***
Очевидно, вопрос сохранения населения означает не только сбережение и умножение его численности, но и проблему воспроизводства русского народа как духовной и социокультурной общности. Будут ли полагать себя русскими наши потомки, когда от современников Евросоюз требует отказа от своей национальной идентичности. Так, президент Европейского совета Херман ван Ромпей, выражая позицию лидеров Евросоюза, призвал переосмыслить географические и демографические параметры Евросоюза и отказаться от каких-либо попыток по восстановлению национальной идентичности. Такие понятия, как «народ» и «родина», по его словам, должны отправиться на свалку истории.[1]Отметим то, что чиновник лукавит, в Евросоюзе действует известное правило «кто раньше встал, того и тапки». В условиях демографического кризиса в стареющей Западной Европе народы Восточной Европы необходимы как потребители продукции, в условиях парализованной вхождением в ЕС национальной экономики и поставщики дешевой рабочей силы.
Несомненно, в современном мире достойно существовать смогут лишь те народы, которые способны адекватно ответить на вызовы времени.
Для русского народа это, во-первых, проблема Украины, которую наш Патриарх в Рождественском телеобращении выделил в качестве основной для России в текущем году. А, именно, новая оранжевая революция на Украине, вдохновляемая лидерами Евросоюза и их украинскими сторонниками, переросшая в насилие и погромы, направленное на свержение легально избранной власти, имеющее исключительно антироссийскую направленность, осуществляемая радикальными украинскими националистами, национальное государство. Печальная логика: если Ливию бомбило НАТО, то украинцы все делают сами.
Во-вторых, растущий поток мигрантов, не желающих не только интегрироваться, но даже адаптироваться в российское общество. Это происходит во многом потому, многие мигранты, как наши внутренние - прежде всего представители Северного Кавказа, так и внешние, выезжая из мест автохтонного проживания, порвав с традицией, которая регулировала их поведение, приезжая в российские города и села, ведут себя безнормно. По данным московской прокуратуры каждое пятое раскрытое преступление в Москве совершается мигрантами, при этом, мигранты стали совершать больше тяжких преступлений убийств и изнасилований.[2] Если в 2012 году на совести мигрантов было каждое восьмое убийство, то в 2013 году - каждое третье.
В-третьих, неутихающие волны террора, мотивированного отделением Северного Кавказа от России, наиболее разрушительные манифестации которого совершаются в пунктах массового скопления людей в административно-территориальных образованиях Российской Федерации, в которых проживает большинство русских - в Москве, Волгодонске, Волгограде и в других известных местах.
Все это свидетельствует о том, что проблему сохранения русского народа необходимо рассматривать и решать с двух сторон: как задачу обеспечения единства 1) русского народа и 2) российской нации.
Вопрос сохранения народонаселения следует воспринимать не только, как проблему воспроизводства и повышения рождаемости русских, но и как социокультурную задачу сохранения русского народа. Согласно В.И. Даля, слово «сохранять» означает: «сберегать, соблюдать, хранить, беречь, блюсти» и, что важно для нашего разговора - «держать в целостности». Сущее хранит свою самотождественность до тех пор, пока сохраняется его целостность - единство и взаимосвязь его элементов. Подобно воде, структуру которой образует два атома водорода и один кислорода, русский народ представляет собой православно-церковное, культурно-историческое, этнографическое единство белорусов, малороссов и великороссов, которые, по образному определению Е.Евтушенко «нельзя разделить как смешанную кровь».Украинцы, белорусы и русские рассматривают себя как трансграничную часть единого русского народа, воспринимая друг друга не как друзей, которых выбирают, а как братьев. Потому что выбор сделан был нашими предками. И хороши родители или плохи, но нормальные (если нравственно не ущербные) дети от них не отрекаются.
Князь А.М. Волконский - один и крупнейших знатоков украинского национализма в предисловии к известной книге Андрея Царинного (Стороженко), изданной в Берлине в 1925 г. определил четыре неправды украинских сепаратистов: этнографическую, филологическую, хронологическую и географическую, которые в той или иной форме используются и по сей день.
