Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Крым и его народы

Сергей  Лебедев, Русская народная линия

Ассоциация Украины с ЕС и мятеж евроинтеграторов / 24.02.2014


Этническая история …

Крым был как бы долгожданной наградой тем, кто двигаясь из глубин России, сумел преодолеть спаленные зноем степи. Степи, горы и субтропики Южного берега - такие природные условия больше нигде не встречаются в России. Впрочем, и в мире тоже...

Этническая история Крыма также необычна и уникальна. Крым был заселен первобытными людьми тысячи лет тому назад, и всю свою историю постоянно принимал новых переселенцев.  Но поскольку на этом небольшом полуострове есть горы, которые более или менее, могли защитить обитателей Крыма, а также есть море, со стороны которого могли приплывать новые переселенцы, товары и идеи, а приморские города также могли дать защиту крымчанам, то не удивительно, что здесь смогли сохранится некоторые исторические этносы. Здесь всегда происходили смешения народов, и не случайно историки говорят о проживающих здесь «тавроскифов» и «готоаланов». 

В 1783 году Крым (вместе с небольшой территорией за пределами полуострова) вошел в состав России. К этому времени в Крыму насчитывалось 1474 поселения, в большинстве очень маленьких. При этом большинство крымских поселений были многонациональны. Но с 1783 году этническая история Крыма радикально меняется.

 

Крымские греки

Первые греческие переселенцы прибыли на землю Крыма еще 27 веков назад. И именно в Крыму сумел сохранится маленький греческий этнос, единственный, из всех греческих этнических групп за пределами Греции. Собственно, в Крыму жили два греческих этноса - крымские греки и потомки «настоящих» греков из Греции, переселившихся в Крым в конце  XVIII и в XIX вв.

Разумеется, крымские греки, помимо потомков древних колонистов,  вобрали в себя многие этнические элементы. Под влиянием и обаянием греческой культуры эллинизировались многие тавры. Так, сохранилось надгробие некоего Тихона, родом тавра, относящееся еще к V веку до н.э. Также эллинизировались многие скифы. В частности, явно скифского происхождения были некоторые царские династии в Боспорском царстве. Сильнейшее культурное влияние греков испытали готы и аланы.

Уже с I века в Тавриде начинает распространятся христианство, найдя многих приверженцев. Христианство приняли не только греки, но и потомки скифов, готы и аланы. Уже в 325 году, на Первом Вселенском соборе в Никее, присутствовал Кадм,  епископ Боспора, и Феофил, епископ Готии. В дальнейшем именно православное христианство станет тем, что объединило в единый этнос разноплеменное население Крыма.

Себя византийские греки и православное грекоязычное население Крыма называли «ромеями» (буквально римлянами), подчеркивая свою принадлежность к официальной религии Византийской империи. Как известно, византийские греки называли себя ромеями и несколько веков после падения Византии. Только в XIX веке, под влиянием западноевропейских путешественников, греки в Греции вернулись к самоназванию «эллины». За пределами Греции этноним «ромеи» (или, в турецком произношении «урумы»), сохранялся до ХХ века. В наше время за всеми разнообразными греческим этническими группами в Крыму и всей Новороссии утвердилось название «понтийских» (черноморских) греков (или «понти»).

Готы и аланы, жившие в юго-западной части Крыма, которую называли «страной Дори», хотя еще много веков сохраняли в быту свои языки, но письменным языком у них оставался греческий. Общая религия, схожий быт и культура, распространение греческого языка привели к тому, что со временем готы и аланы, а также православные потомки «тавроскифов» влились в состав крымских греков. Разумеется, произошло это не сразу. Еще в XIII веке епископ Феодор и западный миссионер Г. Рубрук встречали в Крыму алан. По-видимому, только к XVI веку аланы окончательно слились с греками и татарами.

Примерно тогда же исчезают и крымские готы. С IX века готы перестают упоминаться в исторических документах. Однако готы еще продолжали существовать как небольшой православный этнос. В 1253 году Рубрук, наряду с аланами, также встречал в Крыму готов, которые жили в укрепленных замках, и язык которых был германский. Сам Рубрук, который был фламандцем по происхождению, разумеется, мог отличить германские языки от других. Готы сохраняли верность православию, о чем с сожалением писал в 1333 году римский папа Иоанн XXII.

Интересно, что первоиерарх православной церкви Крыма официально именовался митрополитом Готским (в церковнославянском звучании - Готфейским) и Кафайским (Кафинским, то есть Феодосийским).

Вероятно, именно из эллинизированных готов, аланов и других этносов Крыма состояло населении княжества Феодоро, просуществовавшее до 1475 года. Вероятно, в состав крымских греков вошли также и единоверные русские из прежнего  Тмутараканского княжества. 

Однако с конца XV  и особенно в XVI веке, после падения Феодоро, когда крымские татары начали усиленно обращать в ислам своих поданных, готы и аланы окончательно забыли свои языки, перейдя частью на греческий, который и так был им всем знаком, и частью на татарский, ставший престижным языком господствующего народа.

В XIII-XV веках на Руси были хорошо известны «сурожане» - купцы из города Сурож (ныне - Судак). Привозили они на Русь особые сурожские  товары - шелковые изделия. Интересно, что даже в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля есть сохранившиеся до XIX века понятия, как «суровские» (т.е. сурожские) товары, и «суровский ряд».  Большинство из купцов-сурожан были греками, часть армянами и итальянцами, живших под властью генуэзцев в городах Южного берега Крыма. Многие из сурожан со временем перебрались в Москву. Из потомков сурожан происходили знаменитые купеческие династии Московской Руси - Ховрины, Саларевы, Тропаревы, Шиховы.  Многие из потомков сурожан стали в Москве богатыми и влиятельными людьми. Семейство Ховриных, предки которых происходили из Мангупского княжества,  даже получило боярство. С купеческими фамилиями потомков сурожан связаны названия подмосковных деревень - Ховрино, Саларево, Софрино, Тропарево.

Но сами крымские греки не исчезли, несмотря на эмиграцию в Россию сурожан, на обращение части их в ислам (что превращало новообращенных в татар), а также на все более усиливающееся восточное влияние в культурной и языковой сферах. В Крымском ханстве из греков состояла большая часть земледельцев, рыбаков, виноградарей.

Греки были угнетенной частью населения. Постепенно среди них все более распространялся татарский язык и восточные обычаи. Одежда крымских греков мало отличалась от одежды крымчан любого другого происхождения и вероисповедания.

Постепенно в Крыму сложилась этническая группа «урумов», (то есть «ромеев» по-тюркски), обозначающая тюркоязычных греков, сохранивших православную веру и греческое самосознание. За греками, сохранившими местный диалект греческого языка,  сохранилось название «ромеи». Они продолжали говорить на 5 говорах местного греческого языка. К концу XVIII века греки проживали в 80 деревнях в горах и на южном берегу, примерно 1/4 греков жила в городах ханства. Около половины греков говорили на крыскотатарском языке, остальные - на местных диалектах, отличающихся как от языка Древней Эллады, так и от разговорных языков собственно Греции.

