Крестные ходы являются древней и неотъемлемой частью церковного Предания. Их прообразом считают перенесения Ковчега Завета в древнем Израиле. Священное Писание свидетельствует о том, как царь Давид собрал тридцать тысяч израильтян для перенесения Ковчега в Иерусалим: его благоговейно везли на колеснице, при этом «Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах» (2 Цар. 6:5). Царь Давид был столь радостным, что «скакал из всей силы пред Господом» (2 Цар. 2:14).
Крестные ходы в собственном смысле слова появились в Церкви Божией в начале V столетия в Константинополе благодаря святому отцу нашему Иоанну Златоусту. В то время ариане устраивали на улице ночные песнопения, чтобы завлечь народ в свою ересь, отрицавшую единосущие Святой Троицы. Святитель Иоанн, видя происходившую отсюда опасность, наказал православным также упражняться в пении гимнов. Сократ Схоластик передал любопытные подробности этого святительского наказа: «исповедники единосущия ночные свои песнопения совершали гораздо торжественнее, ибо Иоанн придумал сопровождать их ношением серебряных крестов при свете восковых свечей»[1].
Думаю, всем православным полезно помнить, что эти первые в истории крестные ходы были посвящены защите самой главной истины нашей веры - догмата Святой Троицы. Крестный ход, таким образом, по своему происхождению есть ни что иное, как торжественное многолюдное свидетельство в общественном пространстве о Православной вере. Крестный ход, по выражению Архиерейского Собора Русской Церкви (2008 г.), есть «видимое выражение веры и благочестия народа Божия»[2].
От греческой церкви крестные ходы были усвоены на Руси. Уверенно можно говорить об этой традиции начиная с Крещения Руси при святом князе Владимире.
Сохранились достаточно подробные летописные сведения о ряде крестных ходов в Древней Руси. Подчас это единственные записи Нестора летописца за тот или иной год, что говорит о важности данных событий. Можно привести как пример очередное перенесение мощей первых русских святых - князей Бориса и Глеба - в 1115 г. (при Владимире Мономахе): «митрополит, епископы, игумены, облачившись в святительские ризы и возжегши свечи, с кадилами благовонными, пришли к ракам святых и взяли раку Борисову, и поставили её на возила, и поволокли их за верёвки князья и бояре (...). И нельзя было везти из-за множества народа: поломали переносную ограду, а иные забрались на городские стены и помосты, так что страшно было смотреть на такое множество народа»[3].
В этой записи летописца мы видим описание всенародного торжества: русские люди прославляли своих первых святых - Бориса и Глеба.
В последующие века Русская земля возрастала в благочестии, появлялись новые святые и чудотворные иконы, что давало повод для установления связанных с ними крестных ходов. Это, конечно же, прежде всего богородичные крестные ходы в честь великих икон Божьей Матери. В грандиозных московских крестных ходах XVI-XVII веков происходила встреча Владимирской иконы и образа Одигитрии, сопровождавшаяся службой на Красной площади в присутствии царя и высшего духовенства. Эти события были зримым выражением единства русских людей друг с другом и с Церковью Небесной, торжествующей.
Для русского человека крестный ход был переживанием непосредственного присутствия Бога и Его святых. Это очень хорошо выразил святитель Филарет Московский в следующих словах: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идёшь под предводительством святых, иконы которых в нём шествуют, приближаясь к Самому Господу»[4].
Для православных русских людей крестные ходы стали особенным способом выражения веры. Торжественные многолюдные шествия с крестами, иконами, хоругвями совершались в столице и в самых глухих деревнях, в большие церковные праздники, по случаю общегосударственных событий и местных нужд, собирая от мала до велика представителей всех слоёв общества. Крестными ходами русские люди прославляли Бога и святых, переносили мощи и чудотворные иконы, просили избавления от эпидемий, природных бедствий и нашествий иноплеменников. В каждой епархии существовали свои крестные ходы, подчас объединённые в многоступенчатую систему.
Крестными ходами освящалось само жизненное пространство русского народа: населённые пункты, дороги, поля. В этом состоит их особое уникальное значение: крестный ход соделывает пространство повседневности и обыденности причастным к высшей, божественной реальности. Как пишет современный исследователь Алексей Лидов, сакрализация пространства «глубоко укоренена в природе человека, который в процессе осознания себя духовным существом вначале стихийно, потом осмысленно формирует конкретную среду своего общения с высшим миром»[5]. Крестный ход как никакое другое церковное действо отвечает этой глубинной потребности человеческого духа. Как писал святой Симеон Солунский, «подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и всё, что потребно им для жизни, - то есть домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Всё это для того, чтобы обитаемый град и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя всё губительное и тлетворное»[6].
Однако десятилетия гонений нанесли тяжёлый удар по церковной жизни. К сожалению, нашим народом в основном утрачено ощущение сакральности жизненного пространства и присутствия святых. Наше общественное пространство почти напрочь лишено понятия о святыне. Но «свято место пусто не бывает»: его заняли идолы глобальной массовой культуры и потребительского общества, а также сопутствующего им неоязыческого светского мистицизма. Буквально в это мгновение продолжается обнесение России олимпийским огнём, зажжённым в храме языческой богини Геры.
В этих условиях, конечно, возрождение и развитие традиции крестных ходов - насущная задача. Это часть той трудной работы по восстановлению религиозного самосознания нашего народа, которой занимается сегодня Церковь.
Следует учитывать, что многие наши соотечественники с настороженностью относятся к любой уличной активности Церкви, в том числе к крестным ходам. Наиболее агрессивная публика прямо-таки беснуется, сталкиваясь с массовым исповеданием Православия в общественном пространстве.
В начале доклада я упомянул о том, как царь Давид скакал от радости у Ковчега Завета. Его жена Мелхола, «увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своём» (2 Цар. 6:16) и сравнила с пустыми людьми. Как писал профессор А. П. Лопухин, Мелхола «не способна была пережить и даже понять тот религиозный подъём духа»[7], в котором находился Давид.
Некоторые наши соотечественники, к сожалению, очень напоминают Мелхолу: такое же неприятие Церкви, такое же высокомерное отношение к вере и верующим, и такая же безплодность. Ведь за насмешку над верой Давида у Мелхолы «не было детей до дня смерти её» (2 Цар. 6:23).
Впрочем, никакие усилия противников не могут опрокинуть корабль Церкви, который, верю, будет ещё славнее плыть в многочисленных крестных ходах, стекающихся в великое море Святой Руси.
Свой доклад я хотел бы закончить словами паломницы, участвовавшей в Великорецком крестном ходе: «Золотыми, сияющими нитками Крестных ходов мы шьём, подновляем духовное одеяние нашей Родины»[8].
[1] Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. VI, гл. 8. Цит. по изд.: Сократ Схоластик. Церковная история. - М.: «Росспэн», 1996.
[2] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 9. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/428914.html
[3] Повесть временных лет. / Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачёва. Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: «Наука», 1996. С. 266.
[4] Цит. по: В Пятигорске пройдёт пасхальный общегородской крестный ход. URL: http://www.pravoslavie.ru/news/52989.htm
[5] Лидов. А.М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2009. С. 10.
[6] Цит. по: Новая Скрижаль, или Объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах, и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского. - М.: "Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского", 1999. С. 280.
[7] Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А. П. Лопухина. Ветхий Завет: в 5 тт. Т. II: Исторические книги. - М.: ДАРЪ, 2008. С. 189.
[8] Бархатова Анна. Великорецкий крестный ход. Впечатления паломницы