12 января в сербских СМИ появилась информация о том, что в страны Балканского региона в случае разгрома Свободной сирийской армии вернется около 300 «джихаддистов» - сторонников радикальных исламских движений. Основные опорные пункты ваххабитов на Балканах - Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия (Косово и Метохия, Рашская область - «Санджак», юг центральной Сербии). Бывший директор Агентства военной безопасности генерал на пенсии Момир Стоянович на опасность от распространения ваххабизма указывал еще в 2004 г. Ныне, отмечает генерал, «они стали нашей реальностью. Собираются в мечетях, показывают видеокассеты, на которых возвеличиваются террористические нападения и показываются подрывники-самоубийцы», в Сербии «практически ничего неизвестно об их связях, потоках финансирования, обучении и индоктринации». Главной проблемой, считает М.Стоянович, является отсутствие в Сербии законодательных норм, позволяющих воспрепятствовать развитию террористической активности и это палка о двух концах: на внешнеполитическом уровне Сербия показывает, что благосклонно относится к ваххабитам, на внутриполитическом - остро возникает вопрос собственной безопасности страны[1].
В ряде населенных пунктов Боснии и Герцеговины, в которых до этно-гражданских конфликтов конца ХХ в. жили сербы, в настоящее время созданы ваххабистские сообщества. Осевшие после локальных войн на территории БиГ ваххабиты привнесли радикальный ислам в регион, который ранее не знал опыта экстремального фундаментализма. Прежде всего, выделяется населенный пункт Горня Маоча (на границе кантона Тузла Федерации БиГ и дистрикта Брчко), все население которого являются сторонниками ваххабистского движения, включая находящихся здесь граждан разных стран - Черногории, Македонии, Сербии, США. По данным иностранных организаций и спецслужб, занимающихся проблемой международного терроризма, здесь осуществляется диверсионно-террористическая подготовка боевиков для «Священной войны - джихада». В декабре 2013 г. председатель Союзной комиссии по обороне и безопасности парламента БиГ Душанка Майкич заявила, что «пришлось очень долго ждать, пока появятся какие-то сведения о числе проживающих в Горне Маоче... там нет детей, которые ходят в школу, нет данных о том, кто и когда умер, нет никаких сведений о жизни в этом месте». Другие ваххабистские организации, концентрируются в с. Ошва и с. Горня Бочиня (около Маглая), с. Стиена (Цазинская крайна)[2]. Большинство сообществ находится вблизи магистральных дорог, отмечается их взаимосвязь. Данные служб указывают о том, что в последнее время этими сообществами проводятся интенсивные работы по асфальтированию старых грунтовых и прокладке новых дорог на территории общин Горажде, Фоча, Калиновик, согласно т.н. карте «Зеленого коридора», связывающего БиГ с Рашской областью («Санджак») и Косовом.
Экспертная группа Юго-Восточной Европы по борьбе против терроризма приводит данные об усилении активности ваххабитов в Республике Сербской, включая создание новых баз. Так, например, член группы Дарко Трифунович описывает устоявшуюся модель инфильтрирования в православную среду. Так, например, в общине Сребреницы в с. Саса вблизи православного монастыря за короткое время было выстроено 20 домов, здесь «часто можно видеть группы ваххабитов», «есть данные о том, что в труднодоступных районах проходит подготовка для террористических актов», - говорит Трифунович. Сербские СМИ приводят оперативные данные о том, что ВМД Республики Сербской зафиксировало ваххабистское группировки на территории 14 общин РС БиГ, установлены пути, связующие их с Горажде и другими стратегическими пунктами в РС и ФБиГ. В частности, указываются такие места концентрации ваххабистских групп, как Козарска Дубица, Нови Град, Приедор, Градишка, Прнявор, Теслич, Баня Лука, Котор Варош, Добой, Биелина, Зворник, Братунац, Сребреница, Власеница[3]; гора Влашич (пограничье между ФБиГ и РС) характеризуется как «сильный опорный пункт ваххабитов, с которого легко переправиться на территорию РС»[4].