В 1778 году по распоряжению Екатерины II с целью подрыва экономики Крымского ханства проживающие в Крыму христиане - греки и армяне, были выселены с полуострова в Приазовье. Как докладывал А. В. Суворов, осуществлявший переселение, всего 18 395 греков оставило Крым. Переселенцы основали на берегу Азовского моря город Мариуполь и 18 сел. Часть выселенных греков впоследствии вернулись в Крым, но большинство остались на новой Родине на северном берегу Азовского моря. Ученые обычно называли их мариупольскими греками. Сейчас  это Донецкая область Украины.

На сегодняшний день насчитывается  77 тысяч крымских греков, (согласно Украинской переписи 2001 года), большинство из которых живет в Приазовье. Из их числа вышли многие выдающиеся деятели российской политики, культуры и хозяйства. Художник А. Куинджи, историк Ф. А. Хартахай, ученый К. Ф. Челпанов, философ и психолог Г. И. Челпанов, искусствовед Д. В. Айналов, трактористка П. Н. Ангелина, летчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи, полярник И. Д. Папанин, политический деятель, мэр Москвы в 1991-92 гг. Г. Х. Попов - все это мариупольские (в прошлом - крымские) греки. Таким образом, история самого древнего этноса Европы продолжается.

 

«Новые» крымские греки

Хотя значительная часть крымских греков покинула полуостров, в Крыму уже в 1774-75 гг. появились новые, «греческие» греки из Греции. Речь идет тех уроженцах греческих островов в Средиземном море, которые во время русско-турецкой войны 1768-74 гг. помогали русскому флоту. После окончания войны многие из них переселились в Россию. Из них Потемкиным был сформирован Балаклавский батальон, который нес охрану побережья от Севастополя до Феодосии с центром в Балаклаве. Уже в 1792 году новых греческих переселенцев насчитывалось 1,8 тысяч человек. Вскоре численность греков стала быстро расти из-за развернувшейся иммиграции греков из Османской империи. Многие греки поселились в Крыму. При этом приезжали греки из различных регионов Османской империи, говорящие на разных диалектах, имевшие свои особенности быта и культуры, отличаясь и друг от друга, и от балаклавских греков, и от «старых» крымских греков.

Балаклавские греки храбро сражались в войнах с турками и в годы Крымской войны. Многие греки служили в Черноморском флоте.

 В частности, из числа греческих беженцев вышли такие выдающиеся военные и политические российские деятели, как русские адмиралы Черноморского флота братья Алексиано, герой русско-турецкой войны 1787-91 гг. адмирал Ф.П. Лалли, павший в 1812 году под Смоленском генерал А. И. Белла, генерал Властов, один из главных героев победы русских войск на реке Березине,  граф А. Д. Курута, командующий русских войск в польской войне 1830-31 гг.

В целом служили греки усердно, и не случайным является обилие греческих фамилий в списках российской дипломатии, военной и военно-морской деятельности. Многие греки были городскими головами, предводителями дворянства, градоначальниками. Греки занимались бизнесом и были обильно представлены в деловом мире южных губерний.

В 1859 году Балаклавский батальон был упразднен, и теперь большинство греков стали заниматься мирными занятиями - виноградарством, табаководством, рыболовством.  Грекам принадлежали лавки, гостиницы, таверны и кофейни во всех уголках Крыма.

После установления в Крыму советской власти у греков произошли многие социальные и культурные изменения. В 1921 г. в Крыму проживало 23 868 греков (3,3%  населения). При этом 65% греков жило в городах. Грамотных греков было 47,2% от общего числа. В Крыму было 5 греческих сельских советов, в которых делопроизводство велось на греческом языке, существовало 25 греческих школ с 1500 учащихся, издавались несколько греческих газет и журналов. В конце 30-х г. многие греки стали жертвой репрессий.

Весьма сложной была языковая проблема греков. Как уже говорилось, часть «старых» греков Крыма говорила на крымско-татарском языке (до конца 30-х гг. существовал даже термин «греко-татары» для их обозначения). Остальные греки говорили на различных взаимонепонимаемых диалектах, далеких от современного литературного греческого языка. Понятно, что греки, преимущественно городские жители, к концу 30-х гг. перешли на русский язык, сохранив свое этническое самосознание. 

В 1939 году в Крыму проживали 20,6 тысяч греков (1,8 %). Уменьшение их численности объясняется в основном ассимиляцией.

В годы Великой Отечественной многие греки погибли от рук гитлеровцев и их пособников из числа крымских татар. В частности, татарские каратели уничтожили все население греческой деревни Лаки. К моменту освобождения Крыма там осталось около 15 тысяч греков. Однако, несмотря на верность Родине, которую продемонстрировало подавляющее большинство крымских греков, в мае-июне 1944 года они были депортированы вместе с татарами и армянами.  Некоторое количество лиц греческого происхождения, которые считались по анкетным данным лицами другой национальности, остались в Крыму, но понятно, что они постарались избавится от всего греческого.

После снятия ограничений в правовом положении с греков, армян, болгар и членов их семей, находящихся на спецпоселении, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1956 г., спецпереселенцы обрели некоторую свободу. Но этот же указ лишал их возможности получения назад конфискованного имущества и права возвращения в Крым. Все эти годы греки были лишены возможности изучения греческого языка. Обучение проходило в школах на русском языке, что привело к утрате родного языка у молодежи. Начиная с 1956 года, греки постепенно возвращаются в Крым. Большинство прибывших оказывалось на родной земле оторванными друг от друга, и жили отдельными семьями по всему Крыму. В 1989 году в Крыму проживали 2 684 грека. Общая численность греков из Крыма и их потомков в СССР составляла 20 тысяч человек.

В 90-е годы продолжалось возвращение греков в Крым. В 1994 году их проживало уже около 4 тысяч. Несмотря на малочисленность, греки активно участвуют в хозяйственной, культурной и политической жизни Крыма, занимая ряд видных постов а администрации автономной республики Крым, занимаясь (с большим успехом) предпринимательской деятельностью. 

 

Крымские армяне

В Крыму более тысячелетия проживает еще один этнос - армяне. Здесь сложился один из самых ярких и самобытных центров армянской культуры. Армяне появились на полуострове очень давно. Во всяком случае, еще в 711 году некий армянин Вардан именно в Крыму был объявлен византийским императором. Массовая иммиграция армян в Крым началась в XI веке, после того, как турки-сельджуки разгромили Армянское царство, что вызвало массовое бегство населения. В XIII - XIV веке армян становится особенно много. Крым даже именуют в некоторых генуэзских документах «морской Арменией». В ряде городов, в том числе и в самом крупном на тот момент городе полуострова Кафе (Феодосия) армяне составляют большинство населения. На полуострове были построены сотни армянских церквей, при которых существовали школы. При этом некоторые крымские армяне переселялись в южные земли Руси. В частности, весьма многочисленная армянская община сложилась во Львове. В Крыму до сих пор сохранились многочисленные армянские церкви, монастыри, хозяйственные постройки.

Армяне проживали по всему Крыму, но до 1475 года большинство армян проживала в генуэзских колониях. Под давлением католической церкви часть армян перешла в унию. Большинство армян, впрочем, остались верными традиционной армяно-григорианской церкви. Религиозная жизнь армян была весьма интенсивной. В одной Кафе было 45 армянских храмов. Управлялись  армяне своим общинными старшинами. Судились армяне по своим законам согласно своему  судебнику.

Армяне занимались торговлей, финансовой деятельностью, среди них было много искусных ремесленников, строителей. В целом армянская община XIII-XV веках процветала.

