Материалы Союза Православных братств, касающиеся Украины, занимают не менее трети моего архива. Будучи уроженцем Луганской области, я очень близко к сердцу принимал все, что происходило на моей малой родине. Отчетливо помню свое тоскливое настроение, связанное с тем, что проблемы, с которыми столкнулись православные на Украине, мало волновали живущих в России. В праздник Крещения в нынешнем году Национально-освободительное движение России, главной целью которого является поддержка курса Президента на достижение полного суверенитета России, проводила свое собрание-митинг в центре Москвы напротив Большого театра. Мероприятие было посвящено 360-летию Переяславской Рады. Видя сотни молодых людей, скандирующих: «Россия, Украина, Белоруссия - вместе это Святая Русь», я радовался и думал: «Ну почему так поздно?! Почему таких мероприятий не было четверть века назад, когда разворачивались трагические события по разрушению единой страны?» Как это обычно бывает в течение последних 15 лет, подобные мероприятия плотно опекались ОМОНом, окружившим сквер, в котором проходило собрание.
Выступали депутат Госдумы Евгений Федоров, Сажи Умалатова, казаки Центрального Казачьего Войска и др. Федоров в своей последней книге писал, что в период приватизации общенародная собственность, стоимостью не менее одного триллиона долларов, была распродана всего лишь за семь с небольшим миллиардов долларов. Еще вычитал в его книге о том, что благодаря хитромудрым финансовым схемам, США и Евросоюз изымают ежедневно из нашего бюджета около миллиарда долларов.... Неприятно покоробило, что среди ОМОНовцев было немало солдат азиатской внешности. Проходя мимо них, я подумал: «Вряд ли они понимают, что здесь происходит». И еще: «Ударит такой по башке «демократизатором», и ни один мускул на лице при этом у него не дрогнет».
Было очень грустно накануне референдума на Украине по вопросу о суверенитете. Никто не понимал, что происходит, к чему приведет разделение, все были заняты своими проблемами. А на западе Украины, после прихода к власти Руха, шел настоящий погром. Униаты и раскольники захватывали храмы, изгоняли священников, избивали верующих православных людей. СПБ обратился к гражданам Украины со следующим воззванием:
«Дорогие братья и сестры! Через несколько дней решается судьба наших народов - жить нам далее вместе или врозь. У нас одна вера, одна судьба, одна история, мы все славяне. Наши деды и прадеды со времен Киевской Руси всегда сознавали наше единство и плечом к плечу боролись против общего врага. Сегодня, в этот судьбоносный час, СПБ, объединяющий в своих рядах тысячи активных православных верующих, обращается к вам с призывом не позволить врагу нашего спасения разделить нас.
Нет разделению Украины и России! Объединимся под покровом Небесной нашей Заступницы Пресвятой Богородицы! И будем просить всех святых, в Земле нашей просиявших, умудрить нас жить в согласии и любви».
Как известно, референдум на Украине прошел с благоприятным для сепаратистов и раскольников результатом (почему это произошло, и как проводился референдум - это тема отдельного разговора). После референдума руководство УПЦ взяло курс на автокефалию. Митрополит Киевский и всея Украины Филарет перестал приезжать в Москву на заседания Синода. Запрещал украинским архиереям приезжать в Россию на церковные торжества. В журнале «Огонек» вышла статья А. Нежного, в которой резко обличался моральный облик Киевского митрополита. На февраль 1992 года планировался созыв Архиерейского Собора для рассмотрения прошения о даровании автокефалии УПЦ. Накануне Собора 23 января 1992 года СПБ обратился к Патриарху Алексию II с выражением тревоги за будущее Православия на Украине:
«Ваше Святейшество! Как нам стало известно, в ближайшее время состоится Архиерейский Собор, на котором будет рассмотрен вопрос об автокефалии Украинской Православной Церкви. Глубокая обезпокоенность судьбой Святого Православия на Украине побуждает нас высказать свои сомнения в целесообразности положительного решения этого вопроса. Это наше мнение сформировалось в результате тщательного анализа обильной информации, поступающей нам с Украины, в частности, от Православных братств.
Не секрет, что в получении автокефалии Украинской Православной Церковью заинтересованы, прежде всего, нецерковные круги, враждебные Православию силы. Создается впечатление, что и нынешний глава Украинской Православной Церкви митрополит Филарет во многом активно действует в пользу автокефалии по личным мотивам и под давлением националистически настроенных руководителей Украины.
Глубокая тревога наша обусловлена опасением, что, став автокефальной, Украинская Православная Церковь может не удержаться от проведения реформ, противоречащих церковным правилам (в частности, введения нового стиля).
В любом случае получение автокефалии Украинской Православной Церковью в том состоянии, в котором она сейчас находится и, прежде всего, с ее нынешним руководством, чревата, на наш взгляд, самыми печальными последствиями. Нам известно, что некоторые православные верующие на Украине перешли или готовы к переходу в Русскую Зарубежную Церковь и в катакомбы. Известно, что митрополит Филарет пытается добиться автокефалии для Украинской Православной Церкви, обращаясь в Константинополь через голову Москвы.
По нашим сведениям, половина почаевской братии готовится к исходу из Лавры. Неугодные ссылаются в скит. Благочинный Почаевской Лавры отец Петр произносит проповеди с резкой критикой в адрес Москвы (в церковном плане).
И, наконец, пожалуй, самое главное - нас страшит перспектива слияния иерархии Украинской Православной Церкви с неканонической иерархией автокефалистов. Вот это будет самое страшное, это будет трагедия. А мы знаем, что ряд православных епископов Украины склоняется к этому. Просим Вас также обратить внимание еще и на следующие обстоятельства. На прошедшем Соборе Украинской Православной Церкви активно ратовали за автокефалию архиепископ Лазарь, епископы Иаков и Андрей. Епископ Нифонт с духовенством Хмельницкой епархии еще в октябре обратился в Киев с предложением просить автокефалию. Против выступили: архиепископ Иов,
епископы Сергий, Алипий и Онуфрий. Личность последнего, как строгого ревнителя Православия, особенно привлекательна в качестве нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Кстати, в Черновицкой епархии, возглавляемой епископом Онуфрием, есть свои сложности: несколько приходов совершают богослужения по новому стилю, у румынских приходов имеется тенденция к слиянию с Румынской Православной Церковью.
Украинские епископы не поддерживают, либо слабо поддерживают братское движение. Например, архиепископ Лазарь не так давно не допустил создания братства в Одессе. Иеромонаху Феодосию из Почаевской Лавры был сделан выговор митрополитом Филаретом за участие во 2-м съезде Союза Православных братств.
Православие на Украине находится в бедственном состоянии. Повсеместно распространены так называемая общая исповедь, концертная форма церковных песнопений, обливательная форма крещения, почти полное отсутствие иконописи в храмах. А сейчас еще оказывается давление на священников, чтобы переходили на украинский язык в богослужении.
В Одесской духовной семинарии сохраняется слабый уровень подготовок священнослужителей. Очень слаба каноническая дисциплина на Украине. Так, например, епископ Луганский Иоаникий рукополагает всех подряд, а епископ Хмельницкий Нифонт не запретил одного священника, допустившего серьезные канонические нарушения. Обращает на себя внимание тот факт, что русских по национальности среди украинского епископата всего трое, а в России архиереев-украинцев около двадцати. Удивительно много украинцев среди клира г. Москвы. В любом уголке России можно встретить в качестве благочинных, секретарей епархий выходцев с Западной Украины. Неясны перспективы церковного бытия в Крыму. Возможно, что Крым конституционным путем вернется в состав Российской Федерации, и встанет вопрос о включении Крыма в состав Русской Православной Церкви, в случае, конечно, если все-таки Украинская Православная Церковь станет автокефальной.
Мы вполне отдаем себе отчет в чрезвычайной сложности решения вопроса об украинской автокефалии и других вопросов, связанных с церковной жизнью на Украине. Мы заверяем Вас в нашей усердной молитве за епископов Русской Православной Церкви, которым предстоит рассматривать этот нелегкий вопрос, а также, по возможности, коснуться и других проблем церковной жизни на Украине».
Похожее обращение было направлено и Патриарху Константинопольскому Варфоломею. На первой и единственной моей аудиенции у Патриарха Алексия II, прошедшей в это время, я, главным образом, говорил об Украине. Рассказывая братчикам об этой встрече, я отметил: «На Украине в церковной жизни происходит нечто уму непостижимое. Там, где столетиями народ за богослужением молился на языке святых братьев Кирилла и Мефодия, теперь искусственно, часто вопреки желанию большинства народа, вводится украинский язык. А каких только небылиц не распространяется. Когда я в октябре был в городе Хмельницком, автокефалисты распространяли листовки, в которых говорилось об астрономических суммах, якобы отчисляемых православными Украины в Москву, и говорилось о том, сколько бы на эти деньги в конкретном селе можно было бы построить метров жилья, приобрести продуктов и т.д. А сколько небылиц, злобы против русского народа можно встретить в литературе, обильно поступающей на Украину из украинской диаспоры!»
