Закономерно, что начало расцвета русской иконописи относится к эпохе преподобного Сергия Радонежского (1314‒1392). С именем этого всероссийского святого связаны поворотные события отечественной истории, знаменовавший духовный подъем русского народа, его житие дает яркий пример пути человека к святости, а его запечатленный на иконах лик - нравственный идеал.
Самым первым образом святого Сергия Радонежского, сохранившим его портретные черты, считается надгробный покров, исполненный в период игуменства преп. Никона Радонежского около 1422 г., когда были открыты нетленные мощи преподобного.
Этот покров выполнили в великокняжеской светлице. Возможно, мастерицы помнили облик св. Сергия или руководствовались его прижизненным изображением. Они почти документально воспроизвели черты преподобного, сохранив в них духовное состояние человека, погруженного в молитву.
Древний покров св. Сергия Радонежского стал первым произведением церковного шитья как жанра надгробного покрывала. С одной стороны, его появление в XV в. связано с принятием на Руси Иерусалимского устава, установившего правило изнесения плащаницы и положения ее на «Гроб Господень» посреди храма в предпасхальную службу; с другой, - с началом формирования самобытной линии в русской иконописи, отражавшей настроение эпохи.
«Первое, что поражает в этом изображении - захватывающая глубина и сила скорби: это - не личная или индивидуальная скорбь, а печаль обо всей земле русской, обездоленной, униженной и истерзанной татарами... Трудно найти другой памятник нашей старины, где бы так ясно обнаружилась та духовная сила, которая создала русскую иконопись» [2, с. 115].
Покров стал вкладом вел. князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского и крестника преп. Сергия Радонежского, в Троице-Сергиев монастырь.
В 1452 г. Русская Православная церковь причислила преп. Сергия Радонежского к лику святых. С этого времени начинает активно развиваться его иконография.
Персональные иконы святого Сергия Радонежского не претерпевали изменений. В иконописном подлиннике В.Д. Фартусова содержится описание преподобного, которое соответствует его возрасту накануне кончины и может применяться как к иконам XV века, так и последующих столетий: «Святый преподобный Сергий Радонежский. Старец 78 лет, из боярского русского рода, среднего роста, худой, с седой жидковатой бородой средней величины и жидковатыми волосами на голове; лоб у него - открытый, брови - поднятые, нос - средний. Одежда на нем - подрясник, перепоясанный парамантом, присланным Константинопольским патриархом, мантия, схима на плечах и епитрахиль, как у пресвитера» [3]. Русские иконописцы, за редким исключением, изображали святых в преклонном или зрелом возрасте, раскрывая тем самым назидательные функции иконы.
В отличие от других жанров живописи икона рассчитана на диалог между молящимся и Первообразом. Показывая святых «старцами» или «средовеками», иконописец указывал на их духовный и жизненный опыт, которым должен руководствоваться человек на пути к Истине.
Еще одна укоренившаяся в московской школе иконописи на рубеже XV-XVI веков иконография представляет нам св. Сергия Радонежского в рост. Пропорции его фигуры, как правило, вытянуты, что указывает на его устремленность в Царствие Небесное, руки распростерты в стороны, а мантия занимает большую часть средника иконы. Такая иконография знаменует покров святого Сергия Радонежского над Россией и его неустанное заступничество за народ и потому последовательно утверждает патриотическую идею «Святой Руси».
Уникальным можно назвать исполненный в середине XVII века ярославский извод «Сергий Радонежский в житии» с 24-ю клеймами и историческими сюжетами, включенными композицию средника.
Преп. Сергий, облаченный в мантию, с распростертыми руками, запечатлен на фоне гористого пейзажа, а на его отрогах помещены сцены из русской истории конца XV - начала XVII веков - периода, следующего после эпохи преподобного.
Эти сцены фиксируют сюжеты, раскрывающие посмертные чудеса святого, а равно напоминают нам о непрестанном заступничестве преп. Сергия за Россию. Среди них: «Приезд Софии Палеолог на моление в Троице-Сергиев монастырь», «Осада города Опочки», «Присоединение горных черемис и постройку города Свияжска», «Взятие Казани», «Осада Троице-Сергиева монастыря и Москвы поляками».
Композиции средника и клейм изобилуют изображениями архитектуры, переданной с максимальной достоверностью так, что зритель без труда распознает очертания колокольни Ивана Великого, Спасской башня и Успенского собора Московского Кремля.
Во второй половине XVII в., к 300-летней годовщине Куликовской победы, эту икону надставили внизу новой доской, на которой написали многофигурную лентообразную композицию «Сказание о Мамаевом побоище». Она развернута на приставной доске и разделена на два регистра. В верхнем широком регистре показаны сцены: слева ‒ сбор ратников со всей Руси в Москве, которая, так же как и в среднике иконы, выделяется документальным изображением памятников; в центре ‒ Куликовское сражение и поединок Пересвета с Челубеем; справа ‒ ставка хана Мамая и шествие татар к Куликову полю. В нижнем узком регистре помещены сюжеты: возвращение русских ратников домой, погребение погибших, бегство и гибель Мамая в Кафе.
Все выше перечисленные компоненты ярославского извода указывают на расширение моленной и дидактической функции иконы и допустимость использования некоторых иконографий в качестве исторических документов, отражающих нравственное восприятие народом событий своего прошлого.