В 1475 году, Крым перешел в зависимость от Османской империи, причем города южного берега, где проживала основная армян, перешли под непосредственный контроль турок. Завоевание Крыма турками сопровождалась гибелью многих армян, уводом части населения в рабство. Численность армянского населения резко сократилась. Только в XVII веке их численность стала возрастать.

За три века турецкого господства многие армяне приняли ислам, что привело их к ассимиляции татарами. Среди сохранивших христианскую веру армян получил распространение татарский язык и восточные обычаи. Тем не менее крымские армяне как этнос не исчезли. Подавляющее большинство армян (до 90%) проживали в городах, занимаясь торговлей и ремеслами.

В 1778 году армяне вместе с греками были выселены в Приазовье, в низовья Дона. Всего, согласно донесениям А. В. Суворова, было выселено 12 600 армян. Они основали город Нахичевань (ныне - часть Ростова-на-Дону), а также 5 сел. В Крыму остались только 300 армян.

Впрочем, многие армяне вскоре вернулись в Крым, а в 1811 году им официально было разрешено возвращаться на прежнее место жительство. Примерно треть армян воспользовались этим разрешением. Им были возвращены храмы, земли, городские кварталы; в Старом Крыму и Карасубазаре созданы городские национальные самоуправляемые общины, до 1870-х гг действовал особый армянский суд.

Результатом этих правительственных мер наряду со свойственной армянам предприимчивостью стало процветание этого крымского этноса. XIX век в жизни крымских армян ознаменовался замечательными достижениями, в особенности в области образования и культуры, связанными с именами художника И.Айвазовского, композитора А.Спендиарова, художника В.Суренянца и др. На военном поприще проявил себя адмирал российского флота  Лазарь Серебряков (Арцатагорцян), основавший в 1838 году город-порт Новороссийск. Среди банкиров, судовладельцев, предпринимателей крымские армяне также представлены весьма значительно.

Крымское армянское население постоянно пополнялось за счет притока армян из Османской империи. К моменту Октябрьской революции армян на полуострове насчитывалось 17 тысяч. 70 % из них жили в городах.

Годы гражданской войны тяжело отразились на армянах. Хотя из крымских  армян вышли некоторые видные большевики, (например, Николай Бабахан, Лаура Багатурьянц, и др), сыгравшие большую роль в победе своей партии, но все же значительная часть армян полуострова относилась, по большевистской терминологии, к «буржуазным и мелкобуржуазным элементам». Война, репрессии всех крымских правительств, голод 1921 года, эмиграция армян, среди которых действительно было представителей буржуазии, привели к тому, что к началу 20-х гг численность армянского населения сократилось на треть. В 1926 году в Крыму армян было 11,5 тысяч. К 1939 году их численность достигала 12, 9 тыс  (1,1%).

В 1944 году армяне были депортированы. После 1956 года началось возвращение в Крым. В конце ХХ века армян в Крыму насчитывалось около 5 тысяч человек.  Однако памятником крымским армянам навсегда останется название крымского города Армянск.

 

Караимы

Крым является родиной одного из малых этносов - караимов. Они относятся к тюркским народам, но отличаются своей религией. Караимы являются иудаистами, причем относятся к его особой ветви, представители которой так и называют караимами (буквально «чтецами»). Происхождение караимов загадочно. Первое упоминание о караимах относится лишь к 1278 году, но проживали они в Крыму еще на несколько веков ранее. Вероятно, караимы являются потомками хазар.

караимы

Тюркское происхождение крымских караимов доказано антропологическими исследованиями. Группы крови караимов, их антропологический облик более характерны для тюркских этносов, (например, для чувашей), чем для семитов. По мнению  антрополога академика В. П. Алексеева, подробно исследовавшего краниологию (строение черепов) караимов, этот этнос действительно возник из смешения хазар с местным населением Крыма. 

Напомним, что хазары владели Крымом в VIII-X веках. По религии хазары были иудеями, не являясь этническими евреями. Вполне возможно, что некоторые хазары, поселившиеся в горном Крыму, сохранили иудейскую веру. Правда, единственной проблемой у хазарской теории происхождения караимов является то принципиальное обстоятельство, что хазары приняли ортодоксальный талмудический иудаизм, а караимы даже имеют имя другого направления в иудаизме. Но крымские хазары после падения Хазарии вполне могли отойти от талмудического иудаизма хотя бы потому, что  талмудические евреи и ранее не признавали хазар, как и других иудеев нееврейского происхождения, своими единоверцами.  Когда хазары принимали иудаизм, учение караимов еще только рождалось среди евреев в Багдаде. Понятно, что те хазары, что сохранили веру после падения Хазарии, могли принять то направление в религии, которое подчеркивала их отличие от евреев. Вражда между «талмудистами» (то есть основной массой евреев) и «начетчиками» (караимами) всегда была характерна для иудеев Крыма. Крымские татары называли караимов «евреями без пейсов».

После разгрома Святославом Хазарии в 966 году, караимы сохраняли независимость в границах исторической территории Кырк Йера - округи в междуречье рек Альмы и Качи и обрели собственную государственность в рамках небольшого княжества со столицей в городе-крепости Кале (ныне - Чуфут-Кале). Здесь пребывал их князь - сар, или бий, в руках которого находилась административно-гражданская и военная власть, и духовный глава - каган, или гахан - всех караимов Крыма (а не только княжества). В его компетенцию входила и судебно-правовая деятельность. Двойственность власти, выражавшаяся в наличии и светского, и духовного глав, унаследована караимами от хазар.

В 1246 году крымские караимы частично переселились в Галицию, а в 1397-1398 годах часть воинов-караимов (383 семьи)  попала в Литву. С тех пор, кроме исторической родины, караимы постоянно живут в Галиции и Литве. В местах проживания караимы пользовались добрым отношением окружающих властей, сохраняли национальную самобытность, имели определенные льготы и преимущества.

В начале XV века князь Элиазар добровольно подчинился крымскому хану. В благодарность хан дал караимам автономию в религиозных делах,

Караимы жили в Крыму, особо не выделяясь среди местных жителей. Они составляли большую часть населения пещерного города Чуфут-Кале, заселяли кварталы в Старом Крыме, Гезлеве (Евпатории), Кафе (Феодосии).

Присоединение Крыма к России стало звездным часом для этого народа. Караимы были освобождены от многих налогов, им разрешалось приобретать землю, что оказалось очень выгодным, когда многие земли оказались пустыми после выселения греков, армян и эмиграцией многих татар. Караимы были освобождены от рекрутской повинности, хотя их добровольное поступление на военную службу приветствовалось. Многие караимы действительно выбирали военные профессии. Немало из них отличились в боях при защите Отечества. Среди них, например, герои русско-японской войны поручик М. Тапсашар, генерал Я. Кефели. В Первой Мировой войне участвовало 500 кадровых офицеров и 200 добровольцев караимского происхождения. Многие стали Георгиевскими кавалерами, а некий Гаммал, храбрый рядовой солдат, произведенный на поле боя в офицеры, заслужил полный комплект солдатских Георгиевских крестов и вместе с тем также офицерский Георгий.