Таким образом, за последнее время идет поступательный процесс увеличения диверсионно-террористических баз ваххабитов в Боснии и Герцеговине в количественном и качественном отношении (в том числе за счет «прошедших сирийский ад» боевиков). Очевидно, что после возвращения ваххабиты не осядут на месте, они будут перебрасываться в любые другие регионы мира - туда, где в них возникнет нужда западного фактора. На смену им будут приходить новые «неофиты», которые обеспечат преемственность и непрерывность стратегии и тактики исламского фундаментализма. И они, в свою очередь, будут заполнять собой образующиеся бреши и выдвигаться на первый план войны против «неверных». У ваххабитов есть свой собственный приказ «ни шагу назад», и пока они финансируются извне, их целью будет только движение вперед, с особой жестокостью, без компромиссов и колебаний. Подчеркнем: ваххабистские организации - агрессивные группы, нацеленные на осуществление диверсионно-террористической борьбы посредством применения терактов и других видов насилия против тех, кого они обозначили своей целью, включая борьбу с умеренными течениями ислама с перспективой установления собственной религиозной монополии. Действуют ваххабистские движения исключительно в связке западным фактором - англо-саксонской политикой (Великобритания и США). Профессор Сараевского университета Эсад Дуракович подчеркивает, что ваххабизм - «это экспортный продукт, поставленный в Боснию и Герцеговину Саудовской Аравией», основным посредником, по его словам, является Австрия (Вена), конкретной целью в БиГ является «полное завоевание, освоение ее территории». Движение, по характеристике Дураковича, «носит экспансионистский характер, фундаментальным принципом его является нетерпимость»[5].
О развитии ультра-радикальных исламских течений на территории бывшей Югославии в Европе было известно уже давно. Например, еще в докладе 2007 г. Комитета по защите конституционности и борьбе против терроризма Австрии указывалось, что в рамках боснийской диаспоры в этой стране сформированы группы, принадлежащие к фундаменталистским течениям, прежде всего, ваххабизму. При этом отмечалось, что многие ваххабиты, представляющие потенциальную опасность, не нарушили ни одного австрийского закона.
До настоящего момента около 60 граждан БиГ получают боевой опыт на полях войны в Сирии. Источники Министерства внутренних дел ФБиГ указывают, что главным мотивом прибытия участия в войне против законного правительства Башара Асада на стороне щедро оплаченной западным фактором квазиоппозиции является крайняя бедность, Создается устойчивое впечатление, что пауперизация населения в этом регионе культивируется сознательно, чтобы не иссякла благодатная для ваххабизма почва.
Балканы, прошедшие через локальные войны, эскалация которых умело инсценировалась и поддерживалась извне, были искусственно отброшены к черте бедности. Европейский союз, к которому столь настойчиво и ни экономически, ни политически немотивированно в точки зрения национально-государственных интересов стремятся страны постюгославского пространства, не сделал ничего, чтобы вытащить регион из беспросветной нищеты, безработицы и практически необратимого разрушения индустриально-сельскохозяйственного комплекса. Вместо этого свободный доступ получили финансовые потоки Саудовской Аравии, а балканские мусульмане обрели право примкнуть к ваххабистским течениям, постепенно обретающим вследствие этнических характеристик (светлые волосы и светлые глаза) форму «белой Аль-Каиды». Стремление присоединиться к ваххабизму, утверждает С.Шварц, обусловлено лишь одним - «деньгами и еще раз деньгами». Пакистанский сайт Pakistan Christian Post указывает, что средства исламских стран, отмываемые через исламские гуманитарные организации, позволяют регулярно отправлять на обучение порядка 100 тыс. молодых боснийских мусульман. Прежде всего, отмечается участие в финансировании обучения мусульман региона Западных Балкан Всемирной Исламской Лигой (контролирует Саудовская Аравия)[6], а также резкое усиление на Балканах государств, в которых ваххабистские круги и идеология располагают влиятельными позициями - Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и др.[7]
Среди добровольцев, отбывающих в Сирию, есть и молодые люди до 20 лет (!), и женщины, по законам шариата вступившие в брак с ваххабитами и вместе со своими мужьями уезжающие также на «приобретение боевых навыков». Источники боснийского МВД утверждают, что добровольцам выдается около 15 000 евро, оплачивается билет до места назначения, а семьи получают материальное содержание. Пути переброски указываются как Словения - Вена - Истанбул, откуда они по уже отработанным пограничным каналам пересекают сирийскую границу и присоединяются к подразделениям En-Nusra. При этом пополнение ваххабистских рядов, указывают те же источники, происходит за счет ваххабитов из Рашской области Сербии («Санджак») опять-таки из Австрии[8]. В свое время испанский эксперт по религиозному экстремизму Хуан Карлос Антуньес оценивал, что в общее количество сторонников ваххабизма в ФБиГ достигает 3 тыс. чел., при этом и гораздо меньшее их число способно нанести серьезный удар по системе безопасности страны и региона. Эту цифру еще в 2011 г. подтвердил директор Разведовательно-информационного агентства БиГ Алмир Джуво: «в Боснии и Герцеговине сейчас существует около трех тысяч потенциальных террористов, членов ваххабистского движения»[9]. Как подчеркивает неоконсервативный американский публицист Стивен Шварц, «Не все ваххабиты - подрывники-самоубийцы, но все подрывники-самоубийцы - ваххабиты»[10].