В некоторых житийных изводах над головой святого Сергия Радонежского в центре верхнего горизонтального поля иконы помещали клеймо с образом Пресвятой Троицы, которое знаменовало об основании Свято-Троицкой обители, задуманной в качестве образца для жизнеустройства людей вообще. Примером может служить храмовый образ из Троице-Сергиева Варницкого монастыря второй половины XVII в.
Один из самостоятельных иконографических сюжетов жития преп. Сергия «Явление Пресвятой Богородицы с апостолами преп. Сергию Радонежскому» возник в Троице-Сергиевом монастыре и практически не видоизменялся. Вариации касались только присутствующих в композиции персонажей второго плана. Например, на пядничном образе из Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря (XVI в.) вместо Михея показан преемник преп. Сергия ‒ будущий преп. игумен Никон со свитком в руке, обозначающим духовное преемство. Оба подвижника изображены в молитвенном предстоянии Божией Матери, Которая благословляет опущенной вниз десницей, обещая тем самым покров и защиту Троицкой обители, а левую руку с открытой ладонью протягивает к преп. Сергию в знак его приятия. В верхней части иконы изображена Пресвятая Троица, осеняющая это событие. Нередко на таких изводах Богоматерь держит в руке игуменский посох, который в данном случае знаменует благословение Божией Матери преп. Сергия на игуменство по всей Русской земле - неустанное попечительство о России и молитвенное заступничество за ее народ.
Образ преп. Сергия Радонежского может входить в сюжеты «Избранные святые», «Собор Ростовских чудотворцев», «Спас Смоленский», где преп. Сергий представлен припадающим ко Господу вместе с преп. Варлаамом Хутынским».
Наибольшее распространение получил извод «Благословение преп. Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Иоанновича накануне Куликовской битвы». К нему в разные времена обращались: иконописцы В. Гурьянов и монахиня Иулиания (Соколова), скульптор А. Логановский, живописцы В. Соковинин, А. Кившенко, Ю. Пантюхин, Ю. Ракша, П. Рыженко и др.
Именно этот сюжет позволял художникам развить мысль о том, что только в духовном и национальном единстве заключена необоримая сила России, что русский народ непобедим тогда, когда сплотит все духовные и физический силы, принесет соборную молитву ко Господу и единой мощью двинется на врага.
В рассматриваемой иконографии особое значение приобретают две пары деталей: куколь, надетый на голову преп. Сергия, и стоящий на земле великокняжеский шлем; поднятый вверх крест в руках преподобного и опущенный меч Дмитрия Иоанновича. Они обозначают, что духовная сила и сила молитвы выше земного противостояния.
В многофигурных композициях эта идея поддерживается в изображении двух стоящих друг против друга групп: старцев-иноков, головы которых покрыты куколем (за спиной святого Сергия), и ратников, с непокрытыми головами (позади князя Дмитрия). Как правило, ратники представлены при оружии и с хоругвями, иноки - с иконами. Только два монаха - Александр Пересвет и Андрей Ослябя - могут держать в руках мечи.
Большое внимание живописцы уделяли пейзажу, на фоне которого изображали преп. Сергия Радонежского. Вид среднерусской природы, по их замыслу, должен был отразить гармонию души святого и утвердить идею о том, человек призван в мир для его возделывания и преображения. Эту идею последовательно развивали В. Васнецов, М. Нестеров, С. Ефошкин.
Глубокое смысловое значение имеет еще одна иконография преп. Сергия Радонежского со слетающей к нему стаей голубей - «Чудо о птицах», изобразительно раскрывающая предание.
«Однажды, поздно вечером, стоя у себя в келии, как обычно, на молитве, он услышал голос: "Сергий!"
Преподобный помолился и отворил оконце келий. Дивный свет льется с неба, и в нем Сергий видит множество прекрасных, неизвестных ему раньше птиц. Тот же голос говорит:
- Сергий, ты молишься о своих духовных детях: Господь принял твою молитву. Посмотри кругом - видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальныя Троицы.
А птицы летают в свете и необычайно сладостно поют.
- Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя они не оскудеют» [1, с. 51].
Это предание нашло не только изобразительное выражение в конкретном сюжете, но и оказало влияние на сложение иконографии многих русских святых - учеников, последователей и собеседников преп. Сергия Радонежского, основателей русских монастырей, духовных первооткрывателей русских земель. Среди них преподобные: Димитрий Прилуцкий, Савва Сторожевский, Афанасий Серпуховской, Григорий Голутвинский, Роман Киржачский, Ферапонт Боровский, Ферапонт Белозерский, Кирилл Белозерский, Павел Обнорский, Нил Сорский, Андроник Московский, Андрей Рублев и многие другие.
Гусакова Виктория Олеговна, докторант РГПУ имени А.И. Герцена, кандидат искусствоведения
Литература:
1. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. - М., 2004.
2. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. - Париж, 1965.
3. Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев. - М. 1910. - Репринт. М.: «Русскій Хронографъ», 2002.
Явление Богоматери преп.Сергию
Преп.Сергий. Шитый покров середины XV века
С.Ефошкин. Преп.Сергий. Чудо о птицах
П.Рыженко. Благословение Сергия