В конце 2013 года под эгидой Вологодского областного отделения «Литературного фонда России» вышла книга рассказов и киноповесть известного вологодского писателя Александра Грязева «В РАЙ С ПЕРЕСАДКОЙ», в серии «Писатели родного края». А в начале 2014 года сдан в типографию его сборник исторических повестей и новелл под названием «ОТКРОВЕНИЕ ДИОНИСИЯ», составителем и издателем выступила Вологодская Епархия - архиерейское Покровское подворье, которое издаёт серию журнала «Благовестник».
Две книги - серьезный повод поговорить о творчестве А.А.Грязева (1937-2012 гг.).
В современном мире существуют самые разные писатели. Впрочем, думаю, так было и в иные эпохи, далёкие от нас и не очень далёкие.
Условно тех, кто пишет, можно разделить на три категории.
Первая - это писатели, которые повествуют только о себе и, в основном, для себя. Кому они интересны? В первую очередь, понятное дело, себе. Но, не исключено, что их творчество находит какое-то количество поклонников.
Вторая - это писатели, которые берутся за перо ради тщеславия, желания приобрести известность, славу, и на этом заработать как можно больше денег. Действительно, они модны и популярные - авторы детективов, бульварных и развратных романов, книг, «разоблачающих» «тёмное прошлое» России, её правителей, начиная от первого царя Ивана Грозного и кончая руководителем Советского Союза Иосифом Сталиным.
Эта категория пишущей братии, как правило, получает то, что хочет.
Наконец, третья - это писатели, которые стремятся создавать произведения о народе, для народа, на языке, понятном народу. Не погоня за славой или земным достатком волнует их, а характеры современников, движение общества к нравственным высотам, потери и обретения на тернистом пути, вера людей в Бога в качестве земной основы существования.
К ним, вне сомнения, принадлежал известный вологодский прозаик, драматург, публицист старшего поколения Александр Алексеевич Грязев (1937-2012 гг.). Читатель, познакомившись с его новыми книгами, сможет составить определённое мнение о творческих пристрастиях писателя. Богатая, прошлая и настоящая, история России, её выдающиеся деятели и простые люди, подъёмы и спады в её развитии - в центре внимания художника слова. Он знает и постоянно напоминает читателю о том, что величие России, её достижения, её вклад в мировую цивилизацию исходят из христианских ценностей. Кстати, это хорошо выражено, к примеру, в рассказе «Грех игумена» и повести «Чтобы свеча не угасла».
Несколько лет Александр Грязев собирал разнообразные факты из истории России, присовокуплял к ним личные впечатления деревенского детства, эпизоды из текущей жизни села. В результате возникла своеобразная «летопись» бытия русского народа. В своё время я встречался с Александром Алексеевичем, мы много разговаривали на эту тему.
Думаю, имеет смысл привести отрывок из нашей беседы, он поможет лучше понять истоки творчества писателя.
-Что вас подтолкнуло к такой теме? Кажется, уже достаточно разных исследований - и хороших, и плохих, которые отражают наше прошлое. Или история Руси неисчерпаема?
-Наша страна - Россия - особенная!
Это планета, не укладывающаяся в традиционные рамки.
Я не люблю, когда кричат о любви к России и всему русскому.
Во всяком крике есть что-то фальшивое!
Россию надо просто любить!
Как любят родную мать, но никогда не говорят громко об этом.
Наверное, каждый, кто работает со словом, пытается разгадать для себя тайну России. Вот это желание и подтолкнуло меня к исследованию, которое я вёл не один год.
Поражает прежде всего «живучесть» России!
Историки давно подсчитали число войн, пережитых нами.
Цифры просто ошеломляют!
Так, с 1228 год по 1462 год на Руси было 160 войн!
В ХVI веке она воевала 43 года, в XVII - 48 лет, в XVIII - 56 лет, в XIX веке - тоже не один десяток годов.
И, наконец, на памяти у всех войны прошлого - XX столетия.
