О наболевших темах, о межконфессиональных проблемах, о войне и о мире и просто о том, что ценно, вечно и свято для любого истинно верующего человека в беседе с корреспондентом Русской Народной Линии, членом Союза журналистов России Марией Мономеновой рассказал председатель Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия-Алания, муфтий Хаджимурат Харумович Гацалов.
- Хаджимурат-хаджи, в чем, по Вашему мнению, основные причины радикализации российского общества и каковы возможные пути ее предотвращения?
- Радикализация российского общества идет по намеченному плану как один из пунктов долгосрочной программы развала великой страны. Явление радикализма взрастает на базе различных государственных и национальных проблем, на основе физиологической сути этой бескомпромиссности.
Любое ослабление государственной власти вызывает негативные в своем большинстве процессы в обществе. Изменение политической системы, да и вообще слом огромного государства со своими традициями, социальными, национальными, классовыми особенностями и так далее, - мощный импульс для разного рода проявлений человеческой натуры: слабости и силы, ничтожества и величия.
Становление нового государства проходило в тяжелой внешнеполитической атмосфере: бывшие, а я бы сказал, и исторические недруги, улыбаясь и «переживая» за будущее России, старались посильнее ее ущемить и унизить. Закабаление займами и гнилой идеологией приводило внутреннюю политику страны к абсурду. Развал привычного уклада общества, резкое разделение его на различные слои, на политические и финансовые группы отравляло атмосферу привычных отношений между людьми, между нациями. Резкое изменение национального состава разрушало привычные житейские связи и стереотипы, менялась ментальность общества в целом. Все это произошло за короткий период времени при одном-двух поколениях. Мощное идеологическое оболванивание через СМИ, изобилие ненужных, но вдруг ставших необходимыми товаров, жажда потребления резко изменили мораль общества. Высокомерие, гордыня, словоблудие, пропаганда пороков опустошили многие души. Тяга к богатству, продажность и цинизм больно ударили по растущему поколению, которое не успело осознать ценность морали и нравственности, терпения и благородства. Можно продолжить, но все ясно и так. Мы дали возможность многим своим современникам и ровесникам вначале выпустить злой дух, а затем вырастили на этой беспрецедентной по масштабу вседозволенности и безответственности следующие поколения.
Теперь рассмотрим пути нейтрализации этой напасти - самое верное определение данного действа, от слова «нападать». При всей кажущейся сложности и долгосрочности проблемы решение ее не сложно. Основой радикализации со всеми ее базисами и компонентами является состояние бездуховности нашего общества. Это главная, фундаментальная причина. Так что путь к предотвращению радикализации лежит только через пробуждение духовности народа. Культура, национальная гордость возродят взаимоуважение людей и народов. Это простое и верное решение заложено в законе Божьем, в Его знании и исполнении, в поклонении, в вероубеждении. Нужно не просто ходить в церковь, в мечеть, считая себя верующим человеком, а утверждать Божье слово всей своей жизнью. Все болезни, как человеческие, так и общественные, возникают только из-за нежелания людей следовать этим путем.
- Кому выгодно сталкивать мусульман с мусульманами, мусульман с христианами?
- Шайтану. Только ему и тем, кто под ним. Анализируя историю современной цивилизации - 19 век, 20 век, 21 век, - мы иногда не можем найти причин многих конфликтов и войн. Первая, Вторая мировые войны не должны были состояться по причине тех или иных исторических моментов, учебники истории трактуют лишь видимую часть истории. Революция в России, принесшая много горя ее народу, и сегодня влияет на многие процессы нашей жизни вследствие уничтожения лучшей части россиян и слома морального стержня ее народа. То, что мы знаем об этих исторических, масштабных переворотах общественного сознания, мирового устройства, распаде империй и исчезновении целых государств, не объясняет глубинного, постоянно текущего процесса, планируемого и реализуемого кем-то. Это наглядный пример борьбы добра и зла в историческом ракурсе.