Маленький караимский народ стал одним из самых образованных и богатых народов Российской империи. Караимы почти монополизировали торговлю табаком в стране. К 1913 году среди караимов имелось 11 миллионеров. Караимы переживали демографический взрыв. К 1914 году их численность достигла 16 тысяч, из них  8 тысяч проживало в Крыму (в конце XVIII века их было около 2 тысяч).

Процветание кончилось в 1914 году. Войны и революция привели к потере караимами прежнего экономического положения. Вообще караимы в массе не приняли революции. Большинство офицеров и 18 генералов из числа караимов сражались в белой армии. Соломон Крым был министром финансов в правительстве Врангеля.

В результате войн, голода, эмиграции и репрессий резко сократилась численность, прежде всего, за счет военной и гражданской элиты. В 1926 году в Крыму оставались 4 213 караимов.

В Великой Отечественной войне участвовало свыше 600 караимов, большинство удостоены боевых наград, более половины погибли и пропали без вести. Прославились среди караимов в советской армии артиллерист Д. Паша, морской офицер Е. Ефет и многие другие. Самым же знаменитым из советских военачальников-караимов был генерал-полковник В.Я. Колпакчи, участник первой мировой и гражданской войн, военный советник в Испании во время войны 1936-39 гг, командующий армиями в годы Великой Отечественной войны. Следует заметить, что к караимам часто относят маршала Р. Я. Малиновского (1898-1967), дважды Героя Советского Союза, министра обороны СССР в 1957-67 гг., хотя его караимское происхождение не доказано.

В других сферах караимы также дали большое число выдающихся людей. Знаменитый разведчик, дипломат и одновременно писатель И. Р. Григулевич, композитор С. М. Майкапар, актер С. Тонгур, и многие другие - все это караимы.

Смешанные браки, языковая и культурная ассимиляция, низкая рождаемость и эмиграция приводят к тому, что количество караимов сокращается.  В Советском Союзе по переписям 1979 и 1989 гг., проживало соответственно 3 341 и 2 803, в т. ч. в Крыму - 1 200 и 898 караимов. В XXI веке в Крыму осталось около 800 караимов.

 

Крымчаки

Крым является родиной также еще одного иудейского этноса - крымчаков. Собственно, крымчаки, как и караимы, не являются евреями. Они при этом исповедуют талмудический иудаизм, как и большинство евреев мира, их язык близок к крымско-татарскому.

Евреи появились в Крыму еще до н.э., о чем свидетельствуют иудейские захоронения, остатки синагог, надписи на иврите.  Одна из таких надписей датируется I веком до н.э. В средние века евреи проживали в городах полуострова, занимаясь торговлей и ремеслами. Еще в VII веке византиец Феофан Исповедник писал о многочисленности евреев, живших в Фанагории (на Тамани) и других городах на северном берегу Черного моря. В 1309 году в Феодосии была построена синагога, что свидетельствовало о многочисленности крымских евреев.

крымчакиСледует заметить, что в основном крымские евреи происходили из потомков обращенных в иудаизм местных жителей, а не эмигрировавших сюда евреев Палестины. До нашего времени дошли документы, датированные I веком,  об освобождении рабов при условии обращения их в иудаизм их владельцами-евреями.

Проведенные в 20-х гг. исследования групп крови крымчаков, проведенных В. Заболотным, подтвердили, что крымчаки не относились к семитским народам. Тем не менее, иудейская религия способствовала еврейской самоидентификации крымчаков, которые сами считали себя евреями.

Среди них распространился тюркский язык (близкий к крымско-татарскому), восточные обычаи и быт, отличающий крымских евреев от соплеменников в Европе. Самоназванием их стало слово «крымчак», означающее по-тюркски жителя Крыма. К концу XVIII века в Крыму проживало около 800 иудеев.

После присоединения Крыма к России крымчаки оставались бедной и немногочисленной конфессиональной общиной.  В отличие от караимов,  крымчаки никак не проявили себя в коммерции и политике.  Правда, численность их стала быстро возрастать за счет высокого естественного прироста. К 1912 году их насчитывалось 7,5 тысяч человек. Гражданская война, сопровождавшаяся многочисленными антиеврейскими расправами, которые проводили все менявшиеся в Крыму власти, голод и эмиграция привели к резкому сокращению численности крымчаков. В 1926 году их насчитывалось 6 тысяч человек.

В годы Великой отечественной войны большинство крымчаков были уничтожены немецкими оккупантами. После войны в СССР осталось не более 1,5 тысячи крымчаков.

В наши дни эмиграция, ассимиляция (приводящая к тому, что крымчаки больше ассоциируют себя с евреями), эмиграция в Израиль и США, и депопуляция окончательно ставят крест на судьбе этого малого крымского этноса.

И все же будем надеяться, что маленький древний этнос, давший России поэта И. Сельвинского, партизанского командира, Героя Советского Союза Я. И. Чапичева, крупного ленинградского инженера М. А. Тревгоду, лауреата Государственной премии, и ряда других видных деятелей науки, искусства, политики и экономики, не исчезнет.

 

Евреи

Несравненно более многочисленными в Крыму были собственно евреи, говорящие на идиш. Поскольку Крым входил в «черту оседлости», то достаточно много евреев с правобережной Украины стали селиться в этом благодатном краю. В 1897 году в Крыму проживало 24, 2 тысячи евреев. К революции их численность удвоилась. В результате евреи стали одной из самых крупных и заметных этнических групп на полуострове.

Несмотря на сокращение численности евреев в годы гражданской войны, они по-прежнему оставались третьим (после русских и татар) этносом Крыма. В 1926 году их было 40 тысяч (5,5 %). К 1939 году их численность возросла до 65 тысяч (6 % населения).

Причина была проста - Крым в 20-40 гг. рассматривался не только и столько советскими, сколько мировыми сионистскими лидерами как «национальный очаг» для евреев всего мира.  Не случайно переселение евреев в Крым приняло значительные масштабы. Показательно, что если во всем Крыму, как и по стране в целом, происходила урбанизация, то среди крымских евреев происходил противоположный процесс.  

Проект о переселении евреев в Крым и созданием там еврейской автономии был разработан еще в 1923 году видным большевиком Ю. Лариным (Лурье), и весной следующего года одобрен большевистскими руководителями Л. Д. Троцким, Л. Б. Каменевым, Н. И. Бухариным. Планировалось переселить в Крым 96 тысяч еврейских семей (около 500 тысяч человек). Впрочем, были и более оптимистические цифры - 700 тысяч к 1936 году. Ларин открыто говорил о необходимости создания в Крыму еврейской республики.

16 декабря 1924 года был подписан даже документ под таким интригующим названием: «О Крымской Калифорнии» между «Джойнтом» (Американский Еврейский Объединенный Распределительный Комитет - American Jewish Joint Distribution Committee, как называлась американская еврейская организация, представлявшая в первые годы советской власти США) и ЦИК РСФСР. По этому соглашению «Джойнт» выделял СССР по 1,5 млн. долларов в год для нужд еврейских сельскохозяйственных коммун. То, что большинство евреев в Крыму сельским хозяйством не занимались, не имело значения.

