Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Церковь стоит на крови мучеников

Игумен  Дамаскин  (Орловский), Русская народная линия

07.02.2015


8 февраля - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской …

Беседа с секретарем Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых 

 


 

- Мученики за веру всегда имели особое значение для Церкви Христовой, и не случайно Литургия должна совершаться на мощах мучеников. Что такое новомученики и исповедники для нашей Церкви сегодня?

- Церковь, по слову святителя, стоит на крови мучеников, и это не только в переносном смысле, а и в прямом, буквальном смысле. Божественная литургия совершается на антиминсе, в который по установившейся древней традиции зашивают мощи именно мучеников. Русская Православная Церковь, несмотря на то, что она по занимаемому пространству и количеству членов больше всех остальных Поместных Церквей вместе взятых, хотя и сравнительно молодая, и поминается не первой при поминании патриархий, на протяжении своей истории заимствовала мощи для антиминсов. Но после канонизации 2000 года у нас появилось столько мощей мучеников для совершения литургии, что хватит на все престолы вплоть до Второго Пришествия Христова.

Большое видится на расстоянии, и сейчас это не вполне осознается современниками, но в ХХ веке в России просияло в несколько раз больше святых, чем за предыдущие 900 лет существования Русской Церкви. И больше, чем в любой другой Поместной Церкви, ведь помимо святых, канонизированных поименно, прославлены и безымянные святые.

По слову Симеона Нового Богослова, не желающий с любовью через смиренномудрие достичь единения с последними из святых, никогда не соединится с прежними и предшествующими святыми. Ведь если человек не узнает и не принимает святость столь близкую к нему, как он может постичь святость далеко от него отстоящую.

Опыт новомучеников и исповедников гораздо ближе к нашей жизни, чем опыт древних святых. Условия жизни и подвига Сергия Радонежского, например, или даже более близкого к нам, батюшки Серафима Саровского настолько отличаются от нашей современной жизни, что для нас практически невозможно приблизиться к их опыту. А канонизированные в 2000 году святые жили в ту же историческую эпоху, что и мы, и мы можем войти в их опыт. Среди них есть очень разные святые, в них отразилось все многообразие русского человека, и каждый может найти кого-то, близкого себе.

- Чем, по-вашему, можно объяснить крушение Российской империи, православной монархии, и возникновение богоборческого государства, где сразу начались жесточайшие гонения на христиан?

- Для того чтобы понять, почему появляются мученики, надо понять, что Церковь - не от мира сего, и Главой ее является сам Господь. Мир сей, все время живущий во всякого рода грехах и лежащий во зле, всегда воевал и будет воевать против Христа и Его Церкви. Это непреложно от начала основания Христовой Церкви и до ее конца. Иногда эта война переходит в открытую попытку уничтожения Церкви и всех последователей Христовых, и тогда начинается эпоха мученичества, исповедания веры и верности Христу.

Что касается духовного состояния России до революции и русских людей, живших тогда, то его отнюдь нельзя назвать благополучным. Система государственного управления тогда подошла к тупику, который мог окончиться только революцией. "Православная монархия", устроенная по западноевропейскому образцу, вследствие чего спокойно смотрела на крепостное право, заводившая нехристианские учреждения, не могла уже далее существовать. Нравственное и духовное состояние русского человека, в частности крестьян, также было не столь уж благополучно, и об этом свидетельствуют многие современники. Среди правящего дворянства православно верующих в ХIХ веке было уже меньшинство. Что касается крестьян, то, начиная со второй половины ХIХ столетия, благодаря реформам в области народного образования, произошло массовое расцерковление народа. Народное образование стало почти исключительно прерогативой Министерства народного просвещения и попало в руки неверующих чиновников, которые насаждали отнюдь не православный образ мыслей у народа, при этом Православная Церковь от воспитания и просвещения народа была решительно отстранена, и влияние церковноприходских школ в начале ХХ века было сведено к нулю. Так что к началу ХХ века два поколения детей, воспитанных в таких школах, оказались вполне готовыми к участию в безбожной антицерковной революции.

