Что такое национальный костюм? Повседневная, а особенно праздничная одежда всегда была одним из наиболее доступных народу способов выразить своё представление о красоте, личном достоинстве, месте человека в обществе и мироздании. Семантика бытия, смыслы, составляющие самую основу народной культуры, находили своё отражение в костюме. Костюм, меняясь со временем, впитывал в себя - за веком век, с каждым новым поколением создающих его умельцев и мастериц, - народный дух, в свою очередь, превращаясь в некоторую, может быть, не самую очевидную его составляющую. Тем не менее, результат налицо: хочешь получить представление о русском человеке, о его характере, морали, отношении к миру, - посмотри на русский национальный костюм.
Сегодня для того, чтобы увидеть русский костюм, надо прийти в музей. Глобализация началась не XXI веке, и даже не в XX-м. Городской, европейский, унифицированный тип одежды постепенно вытеснил национальный костюм из обихода, и к началу XX века практически полностью завоевал Россию. Но русский костюм, уйдя из народного быта, перешёл на иной, символический план бытия. Он стал частью национального наследия. В книге «Костюм в русском стиле» он назван национальным символом, и это стоит осмыслить.
Сам «костюм в русском стиле» не есть собственно национальный русский костюм. Говоря языком семиотики, он - десигнация, указание, отсылка к подлинно народному костюму, а через него к национальной самоидентификации, к русскому духу. Это - имитация, вернее, воссоздание элементов национальной одежды, призванное показать, что Россия не перестала быть русской, что она по-прежнему живёт теми ценностями, что впитала в себя с молоком истории, несмотря на засилье европейского платья.
Обращение в одежде к национальному русскому стилю стало заметно, начиная с 70-х годов XIX века. Русский стиль просуществовал до революции 1917 года и был утрачен в эпоху социального неустройства вместе с другими элементами «старорежимной» культуры. Сегодня мы вспоминаем о костюме в русском стиле практически так же, как и о народной русской одежде, бывшей для него «первообразом», то есть как о специфической черте ушедшей эпохи. И то хорошо, если вспоминаем...
Однако потребность прикоснуться к сокровищнице национальной культуры, зачерпнуть полной горстью русского духа никуда не ушла. Мы по-прежнему русские, и, желая вернуть себе полноту национального самосознания, мы не можем не стремиться выразить свою русскость в том числе и посредством одежды. Нам сегодня нужен новый русский стиль.
Но прежде, чем прийти к нему снова, нам надо обернуться и вглядеться в то, что у нас когда-то было. Новое обретение русского стиля невозможно без популяризации костюма в русском стиле конца XIX - начала XX-го веков.
И вот тут мы возвращаемся к книге издательства Бослен. Эта книга - яркая подача качественного этнографического материала. Впервые публикуется обширная коллекция костюмов в русском стиле из собрания российских и зарубежных музеев. Издание фактически представляет собой художественный альбом. Теоретическая часть, в которой рассказывается об истории русского костюма, предметном составе женского народного костюма, приемах декорирования народной одежды сопровождается иллюстрациями - картинами русских художников, историческими фотографиями, фотографиями костюмов из музейных коллекций. Основную же часть книги образует атлас декоративного решения русского национального костюма. В атласе представлены цветные фотографии с подробным описанием, дающие представление - в соответствии с разделами книги - о предметном составе и крое костюма в русском стиле; техниках и мотивах вышивки; использовании кружева в отделке костюма.
Книга перебрасывает мостик из прошлого в сегодняшний день. В приложении даны схемы для вышивания, позволяющие перенести русские узоры на элементы современной одежды. Вступительное слово к книге написано модным дизайнером Дарьей Разумихиной, использующей традиционные мотивы и русскую тему в своих моделях. То, что делает Дарья, конечно, нельзя назвать возвращением русского стиля (сама она называет свой стиль «этнофутуризмом»); её участие в проекте «Костюм в русском стиле», вероятно, призвано лишь зафиксировать интерес к теме. Так что всё ещё предстоит. Возрождающейся русской культуре предстоит найти свой новый искренний, мощный и оригинальный «текстильный» голос. Чтобы отстоять свою культурную специфичность нам придётся как-то позиционироваться и на уровне одежды, не теряя ни чувства реальности (современности), ни русского духа.
И книга «Костюм в русском стиле» - один из первых, но значимый шаг на этом пути.
2. Re: «Костюм в русском стиле»
1. Re: «Костюм в русском стиле»