В 1926 г. в СССР приезжал руководитель «Джойнт» Джеймс Н. Розенберг, в результате встреч с руководителями страны была достигнута договоренность о финансировании Д. Розенбергом мероприятий по переселению евреев Украины и Белоруссии в Крымскую АССР. Помощь оказывали также Французское еврейское общество, Американское общество помощи еврейской колонизации в Советской России и другие организации аналогичного типа.  31 января 1927 г. заключен новый договор с «Агро-Джойнтом» (дочерней компанией собственно «Джойнта»). По нему организация выделяла 20 млн. руб. на организацию переселения, советское правительство выделяло для этих целей 5 млн. руб.

Плановое переселение евреев началось уже в 1924 году. Реальность оказалась не такой оптимистичной.

За 10 лет в Крыму осели 22 тысячи человек. Им было предоставлено 21 тысяч га земли, построено 4 534 квартиры[1].  Вопросами расселения евреев занимались Крымское республиканское представительство Комитета по земельному вопросу трудящихся евреев при Президиуме Совета Национальностей ВЦИКа (КомЗет). Заметим, что на каждого еврея приходилось почти 1 тыс га земли. Практически каждая еврейская семья получила квартиру. (Это в условиях жилищного кризиса, который в курортном Крыму был даже более острым, чем в целом по стране). 

Большинство переселенцев землю не обрабатывали, и в основном разошлись по городам. К 1933 г. из переселенцев 1924 г. по колхозам Фрайдорфской МТС осталось всего 20 %, а по Лариндорфскому МТС 11 %. По отдельным колхозам текучесть доходила до 70 %.  К началу Великой Отечественной войны лишь 17 тысяч евреев в Крыму жили в сельской местности. Проект провалился. В 1938 году переселение евреев было прекращено, а КомЗет распущен. Отделение «Джойнт» в СССР было ликвидировано по Постановлению Политбюро ВКП(б) от 4 мая 1938 г.

Массовый отток переселенцев привел к тому, что еврейское население возросло не столь значительно, как можно было ожидать. К 1941 году в Крыму проживало 70 тысяч евреев (без учета крымчаков).

В годы Великой Отечественной войны более 100 тысяч крымчан, в том числе много евреев, были эвакуированы с полуострова. Тем, кто остался в Крыму, пришлось испытать на себе все особенности гитлеровского «нового порядка», когда оккупанты начали окончательное решение еврейского вопроса. И уже 26 апреля 1942 года полуостров был объявлен «очищенным от евреев». Погибли практически все, кто не успел эвакуироваться, включая большинство крымчаков.

Однако идея еврейской автономии не только не исчезла, но и приобрела новое дыхание.

Идея создания в Крыму Еврейской автономной республики вновь возникла поздней весной 1943 года, когда Красная Армия, разгромив противника под Сталинградом и на Северном Кавказе, освободила Ростов-на-Дону и вступила на территорию Украины. В 1941 году с этих территорий бежали или эвакуировались в более организованном порядке около 5-6 миллионов человек. Среди них более миллиона были евреями.

В практическом плане вопрос о создании еврейской крымской автономии возник при подготовке пропагандистской и деловой поездки двух видных советских евреев - актера С. Михоэлса и поэта И. Фефера в США летом 1943 года. Предполагалось, что американские евреи воспримут эту идею с энтузиазмом и согласятся финансировать все связанные с ней расходы. Поэтому отправлявшаяся в США делегация из двух человек получила разрешение на обсуждение этого проекта в сионистских организациях.

Среди еврейских кругов в США создание еврейской республики в Крыму действительно казалось вполне реальной. Сталин, казалось, не был против. Члены созданного в годы войны ЕАК (Еврейского Антифашистского комитета) во время посещений  США о создании республики в Крыму говорили открыто, как о чем-то предрешенном.

Конечно, Сталин вовсе не собирался создавать в Крыму Израиль. Он хотел максимально использовать в советских интересах влиятельную еврейскую общину в США. Как писал советский разведчик П. Судоплатов, начальник 4-го управления НКВД, ответственный за спецоперации, «сразу же после образования Еврейского антифашистского комитета,   советская разведка решила использовать связи еврейской интеллигенции для выяснения возможности получить дополнительную экономическую помощь через сионистские круги... С этой целью Михоэлсу и Феферу, нашему проверенному агенту, было поручено прозондировать реакцию влиятельных сионистских организаций на создание еврейской республики в Крыму. Эта задача специального разведывательного зондажа была успешно выполнена». [2]

В январе 1944 года некоторыми еврейскими деятелями СССР был составлен проект докладной записки Сталину, текст которой был одобрен Лозовским и Михоэлсом. В «Записке», в частности, говорилось: «С целью нормализации экономического роста и развития еврейской советской культуры, с целью максимальной мобилизации всех сил еврейского населения на благо Советской Родины, с целью полного уравнения положения еврейских масс среди братских народов, мы считаем своевременной и целесообразной, в порядке решения послевоенных проблем, постановку вопроса о созданий еврейской советской социалистической республики... Нам кажется, что одной из наиболее подходящих областей явилась бы территория Крыма, которая в наибольшей степени соответствует требованиям как в отношении вместительности для переселения, так и вследствие имеющегося успешного опыта в развитии там еврейских национальных районов... В строительстве еврейской советской республики оказали бы нам существенную помощь и еврейские народные массы всех стран мира, где бы они ни находились»[3].

Еще до освобождения Крыма «Джойнт» настаивал на передаче Крыма евреям, выселении крымских татар, выводе Черноморского флота из Севастополя, образовании НЕЗАВИСИМОГО еврейского государства в Крыму. Причём, открытие 2-го фронта в 1943г. еврейское лобби увязывало с выполнением Сталиным долговых обязательств перед «Джойнтом».

Депортация из Крыма татар и представителей других крымских этносов привели к запустению полуострова. Казалось, что теперь места для прибывающих евреев будет предостаточно.

По утверждению известного югославского деятеля М. Джиласа, на вопрос о причинах высылки из Крыма половины населения, Сталин сослался на данные Рузвельту обязательства расчистить Крым для евреев, для чего американцы обещали льготный 10-миллиардный кредит.

Однако Крымский проект не был реализован. Сталин, максимально использовав финансовую помощь от еврейских организаций, создавать в Крыму автономию евреев не стал. Более того, даже возвращение в Крым тех евреев, что были эвакуированы в годы войны, оказалось затрудненным. Тем не менее, в 1959 году в Крыму насчитывалось 26 тысяч евреев. В дальнейшем эмиграция в Израиль привела к значительному сокращению численности крымских евреев.

 

Крымские татары

Еще со времен гуннов и Хазарского каганата в Крым начали проникать тюркские народы, заселявшие пока только степную часть полуострова. В 1223 году на Крым впервые обрушились монголо-татары. Но это был только набег. В 1239 году Крым был   завоеван монголами и вошел в состав Золотой Орды. Южный берег Крыма находился под властью генуэзцев, в горном Крыму было небольшое княжество Феодоро и еще более маленькое княжество караимов. 