- Вы исследовали много историй жизней новомучеников и исповедников, расскажите, как человек становится святым? Тем более, что их пример - это близкие к нам исторические реалии.

- Любой православный человек стремится жить благочестиво, стремится исполнить заповеди Христовы, потому как ничего надежнее жизни с Господом в этой короткой жизни нет, и человек должен успеть научиться жить церковной жизнью, жизнью во Христе. Если благочестивого человека застает время гонений, то он может сподобиться мученического венца, а если человек духовно ленился и не вполне подвизался, то перед мученическим концом ему представляется возможность духовно напрячься и в последние дни своей жизни всё же показать верность Христу.

- А в чем особенность мученического и исповеднического подвига в условиях ХХ века?

- Надо сказать, что в отличие от раннехристианских времен, когда мученический подвиг был публичным, в ХХ веке он стал безвестным. И даже в 2000 году канонизация стольких святых стала для многих людей открытием. То есть этот подвиг был даже более сугубым, ведь в тех исторических условиях у человека было больше поводов отступиться, ведь никто бы ничего не узнал. Но отступников в Русской Церкви оказалось немного, потому и просияло столько святых.

- Какое значение имеют эти новые русские святые, тысячи святых, для современного православного человека? Осознаем ли мы это значение в достаточной степени?

- Первое значение - это то, что наши мученики последнего времени, как и древние, свидетельствуют об истине. Второе - это то, что мученики и исповедники Русской Православной Церкви - это молитвенники о нас и наши заступники. И третье - это то, что мученики, их жизнь, их исповеднический подвиг являются образцом для нас самих, они зовут нас подражать их подвигу и убеждают, что это возможно. Мученики и вообще святые являются для людей одновременно и некоторыми маяками, помогающими не заблудиться среди бушующих вод моря житейского. Ориентируясь на них, можно видеть, что важно, что не важно, как они с точки зрения своей веры и своего благочестия видели вопросы, задаваемые человеку современным миром.

Это те значения мучеников и исповедников, понимание которых лежит на поверхности. Но есть и еще одно существенное значение. Представьте на минуту, что не было бы этого подвига мучеников и исповедников в ХХ веке, не было бы православных людей, верных Истине, а все люди уступили бы безбожию, пренебрегли бы христианскими идеалами, сами пошли бы до конца за безбожниками. Если бы это произошло, то какая бы история у нас была сейчас, где бы мы были и были бы вообще. Мученики и исповедники показали подвиг верности Христу, это - свидетельство о жизни и дееспособности самого человечества. Не было бы их, не было бы и истории, как она была когда-то прервана всемирным потопом. Если есть мученики у Церкви, значит, еще есть жизнь на земле, значит, Слово Божие еще обитает с нами и ведет нас к спасению, к жизни вечной. Когда же не будет этого, то тогда Господь явится для Страшного суда.

Однако сейчас мы плохо осознаем значение мучеников и тем самым не являем в себе такой христианской добродетели как благодарность. Мы слепы в том смысле, что не видим опасности своего существования в настоящем времени. Если бы мы такую опасность видели, то прибегали бы с молитвой к мученикам, как ближайшим своим современникам и сродникам, старались бы использовать их опыт, обогатиться им, ибо и они жили в эпоху торжествующего безбожия, но только ныне Господь их молитвами на время дал людям некоторое облегчение.

