- Все думающие люди, наблюдая мучительные судороги нашей цивилизации, не могут не прийти к выводу: мировая культура тяжело больна. Для нас же с вами главная беда заключается в том, что и русская культура подвержена ныне той же болезни.
Так утверждает кандидат искусствоведения, доцент исторического факультета СПбГУ О.Б. Сокурова, чьим большим выступлением открывается февральский номер «Православного Санкт-Петербурга». Далее Ольга Борисовна говорит:
-...Но ведь культура - это не только произведения искусства. Мы говорим и о культуре человеческого общения. Основа русской души - это братство, родственная любовь к ближним и дальним, любовь, существующая по образу и подобию Святой Троицы. Троица понималась русским человеком как единство в любви, высшее, божественное единство, и по этому образу наша культура призывала строить и все прочие единства - и государственное, и семейное, и даже экономическое - не случайно же именно община была у нас главной формой хозяйствования. В конце 80-х в нашем языке появилось выражение: «Ваши проблемы». То есть: «С вашей бедой справляйтесь сами, меня это не касается». Болезнь обособленности ширится, - но ещё нельзя сказать, что она окончательно овладела русской душой. Это так, - а иначе Россия давно сошла с мировой арены. Дружба - святое слово, и Россия всегда это чувствовала. Не случайно даже войско называлось в Древней Руси дружиной - собранием друзей. Разве случайно, что просветителями нашими были именно братья - свв. Кирилл и Мефодий; что братья стали первыми русскими святыми - свв. Борис и Глеб? Или, если говорить о нашем родном городе, то ведь сердце его - Петропавловская крепость с Петропавловским собором, а мы знаем, что Пётр и Павел были духовными братьями в апостольском служении. Более того: собор освящён на мощах апостола Андрея - брата апостола Петра!
Выступление О.Б. Сокуровой называется «КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ».
Где же искать пути преодоления этого кризиса? Отчасти ответом на этот вопрос будет рассказ о жизни покойной настоятельницы Пюхтицкого женского монастыря схиигуменьи Варвары (Трофимовой), опубликованный в свежем номере газеты. Вот отрывок из него: рассказ одной из монахинь Пюхтицокй обители:
- Когда-то для нас любовь во Христе была отвлеченным понятием, книжным откровением неизвестного нам Царствия Божия. Но вот в жизни появляется человек, который приводит в недоумение. Откуда у него столько любви, которой хватает на всех. Любит не потому, что мы души в нём не чаем, относимся к нему с особым вниманием, а... несмотря ни на что. Припоминается случай. Была назначена встреча с человеком, который хотел побеседовать с Матушкой наедине. Утром раздается телефонный звонок, и хороший знакомый тревожным голосом просит меня убедить Матушку не встречаться с назойливым просителем, объясняя это его недостойным поведением. Матушка встречи не отменила, сказала, что повидается с ним ради вежливости, минут 15-20. Несколько минут разговора перетекли в несколько часов. И вот раздается заветный звоночек, что означает: Матушка просит прийти - беседа закончена. Мне навстречу выходит мужчина, из глаз которого текут реки слёз, - прощается, благодарит, уходит. Матушка, встретив мой взгляд, тихо говорит: «Какой хороший человек, как много он страдал...» Никогда не перестанешь удивляться её умению видеть в каждом человеке образ Божий и радоваться правде о нём...
Материал о матушке Варваре называется: «СЛУЖАНКА ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ».
Неожиданна перекличка этой статьи с рассказом русского солдата, воевавшего в Афганистане. Дело в том, что в нашем городе открылся новый музей, посвящённый воинам Афганской и Чеченских войн. Корреспондент газеты побывала в этом музее и в частности принесла оттуда такой рассказ.
Говорит старшина Виктор Чередниченко: «В детстве мама всегда крестила нас с сестрой на сон грядущий, и душа моя наполнялась спокойствием... В мае 1986 года я, отслужив в Афганистане, должен был вернуться домой. Ночью в палатку пришёл начальник политотдела полка, сказал, что для предстоящей военной операции нужны дембеля. Что делать? Согласился. И вот мне снится сон, что я пытаюсь догнать маму с сестрой, которые уезжают на «Волге», спотыкаюсь, падаю, разбиваю лицо, и мне в руки падает челюсть с зубами. Проснулся с мыслью: «Это будет моя последняя война...» Вдруг в палатку входит женщина в тёмно-фиолетовом монашеском одеянии. Подошла ко мне и тихо перекрестила три раза, совсем как мама. И я понял, что буду жить... Я и, правда, вернулся цел-невредим. А когда в 1992 году оказался на Афоне - увидел в Пантелеймоновом монастыре икону, на которой узнал женщину в фиолетовом одеянии. Это была Богородица».
Рассказ о музее называется «ОНИ ЗАЩАЛИ ОТЕЧЕСТВО...»
Нити наших поколений, переплетаясь, создают единое полотно Русского народа. А что, если эти нити будут разорваны злыми силами, что если дети будут появляться на свет... без родителей? Об этом рассуждает священник Алексий Мороз.
- Может ли ребёнок из пробирки стать святым? Почитайте жития святых - у многих были святые или благочестивые родители. Ребёнку, чьи родители - алкоголики, наркоманы, преступники, труднее достичь духовных высот, ибо он несёт в себе расположенность ко греху. Генетическая заданность - это 70% характера и психических черт человека. Однако, у человека есть право выбора - уступить греховной склонности, или жить, соблюдая Заповеди Божии. Но вырастить святого в пробирке - святотатство. Важно знать, что суррогатное материнство сопровождается убийством зародышей: их заготовляется 12-15, подсаживаются два-три (приживается часто один), остальные уничтожаются или замораживаются... на всякий случай. Но Бог ведь всё равно даёт малышу душу или нет? Что-то он имеет, коли родился и живёт. Но какая это душа? Является ли он полноценной личностью? В какой мере он ущербен, как это скажется на его дальнейшей жизни и на его детях, если они будут? Такое дитя скорее всего может унаследовать отцовское безплодие...
Интервью с о. Алексием называется «ДЕТИ ИЗ ПРОБИРКИ и ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ».
В новом номере «Православного Санкт-Петербурга» вместо привычной былинки Александра Ракова, вы найдёте рассказ о новой книге Александра Григорьевича «ПОЭЗИЯ ДЕЛАЕТ ЗЕМЛЮ КРАСИВОЙ». Поэт А. Родосский говорит: «Как не вспомнить знаменитый афоризм Достоевского: «Красота спасёт мир». А чувство красоты, особенно красоты родного слова, неизменно присуще А. Ракову... Непрерывная преемственность поколений - непременное условие их успешности и в жизни и в литературе Эта мысль проходит красной нитью через книгу А. Ракова...»