Постепенно из смешения многих народов начал складываться новый тюркский этнос. В начале XIV века византийский историк Георгий Пахимер (1242-1310 гг) писал: «С течением времени, смешавшись с ними (татарами - ред.) народы, обитавшие внутри тех стран, я разумею: аланы, зикхи (кавказские черкесы, жившие на берегу Таманского полуострова - ред), готы, русские и различные с ними народы, научаются их обычаям, вместе с обычаями усваивают язык и одежду и делаются их союзниками»[4]. Объединяющим началом для складывающегося этноса были ислам и тюркский язык. Постепенно татары Крыма (которые, впрочем, не называли тогда себя татарами) становятся весьма многочисленными и могущественными. Неслучайно именно ордынский наместник в Крыму Мамай и сумел на время захватить власть во всей Золотой Орде. Столицей ордынского наместника был город Къырым - «Крым» (ныне - город Старый Крым), построенный золотоордынцами в долине реки Чурук-Су на юго-востоке Крымского полуострова. В XIV веке название  города Крым постепенно переходит на весь  полуостров. Жители полуострова стали называть себя «къырымлы» -  крымцами. Русские называли их татарами, как и все восточные мусульманские народы. Называть себя татарами крымцы стали только уже находясь в составе России. Но для удобства будем называть их все-таки крымскими татарами, даже говоря о более ранних эпохах. 

В 1441 году татары Крыма создали собственное ханство под властью династии Гиреев.

Первоначально татары были жителями степного Крыма, горы и южный берег по-прежнему заселяли различные христианские народы, причем они численно преобладали над татарами. Однако по мере распространения ислама в ряды татар стали вливаться и новообращенные из числа коренного населения. В 1475 году турки-османы разгромили колонии генуэзцев и Феодоро, что привело к подчинению мусульманам всего Крыма.

В самом начале XVI века хан Менгли-Гирей, разгромив Большую Орду, привел в Крым целые улусы татар с Волги. Их потомков впоследствии так и называли Яволгскими (то есть Заволжскими) татарами. Наконец, уже в XVII веке в степях возле Крыма поселились многие ногайцы. Все это привело к сильнейшей тюркизации Крыма, в том числе и части христианского населения.

Отатарилась значительная часть населения гор, составившая особую группу татар, известных под названием «таты». В расовом отношении таты относятся к среднеевропейской расе, то есть внешне похожи на представителей народов центральной и восточной Европы.  Также постепенно влились в число татар и многие принявшие ислам жители южного берега, потомки греков, тавроскифов, итальянцев и других обитателей края. У жителей многих татарских деревень Южного берега вплоть до депортации 1944 года сохранялись элементы христианских обрядов, унаследованных ими от греческих предков. В расовом отношении южнобережцы принадлежат к южноевропейской (средиземноморской) расе и внешне похожи на турок, греков, итальянцев. Они составили особую группу крымских татар - ялыбойлу. Только у степных ногаев сохранялись элементы традиционной кочевой культуры и сохранялись некоторые монголоидные черты в физическом облике.

Влились в крымских татар также потомки пленников и пленниц, в основном из восточных славян, оставшихся на полуострове. Невольницы, ставшие женами татар, а также некоторые мужчины из числа пленных, принявшие ислам и благодаря знанию каких-нибудь полезных ремесел, также становились татарами. «Тумы», как называли дети русских пленников, родившихся в Крыму, составляли весьма крупную часть крымско-татарского населения. Показателен такой исторический факт: В 1675 году запорожский атаман Иван Сирко в ходе удачного набега в Крым освободил 7 тысяч русских рабов. Однако на обратном пути примерно 3 тысячи из них попросили Сирко отпустить их в Крым обратно. В большинстве своем эти рабы были мусульманами или тумами. Сирко отпустил их, но затем приказал своим казакам догнать и перебить их всех. Этот приказ был выполнен. Сирко подъехал к месту бойни и сказал: «Простите нас, братья, а сами спите тут до страшного суда господня, вместо того, чтобы размножаться вам в Крыму, между басурманами на наши христианские молодецкие головы и на свою вечную без прощения погибель»[5].

Разумеется, несмотря на подобные этнические чистки, количество тумов и отатаренных славян в Крыму оставалось значительным.

После присоединения Крыма к России часть татар покинула Родину, перебравшись в Османскую империю. К началу 1785 года в Крыму было учтено 43,5 тыс, душ мужского пола. Крымские татары составляли 84,1% всех жителей (39,1 тыс. чел.). Несмотря на высокий естественный прирост, доля татар постоянно снижалась из-за притока на полуостров новых русских  переселенцев и иностранных колонистов. Тем не менее, татары составляли подавляющее большинство населения Крыма.

После Крымской войны 1853-56 гг. под воздействием турецкой агитации среди татар началось движение за эмиграцию в Турцию. Военные действия разорили Крым, татарские крестьяне не получили никакой компенсации за свои материальные потери, поэтому появились дополнительные причины для эмиграции.

Уже в 1859 году начался уход в Турцию ногайцев Приазовья. В 1860 году начался массовый исход татар с самого полуострова. К 1864 году численность татар в Крыму сократилась на 138,8 тыс. чел. (с 241,7 до 102,9 тыс. чел.). Масштаб эмиграции напугал губернские власти. Уже в 1862 году начались аннулирование ранее выданных загранпаспортов, и отказы выдавать новые. Впрочем, главным фактором прекращения эмиграции стали известия о том, что ждет татар в единоверной Турции. Масса татар погибла еще в пути на перегруженных фелюгах в Черном море. Турецкие власти просто выбрасывали переселенцев на берегу, не предоставляя им никакого продовольствия. До трети татар погибли в первый год жизни в единоверной стране. И теперь началась уже реэмиграция в Крым. Но ни турецкие власти, понимавшие, что возвращение мусульман из-под власти халифа опять под власть русского царя произведет крайне невыгодное впечатление на мусульман мира, ни российские власти, также опасавшиеся возвращения озлобленных, все потерявших  людей, не собирались помогать возвращению в Крым.

Менее масштабные татарские исходы в Османскую империю происходили в 1874-75 гг., в начале 1890-х гг, в 1902-03 гг. В результате большая часть крымских татар оказалась за пределами Крыма. 

Так татары по собственной воле стали этническим меньшинством на своей земле. Благодаря высокому естественному приросту их численность к 1917 году дошла до 216 тысяч человек, что составляло 26 % населения Крыма. В целом в годы гражданской войны татары были политически расколоты, сражаясь в рядах всех борющихся сил.

То, что татары составляли чуть больше четверти населения Крыма, большевиков не смущало. Руководствуясь своей национальной политикой, они пошли на создание автономной республики. 18 октября 1921 года ВЦИК и Совнарком РСФСР издали декрет об образовании Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. 7 ноября 1-й Всекрымский учредительный съезд Советов в Симферополе провозгласил образование Крымской АССР, избрал руководство республики и принял её Конституцию.

Эта республика не была, строго говоря, чисто национальной. Заметим, что она не называлась татарской. Но «коренизация кадров» последовательно проводилась и здесь. Большинство руководящих кадров также были татарами. Татарский язык был, наряду с русским, языком делопроизводства и школьного обучения. В 1936 году в Крыму существовало 386 татарских школ.

В годы Великой Отечественной войны судьба крымских татар сложилась драматически. Часть татар честно сражалась в рядах советской армии. Среди них были 4 генерала, 85 полковников и несколько сотен офицеров. 2 крымских татарина стали полными кавалерами ордена Славы, 5 - Героями Советского Союза, летчик Амет-хан Султан - дважды Героем.

В родном Крыму некоторые татары сражались в партизанских отрядах. Так, по состоянию на 15 января 1944 года в Крыму насчитывалось 3 733 партизана, из них русских - 1 944, украинцев - 348, крымских татар - 598. В отместку за действия партизан гитлеровцы сожгли 134 населенных пункта в предгорной и горной местностях Крыма, 132 из которых были преимущественно крымско-татарскими.  