«Неправда этнологическая заключается в утверждении, что издревле существовал особый украинский народ». Из Несторовской летописи мы знаем племена и места, где они расселились, «знаем, что все это были близкие по родству племена, объединенные современниками под общим именем славян, а позднее, с установлением государственности, под именем русских».
«Филологическая неправда состоит в утверждении, что малоросский или украинский язык самостоятельного, тоже славянского, но не русского происхождения. Единство древнерусского языка бесспорно установлено наукой. Возьмите отрывки из Новгородской, Киевской и Галицкой летописи, вычеркните имена и года, дайте простому смертному, хотя бы и хорошо знакомому со славянской грамматикой пусть определит из которой летописи каждый отрывок. Конечно, специалист-лингвист найдет различия, но не языка и даже не диалектов, а только говоров. Три наречия русского языка, малоросское, белорусское и великорусское стали развиваться после татарского нашествия, когда Малороссия и Белоруссия были отдельны от остальной Руси и вошли в состав Литовско-Русского Государства, вступившего потом в унию с Польшей».
Хронологическая неправда, подчеркивает князь Волконский, «состоит в сознательном перенесении позднейших исторических событий, понятий, имен в предыдущие века, например, в утверждении, что Владимир Святой был правителем Украины и крестил украинцев», но, ведь это была Киевская Русь.
«Неправда географическая состоит в том, что имя Украины совершенно произвольно распространяют на соседние с ней земли. Украина никогда до Черного моря не доходила: то пространство, которое со времен Екатерины Великой звалось Новороссией, было в киевский период «степью», привольем враждебных Руси кочевников. С XV века оно принадлежало Турции; еще в XVII веке оно оставалось для русских людей чужой землей: недаром звали его «Диким полем». От Турции его отвоевала Русская Империя».[3]
Где бы ни проживали украинцы, белорусы, русские, они внимательно следят за социально-политической и социокультурной ситуацией в братских государствах, болезненно реагируя на любые попытки политических брокеров разорвать религиозное, социокультурное единство единого русского народа. Легитимность власти в братских государствах во многом определяется политикой, направленной на сохранение социокультурного единства, обеспечения политико-экономической интеграции трех ветвей единого народа. Действия политиков, направленные на разрыв братских отношений непременно ведут к утрате доверия к власти со стороны большинства населения.
Печальной иллюстрацией этого является киевский Майдан. Дело в том, что украинская власть, во главе с Януковичем, методично готовила Майдан, блефуя перед Россией обещаниями вхождения в Евросоюз, тиражируя грезы европейской жизни в течение последних лет по всем каналам украинского TV. А, когда пришло время подписать документ - узрели, какие экономические и социокультурные последствия для Украины несется Ассоциация. Образно говоря, украинские политики хотели продать Украину Евросоюзу, да он кобель, уверен, что будет иметь ее бесплатно. Ситуацию с майданом воспроизводит история, повествующая о том, как фашистский офицер, ворвавшийся в мастерскую Пабло Пикассо, увидев «Гернику»: удивленно спросил: «Кто это сделал?». Художник ответил: «Это сделали вы!».
Одним и симптомов разрыва единства русского народа является отказ исторического нарратива Великая Отечественная война и замена его на Вторую мировую войну. С таким предложением ныне выступает известный боксер и потенциальный единый кандидат в президенты Украины от оппозиции Виталий Кличко,[4] а за этим последует отказ от празднования на государственном уровне Дня Победы. Это - англо-саксонско-германский проект, разделяемый европейскими странами, не понесшими столь масштабных людских и материальных потерь во время этой войны, который навязывается странам Восточной Европы. Авторов проекта можно понять, как и ветеранов дивизии СС «Галичина́», правнуки и идейные наследники которых ныне управляют Майданом. Но, невозможно согласиться с гражданами Украины, которые закрыв глаза на вероломную оккупацию своей страны, героизм предков, освобождающих родную землю, участвуют в ЕСовском хоре.
