Одним из важных и приоритетных направлений осуществления молодёжной политики в Российской Федерации является деятельность её различных субъектов по формированию ценностных ориентаций современной российской молодёжи (т.е. духовно-нравственному, национально-патриотическому, гражданскому, трудовому воспитанию и социализации молодёжи).
Мониторинг ценностей молодых людей, а также выяснение особенностей восприятия ими трансформационных процессов и деятельности различных институтов социализации и субъектов осуществления молодёжной политики, является крайне важным направлением социологического исследования современной российской молодёжи. Ведь полученные данные могут позволить корректировать и совершенствовать формы и механизмы реализации молодёжной политики в Российской Федерации.
И в этом контексте весьма интересны результаты проведённого в ноябре 2013 года на кафедре истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством автора (при научном консультировании профессора В.И. Добренькова) опроса студенческой молодёжи московских ВУЗов.
В опросе приняли участие 408 студентов московских ВУЗов: МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС, МГГУ имени М.А. Шолохова, МАБИУ, РУДН, Медицинской Академии имени И.М. Сеченова, ИЖЛТ, МФТИ, ГУУ, РПУ св. Иоанна Богослова.
В исследовании была использована пропорциональная выборка по: 1) типу ВУЗа и типу факультета (гуманитарный, естественный); 2) половой принадлежности; 3) специфическим особенностях исследуемой проблематики.
Одной из основных задач исследования являлось выявление отношения молодёжи к трансформационным процессам и кризисным явлениям в развитии современного российского общества и государственности.
По результатам исследования, можно с уверенностью сказать, что студенты московских ВУЗов, в целом, достаточно трезво и здраво оценивают происходящие вокруг них трансформационные процессы и кризисные явления в развитии современного российского общества и государственности.
Диаграмма 1. Представления студентов московских ВУЗов о наличии/отсутствии системного кризиса современного российского общества и государства
Большая часть из них (67,2%) констатировала наличие системного кризиса современного российского общества и государства. Из числа респондентов, высказавших своё мнение по данному вопросу (3,4%), практически все согласились (в полной мере или частично) с фактом наличия системного кризиса. 18,6% - затруднились с ответом. И только 10,8% опрошенных выразили своё несогласие с самим фактом наличия системного кризиса российского общества и государства.
Диаграмма 2. Представления студентов московских ВУЗов о первопричине системного кризиса современного российского общества и государства
Первопричиной системного кризиса современного российского общества и государства, на взгляд большей части московских студентов (37,8%), является духовно-нравственный кризис современного российского общества. По мнению 23,1% молодых людей, системный кризис современного российского общества и государства являет собой закономерный результат процесса «вестернизации» - навязывания нам западных ценностей «американского образа жизни». 22,5% студентов к первопричине системного кризиса относят социально-политические неурядицы; 15,3% - глобальный общемировой кризис политической, социально-экономической, культурной сфер жизнедеятельности; 10,5% - кризисные явления в экономике; 14,7% - затруднились ответить на данный вопрос и 6,4% высказали своё мнение.
Диаграмма 3. Понимание студентами московских ВУЗов сути духовно-нравственного кризиса современного российского общества и государства
Большая часть московских студентов (53,9%) понимает под духовно-нравственным кризисом современного российского общества - уход от традиционных устоев жизнедеятельности общества, навязывании нам потребительского поведения и западных ценностей. 14,5% студентов понимают его как кризис социальных институтов и отношений. 12,8% молодых людей трактуют его как проблемы, связанные с процессом воспитания. 3,2% понимают его как устаревание моральных ценностей. 2,1% студентов не стали давать ему определения, аргументируя это тем, что духовно-нравственного кризиса современного российского общества нет.
Диаграмма 4. Представления студентов московских о причинах духовно-нравственного кризиса современного российского общества и государства
Возникновение духовно-нравственного кризиса современного российского общества, на взгляд московских студентов, прежде всего, связано с негативной деятельностью института СМИ (навязыванием институтом СМИ стандартов общества потребления, «американского образа жизни», культа денег и насилия). 56,6% московских студентов придерживаются именно такого мнения. 33,3% молодых людей связывают его возникновение с уходом от веры предков и традиционных духовных корней нации. 11,3% студентов объяснили факт его возникновения рабской психологией русского народа; 8,3% - деструктивными действиями «пятой колонны» (внутренних врагов, предателей) внутри России; 6,4% - высказали иное мнение и 15% - уклонились от ответа на поставленный вопрос.
Исследование представлений студентов московских ВУЗов об особенностях процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи также дало весьма интересные результаты.
Диаграмма 5. Представления студентов московских ВУЗов об институтах, оказывающих наиболее эффективное воздействие на формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи
Основным институтом, оказывающим наиболее эффективное воздействие на процесс формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи, на взгляд студентов московских ВУЗов, является институт СМИ (61,9%). Чуть меньше - институт семьи (55%). Затем - уже система образования (36,1%); общественные объединения и организации (21,4%); традиционные религиозные конфессии (православие, ислам, буддизм, иудаизм) и организации (16,2%); органы государственной власти и местного самоуправления (11,1%); армия (7,9%); крупные хозяйственные объединения и организации (5,4%).