Однако из песни слов не выкинешь. Во время оккупации Крыма многие татары оказались на стороне гитлеровцев. 20 тысяч татар (то есть 1/10 всего татарского населения) служили в рядах добровольческих соединений. Они привлекались к борьбе с партизанами, и особенно активно участвовали в расправах над мирным населением.

В мае 1944 года, буквально сразу после освобождения Крыма,  крымские татары были депортированы. Общая численность депортированных составила 191 тысячу человек. От депортации были освобождены члены семей бойцов советской армии, участников подполья и партизанской борьбы, а также татарки, вышедшие замуж за представителей другой национальности.

крымские татары

Начиная с 1989 года началось возвращение татар в Крым. Репатриации активно содействовали украинские власти, надеясь, что татары ослабят русское движение за присоединение Крыма к России. Отчасти эти ожидания украинских властей подтвердились. На выборах в украинский парламент татары в массе своей голосовали за «Рух» и другие самостийнические партии.

В 2001 году татары составляли уже 12% населения полуострова, - 243 433 человека.

 

Другие этносы Крыма

На полуострове с момента присоединения к России проживают еще представители нескольких небольших этносов, также ставших крымчанами. Речь идет о крымских болгарах, поляках, немцах, чехах. Живя далеко от своей основной этнической территории, эти крымчане стали самостоятельными этническим группами.

Болгары в Крыму появились уже в конце XVIII века, сразу после присоединения полуострова к России. Первое болгарское поселение в Крыму появилось в 1801 году. Российские власти ценили трудолюбие болгар, а также умение вести хозяйство в условиях субтропиков. Поэтому болгарские переселенцы получали от казны суточные  в размере 10 копеек на душу, каждой болгарской семье отводилось до 60 десятин государственной земли. Каждому болгарскому переселенцу были предоставлены льготы в податях и других повинностях финансового порядка на 10 лет. По истечении их они в значительной степени сохранялись в течение следующих 10 лет: болгары облагались лишь податью в размере 15-20 коп с десятины. Только после истечения двадцати лет после своего прибытия в Крым переселенцы из Турции уравнивались в податном отношении с татарами, переселенцами с Украины и России.

Вторая волна переселения болгар в Крым пришлась на время русско - турецкой войны 1828-1829 гг.  Прибыло около 1000 человек. Наконец, в 60-х гг. XIX века в Крым прибыла третья волна болгарских переселенцев. В 1897 году в Крыму проживали 7 528 болгар. Следует заметить, что религиозная и языковая близость болгар и русских приводили к ассимиляции части крымских болгар.

Войны и революции тяжело отразились на болгарах Крыма. Их численность росла довольно медленно из-за ассимиляции. В 1939 в Крыму проживало 17,9 тыс. болгар (или 1,4% всего населения полуострова).

В 1944 году болгары были депортированы с полуострова, хотя в отличие от крымских татар никаких свидетельств сотрудничества болгар с немецкими оккупантами не было.  Тем не менее весь крымско-болгарский этнос был депортирован. После реабилитации начался медленный процесс репатриации болгар в Крым. В начале XXI века в Крыму проживали несколько более 2 тысяч болгар.

Чехи появились в Крыму полтора века тому назад. В 60-х гг XIX века появились 4 чешских колонии. Чехи отличались высоким уровнем образования, что парадоксальным образом способствовало их быстрой ассимиляцией. В 1930 году чехов и словаков в Крыму насчитывалось 1400 человек. На начало XXI века на полуострове проживали лишь 1 тысяча лиц чешского происхождения.

Еще один славянский этнос Крыма представлен поляками. Первые поселенцы смогли прибыть в Крым уже в 1798 году, хотя массовое переселение поляков в Крым началось лишь в 60-е гг XIX  века. Следует заметить, что поскольку поляки не внушали доверия, особенно после восстания 1863 года, им не только не предоставляли никаких льгот, как колонистам других национальностей, но даже запретили селиться в обособленных поселениях. В результате «чисто» польских сел в Крыму не возникло, и поляки проживали вместе с русскими. Во всех больших селах наряду с церковью действовал и костел. Костелы были также во всех крупных городах - Ялте, Феодосии, Симферополе, Севастополе. По мере утраты религией своего прежнего влияния на простых поляков, проходила быстрая ассимиляция польского населения Крыма. В конце XX столетия в Крыму проживало около 7 тысяч поляков (0,3 % населения).

Немцы появились в Крыму уже в 1787 году. С 1805 года на полуострове стали возникать немецкие колонии со своим внутренним самоуправлением, школами и церквями. Немцы прибывали из самых разных германских земель, а также из Швейцарии, Австрии и Эльзаса. В 1865 г. в Крыму уже было 45 населенных пунктов с немецким населением.

Предоставленные колонистам льготы, благодатные природные условия Крыма, трудолюбие и организованность немцев привели колонии к быстрому хозяйственному процветанию. В свою очередь, известия о хозяйственных успехах колоний способствовали дальнейшему притоку немцев в Крым. Для колонистов была характерна высокая рождаемость, так что немецкое население Крыма быстро росло.  По данным первой всероссийской переписи 1897 г., в Крыму проживало 31 590 немцев (5,8% от общего числа населения), из них 30 027 - сельские жители.

Среди немцев практически все были грамотными, жизненный уровень был значительно выше среднего. Эти обстоятельства отразились на поведении крымских немцев во время Гражданской войне.

Большая часть немцев старалась быть «над схваткой», не участвуя в междоусобии. Но часть немцев сражалась за Советскую власть.  В 1918 г. был образован Первый екатеринославский коммунистический кавалерийский полк, воевавший против немецких оккупантов на Украине и в Крыму. В 1919 году Первый немецкий кавалерийский полк в составе армии Буденного вел вооруженную борьбу на Юге Украины против Врангеля и Махно. Часть немцев сражались на стороне белых. Так, в армии Деникина воевала Егерская стрелковая бригада из немцев. Особый полк из меннонитов сражался в армии Врангеля.

В ноябре 1920 г. в Крыму была окончательно установлена советская власть. Немцы, признавшие ее, продолжали жить своими колониями и своими хозяйствами, практически не меняя их уклада: хозяйства были по-прежнему крепкими; дети ходили в свои школы с преподаванием на немецком языке; все вопросы решали сообща внутри колоний. На полуострове официально образовалось два немецких района - Биюк-Онларский (ныне Октябрьский) и Тельмановский (ныне Красногвардейский). Хотя немало немцев проживало и в других местах Крыма. 6 % немецкого населения производили 20 % валового дохода от всей сельскохозяйственной продукции Крымской АССР. Демонстрируя полную лояльность советской власти, немцы старались «не лезть в политику». Показательно, что за 20-е годы лишь 10 крымских немцев вступили в большевистскую партию.

Уровень жизни немецкого населения продолжал быть гораздо выше, чем в других национальных группах, поэтому грянувшая коллективизация, а за ней и массовое раскулачивание коснулись прежде всего немецких хозяйств. Несмотря на потери в Гражданской войне, репрессии  и эмиграцию, численность немецкого населения Крыма продолжала возрастать. В 1921 г. крымских немцев насчитывалось - 42 547 чел. (5,9% от общего числа населения), в 1926 - 43 631 чел. (6,1%), 1939 - 51 299 чел. (4,5%), 1941 - 53 000 чел. (4,7%).