Тем, кто сегодня действует под лозунгами «Украина - не Россия», «Украине с Россией - не по пути» стоит напомнить о знаменитом матче смерти летом 1942 г. Знаковым событием в оккупированном фашистами Киеве стали футбольные матчи киевской команды «Старт», составленной из игроков киевских футбольных клубов, против хорошо подготовленной немецкой команды. Впоследствии стало известно, что некоторых наших футболистов, знавших немецкий язык, пытались завербовать фашисты. Немцы - же прагматики - полагали, что русские сдадутся, готовили под это и игроков. Помимо присутствующих немцев на стадион были согнаны жители Киева. Матч анонсировался как Германия - Россия. Однако перед соотечественниками русские футболисты сплотились за Родину, проигрывая по ходу матча, вырвали победу у изумленного Вермахта и СС со счетом 3:2. Вместо того, чтобы сразу расправиться с нашими футболистами, немцы дали им возможность сыграть с командой украинских националистов «Рух». Можно лишь предполагать, с каким ожесточением играли русские патриоты, разгромив руховцев со счетом 8:0. Этот матч и стал последним в жизни легендарных футболистов, после которого они были расстреляны.
В США и Евросоюзе происходящее в Украине получает одобрение и поддержку, поскольку, это не красная революция (иначе Запад непременно поддержал бы ее разгон, как это было в Москве в 1993 г), а националистический, антироссийский силовой демарш, ориентированный на смену лояльного к России политического режима. Для Запада - Майдан и Янукович - средство, цель - разорвать единство русского народа, ослабить Россию. Иначе, как парадоксальными действия западных политиков, собиравшихся на киевском Майдане и дружно обвинявших Россию во вмешательстве во внутренние дела Украины, не назовешь. Принуждая Украину в Евросоюз и поддерживая украинский радикальный национализм, наши геополитические оппоненты исходят из той же установки, которой придерживался Адольф Гитлер, утверждавший «Мы тогда победим Россию, когда украинцы и белорусы поверят, что они не русские».
Есть прямая аналогия между вирусами СПИДа и МАЙДАНА. В организме человека от 5 до 7 кг вредных бактерий, но пока иммунная система в порядке они находятся на периферии его функционирования. ВИЧ, поражая иммунитет организма, дает возможность осуществить его захват инфекционными бактериями. Таким же образом, развивается этнополитический экстремизм. (Лозунг партии «Свобода»: «Бандера прийде, порядок наведе»). Его ферменты присутствуют в любом современном обществе. Но если сохраняется духовно-нравственное единство общества, если институты государства нормально функционируют, вирус экстремизма находится на периферии социума, но, как только происходит распад общественной морали, деградация политических институтов, экстремизм пожирает его.
СПИД и оранжевые революции, перерастающие в националистические погромы - продукты европейской цивилизации, ее социальных технологий. Соответственно, у СПИДа и МАЙДАНА единая суть - Приобретенный Иммунно Защитный Дефицит Европейской Цивилизации.
Чем бы ни окончилась гражданское противостояние на Украине, российский фактор, несомненно, будет доминировать во внутренней и внешней политике украинской власти. По оценкам украинских экспертов, объективно на Россию ориентируются более половины украинских граждан, а антироссийскую позицию поддерживают в Украине не более 20% населения. Поэтому парадокс состоит в том, что так называемая «оппозиционная коалиция», которая получила в парламенте почти половину голосов, выражает взгляды всего лишь пятой части населения, а вовсе не половины, поскольку выступает как антироссийская политическая сила.[5]Если по официальной версии, родным почти для всех жителей Украины является украинский язык, то в действительности им пользуется в повседневной жизни меньшинство, по своей численности соответствующее населению Галичины и прилегающей к ней территорий. Согласно данным Института ГЭЛАПА около 80% жителей Украины мыслят на русском языке и считают его родным[6].