Диаграмма 6. Представления студентов московских ВУЗов о ценностях, формируемых СМИ у современной российской молодёжи
Средства массовой информации, оказывающие, по мнению московских студентов, наиболее эффективное воздействие на процесс формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи, к сожалению, в большей степени, пропагандируют и навязывают современной российской молодёжи ценности и стандарты «общества потребления». Это, прежде всего: деньги (69,5%); секс (61,3%); потребительство (58,5%); хорошая работа, карьера (52%); западный образ жизни (52%); эгоизм (46,3%); праздный образ жизни (43,5%); насилие (43,5%); стремление к самореализации, успеху (43%); образование, профессия (42,8%); свобода, независимость (40,8%); досуг (36,8%).
В гораздо меньшей степени, институт СМИ способствует формированию таких традиционных и позитивных ценностей, как: здоровье (23%); любовь (21%); патриотизм (20,3%); семья (17%); труд (13,8%); терпимость (10,8%); доброта (10,5%); вера в Бога (10%); честность (8,8%); духовное самосовершенствование (7,3%); державность (6,3%).
Диаграмма 7. Представления студентов московских ВУЗов о достаточной/недостаточной степени внимания СМИ к проблемам молодёжи
В целом, негативную оценку деятельности СМИ по формированию ценностных ориентаций современной российской молодёжи, дополняет и недостаточное внимание с их стороны к проблемам молодёжи. По мнению большей части молодых людей (65,2%), средства массовой информации, уделяют явно недостаточное внимание молодёжной проблематике. И с эти не согласна лишь меньшая часть респондентов (16,2%).
Особый интерес, на наш взгляд, вызывают представления студентов московских ВУЗов о западных и традиционных (базовых) ценностях русского народа.
Диаграмма 8. Представления студентов московских ВУЗов о базовых (традиционных) ценностях русского народа
На взгляд большинства московских студентов, к традиционным (базовым) ценностям русского народа, относятся, прежде всего, такие ценности, как: вера в Бога (85,9%); семья (81,4%); патриотизм (77,3%); доброта (70,5%); любовь (70,5); труд (66,2%); честность (57,4%); державность (54,2%); духовное самосовершенствование (53,1%); здоровье (47,1%); терпимость (43,6%); образование, профессия (37,5%).
Диаграмма 9. Представления студентов московских ВУЗов о западных ценностях
К западным ценностям, прежде всего: деньги (67,7%); хорошая работа, карьера (67,5%); западный образ жизни (62,4%); потребительство (62,2%); стремление к самореализации, успеху (61,6%); свобода, независимость (57,1%); эгоизм (56,3%); праздный образ жизни (53,4%); секс (45,2%); образование, профессия (44,4%); насилие (44,4%); досуг (41,8%).
Негативная деятельность института СМИ закономерно приводит к неоднозначной оценке и восприятию молодёжью, тех или иных жизненных принципов, что явно свидетельствует о неблагополучности в молодёжной среде.
Диаграмма 10. Оценка студентами московских ВУЗов различных явлений в молодёжной среде и жизнедеятельности современного российского общества
Крайнюю обеспокоенность, однозначно, вызывает положительная оценка студентами московских ВУЗов таких традиционно негативных явлений как: карьеризм (64.2%); приспособленчество (46,6%); добрачные и внебрачные отношения (33,8%); праздный образ жизни (25%); потребительство (22,3%); а также довольно высокий процент тех, кто затруднился с ответом в оценке этих и иных негативных явлений.
Отдельно, следует отметить отношение студенческой молодёжи московских ВУЗов к различным государственным, религиозным и социально-политическим институтам.
Диаграмма 11. Отношение студентов московских ВУЗов к различным государственным, религиозным и социально-политическим институтам
Среди государственных, религиозных и социально-политических институтов, наибольшее доверие у молодых людей вызывают: Президент РФ (64,2%); традиционные для России религиозные конфессии (православие, ислам, буддизм, иудаизм) и организации (58,1%); институт общественных объединений (50%); армия (49,3%); крупные хозяйственные объединения (корпорации) (43,9%); профсоюзы (37%).
Крайнее неодобрение у московских студентов вызывает деятельность таких институтов, как: СМИ (45,6%); правоохранительные органы (41,9%); Государственная Дума РФ (43,1%); Правительство РФ (39%); суды (38,2%); руководство субъектов РФ (37,3%); политические партии и движения (36,8%); Совет Федерации Федерального Собрания РФ (33,6%).
Учитывая, в целом, негативное восприятие молодыми людьми деятельности государственных институтов, первое место по количеству симпатий, занятое институтом Президента РФ, по-видимому можно объяснить, лишь фактом персонификации данного института с личностью, занимающего этот пост национального лидера - Владимира Владимировича Путина. Но это - вполне нормальное явление.
Студенческая молодёжь московских ВУЗов настроена, в целом, весьма патриотично и верит в грядущее возрождение России. Подавляющее большинство московских студентов положительно относится к патриотизму (78,9%). Лишь 8,6% высказали своё негативное отношение к нему, а 12,5% - затруднились ответить.
Диаграмма 12. Мнение московской студенческой молодёжи о том, в состоянии ли она, внести свой вклад в освобождение России от американского влияния и возрождение России
Значительная часть молодёжи осознаёт свою значимость в происходящих вокруг социально-политических процессах и, готова внести свой посильный вклад в возрождение российского общества и государства и обретения нашей страной полномасштабного суверенитета. 44,1% молодых людей считают, что современная российская молодёжь в состоянии внести свой вклад в освобождение России от американского влияния и возрождение России. С ними солидарна и часть студентов выразивших своё мнение (7,4%). Помочь молодёжи реализовать этот порыв - есть одна из первостепенных задач государства, религиозных и общественных институтов.
Елишев С.О., доцент кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат социологических наук