Великая Отечественная война стала величайшей трагедией для крымско-немецкого этноса. В  августе-сентябре 1941 г. депортировано более 61 тысяч человек (в том числе примерно 11 тыс. лиц других национальностей, связанных с немцами семейными узами). Окончательная реабилитация всех советских немцев, в том числе и крымских, последовала только в 1972 году. С этого времени немцы начали возвращаться в Крым. На 1989 г. в Крыму проживало 2 356 немцев. Увы, часть депортированных крымских немцев эмигрирует в Германию, а не на свой полуостров.

 

Восточные славяне

Большую часть жителей Крыма составляют восточные славяне (будем политкорректно называть их так, учитывая украинское самосознание части русских в Крыму).

Как уже говорилось, славяне жили в Крыму еще с глубокой древности. В X-XIII веках в восточной части Крыма существовало Тмутараканское княжество. Да и в эпоху Крымского ханства на полуострове постоянно находилась часть пленников из Великой и Малой Руси, монахи, купцы, дипломаты из России. Таким образом, восточные славяне на протяжении веков были частью постоянного коренного населения Крыма.

В 1771 году, когда Крым был занят русскими войсками, около 9 тысяч русских освобожденных рабов были освобождены. Большинство из них остались в Крыму, но уже в качестве лично свободных российских подданных.

С присоединением Крыма к России в 1783 году начинается заселение полуострова переселенцами со всей Российской империи. Буквально сразу же после манифеста 1783 года о присоединении Крыма по приказу Г. А. Потемкина в Крыму были оставлены на жительство воины Екатеринославского и Фанагорийского полков. Женатым солдатам  давали отпуск за казенный счет, чтобы они могли забрать в Крым свои семьи. Помимо этого,  изо всех уголков России были вызваны девушки и вдовы, согласные на брак с солдатами и на переезд в Крым.

Многие дворяне, получившие в Крыму поместья, стали переводить в Крым своих крепостных. На казенные земли полуострова переселялись также и государственные крестьяне.

Уже в 1783-84 гг в одном  только Симферопольском уезде переселенцы образовали 8 новых селений и, кроме того, разместились вместе с татарами в трех селениях. Всего здесь к началу 1785 г. был учтен 1 021 человек мужского пола из числа русских поселенцев. Новая русско-турецкая война 1787-91 гг несколько затормозила приток переселенцев в Крым, но не остановила его. За 1785 -  1793 г. количество учтенных русских переселенцев достигло 12,6 тыс. душ мужского пола. В целом русские (вместе с малороссами) уже за несколько лет пребывания Крыма в составе России составили примерно 5% населения полуострова. Фактически русских было еще больше, поскольку многие беглые крепостные, дезертиры и старообрядцы  стремились избегать всяких контактов с представителями официальных властей. Не учитывались освобожденные бывшие рабы. Кроме того, в стратегически важном Крыму постоянно находись десятки тысяч военных.

Постоянная миграция восточных славян в Крым продолжалась весь XIX век. После Крымской войны и массовой эмиграцией татар в Османскую империю, что привело к появлению большого количества «ничейной» плодородной земли, в Крым прибыли новые тысячи русских переселенцев. 

Постепенно у местных русских жителей стали формироваться особые черты хозяйства и быта, вызванные как особенностями географии полуострова и его многонациональным характером. В статистическом отчёте о народонаселении Таврической губернии за 1851 год, отмечалось, что русские (великороссы и малороссы) и татары ходят в одежде и обуви, мало чем отличаясь друг от друга. Посуда используется одинаково глиняная, выполненная в домашних условиях, и медная, изготавливаемая татарскими мастерами. Обычные русские повозки вскоре по прибытию в Крым были заменены татарскими арбами.

Со второй половины XIX века главное богатство Крыма - его природа, сделали полуостров центром отдыха и туризма. На побережье стали возникать дворцы императорской фамилии и влиятельных вельмож, на отдых и лечение стали прибывать тысячи туристов. Многие русские стали стремиться поселиться в благодатном Крыму. Так что приток русских в Крым продолжался. В начале XX столетия русские стали преобладающим этносом Крыма. Учитывая высокую степень русификации многих крымских этносов, то русский язык и культура (в значительной степени утратившие свои локальные особенности) преобладали в Крыму абсолютно.

После революции и Гражданской войны Крым, превратившийся во «всесоюзную здравницу», по-прежнему продолжал притягивать к себе русских. Впрочем, стали прибывать и малороссы, считавшиеся особым народом - украинцами. Их доля в населении в 20-30-е годы повысилась с 8% до 14%.

В 1954 году Н.С. Хрущев волюнтаристским жестом присоединил Крым к Украинской советской республике. Результатом стала украинизация крымских школ и канцелярий. Помимо этого, резко выросло численность крымских украинцев. Собственно, часть «настоящих» украинцев стала прибывать в Крым еще в 1950 году, согласно  правительственными «Планами по вселению и перемещению населения в колхозы Крымской области». После 1954 года в Крым стали прибывать новосёлы из западных украинских областей. Переселенцам для переезда выделяли целые вагоны, где могло поместиться всё имущество (мебель, утварь, убранство, одежда, многометровые холсты домотканины), скот, птицу, пасеки, и пр. В Крым, имевший статус обычной области в составе УССР, прибыли многочисленные украинские чиновники. Наконец, поскольку украинцем стало быть престижно, некоторые крымчане также превратились в украинцев по паспорту.

В 1989 году в Крыму проживало 2 430 500 человек (67,1 % русских, 25,8 % украинцев, 1,6 % крымских татар, 0,7 % евреев, 0,3 % поляков, 0,1 % греков).

Распад СССР и провозглашение независимости Украины вызвали в Крыму экономическую и демографическую катастрофы.  В 2001 году в Крыму насчитывалось  2 024 056 человек населения. Но на самом деле демографическая  катастрофа Крыма еще ужаснее, поскольку частично убыль населения компенсировали возвращающиеся в Крым татары.

------

В целом на начало XXI века Крым, несмотря на свою многовековую полиэтничность,  остается преимущественно русским по населению. За два десятилетия пребывания в составе независимой Украины Крым неоднократно демонстрировал свою русскость. За эти  годы в Крыму увеличилось количество украинцев, и вернувшихся крымских татар, благодаря чему официальный Киев смог получить некоторое количество своих сторонников, но, тем не менее, существование Крыма именно в составе Украины представляется проблематичным.

 



[1] Крымская ССР (1921-1945). Вопросы и ответы. Симферополь, «Таврия», 1990, с. 20

[2]  Судоплатов П. А. . Разведка и Кремль.М.,1996 г., с.339-340

[3] Из секретных архивов ЦК КПСС. Лакомый полуостров. Записка о Крыме / Комментарии Козлова Сергея и Костырченко Геннадия//Родина. - 1991.-№11-12. - С. 16-17

[4] От киммерийцев до крымчаков. Народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII века. Симферополь, 2007, с. 232

[5] Широкорад А. Б. Русско-турецкие войны. Минск, Харвест, 2000, с. 55



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора
 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме