Одним из прямых результатов выборов в систему местного самоуправления, проведенных на основе Брюссельского соглашения (19 апреля 2013), вводящего законодательство «Республики Косово» на всей территории Космета, включая сербский север, стало окончательное оформление государственной границы между центральной Сербией и «Косовом». 5 декабря 2013 г. на КПП Брняк и Яринье на административной границе Сербии с «Косово» началась уплата таможенных сборов на товары, ввозимые из Сербии, в соответствии с тарифами, установленными «правительством Косова». На КПП с этого момента постоянно присутствуют косовские таможенники, служащие налогового ведомства, инспекторы. Средства будут направлены в Приштину, затем, как предполагает Брюссельское соглашение, должны быть перенаправлены в Фонд по развитию севера Косова для финансирования Ассоциации сербских общин. (Как особо подчеркивает посол США в Косово Трейси Джекобсон, данная Ассоциация будет создана по законам Косова[1].) Однако на данный момент не существует ни фонда, ни ассоциации, средства поступают исключительно в распоряжение Приштины, граница функционирует как межгосударственная, включая уплату таможенных сборов и пошлин. Получат ли сербы севера деньги на, как «красиво» убеждает миссия ЕУЛЕКС, развитие школ, больниц и инфраструктурных проектов - зависит от того, насколько международные представители посчитают нужным уговорить Хашима Тачи на выделение хотя бы небольшой их части. Т.е. север поставлен в прямую зависимость от «милости» западного фактора и «косовского правительства». Что само по себе выглядит, мягко говоря, неубедительно.
Брюссельское соглашение, нарушающее практически все основополагающие нормы современной международно-правовой системы: Устав ООН (запрещение применения силы с целью подрыва территориальной целостности государств), Декларацию принципов международного права (принцип территориальной целостности), Заключительный Хельсинкский Акт (принцип нерушимости границ), а также действующую резолюцию СБ ООН 1244, по-прежнему остается «тайной за семью печатями», а его содержание тщательно скрывается. На это, в частности, указывает Борислав Стефанович, прежний глава по переговорам с Приштиной, начатым еще при Борисе Тадиче весной 2011 г. Стефанович отмечает, что заключенное им Соглашение об интегрированном управлении границей (Integrated Border Mаnagement, начало применения - декабрь 2012 года, уже при новой правящей коалиции) не подразумевало создание собственно «косовской таможни», это, по его словам, «даже не обсуждалось», предполагался «исполнительный мандат ЕУЛЕКС», «косовская таможня», утверждает Стефанович, «создана по Брюссельскому соглашению Дачича и Вучича, и никто не знает, что еще там написано»[2]. Как бы то ни было, но Брюссельское соглашение является лишь логичным и более радикальным продолжением начатого в 2011 г. переговорного процесса Белграда и Приштины, финальным актом которого стало прекращение действия таможенной системы Республики Сербии на территории Косова и Метохии и начало функционирования таможни «Республики Косова» на границе Космета и Сербии.
То, что преподносилось под знаком «переговоров в интересах наших граждан в Косово и Метохии», «для улучшения их уровня жизни», «для снижения безработицы и увеличения рабочих мест» в действительности обернулось своей прямой противоположностью. Таможенные сборы привели к удорожанию товаров, прежде всего, для севера края. Особенно пострадали предприятия, расположенные на севере края, материалы и комплектующие для которых поступают из центральной Сербии. Введение таможенных пошлин и сборов поставило под угрозу экономику всего севера края.
Проблему с сербскими полицейскими Приштина решила молниеносно. Подавляющее большинство руководящего состава МВД Сербии, работающего на территории Космета и в соответствии с Брюссельским соглашением желающего перейти на службу в Косовскую полицию (полицию «Республики Косова»), ожидало полное разочарование. 13 декабря 2013 г. Разведывательное агентство Косова (РАК) выпустило сообщение с подписью генерального директора, Башкима Смакая о том, что проверку безопасности руководящий состав МВД Сербии не прошел. Парламентская комиссия «РК», контролирующая работу РАК, доклад Смакая утвердила. В результате объявленная амнистия сербов осталась на бумаге, Приштина твердо отстаивает позицию соблюдения исключительно законодательства «Республики Косова», утвержденного на всей территории Космета Брюссельским соглашением. Все апелляции к духу и букве Соглашения заканчиваются отсылками Приштины к его источнику, которым собственно и является конституционно-правовое пространство «Республики Косова».
Со своей стороны правительство Сербии указом от 13 декабря 2013 г. отправило в отставку всех служащих полиции Сербии (примерно 1 тыс. чел.), работающих на территории к югу от Ибра. При этом ни у одного полицейского не было выбора - вслед за обязательной отставкой затем, по желанию, можно было на конкурсной основе подать заявку на замещение должности в Косовской полиции. Однако по настоящий момент из их числа на работу в КП не был принят ни один серб[3]. Оказавшиеся против своего желания на пенсии бывшие сербские полицейские в знак протеста провели три забастовки - безрезультатно. 26 января 2014 г. Синдикат полиции Сербии обнародовал свой доклад, согласно которому правительство Республики Сербии нарушило законодательство указом о том, что сербским служащим полиции на территории Косова следует в трехдневный срок подать в отставку и перейти на «специальную пенсию» (новые рабочие места, согласно законам Сербии, предложены не были). Синдикат, констатируя тот факт, что в результате политики правительства Сербии и Министерства внутренних дел, сербские служащие полиции на территории Космета лишились рабочих мест и оказались на грани выживания (пенсия составляет около 300 евро, не включает обязательные по сербскому законодательству привилегированный трудовой стаж и 20 %-ую доплату от Полицейского фонда Сербии).
Так Брюссельское соглашение стало камнем преткновения, фактически лишившим значительное число сербов Космета права на труд и на гарантированное Конституцией Сербии и рядом международных конвенций право на свободный выбор места жительства (в случае его смены бывшие полицейские лишаются права на пенсию). Фактически сербы-бывшие полицейские заведены в тупик: они либо «привязываются» к месту жительства мизерной пенсией, но без права работы по профессии, либо вынуждены, лишаясь этой пенсии, покинуть Космет. Так албанская сторона получила дополнительную возможность гомогенизировать и консолидировать свою систему управления, прежде всего, полицию, «сербский этнический фактор» устраняется как таковой.
В противовес свободный оборот товаров, свобода передвижения обеспечены в другом направлении: в конце ноября 2013 г. была открыта автомагистраль «Ибрагим Ругова», связующая Косово и Албанию. Для Косова, по словам «президента» А.Яхъяги, «строящего всеобъемлющее государство это - доказательство возможности выполнять велики цели..., свободно общаться, передвигаться, использовать все ресурсы для благосостояния нашего народа»[4]. С начала 2014 года албанский фактор стал наращивать обороты: 11 января 2014 г. правительство Албании провело совместное заседание с «правительством Косова», что идеолог Адем Демачи расценил как «форму национального объединения». Одним из решений совместного заседания стало формирование Фонда Прешевской долины для развития общин с албанским населением Прешево и Буяновца. По словам албанского премьера Эди Рамы, «теперь особое значение следует придавать правам албанцев вне официальных границ наших стран»[5]. В практической сфере было принято отдельное постановление о поддержке уровня рождаемости албанцев в Сербии (общины Прешево, Буяновац и Медвежья), на строительство родильных домов, обучение персонала и приобретение оборудования предусмотрены солидные средства. Что также следует рассматривать как одно из конкретных проявлений проекта национального развития и консолидации албанцев на юге Балканского полуострова. По результатам встречи двух премьеров в Призрене (некогда - столица сербского средневекового государства - А.Ф.) был подписан Договор о стратегическом партнерстве Албании и Косова с задачами, помимо прочего, вступления Косова в ЕС, ООН и НАТО. Напомним, что совместные заседания «правительства Косова» с правительством Македонии проводятся регулярно, «премьер Косова» Хашим Тачи свой оптимизм не скрывал, выразив надежду на скорое проведение подобных заседаний с правительствами Черногории и Сербии.
Таким образом, предусмотренная Брюссельским соглашением ликвидация государственных институтов Республики Сербии на севере Косова и Метохии значительно облегчает задачу усиления в Балканском регионе Албании, квазигосударственного формирования «Республика Косово», албанского фактора на юге центральной Сербии с перспективой их объединения в той или иной форме государственного союза. Пропаганда относительно «великоалбанского объединения» оборачивается реальными территориальными приращениями албанского фактора. План создания обширного государства, основанного на этническом принципе, на наших глазах обретает конкретные очертания.
[1] http://www.vesti-online.com/Vesti/Srbija/376860/SAD-Zajednica-ce-biti-osnovana-po-zakonu-Kosova
[2] http://www.vesti-online.com/Vesti/Srbija/367584/Taciju-granica-za-sitne-pare
[3] http://www.vesti-online.com/Vesti/Srbija/368794/Svi-srpski-policajci-juzno-od-Ibra-idu-u-penziju-do-31-12
[4] http://www.vesti-online.com/Vesti/Srbija/363269/Otvoren-autoput-KosovoAlbanija
[5] http://www.vesti-online.com/Vesti/Srbija/373838/Zajednicka-sednica-Kosova-i-Albanije