30 сентября 2013 г. в Киеве 49 политических и общественных организаций, сознавая смертельную угрозу для народа Украины, суверенитета страны и отечественной экономики, которую несет подписание соглашения об ассоциации с ЕС, приняли решение об учреждении Фронта Народного Сопротивления Евроколонизации. 1 февраля 2014 г. в Харькове на съезде руководителей первичных организаций Партии регионов, участниками которого стали 6000 делегатов, среди основных задач съезда- противодействие бандеровщине в восточной и центральной Украине.
Сегодня русский народ как исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей представляет собой русских, украинцев и белорусов, включая в себя представителей иных этнических групп, принявших православие, разделяющих ценности русского народа, транслирующих их от поколения к поколению. Еще в XIX веке в Новороссии была распространена поговорка, иллюстрирующая народное понимание того, что есть русский человек: «Папа - турок, мама - грек, а я - русский человек». Отсюда, по итогам последней переписи населения в Российской Федерации, проведенной в 2004 году, русские составили св. 111 мл. - 80,9% населения.
Вначале Российское государство существовало как моноэтническое русское - Киевская и Московская Русь, впоследствии - в эпоху империи - как мультикультурное. Входящие в состав Российской империи народы сохраняли свой язык, культуру взамен на лояльность центральной власти. Во время всеобщей переписи населения 1897 г. - первой и единственной переписи населения дореволюционной России люди подразделялись на православных и иноверцев, старообрядцев, инородцев. Татарами до советского времени назывались все тюркские народы.
В 1926 г. во время первой советской переписи была впервые включена глава о национальности, переписчикам была включено в задание разъяснять свою национальность. На вопрос «кто вы», значительная часть отвечала: «Боговы». К примеру, «украинцы» и «белорусы» появились после переписи 1926 г. Н. В. Гоголь называл себя русским и одновременно малороссом.
При подготовке Октябрьской революции 1917 г. большевики были особо озабочены ее поддержкой со стороны элиты многочисленных этнических образований, входящих в состав России. Легитимность революции в стране, разделенной мультикультурными границами, обеспечивалась ее проведением под лозунгом «Царизм - тюрьма народов», альтернативой которому являлось «право наций на самоопределение». Когда адмирал А. Колчак в ноябре 1918 г. провозгласил себя верховным правителем России, он упразднил Башкирскую территориальную автономию, ранее гарантированную коммунистами. Разумеется, «большевистские обещания национального самоопределения для всех народов больше устраивали башкирских националистов, чем политическое будущее, в котором господствовали бы русские армейские офицеры. Они сделали ставку на «красных», которым не доверяли, но без которых обойтись не могли; в результате уход башкирских воинских формирований в начале 1919 г. ощутимо ослабил колчаковский фронт, а коммунистические руководители в очередной раз убедились в правильности провозглашения автономистских лозунгов».
2 ноября 1917 г. СНК утвердил проект Декларации прав народов России. Основным таким правом признавалось право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Статья 2 конституции РСФСР 1918 г. подчеркивала, что это государство «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Принципы конституции 1918 г. по национальному вопросу легли в основу всех последующих конституций СССР.
Заложив этнический принцип в основу СССР, придав привилегированным этническим общностям статус национальной республики основатели советского государства тем самым заложили саморазрушительную дефиницию. Ведь СССР - не Организация Объединенных Наций - союз суверенных государств, а единое государство. Нация - особая категория, нагруженная политическими ожиданиями, ключевым из которых является создание государства. Этнический национализм и стал решающим фактором распада СССР по этническим границам союзных республик, прочерченным на его политической карте, а так же причиной этноцентризма во вновь созданных государствах.
Показательна, в этом смысле оценка национальной политики советского государства, сделанная экс-президентом Украины Леонидом Кучмой: «Все, что было в жизни украинского, русского или белорусского народов до 1917 г. - «общерусское или отечественное».Раздельный счетидет с 1917 года - времени, когда начался процесс политического обособления (отхода) трех народов, который завершился в 1991 г.»[7].