И сегодня до конца не понятны механизмы втягивания России в Первую мировую войну. Не готовая к ней и не имеющая в ней никакого интереса страна, проводящая внутренние реформы, оказалась одной из главных фигур в этой игре. Она же и пострадала, и в итоге был запущен механизм ее разрушения. Остальные, более поздние исторические переломы России берут начало из того же времени. Если кто не осознает серьезности этого предположения, может покопаться в книгах, и, надеюсь, он задумается. То же самое происходит и с религией. Религия и национальная принадлежность - два мощных идеологических инструмента для оперативно-тактической реализации чьей-то стратегии. Чьей? Нам всегда показывают только фасад. Кто за ним, за планами и действиями? Они разрушительны, они античеловечны. Ответ один - шайтан, в каком бы обличии он ни являлся.
- К представителям мусульманской веры сегодня всё чаще относятся настороженно, поскольку ищут в их деятельности политическую составляющую. Между тем известно, что за последние годы в России было убито более шестидесяти мусульманских ортодоксальных богословов! Очевидно, что борьба идет очень жесткая... На фоне террористический вакханалии, приобретающей всё более наступательный характер, именно Духовное управление мусульман РСО-А и мусульмане Северной Осетии активно задают тон российскому исламскому сообществу в деле борьбы с радикализмом, формируя истинный облик ислама. Показательно и то, что единственным в России Духовным управлением мусульман, принявшим фетву, прямо запрещающую местным мусульманам участвовать в сирийских событиях, стало ДУМ Северной Осетии. В Сирии погибли лишь четыре мусульманина - выходца из Осетии (один из них был армянином, ранее самостоятельно поехавшими туда). Как Вам удается вести такую грамотную политику?
- Говоря о радикализации российского общества, необходимо отметить и фактор конфессиональной подоплеки этой проблемы. Повторюсь, во многих городах и в районных центрах меняется национальный состав основного населения. Людей, проживающих там с незапамятных времен, это не совсем устраивает. Отношения, привычки и стереотипы, в том числе привычный конфессиональный устой, подвергаются деформации. К сожалению, приезжающие на работу, учебу или на проживание молодые люди не всегда соблюдают тот уклад жизни, в который они вторгаются, и отсутствие личного багажа общей и внутренней культуры, элементарного образования осложняет их адаптацию. Принимающая сторона также не отягощена культурой и банальным уважением к новым соседям. Различие культур, вероисповедования, ментальности, да и обыкновенные жизненные проблемы создают задел напряжения и непонимания друг друга.
Террористические акты и агрессия, сопровождающиеся информационной волной, кампания по очернению ислама и наветы на мусульман, а иногда и обоснованные обвинения рисуют довольно тревожную картину, и обыватель, особенно не думающий, настороженно относится к этой информации, к событиям, к действиям. На этом фоне обвинения в поддержке мусульманами интересов США, Саудовской Аравии довольно правдоподобны. Хотя в реалиях все это совсем не так. Я не думаю, что есть мусульмане, поддерживающие политику США, по крайней мере, я таких не знаю. Да и к государству КСА у мусульман России нет такого пиетета, как это кажется. Все дело в том, что в этом государстве находятся два любимых для всех мусульман мира города - Мекка и Медина, в которых расположены две великие святыни - Кааба и мечеть Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). И, совершая великий столп ислама хадж, мусульмане направляются именно в Мекку.
Опасения на счет США обоснованны. Вся экспансия этого агрессивного и лицемерного государства направлена против России и всего, что связанно с Россией. Хотя многое видится только визуально, но думается, что это большая ширма. Главный игрок, определяющий стратегию США и других государств-участников НАТО, - финансовый капитал Англии. Громаднейший внешний долг США в два триллиона долларов не вызывает у сената большого беспокойства. Жить в долг, отрабатывая проценты и обогащая кого-то десятилетиями, не вызывает протеста и у финансовой системы США. Это скорее потому, что кредиторами являются финансисты Англии. А система финансов США - продолжение системы английских банкиров. То есть США являются финансовыми заложниками одной системы и одних и тех же людей. Делая исторический экскурс, мы вспоминаем ту Англию, которая всегда была врагом государства Российского. Причины Первой мировой войны и втягивание в нее России - тайны скорее всего Английского двора. Борьба с Турцией, выход к Балтийскому, к Черному морям, - в любом конфликте за спинами противников маячила Англия. И проблемы исламского мира последние столетия генерировала она. Глобализация, или, просто, финансовое порабощение мира - проект, разработанный теми же «архитекторами» за фасадом США. Так что идея «золотого миллиарда» и остальные мировые «страшилки», многие из которых весьма серьезно просчитаны, думается, имеют тот же центр. Мало кто обращает внимание на такие детали: при интенсивном процессе глобализации, всеобщей долларизации мира, образовании ЕС (европейская ветвь глобализации) сама Англия спокойна и независима. Ее валюта осталась за ней и при всей мировой финансовой лихорадке неколебима. В тоже время политика этого государства вроде не громка и для обывателей незаметна. Так что напрашивается вывод: не Англия идет в фарватере политики США, а США есть орудие и инструмент политики Англии. Все так называемые политические беглецы из России и даже из молодого Советского государства находили братский приют в основном в Англии.
