Накануне Нового года Россия прощалась с человеком, имя которого знают в самых дальних уголках планеты. Нет, не государственный деятель, не звезда спорта или эстрады, не великий писатель... Михаил Тимофеевич Калашников, создатель всемирно известного оружия, вошедшего в Книгу рекордов Гиннеса, ставшего одним из символов России наряду с башнями Кремля, птицей-тройкой и улыбкой Юрия Гагарина. О том, чем был для страны Михаил Калашников, патриот и человек, размышляют писатель, руководитель региональных отделений «Народного Собора» и «Военного спортивного союза Михаила Калашникова» Александр Тутов и архангельский журналист Анатолий Беднов.
Анатолий Беднов: - Кажется, трудно переоценить значение личности и деятельности Михаила Тимофеевича для России. С его кончиной завершилась целая эпоха, если не в жизни всего государства, то в истории отечественных Вооруженных Сил и ВПК.
Александр Тутов: - Очень многие писали и говорили в прошедшие дни об этой фигуре.
А.Б.: - Увы, но в море публикаций об этом человеке, откликов на его смерть, были и негативные. Хотя еще римляне говорили: о мертвых - или хорошо, или молчание. А пишут, что, мол, Михаил Калашников создал оружие, которым убиты сотни тысяч.
А.Т.: - Да, некоторые об этом говорили. Хотя убивает-то ведь не оружие, а человек, у которого оно в руках. Как когда-то в Америке кольт уравнял граждан, как некогда существовало такое оружие, как меч, и те, кто создавал его - кузнецы-оружейники - были в почете и славе. Меч же не был оружием убийства как таковым, он использовался в бою для поражения противника. Это был именно символ благородства и защиты людей.
Создав автомат, Михаил Калашников, в первую очередь, помог своей стране в защите ее рубежей. Поэтому оружейник и в данной ситуации - совсем не то, что создатель оружия для убийства.
А.Б.: - Продолжают писать и о том, что будто бы Михаил Тимофеевич просто взял и усовершенствовал немецкий «шмайссер». Хотя эта версия давным-давно опровергнута специалистами оружейного дела. Точно так же, как некоторые утверждают, что отцы советской космонавтики во главе с Сергеем Королевым якобы просто взяли и использовали наработки пленных немецких конструкторов. И это притом, что американцы своими успехами в ракетостроении обязаны Вернеру фон Брауну, которого они вывезли из Германии и отмазали от ответственности за военные преступления. А не будь Брауна, США, наверное, гораздо значительнее отстали бы от Советского Союза в космической гонке. Так же и в данной ситуации.
А.Т.: - Конечно, это разные образцы оружия. У «шмайссера» и рассеиваемость пуль, и многие другие характеристики абсолютно отличаются от АКМ. Только контуры похожи, и то частично и относительно. Тот, кто видел «шмайссер», знает, что он и внешне значительно отличается от автомата Калашникова. Так же, как пистолеты ТТ и «Макаров» абсолютно различаются и по убойной силе, и по воздействию, и по другим параметрам.
Надо помнить, что Михаил Калашников до конца своей жизни занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи. Военно-спортивный союз, президентом которого он был, организовал целый ряд патриотических мероприятий по поддержке молодежи, проводил съезды, конференции. Так получилось, что в начале ноября я получил орден Михаила Тимофеевича Калашникова с его подписью на наградном листе, по представлению председателя исполкома Военно-спортивного союза генерал-лейтенанта Юрьева. Это память, которую я буду беречь.
Я думаю, что союз продолжит свою деятельность по поддержке патриотических мероприятий и постарается еще больше увековечить память о Михаиле Тимофеевиче: ведь 2014 год - это и год его юбилея. Он ушел из жизни, но интерес к этому человеку все равно остается. В Архангельске и области запланирован ряд мероприятий его памяти. Они приурочены к его юбилею, который будет отмечаться в ноябре будущего года. Некоторые спортивно-тренировочные мероприятия пройдут летом.
Такие люди, как Михаил Тимофеевич Калашников, живут в веках.
А.Б.: - А его детище украшает флаги нескольких государств - например, Мозамбика.
А.Т.: - Потому что он послужил делу свободы. А в своих характеристиках он чем-то напоминает наш русский характер.