Данные МВД Сербии (август 2013 года) говорят о том, что радикальные исламисты, среди которых есть и ваххабиты Сербии, «считаются базой так называемой белой Аль-Каиды в Европе». Из разрозненных течений, отмечает сербское МВД, в последние годы оформились террористические группы, которые характеризуются взаимной связью с террористическими организациями на глобальном уровне. Среди радикальных исламистов-бошняков выделяются два течения: «нусретовцы» и «текфировцы». Первые находятся под влиянием Нусрета Имамовича из Маочи (БиГ) и месджита «Тевхид» в Вене во главе с Адемом Демировичем. «Нусретовцы» настаивают на необходимости джихада, открыто проповедуя его. Лидер второй группы, «текфировцев» явлется Неджад Балкан из Вены. Руководство этой группы приняло решение не проповедовать джихад явно, однако он «подразумевается». Помощник директора сербской полиции С.Митрович отмечает, что в Сербии фиксируется тенденция увеличения числа радикальных исламистов, новые сторонники исламистских групп и далее пополняются из рядов бошняков и албанцев, а в последнее время - из числа цыган Белграда, Нови Сада, Суботицы и Подринья[11].
Резкое и поступательное увеличение фундаменталистских (ваххабистских) групп на территории Боснии и Герцеговины, а также Республики Сербии, их диверсионно-тренировочных баз требует самого пристального изучения с целью обеспечения безопасности не только этих стран, но и тех, на кого потенциально может быть направлена угроза экспорта радикализма (терроризма) с этих территорий.
[1] http://www.vaseljenska.com/vesti-dana/stotine-islamskih-terorista-stizu-u-srbiju-iz-sirije/
[2] http://www.dan.co.me/?nivo=3&rubrika=Balkan&datum=2013-12-08&clanak=409728
[3] Kozarska Dubica (Krivdića brdo), Novi Grad (Urije i Vidorija, Blagaj), Prijedor (Kozarac, Hambarine, Rakovčani, Čarakovo, Puharska, Petrovo), Gradiška (Dubrave, Orahova), Prnjavor (Lišnja i Donja Mravica), Teslić (Kamenica), Banjaluka (Novoselija i Vrbanja), Kotor Varoš (Šiprage), Doboj (Kotorsko), Bijeljina (Janja), Zvornik (Lokvanjska rijeka, Šepak, Zvornička Kamenica), Bratunac (Konjević Polje, Glogova, Cerska), Srebrenica (Sućeska), Vlasenica (u blizini sela Drum) http://www.novosti.rs/vesti/planeta.300.html:373276-Srebrenica-U-selu-Sase-nova-baza-mudzahedina
[4] http://www.novosti.rs/vesti/planeta.70.html%3A316738-Vehabije-vezbaju-gadjanje
[5] http://www.islamicpluralism.org/1953/bosnian-muslim-academics-condemn-wahhabism-after
[6] http://www.pakistanchristianpost.com/headlinenewsd.php?hnewsid=2772
[7] http://old.nationalreview.com/interrogatory/interrogatory111802.asp
[8] http://www.vaseljenska.com/vesti-dana/bosanske-vehabije-ratuju-u-siriji-za-15-000-evra/
[9] http://www.novosti.rs/vesti/planeta.70.html%3A316738-Vehabije-vezbaju-gadjanje
[10] Stephen Schwartz, Defeating Wahhabism // The Front Page Magazine, Los Angeles, 25.10.2002.
[11] Mitrović S. Radikalni islam kao moguća bezbednosna pretnja Srbiji i Balkanu // Revija za bezbednost. Beograd, 2011. №5(2). S. 110-124.
Впервые опубликовано на сайте ФСК