С игуменом Дамаскиным (Орловским) беседовала Анастасия Верина

Впервые опубликовано на сайте Православие.ru 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 5

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

5. Апографъ : Re: Церковь стоит на крови мучеников
2015-02-08 в 16:19

Новии страстотерпцы Российстии, / мученически поприще земное скончавшии и страданьми дерзновение ко Господу приобретшии, / молитеся Ему, вас укрепльшему, / да и мы, егда найдет на ны испытания час, / мужества дар Божий восприимем. Припев: Святии новомученицы и исповедницы РОССИЙСТИИ, / молите Бога о нас.
Вот на Малороссию нашёл час испытания, а я подозреваю, что от управления УПЦ МП смердит малодушием, а может и изменой..., иначе как объяснить изменение текста канона и величания со слов: "Святии новомученицы и исповедницы РОССИЙСТИИ", на слова: "Святии новомученицы и исповедницы ЗЕМЛИ НАШЕЙ"?! И эта руссофобская практика применялась ещё при митрополите киевском Владимире...! На Переяславльской Раде Богдан Хмельницкий говорил, что враги наши хотят изничтожить нас и веру нашу так, что бы и ИМЯ РУССКОЕ В НАС НЕ ИМЕНОВАЛОСЬ. А Церковь, как известно, - СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ, и если соль потеряет силу, то выбросят её на попрание. Да не будет того, как опредилил Св. Царь муч. Николай: "Кругом измена и трусость и обман"
4. Рeдакция РНЛ : 3. Руский
2014-02-09 в 16:03

Вы, конечно, правы. Приносим свои извинения. Правку внесли. С праздником!
3. : Российских или Русских?
2014-02-09 в 15:01

Убедительная просьба к редакции,объяснить. В этом году мы уже празднуем не СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ, а СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ, согласно решению синода от 29 мая 2013г (http://www.patriarch...db/text/3005123.html) ЖУРНАЛ № 57

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об именовании Собора новомучеников и исповедников Российских и Недели всех святых, в земли российстей просиявших.

Справка:

Члены Архиерейского Собора 2-5 февраля 2013 года, обсуждая вопрос о времени празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, пришли к выводу о целесообразности употребления именования «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», в связи с тем, что каноническая ответственность Русской Православной Церкви простирается на многие государства. Это суждение нашло свое отражение в пункте 30 Постановлений Освященного Собора, в котором употребляется новое именование.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, следующие именования:

«Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников российских»;
«Неделя всех святых, в земле русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земле российстей просиявших».

2. Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства представить предложения относительно возможных изменений в богослужебных текстах.

В угоду, в первую очередь украинского епископата политкорректность оказалась целесообразнее. Кто был инициатором этого изменения. Автокефалисты в радости от изменений,т.к. больше не услышат ненавистного им слова РОССИЯ.
2. Секирка : Число новомучеников растет. Новый расстрел в Храме
2014-02-09 в 13:50

Мужчина открыл стрельбу в соборе Воскресения Христова в Южно-Сахалинске, убив двоих и ранив шесть человек, сообщает сайт Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Стрельбу устроил 25-летний охранник, мотивы выясняются.
ЧП произошло в главном соборе Южно-Сахалинской и Курильской епархии около 14:00 по местному времени. В собор Воскресения Христова ворвался вооруженный мужчина, произвел несколько выстрелов. "От полученных ранений на месте скончались служащая храма монахиня Людмила (Пряшникова) и прихожанин собора, личность которого в настоящий момент устанавливается", - говорится в сообщении епархии.
Стрелявший задержан на месте преступления. Территория собора оцеплена полицейскими, вход в храм закрыт. На месте происшествия работает следственно-оперативная группа. Мотивы преступления пока неясны.
По словам очевидцев, преступник был вооружен автоматом, на груди у него были два креста. Целился он в людей и иконы.
В храмах Русской православной церкви сегодня проходят службы в память соотечественников, пострадавших за веру Христову в ХХ веке - новомучеников и исповедников российских.
1. Cветлана : Re: Церковь стоит на крови мучеников
2014-02-08 в 21:51

Тропарь
Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужы и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившыя/ и кровьми Истину соблюдшыя./ Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани/ до скончания века.

Кондак
Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу/ во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме