Мысли Артура Шопенгауэра об учености и ученых

0
1065
Время на чтение 5 минут

Артур Шопенгауэр (1788-1860) родился незадолго до Великой Французской революции и умер незадолго до отмены крепостного права в России. Долгая жизнь этого яркого философа была неоднородной, он далеко не сразу получил признание, что сказалось на его отношении к чужой учености и к чужим научным успехам.

Он очень ярко и образно в нескольких фразах вынес, наверное, все же слишком уж претенциозный  приговор всей современной ему немецкой философии: «писака, которому самому не преподносилось ничего ясного и определенного, нагромождает слова на слова, фразы на фразы и все-таки ничего не говорит, ибо ему нечего сказать, и он ничего не знает, ничего не думает, и тем не менее хочет говорить и потому выбирает слова не с тем, чтобы удачнее выразить свои мысли и выводы, а с тем, чтобы половчее скрыть их отсутствие. <...> Я разумею хитрый прием - писать темно и непонятно: вся суть заключается в таком преподнесении галиматьи, чтобы читатель думал, будто - его вина, если он ее не понимает; между тем писака очень хорошо знает, что это зависит от него самого, так как ему прямо нечего сообщить действительно понятного, т.е. ясно продуманного. Без этой уловки господа Фихте и Шеллинг не могли бы поставить на ноги свою лже-славу. Но, как известно, никто не прибегал к этой уловке с такой отвагой и в такой мере, как Гегель» (1).

При этом Артур Шопенгауэр совершенно верно отмечал, что «для огромного большинства ученых  их наука - средство, а не цель. Поэтому они никогда не произведут в ней чего-либо великого: для этого требуется, чтобы наука для того, кто ею занимается, была целью, а все остальное, даже и самое существенное, только средством. Всем, чем занимаются не ради самого предмета, занимаются только наполовину, и истинного превосходства между всякого рода произведениями может достигнуть только то, что было выполнено ради его самого, а не как средство для дальнейших целей»(2).

С крайним пренебрежением философ отзывался об узких специалистах, уже задолго до 20 века, оказавшимися востребованными в Европе: «науки достигли такого широкого объема, что тот, кто хотел бы в них что-то сделать, должен заниматься только вполне специальной отраслью, не заботясь обо всех прочих. Тогда он по специальности своей хотя и будет стоять выше профана, но во всем остальном будет таким же профаном. <...> Первостепенные умы никогда не сделаются специалистами. Как таковым, им поставлено проблемою целиком и полностью все существование, и каждый из них дает о нем человечеству, в той или другой форме, тем или иным образом, новые выводы и заключения. Ибо имя гения может заслужить только тот, кто берет предметом своих изысканий целое и великое, сущность и общность вещей, а не тот, кто всю свою жизнь  трудится над разъяснением какого-либо частного соотношения вещей между собою» (3).

Артур Шопенгауэр четко разделяет ученых и мыслителей, к последним, без сомнения, относя самого себя: «Ученые - это те, кто начитались книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества - это те, которые читали непосредственно  в книге вселенной» (4). В силу этого, по мнению философа, «читать - значит думать чужою головой, вместо своей собственной. Но для самостоятельного мышления, которое стремится выработаться в нечто целое, в некоторую, хотя бы и не строго завершенную систему, ничто не может быть вреднее, как слишком сильный приток посредством чтения чужих мыслей, потому что они, принадлежа порознь различным умам, иной системе, нося другую окраску, никогда сами не сольются в одно целое и не дадут единства мышления, знания воззрения и убеждения, а скорее образуют в голове легкое вавилонское столпотворение и лишают переполненный ими ум всякого ясного взгляда и таким образом почти его расстраивают. Такое состояние замечается у многих ученых и делает то, что они относительно здравого смысла, правильности суждения и практического такта уступают многим неученым, которые свои незначительные познания, приобретаемые ими путем опыта, разговора и небольшого чтения, усваивают себе посредством собственного мышления» (5).

Впрочем, к своим книгам мыслитель  относился совсем иначе. В предисловии к своему первому изданию «Мира как воля и представление» А. Шопенгауэр писал: «Я хочу объяснить здесь, как следует читать эту книгу, для того, чтобы она была возможно лучше понята. <...>  для проникновения в изложенную мысль нет иного исхода, как прочесть эту книгу два раза, и притом первый раз с большим терпением» (6). При этом «второе требование состоит в том, чтобы до этой книги было прочитано введение к ней, хотя оно и не находится в ней самой, а появилось пятью годами раньше под заглавием: «О четверояком корне закона достаточного основания; философское рассуждение» (7). Без знакомства с этим введением и пропедевтикой решительно невозможно правильно понять настоящее произведение, и содержание названного трактата здесь повсюду настолько предполагается, как если бы он находился в самой книге» (8). То есть огромный фолиант не просто нужно два раза прочитать, но и до его прочтения прочесть докторскую диссертацию автора...

 Впрочем, у самостоятельных мыслителей, не любящих чтения чужих мыслей, Шопенгауэр вызывал точно такое же отторжение, какое у него вызывали Фихте, Шеллинг и Гегель. В.В. Розанов интересно об этом написал: «Из Шопенгауэра (пер. Страхова) я прочел только первую половину первой страницы (заплатив 3 руб.): но на ней первою строкою и стоит это: «Мир есть мое представление».

- Вот это хорошо, - подумал я по-обломовски. «Представим», что дальше читать очень трудно и вообще для меня, собственно не нужно» (9).

Алексей Александрович Федотов, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск)

 

Примечания:

1.                  Шопенгауэр А. Об университетской философии // Океанская Ж.Л. Пособие по культурологи для студентов-негуманитариев (хрестоматия). Шуя, 2012. С. 32

2.                  Шопенгауэр А. Об учености и ученых // Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. Минск, 1998. С. 1221

3.                  Шопенгауэр А. Об учености и ученых // Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. Минск, 1998. С. 1226-1228

4.                  Шопенгауэр А. О самостоятельном мышлении  // Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. Минск, 1998. С. 1230

5.                  Шопенгауэр А. Об учености и ученых // Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. Минск, 1998. С. 1232-1233

6.                  Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. Минск, 1998. С. 50-51

7.                  Докторская диссертация А. Шопенгауэра

8.                  Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. Минск, 1998. С.  52-53

9.                  Розанов В.В. Уединенное. М., 1991. С. 79

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Мысли Артура Шопенгауэра об учености и ученых

О! Еще один языческий философ! )) Признавайтесь, чей это терафим?
М.Яблоков / 30.01.2014, 07:59

1. Re: Мысли Артура Шопенгауэра об учености и ученых

«Но для самостоятельного мышления, которое стремится выработаться в нечто целое, в некоторую, хотя бы и не строго завершенную систему, ничто не может быть вреднее, как слишком сильный приток посредством чтения чужих мыслей, потому что они, принадлежа порознь различным умам, иной системе, нося другую окраску, никогда сами не сольются в одно целое и не дадут единства мышления, знания воззрения и убеждения, а скорее образуют в голове легкое вавилонское столпотворение и лишают переполненный ими ум всякого ясного взгляда и таким образом почти его расстраивают. Такое состояние замечается у многих ученых и делает то, что они относительно здравого смысла, правильности суждения и практического такта уступают многим неученым, которые свои незначительные познания, приобретаемые ими путем опыта, разговора и небольшого чтения, усваивают себе посредством собственного мышления». Не исключено, что автор привел эту цитату, прочитав «Критику нечистого разума» (в двух частях).
_Ольга_ / 30.01.2014, 06:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Александрович Федотов
Церковное возрождение
35 лет отделяют нас от событий, когда на следующий год после празднования Тысячелетия Крещения Руси в Советском Союзе начал набирать силупроцесс открытия храмов 
10.01.2025
«Экспертное мнение»: 95 лет со дня рождения
профессора В.Н.Латышева
21.10.2024
Светлана Шмелёва: Мы принимаем обращения
на незаконные действия властей регионального и местного уровней...
22.07.2024
Все статьи Алексей Александрович Федотов
Последние комментарии
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от Ладога
12.01.2025 21:10
«Русские общины» и опасность русского национализма
Новый комментарий от р.Б.Алексий
12.01.2025 20:30
Великий русский просветитель
Новый комментарий от Григорий Калюжный
12.01.2025 15:43