Продолжающиеся трансформационные процессы и системный кризис, в котором находится современное российское общество и государство, остро ставят вопрос о необходимости совершенствования различных моделей, форм и механизмов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации. Но для того, чтобы что-то улучшить, необходимо иметь представления и соответствующие знания по состоянию дел и проблемам в данной сфере деятельности.
В этом ключе, на наш взгляд, весьма интересны и полезны будут результаты проведённого с 10 по 17 ноября 2013 года на кафедре истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством автора (при научном консультировании профессора В.И. Добренькова) экспертного опроса с целью выявления специфических особенностей и оценки эффективности осуществления различных моделей реализации молодёжной политики в Российской Федерации.
В анкетном опросе приняли участие 30 специалистов и экспертов в сфере образования, работы с молодёжью и молодёжной политики из самых разных регионов страны.
Одной из основных задач исследования являлось выяснение представления экспертов об уровне охвата современной российской молодёжи программами и мероприятиями по молодёжной политике в масштабах государства, региона, города и села.
Диаграмма 1. Представления экспертов об уровнях охвата современной российской молодёжи программами и мероприятиями по молодёжной политике
Большая часть экспертов высказали мнение о среднем (от 20 до 50%) уровне охвата молодёжи программами и мероприятиями по молодёжной политике на федеральном уровне (37,9%), региональном уровне (48,3%), городском уровне (37,9%). На селе уровень охвата молодёжи программами и мероприятиями по молодёжной политики, на взгляд большинства экспертов (57,1%), является крайне низким (менее 5%). Однако несмотря на подобного рода, в целом, достаточно высокие оценки, эффективность осуществления молодёжной политики, как показали последующие ответы экспертов на вопросы, оставляет желать лучшего.
Другой, не менее важной задачей исследования являлось выявление отношения экспертов к деятельности различных государственных, религиозных и социально-политических институтов.
Диаграмма 2. Отношение экспертов к деятельности государственных, религиозных, политических и социальных институтов
Анализ результатов исследования показал, что среди государственных, религиозных и социально-политических институтов, наибольшее доверие, одобрение действий и деятельности у экспертов вызывают: традиционные для России религиозные конфессии (православие, ислам, буддизм, иудаизм) и организации (73,3%); Президент РФ (66,7%); армия (56,7%), общественные объединения (46,7%); Совет Федерации Федерального Собрания РФ (33,3%). Крайне неодобрительно эксперты относятся к деятельности институтов: СМИ (73,3%); Правительства РФ (50%); Государственной Думе Федерального Собрания РФ (43,3%); профсоюзам (43,3%); крупным хозяйственным объединениям (корпорациям) (41,4%); политическим партиям и движениям (41,4%); руководству субъектов РФ (36,7%); правоохранительным органам и судам (по 34,5%).
Помимо уже упомянутых задач, к основным задачам исследования относились: выяснение приоритетных, на взгляд экспертов, направлений работы с молодёжью, определение факторов, способствующих и препятствующих повышению уровня эффективности осуществления молодёжной политики в Российской Федерации, а также выявление оценки деятельности различных субъектов молодёжной политики в Российской Федерации.
Диаграмма 3. Представления экспертов о приоритетных направлениях работы с молодёжью
К приоритетным направлениям работы с молодёжью эксперты и специалисты, прежде всего, отнесли: образование (86,7%); трудоустройство (76,7%); духовное воспитание (60%); доступное жильё (50%); патриотическое и гражданское воспитание (43,3%). Менее популярными оказались такие направления работы с молодёжью, как: качество здравоохранения (36,7); борьба с преступностью (30%); культура и искусство (16,7%); молодёжное предпринимательство (16,7%); туризм и спорт (13,3%); досуг и отдых (10%).
При определении факторов, способствующих повышению уровня эффективности осуществления молодёжной политики в Российской Федерации, эксперты отметили:
- необходимость оздоровления духовно-нравственной среды в обществе;
- необходимость выработки полномасштабной стратегии развития общества и осуществления молодёжной политики;
- разработка и совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в сфере осуществления молодёжной политики;
- регулирование деятельности СМИ, пропаганда духовно-нравственных ценностей;
- поддержка талантливой молодёжи и молодёжных инициатив;
- создание новых рабочих мест для молодёжи;
- обеспечение доступности жилья и качественного образования молодёжи;
- качественная подготовка специалистов в сфере работы с молодёжью.
Среди причин препятствующих эффективности осуществления молодёжной политики в Российской Федерации, эксперты выделили:
- отсутствие политической воли и национальной идеи;
- отсутствие полномасштабной стратегии национального развития и осуществления молодёжной политики;
- «офшоризация» правящей элиты;
- недостаточность финансирования;
- отсутствие реально действующих молодежных организаций, вроде комсомола в масштабах страны;
- отвратительное отношение государства к образованию, отсутствие социальных лифтов для молодежи;
- «вся политика государства направлена не на будущее, а после нас - хоть потоп».
Крайне интересной и заслуживающей внимание является оценка экспертами и специалистами деятельности различных институтов и субъектов по осуществлению молодёжной политики. Среди различных моделей осуществления молодёжной политики в Российской Федерации (как государственной, так и общественных её составляющих) наиболее эффективной, по мнению экспертов, является конфессиональная общественная молодёжная политика.
Диаграмма 4. Оценка экспертами роли традиционных для России религиозных конфессий (православия, ислама, буддизма, иудаизма) и организаций в осуществлении молодёжной политики
Большинство экспертов (56,7%) положительно относятся к деятельности традиционных для России религиозных конфессий (православия, ислама, буддизма, иудаизма) и организаций в осуществлении ими собственных моделей конфессиональной общественной молодёжной политики. Рядом экспертов были высказаны определённые пожелания по её совершенствованию и улучшению эффективности осуществления. Да и в целом (что корреллируется с ответами на иные вопросы анкеты), среди опрошенных экспертов наблюдается в достаточной степени доброжелательное отношение к деятельности традиционных религиозных конфессий и организаций, что резко контрастирует с отрицательной оценкой осуществления различных моделей государственной молодёжной политики, молодёжной политики политических партий и движений, молодёжной политикой крупных хозяйственных объединений (корпораций).
Диаграмма 5. Оценка экспертами деятельности политических партий и движений по осуществлению молодёжной политики
Большинство экспертов высказали свое однозначно отрицательное отношение к деятельности: политических партий и движений (50%); крупных хозяйственных объединений (корпораций) (43,3% - отрицательно, одновременно с 10% ответов констатирующих факт отсутствия такого рода деятельности); различных органов государственной власти и местного самоуправления (напрямую - 33,3%, в заувалированной форме - ещё более 10%)) по осуществлению ими различных моделей молодёжной политики.
Диаграмма 6. Оценка экспертами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации государственной молодёжной политики
Диаграмма 7. Оценка экспертами деятельности крупных хозяйственных объединений (корпораций) по осуществлению молодёжной политики
Диаграмма 8. Оценка экспертами деятельности общественных организаций и объединений по осуществлению молодёжной политики
Более положительно, в сравнении с этими моделями, эксперты оценивают деятельность общественных организаций и объединений по осуществлению ими собственной модели молодёжной политики. 33,3% - однозначно положительно; 30% - отрицательный; хотя среди экспертов давших свои ответы в значительной степени преобладают негативные её характеристики.
Таким образом, полученные по ходу исследования результаты, ещё раз подтверждают тезис о необходимости совершенствования моделей, форм и механизмов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.
Елишев С.О., доцент кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат социологических наук