8 января в Белграде, на пятьдесят втором году жизни, скончался выдающийся сербский и русский историк, крупнейший за пределами России специалист по истории русской эмиграции профессор Мирослав Йованович.
Директор Центра по новейшей истории Балкан Мирослав Йованович был связан с Россией прочными узами. Главным делом последних десяти лет жизни профессора стал Центр российских исследований Белградского университета. За это время он подготовил и выпустил в свет сотни студентов и аспирантов, образованных в духе любви и уважения к России.
Центр российских исследований активно сотрудничал с Российским институтом стратегических исследований (РИСИ), профессор Йованович неоднократно принимал участие в конференциях, организованных институтом, (последняя из которых проходила в октябре прошлого года на острове Лемнос). В планах было большое количество научных мероприятий, приуроченных к столетию начала Первой мировой войны.
Помимо лекций и спецкурсов, посвященных Русской эмиграции, которые покойный профессор читал также и на истфаке МГУ, неутомимым просветителем и организатором были подготовлены целые серии различных периодических изданий: таких, как «Rossica» и «Serbica».
«В издательстве «Русский путь» в 2005 году вышла в свет его фундаментальная монография «Русская эмиграция на Балканах: 1920-1940». На основе изучения множества фондов в архивах разных странах и огромного количества литературы Йованович сумел развернуть огромное историческое полотно, посвященное самым различным сторонам русской жизни в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (впоследствии Югославии); Турции, Болгарии, Румынии, Греции. Книга эта, без преувеличения, стала одной из вершин балканистики и современной исторической науки, и без нее уже не обходится ни один исследователь, прикасающийся к российскому прошлому на Балканах».
Отдельного упоминания заслуживает сборник «Сербия о себе» - антология, позволяющая российскому читателю взглянуть на трагические события на Балканах последних двух десятилетий глазами сербов, исповедующих самые разные, подчас противоположные мировоззрения. В предисловии Йованович пишет следующее:
«Интерес к Сербии упал почти до нуля.
Напрасно.
Сербию перестали бомбить, Коштуница расшаркивается перед Европой, а Милошевич из месяца в месяц ведет безнадежную борьбу с машиной международного суда, знаменитого применением двойных стандартов. Детальный ретроспективный анализ югославской драмы представляет не только исторический интерес.
Сборник статей сербских политологов и экономистов, анализ поражения, его причин и шансов на выход из тупика, может оказаться чрезвычайно актуальным едва ли не в любую минуту. Книга - предостережение, и только от ее читателей зависит, смогут ли они вынести урок из опыта старых знакомых».
Будучи объективным исследователем общественного мнения, Йованович помещает в антологии, повторимся, тексты, вышедшие из-под пера людей, придерживающихся очень разных мировоззрений. Некоторые страницы этой книги, опубликованной издательством «Европа», выглядели достаточно двусмысленно, воспринимались в качестве какой-то совсем уж «соросовщины», затесавшейся в сборник. Однако был в этом сборнике текст, который с лихвой перекрыл наличие бумажного балласта, обусловленного, по-видимому, не только объективностью автора-составителя, но и форматом, предложенным издательством. Речь идет о статье Бошко Миятовича «Почему Милошевич Капитулировал?»
Дело в том, что многие наши соотечественники, жившие или хотя бы то просто бывавшие в тогда ещё Югославии сразу же после капитуляции, помнят чувство стыда, которое мы, русские, переживали, ведь совершенно очевидным был тот факт, что основным аргументом «за» капитуляцию - по единодушному мнению сербских аналитиков - было предательство России.
И вот Мирослав Йованович помещает в сборнике статью, в которой тщательно анализируются «за» и «против» капитуляции, и делается вывод, благодаря которому представление о «предательстве России» если и не развеивается вовсе, то подвергается серьезному пересмотру.
«Окончательное решение принял Ельцин, а исполнил Черномырдин. Согласно некоторым источникам, в ночь с 1 на 2 июня Ельцин приказал Черномырдину выжать из западных партнёров всё, что можно, но быстро закончить переговоры, дабы на предстоящем саммите Большой восьмёрки получить гарантии займов Международного Валютного Фонда. Столкнувшись с непреклонностью Запада, Черномырдин смирился со всеми требованиями НАТО и вынудил Милошевича капитулировать».
Однако, согласно конспирологической версии, выдвинутой Бжезинским, Черномырдин с Милошевичем всё-таки пытались переиграть Запад. Для этого официальный представитель Ельцина Черномырдин как бы вынуждает Милошевича капитулировать, но вот армия действует по другому сценарию: две сотни русских солдат из Боснии захватывают покинутый «югами» аэродром в Слатине, на который потом воздушным путём доставляется 2500 десантников подкрепления. В результате и Милошевич остаётся при власти, и Запад доволен, и Россия сохраняет лицо. НАТО таки захватывает албанскую часть Косова (три четверти провинции), но промышленный «кантон» (этнически собственно сербский) на северо-востоке края занимают русские, и т.о. он остаётся в составе Югославии.
Первую и вторую часть плана совершить удалось - Черномырдин Милошевича «додавил», а батальон из Боснии перед самым носом у НАТО захватил аэродром. Но вот дальше, якобы, план сорвали экс-братья болгары, которые присоединились к Венгрии и Румынии и закрыли воздушное пространство. Таким образом, воздушный коридор был перекрыт, и комбинация не была осуществлена.
Вот об этом и говорил Бошко Миятович, а профессор Мирослав Йованович донес эту мысль до российской общественности, занимающейся Сербской темой.
Мы убеждены, что подобного рода публикации стоят много. Ибо именно такие тексты укрепляют мосты, соединяющие наши народы.
Вечная память витязю православного славянского единства профессору Йовановичу!
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, Мирослава, и прости ему все согрешения: вольные и невольные.
Редакция Русской Народной Линии
2. Re: Упокоился о Господе витязь Русско-Сербского единства
1. Царствие Небесное Рабу БОЖИЮ Мирославу!