Поэтому, анализируя действия США и НАТО, не надо упускать из вида Англию и ее вековой интерес к территориям Большого Кавказа, соответственное отношение к Советскому Союзу, а теперь к России, которые, как ей думается, ущемили сферу ее интересов. Кавказ в планах этого спрута - как точка разлома, слабое звено российского бастиона. Многонациональность, многоконфессиональность, большая численность населения, человеческая энергетика, кавказская ментальность - в их идеях хороший детонирующий материал. В 21 веке на политическую арену выходит религия, дополнительный компонент, а, может статься, и сам детонатор, мощнейший фактор дестабилизации. И здесь нет никакой разницы, как развернутся события; конфликт или даже война: мусульмане с мусульманами или мусульмане с христианами. Задача, чтобы горело, взрывалось и разламывалось. Радикализм, экстремизм, боевые действия и, наконец, полномасштабная война - не теоретическая динамика развития процесса, а конкретные планы этих государств. Военная интервенция Грузии в Южной Осетии из той же задумки: использовать все и ждать, где быстрее сработает. В этом «джентльменском наборе» действия под прикрытием ислама занимают главенствующее положение. Нельзя не обратить внимание на то, что многие исламские страны желали помочь и помогали мусульманам России, в том числе и на Кавказе, притом многие искренне, но в тоже время имели между собой довольно неприязненные отношения. «Личные интересы превыше всего» - основная беда исламских государств. Раскройка на лоскутки исламского мира - стратегия США, организаторов мирового пожара, войны добра и зла. Направление главного удара в этой долгосрочной программе - Россия.
«Арабская весна», развалившая много исламских стран, - не разрозненные и сумбурные действия повстанцев, а четко реализуемая за счет мусульман стратегия. Ирак не вышел из подчинения США, как это преподносится. Он просто выполнил свою задачу и стал мешать, возомнив себя самостоятельным игроком. И перестал существовать как государство, видимо, надолго. Каддафи в последние годы был достаточно лоялен к этим господам, но и его судьба решена. Мешал не он, просто его время ушло. Мешала здоровая, религиозная, сытая Ливия. Теперь такой страны тоже нет, есть территория. Большие проблемы ждут Египет, Судан, там все только начинается. Идет методическое уничтожение мусульманских стран и создание хаоса на этих территориях. Не управляемого, как они говорят, а просто хаоса, приводящего к невозможности остановить войну, которая принимает форму многослойного, кланового, партизанского движения и террористических акций.
Будь у России больше возможностей и сил, такого прецедента бы не состоялось. Но необходимо думать и действовать, ведь в настоящее время помощь исламу обернется для России большими дивидендами в будущем. Сегодня есть две большие страны, где мы бы имели возможность сотрудничества, - Пакистан и Афганистан. Звучит фантастично и нелепо, после войны и стольких проблем. Но исторические факты призывают к этому: Афганистан всегда тяготел к России. Эти страны будут в будущем противостоять США. Их долговременный союз не имеет перспективы. Это религиозные страны, а США демон в демократическом обличие. Россия не должна бояться ислама как во внутренних делах, так и во внешней политике. Упрочняя позиции ислама, Россия будет упрочнять свою мощь и авторитет. Довольно нереальное предложение на фоне внутренних проблем и происходящего в исламском мире, но надо видеть перспективу и строить свою политику, внутреннюю и внешнюю, исходя из этого. Что касается мусульман Осетии и деятельности ДУМ, то в основном это профилактика проявлений экстремистских настроений. То есть превентивная работа, в прямом смысле - это образование мусульман. Большое внимание уделяется именно этому направлению - образованию и просвещению, в любых форматах: уроки, лекции, викторины, курсы. Когда человек говорит, что он не верит в искренность действий Духовного управления мусульман, он лжет самому себе. Мы работаем не для того, чтобы кто-то верил или не верил, а для того, чтобы каждый конкретный человек сказал - «я сделал все, что мог для республики, для людей». Я постараюсь сделать все возможное, чтобы это произнести - «я сделал все, что мог».
