российских и зарубежных музеев. Издание фактически представляет собой художественный альбом. Теоретическая часть, в которой рассказывается об истории русского костюма, предметном составе женского народного костюма, приемах декорирования народной одежды сопровождается иллюстрациями - картинами русских художников, историческими фотографиями, фотографиями костюмов из музейных коллекций. Основную же часть книги образует атлас декоративного решения русского национального костюма. В атласе представлены цветные фотографии с подробным описанием, дающие представление - в соответствии с разделами книги - о предметном составе и крое костюма в русском стиле; техниках и мотивах вышивки; использовании кружева в отделке костюма.
Книга перебрасывает мостик из прошлого в сегодняшний день. В приложении даны схемы для вышивания, позволяющие перенести русские узоры на элементы современной одежды. Вступительное слово к книге написано модным дизайнером Дарьей Разумихиной, использующей традиционные мотивы и русскую тему в своих моделях. То, что делает Дарья, конечно, нельзя назвать возвращением русского стиля (сама она называет свой стиль «этнофутуризмом»); её участие в проекте «Костюм в русском стиле», вероятно, призвано лишь зафиксировать интерес к теме. Так что всё ещё предстоит. Возрождающейся русской культуре предстоит найти свой новый искренний, мощный и оригинальный «текстильный» голос. Чтобы отстоять свою культурную специфичность нам придётся как-то позиционироваться и на уровне одежды, не теряя ни чувства реальности (современности), ни русского духа.
И книга «Костюм в русском стиле» - один из первых, но значимый шаг на этом пути.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «Костюм в русском стиле»

Во все времена русский стиль сбережет цветастый платок с кистями, даже если нарядиться в картофельный мешок (сам по себе он тоже стильный. Моду диктует состояние духа народа.
РодЕлена / 18.03.2014, 08:27

1. Re: «Костюм в русском стиле»

Эта статья как-то затерялась, к сожалению, в огненности актуальных событий, а тема русского костюма очень важная. Нам необходимо вернуться к национальным чертам в одежде, чтобы подчеркнуть принадлежность к особой Русской Цивилизации. Но главное, чтобы это движение не превратилось в этнографический цирк. Нужно очень осторожно и поначалу на основе современного стиля вводить чисто русские элементы. Нужно учитывать и рациональную сторону, чтобы одежда была приемлема в повседневности. Нужно также учитывать языческие корни многих орнаментов и к явным отнестись критически. Вобщем, это целый комплекс проблем - и стилистических, и социальных, и геополитических, и эстетических, и духовных, и мн. др., которые под силу решить скорее всего большому слаженному коллективу русских гениев. И нужна параллельно пропаганда. Например, использование такой моды в ТВ-сериалах и пр.
Адриан Роум / 18.03.2014, 00:19
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06