Резкая критика в адрес митрополита Филарета (Денисенко) прозвучала в обращении Совета СПБ ко всем архиереям РПЦ МП 5 марта 1992 года. Она звучала еще раньше в декабре 1991 года. В обращении Совета СПБ к Православным братствам Украины тогда говорилось: «Мы имеем глубокое сомнение в целесообразности автокефалии Украинской Православной Церкви. Ведь наша сила в единстве. Вместе, плечом к плечу, легче противостоять натиску враждебных Церкви сил. Если же произойдет разрыв в церковных отношениях между нами, то на Украине, несомненно, все громче будут раздаваться голоса в пользу проведения различных церковных реформ, противоречащих церковным законам (нового стиля, например)».
В обращении Совета СПБ к братствам Буковины выражалась поддержка владыке Онуфрию, которого прессовал Филарет:
«Как и Вас, нас очень тревожат попытки оторвать Украинскую Православную Церковь от единой Русской Православной Церкви. Украинская Православная Церковь получила самостоятельность. Никаких денег, как утверждают некоторые, в Москву не поступает. И, тем не менее, под давлением светской власти не утихают голоса, требующие полного отделения, автокефалии. Мы - единая Церковь, мы - единый народ, именно в единстве заключается наша сила» - говорилось, в частности, в этом Обращении.
На множестве кассет, сохранившихся у меня, зафиксированы тревожные голоса православных с Украины. Вот, например, на 5-м съезде СПБ (1994 г.) делегат с Украины, из г. Ровно, диакон Виктор рассказывал: «Случаются поджоги домов священников, людей убивают. При Филарете созданы специальные механизированные отряды, которые имеют возможность быстро передвигаться и захватывать церкви. В Ровно были провокации, захвачена епархия. В пользу епархии состоялось 20 судов, где было принято решение о ее освобождении, но ее так и не освободили. Я был изгнан за «русский акцент» при проведении служб на украинском языке. Жить приходится лишь на пенсию бывшего военнослужащего. Все русское население живет «на чемоданах».
На Украину я совершил несколько поездок, участвуя в собраниях Объединения Православных братств Украины (так первоначально назывался СПБ Украины) в разных городах. Особенно запомнились две поездки во Львов. В ноябре 1993 года, после первой поездки, в докладной записке Патриарху я писал: «Главной целью поездки было оказание моральной поддержки тем немногим православным Галичины, которые еще сохраняют верность Матери-Церкви. Во время пребывания в г. Львове я принимал участие в Богослужениях, проповедовал, прочитал лекцию о православном учении о Церкви, знакомился с жизнью местных братства и сестричества, а также с межконфессиональной ситуацией. 17 ноября состоялось VI Собрание Объединения Православных братств Украины, в котором я, наряду с епископом Августином, принял активное участие.
Итогом Собрания было принятие коммюнике. Намечены пути оказания помощи православным Львовщины на ближайшую перспективу, в частности, приезд паломнической группы членов братства и сестричества г. Львова в Москву. Передана купель для погружательного совершения таинства крещения, оказана материальная помощь и пр. В целом поездка прошла успешно и положительно оценена правящим епископом».
Епископ Львовский и Дрогобычский Августин (ныне митрополит Белоцерковский и Богуславский) после этой поездки подал Патриарху рапорт такого содержания:
«Считаю необходимым сообщить Вашему Святейшеству, что пребывание в г. Львове, по Вашему благословению, председателя Союза Православных братств игумена Кирилла (Сахарова) было весьма полезным для нашей епархии. На встречах с членами Львовских православных братства и сестричества, с прихожанами отец Кирилл разъяснял особенности нашего времени в жизни Святой Церкви, предлагал на рассмотрение свои предложения по сохранению и укреплению Православия на Галичине, утверждению единства и согласия между духовенством и верующими нашей Святой Церкви.
Полагаю, такое общение служит укреплению Православия, способствует активизации приходской жизни, налаживанию добрых отношений и деловых связей между братствами и приходами разных епархий».
Патриарх Алексий II очень живо откликался на подобные обращения. Вот характерный пример его реакции: «Благодарю Союз Православных братств за высказанную обезпокоенность судьбой Православия на Украине и другими, поднятыми в обращении, вопросами. Спасибо за молитвы. Разделяю вашу позицию, что сегодня, как никогда, Православная Церковь нуждается в единстве. К этому должны быть направлены наши общие усилия».