Знание религии Аллаха, Богобоязненность вернее всего формируют добрый нрав у человека. Я говорил уже о воспитании, которому уделялось очень мало внимания, и результат бездуховности последних десятилетий лег тяжелым бременем не только на молодых ребят - пострадала мораль их родителей. Одна из серьезных причин проявления экстремизма у молодежи - отсутствие воспитания, и на этой неблагодатной почве - неуважение ко всем, кроме собственной персоны. Проблемы воспитанности, отсутствие должных знаний формируют характер многих и многих молодых людей. Если на это нездоровое сознание ложится поверхностное, буквальное понимание религии, то мы в итоге получаем проблемного молодого человека. Воспитание и знание - главный принцип формирования личности, личности ответственной. Проблема наша в том, что многие не понимают систему образования в мечети. Не понимают и не воспринимают. Для них нахождение молодых людей в мечети после намаза - признак радикализации. Примитивное суждение, но довольно устойчивый стереотип, и преодолеть его не удается. Кстати, это также может стать причиной радикализации. Недоверие и соответствующие действия могут послужить началом отторжения молодежи. Атмосфера взаимного доверия должна создаваться всеми членами социума.
- Существует ли взаимодействие между государственными, силовыми и религиозными структурами по противодействию радикализму в РСО-А?
- Могу сказать - нет, кроме Министерства по делам национальностей. Регулярно мелькает в прессе информация о проведении «круглых столов», собраний, встреч с молодежью на тему «экстремизма и радикализма», в большинстве случаев имеется в виду религиозная основа этих проблем, но нас не приглашают. Иногда вызывает удивление состав организаторов этих мероприятий и так называемых «экспертов». Многие стали специалистами по этой тематике и довольно бодро делают удивительные заявления. Пример - Сирия, рассказывают о точном количестве боевиков. О перекрытии канала транзита боевиков. Велика ли отдача от такого дилетантского подхода? Не пора ли объединить усилия всех в один совещательный орган, который вел бы системную, грамотную работу и имел бы возможность отслеживать результаты таких бесед? Путем анкетирования, дежурного номера телефона и возможности желающего в любой момент получить компетентную информацию или помощь. На основе реалий сегодняшнего дня мы не можем говорить о стабилизации ситуации в России и тем более на Кавказе.
- В чем опасность «исламского проекта» США и таких явлений, как «евроислам», «исламизм»?
- Вред от таких нововведений в первую очередь сказывается на исламе и мусульманах. В принципе, политика США не может приносить добра исламу ни в какой стране, ни при каком режиме. Оказывая видимое расположение любому исламскому государству, США демонстрируют факт использования этого государства в своих интересах. Любые проекты, если они касаются религии и людей, желающих жить по закону Божьему, по откровению Всевышнего Аллаха, вероучение которого никогда не будет изменено, по меньшей мере великая глупость. В этом и кроется их опасность.
Вы правы, война идет очень жестокая, и, к сожалению, стабильности пока не видно. Наверное, как и во все переломные времена, должно вырасти новое поколение грамотных и воспитанных в духе взаимоуважения людей. Это проблема не только Кавказа, а всей России, и наша задача - создавать для этого все условия.
- Северный Кавказ - форпост, охраняющий Россию. Совершенно очевидно, что Кавказ сегодня испытывает на себе колоссальные давления со стороны Запада: исламистское, финансовое, коррупционное, террористическое, информационное. Испытывает ли Северная Осетия эти давления?