После распада СССР Российская Федерация также осталась на почве этнонационализма, трактуя этнос как нацию, для убедительности записав в конституцию категорию «многонациональности» и сохранив этнический федерализм в форме этнотерриториальных автономных образований.
Однако понятие народ имеет и другой смысл. Народ (как демос), взятый в значении населения, является синонимом гражданской нации, которая в теории и практике полиэтнических обществ, каким является и Россия, представляет собой социально-исторический конструкты, сложившиеся в результате длительных усилий государств по переплавке разнородного населения определенной территории в относительно однородное социально-культурное сообщество, именуемое нацией. В России открытой матрицей этого сообщества, выступает государство - и нацие-образующий русский народ, его духовным основанием - православие и Русская Православная Церковь, являющаяся не только Небом на Земле, но и государствообразующим институтом, пользующимся высшим общественным доверием, обладающим исторически накопленным потенциаломмира и милосердия для сдерживания негативных тенденций в области межрелигиозного и межнационального взаимодействия, выполняющий консолидирующую роль в обществе, его ядром - русская культура. Сплочению многочисленных народов России содействует русский язык, входящий в пятерку наиболее распространенных языков мира, его церковно-славянское происхождение. Как сказывал Расул Гамзатов: «Не Русь Ермолова нас покорила, Кавказ пленила пушкинская Русь».
Русские являют собой не просто причастность к категориям русский народ и российская нация, они используют данные категории как средство самоидентификации, как ресурсы ожидания возможных действий по отношению к представителям единого народа и единой нации. Каков механизм национальной идентификации? К примеру, аварец обладает несколькими идентичностями: аварец - дагестанец - северо-кавказец - россиянин. Данная предками принадлежность человека к той или иной национальности автоматически не делает его членом российской нации. Принадлежность к российской гражданской нации - плод духовных усилий человека по сопричастности к символам российского государства - флагу, гербу, конституции к великой русской культуре.
В конечном счете, условием сохранения и умножения численности нашего народа было и будет молитвенное и доблестное служение и упорный труд наших соотечественников по обеспечению признания России в качестве доминирующей региональной и мировой силы. Силы causasui, не требующей легитимации, за которой стоят: духовная мощь православия, обеспечивающая единство и сплоченность русского народа; природные богатства России; ее культурный, научный, промышленный и оборонный потенциал; гордость ее граждан за принадлежность к российской нации; стремление представителей иных народов стать гражданами Российской Федерации.
Александр Иванович Кугай, доктор философских наук, профессор Северо-Западного института управления Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
[1]Президент Евросовета: Понятия «народ» и «родина» должны отправиться на свалку истории / http://www.newsbalt.ru/detail/?ID=15980 (Дата обращения: 9.02.2014 г.)
[2]Прокуратура Москвы: каждое
пятое преступление в столице совершают мигранты / http://www.ntv.ru/novosti/838399/ (Дата обращения: 12.02.2014
г.)
[3]Волконский А.М. Введение к книге: Царинный А.В. (Стороженко А. В.)Украинское движение. Краткий исторический очерк, преимущественно по личным воспоминаниям / Предисловие и редакция А.М.Волконского. Берлин: Типография «Зинабург», 1925.
[4] В нокаут: Виталий Кличко против Великой Отечественной Войны / http://rus.tvnet.lv/novosti/kommjentariy/247364-v_nokaut_vitaliy_klichko_protiv_vjelikoy_otjechjestvjennoy_voyni (Дата обращения: 18.02.14 г.)
[5]Михаил Погребинский Политические силы, которые выступают за европейскую интеграцию Украины, на самом деле не являются проевропейскими / http://news2000.com.ua/news/sobytija/v-ukraine/233471 (дата обращения - 5.02.2014).
[6]Эксперты США утверждают, что для 83 % украинцев родной язык - русский / http://r-u.org.ua/arhiv/analit/russ/6445-news.html (дата обращения - 6.02.2014 г.)
[7] Кучма Л.Д. Украина - не Россия. М.: «Время», 2004. С. 323
1. несколько замечаний к статье