- Северный Кавказ - форпост, охраняющий Россию не только с Запада. На Юге у нас была война, и довольно масштабная, забывать эту агрессию Грузии нельзя, и скидывать со счетов ее военную доктрину, направленную против России, и постоянное давление на Южную Осетию, не стоит. Здесь нет религиозного подтекста, более того, Грузия страна христианская, тем не менее, была война. Видеть опасность только со стороны исламских государств неконструктивно. С другой стороны у нас Азербайджан, и даже его нейтральное положение по отношению к России для нашей дипломатии и внешней политики - провал сегодня и проблемы в будущем. Я уже об этом как-то говорил. Нельзя терять друзей и союзников. Только на Северном Кавказе несколько десятков тысяч азербайджанцев, общая граница Азербайджана с Дагестаном, который переживает трудные времена, и Каспий, объект пристального внимания многих мировых игроков, в первую очередь тех, которых мы уже перечисляли. Дальше государства Средней Азии, а по ту сторону моря Иран. Клубок очень тугой и пульсирующий, требующий очень пристального внимания и действий. Все это вместе должно контролироваться системой общей безопасности, в первую очередь созданием в Южной Осетии мощного военного центра, я бы его назвал «Бастион Юг». Быстрых и продуманных действий в этом направлении мы не видим. Даже информационное давление как одно из перечисленных в Вашем вопросе не преодолено. Все остальные перечисленные Вами проблемы как вызовы с Запада имеют довольно устойчивую местную прописку. Если бы не было почвы для этого на местах, то проникновение их «из-за бугра» стало бы проблемным. Разве пример Сирии не показатель?
Северная Осетия в перечне республик Кавказа менее подвержена этим давлениям, более стабильна и консолидирована, но запас прочности тоже невысок. Ее этноконфессиональная солидарность не дает покоя многим, «островок спокойствия» надо беречь со всех сторон.
- Хаджимурат-хаджи, где обучаются имамы Республики Северная Осетия-Алания?
- Будущие имамы Осетии обучаются в разных учебных заведениях. Шесть человек учатся в Саудовской Аравии, из Египта по причине сложного положения все вернулись, а остальные ребята получают духовное образование в Нальчинском Исламском Университете.
В России очень предвзятое отношение к студентам, обучающимся за рубежом, особенно в Саудовской Аравии. У меня другое мнение: опасна не страна обучения, а отсутствие здравого нрава и зрелого сознания. Необходимо целенаправленно отбирать кандидатуры и сопровождать их вниманием во время обучения. Для создания своих серьезных школ требуется время и языковая среда. Нужно готовить самих преподавателей. Работа ведется, и несколько ВУЗов России, в том числе и на Кавказе, крепнут и растут в образовательном аспекте. Абстрактный пример - представим, что часть выпускников юридического факультета будут порядочными полицейскими, хорошими юристами и так далее, а другая часть коррупционерами. Разве в этом виноват ВУЗ? Слишком простая и несерьезная концепция. Почему-то у нас такой подход ко всему.
- Террористы, атаковавшие школу в Беслане, загоняли детей и взрослых в спортзал, восклицая «Аллах Акбар!». С таким же восклицанием они расстреливали заложников. Когда появились на свет карикатуры на Пророка Мухаммеда - восстал весь исламский мир. Почему же не восстает он, когда именем Аллаха вершатся такие чудовищные преступления, как в Сирии или как в Беслане, Волгограде? Почему нет единства в исламском мире?
- Я не могу судить об убеждениях и совести этих людей, убивавших детей под крики «Аллаху Акбар» - «Аллах велик». Об этом много сказано, и все равно никогда и никто не сможет объяснить, как можно убивать детей и невинных людей под слова прославления Аллаха, в ниспосланном откровении Которого страшное предупреждение убивающим, страшное предупреждение преступающим закон, и сказано о детях и о старших, убиенных и сожженных в школе: «Тот не из нас, кто не проявляет уважение к старшим и не проявляет милосердия к младшим», сказано прямо - тот не из нас, то есть не из Уммы Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Человек верующий не может причинить зла другому, ибо знает, что он за это будет отвечать. Зло языком, действием, наветом - за все будет суд.
Вопрос очень сложный при своей простоте, так как уже характеризует состояние Уммы мусульман сегодня. Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, наш Пророк - объединительное начало и пример для подражания всем мусульманам до конца времен. Нам сказано Всевышним Аллахом: «И что даровал вам Посланник, то и берите, а что он вам запретил, от того удерживайтесь. И бойтесь Аллаха, ведь Аллах силен наказаниями!» (сура 59, аят 7). Далее сказано в обращении к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует): «Скажите, если хотите, чтобы полюбил вас Аллах, последуйте за мной, тогда полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи, [ибо] Аллах Прощающий, Милосердный». Карикатура на Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) - оскорбление религии, оскорбление Посланника Аллаха, оскорбление чувств мусульман. Здесь они едины, где бы ни жили и как бы ни относились друг к другу. Отсутствие реакции на чудовищные массовые преступления в любом месте показывает разрозненность Уммы, ее плачевное состояния. Боль и кровь за тысячи километров абстрактна по своей сути и уже не вызывает таких эмоций, как увиденное горе. У нас самих кровь и гибель тысяч детей в Сирии вызывает горечь и боль сердца после информации, увиденной и услышанной, но вскоре боль забывается. Я думаю, не от обилия информации и привыкания нашего разума, а от уровня веры и жесткости наших сердец. И воздается нам за это здесь же, в этом мире, а мы и этого не понимаем. За грехи наши, за черствость, за глухоту сердец, за отсутствие того, что поднимает веру, возвышает человека и создает преграды для преступивших.
- В Сирии сегодня находятся тысячи боевиков, которые, по данным российских спецслужб, представляют для нашей страны серьезную и реальную угрозу. Как недавно сказал глава Чечни Рамзан Кадыров, «эти бандиты ежедневно выкладывают видеоролики, в которых утверждают, что после Сирии перекочуют на Северный Кавказ и займутся диверсионно-террористической деятельностью. Мы спокойно слушать эти угрозы и ждать, пока эта чума двинется в сторону России, не можем». А что Вы думаете по этому поводу? Какова степень угрозы в обществе? Какие прогнозы?
- Говоря об Осетии, я думаю, представителей республики там три, четыре или пять человек. Было бы больше, то обязательно появилась бы информация. Они не могут представлять большой угрозы. Но в масштабах Кавказа тысячи обученных людей - это угроза очень существенная, недооценивать опасности нельзя. Кавказ уже пережил две войны, и новая дестабилизация региона обрушит все сделанное за последние годы. В первую очередь поколеблется уверенность людей в безопасности завтрашнего дня, и ситуация может вызвать не только депрессию, но и панику. Уровень экстремистской угрозы самый высокий!
- Недавно в Северную Осетию приезжал шейх Ваджих Нусейбе, хранитель ключей от главной христианской святыни - храма Гроба Господня в Иерусалиме. Ключи храма попали в его семью в 638 году, когда православный патриарх Сафроний обратился к Умару ибн-Хаттабу, второму после смерти Мухаммада, с просьбой назначить хранителем ключей христианской святыни мусульманина. Согласитесь, подобный исторический факт прекрасен, это столь же восхитительно, как и то, что в Дамаске, в священной мечети Омейядов, хранится великая христианская святыня - глава Крестителя и Предтечи Господня Иоанна! История сама учит нас, как нам нужно жить, как относиться друг к другу! Особенно сегодня очень важно чаще напоминать исламской умме и православной пастве о подобных фактах истории.
- Эти моменты в отношениях великого халифа Умара ибн-Хаттаба и патриарха Сафрония прекрасны в человеческом и духовном аспектах. Эти великие люди осознавали серьезность ситуации и духовное родство религии, не сомневаясь в том, что потомки будут следовать их примеру. И поэтому после освобождения Иерусалима от рыцарей-крестоносцев предводитель мусульман Салахаддин Аюби вернул православных на святые земли и закрепил их за ними. С тех пор все христианские святыни, в том числе храмы и Голгофа, находятся в руках и под контролем православной общины. Во все годы правления султанов Османской империи православный патриарх находился под охраной мусульман. Сегодня люди, причисляющие себя к одной или другой конфессии, об этом не знают. А лучшего примера для взаимоуважения и не придумать. Люди верующие должны вместе творить добро на пути воспитания, обучения, на пути единения народов России.
Ваджих Нусейбе удивил меня своей простотой и вниманием, убеждением в правильности мирного и доброго сосуществования всех верующих. Лекция о понятиях джихада, о своем месте в этом мире, об ответственности перед Всевышним Аллахом, прочитанная в мечети г. Владикавказа, была очень внимательно и уважительно воспринята молодежью Владикавказа.
- Я знаю, что в рамках проекта межконфессионального диалога Вы планируете совместный визит в Иерусалим. Расскажите, пожалуйста, об этом.
- У меня давно было желание ознакомиться со святыми местами Иерусалима, местами, связанными с Великими Пророками (мир им!), с Марией, с Исой (Иисусом, мир ему!). В какой-то момент оно оформилось в идею посетить эти места совместной делегацией верующих Осетии - мусульман и православных. Я об этом сказал Нусейбе, и он радостно удивился: «Прекрасное намерение! Впервые слышу такое предложение!». Я твердо решил: в места вековых совместных дружественных действий мусульман и христиан надо ехать вместе, сохраняя традиции великих людей и подавая пример соотечественникам по всей России. Уже есть единомышленники среди православных, и мы сейчас заняты поиском средств для поездки. Инша'Аллах, хотим совершить поездку в ближайшие два месяца. Я надеюсь, по Воле Всевышнего мы припадем к этим святым местам, и я обязательно Вас проинформирую...
- Муфтий Хаджимурат-хаджи, расскажите о межрелигиозном диалоге, об исторической традиции диалога в России. Мне кажется, что всем нам очень важно понять, что сегодня и православные, и мусульмане России находятся в равной степени опасности. Нам нужно вместе приниматься за оборону традиционных ценностей, как это было в царской России, когда мы защищали одну Родину. Очень показателен здесь опыт Сирии. Недавно в Москву приезжал Верховный муфтий Сирии Ахмад Хассун, так вот, он рассказывал о том, что, перед лицом международного агрессора, им удалось объединить нацию не по религиозному принципу, а именно в духе патриотизма и любви к Родине. Посмотрите, ведь сегодня в Сирии против террористического лобби единым мощным фронтом сражаются и мусульмане и христиане и представители иных вер. Согласитесь, это уникальный опыт! А обращаясь к мусульманам России, сирийский муфтий сказал так: «Ваш джихад - сделать Россию великой мировой державой».
- Да, у сирийского муфтия есть чему поучиться...
Но, к сожалению, наши отношения (имею в виду православие и ислам), которые мы называем диалогом, пока отдают нафталином, инертностью и желанием отдалиться друг от друга. Диалог - это знакомство, планирование, приглашение к содействию. Я часто сам себе задаю эти вопросы. Когда же придет пора совместного наступления на религиозное невежество, являющееся основой различных фобий? Когда мы совместно начнем запрещать предосудительное, аморальное и поощрять разрешенное Богом? Посмотрите, неверующий и греховный мир давно объединен грехом и похотью, желанием и страстями, им все равно, православный ты или мусульманин: ты им мешаешь, укоряешь своим присутствием, и поэтому они обвиняют верующих в отсталости, в желании жить прошлым, отсутствием, по их мнению, прогресса в наших мыслях и действиях. Им не понять мотивы и устремлений нашего сердца. Когда же мы, наконец, объединимся в нашем общем желании служить Господу, ведь время уходит, а что мы успели?
Православие и Ислам в России имеют тысячелетнюю совместную историю. У нас одна страна и один народ. Во все трудные времена именно религия была скрепой и опорой народа. Не может человек жить без веры в Господа своего, без уверенности в Его помощи. Надежда человека связанна только с Богом. Россия за свою историю была велика, когда вера была в сердцах людей, и сгибалась при отступлении от Закона Божьего. Что же нам нужно, чтобы объединиться и уйти с пути порока, который безжалостно разрушает моральные устои нашего народа? Что же нам нужно, чтобы вместе сражаться против дьявола, ползущего с Запада, растлевающего души нашей молодежи и лишающего нас опоры в грядущих поколениях? Ислам и православие в России испокон века жили, не только не мешая друг другу, но находясь в глубоком уважении друг перед другом. Автономное существование никому не принесет пользы, а раз нет пользы, значит это вред и грех. Опыт Сирии в этом плане очень показателен и мы не имеем права повторять их ошибок. Мы должны трезво понимать, что великая история великой страны полна не только взлетами, но и падениями. И не дай Бог нам опоздать... Поэтому нужно быть реалистами и действовать! Подъем России не возможен без единого духовного порыва. Скажите, разве вы не хотите жить в Великой России? И хотим и должны! Обращение народа к Вере к Господу очистит Россию от плесени, и Божий свет истины откроет путь духовного подъема и единения нашего народа и обязательно снизойдет на Россию мир и милость Его!