С кем только не приходилось воевать, защищая Русь-матушку!
Достойно удивления, как мы вообще смогли после всего этого выжить. Ведь каждая война убивала самый цвет нации - юношей и молодых мужчин. И уж, действительно, достойна восхищения и уважения русская нация за то, что, пройдя через такие страшные испытания, она не только выстояла, но сумела не ожесточиться, сохранить в себе мирное начало - основную черту русского характера.
-Кстати говоря, фраза о «загадочности» русского характера стала уже расхожей. Её активно использует массовая культура, создавая мыльные сериалы типа «Особенности национальной охоты». А что вы думаете по поводу этого самого характера?
-Нынешняя массовая культура пришла к нам с Запада. А многие умные русские люди предупреждали ещё за сто и даже двести лет назад о том, что «заграничный кафтан» не подходит для России. Это можно напрямую отнести к массовой культуре, которая пытается дискредитировать всё, что связано с национальным достоинством. И в первую очередь - русский характер.
Я пишу об этом много и подробно в своём исследовании.
Да, одна из удивительных черт русских людей - их неистребимая наивность и доверчивость. Их вера в то, что и все другие люди иных национальностей исповедуют те же добродетели, что и они.
Когда русские промышленные люди в конце XVIII века пришли на Аляску, они стали в первую очередь обучать местных жителей грамоте и разным ремёслам - чем отличались от испанцев и англичан, которые истребляли индейцев, как диких зверей. А русские православные пришельцы отправляли индейских детей учиться в Петербург, Иркутск, Кронштадт. Мечтали даже построить на берегу Америки город по подобию стольного Петербурга, чтобы в нём жили тамошние индейцы.
Такое же отношение было и к народам Средней Азии, Кавказа, которых Россия взяла под своё крыло, спасла от вымирания и уничтожения агрессивными соседями. Обучила грамоте, построила города и заводы, ввела государственность, научила хозяйствовать, и никогда не была тюрьмой, хотя её недруги говорят о подобном до сего дня.
Приёмные сыновья, получив от неё всё, ныне отвернулись от России, предали забвению то, что она их вытащила из первобытного невежества и грязи, поставила рядом с собой, приобщила к своей цивилизации. Да, много всяких потрясений, драм, унижений перенесла Россия. Но при том сохранилась удивительная черта русского характера - посмеяться над собой и в любой темноте суметь найти свет, как усталый путник видит в ночной тьме огонёк и идет на него.
-Вы упомянули о забвении. Но ведь оно характерно не только для народов, которых объединяла Россия, но и для самих русских. Не так ли?
-В русском характере есть, разумеется, не только положительные черты. Одна из них - забвение исторических корней, славного прошлого Отечества. Иногда возникает ощущение, что у русских это встречается чаще, чем у других. Не зря же у нас даже существует поговорка о том, что человеческая память коротка. И меня - как писателя и человека - тревожит, что даже на былые трагедии люди смотрят с высоты прожитого без должного понимания и волнения.
Например, это касается поколений, идущих за теми, кто пережил войну, голод, разруху. Не случится ли так, что ещё через несколько лет Великая Отечественная война - самая страшная и самая жестокая в истории человечества - будет восприниматься, как ныне воспринимается Отечественная война 1812 года? А подлец и преступник Наполеон, повинный в бессмысленной гибели сотен тысяч людей разных народов в разных странах, превозносится чуть ли не как великая личность. Вообще странно, что злодеев и убийц у нас помнят очень хорошо: их именами названы улицы, города, пароходы, а тех, кто делал добро, созидал, почти никогда не вспоминают.
Повторю, это очень неприятная черта. Она довольно ярко проявилась и во время войны в Чечне. Чеченские головорезы и насильники, работорговцы и наркоманы стали настоящими героями телевидения, печати, а те люди, действительно герои, которые им противостояли, оказались в тени общественного мнения.
-В некоторых странах местные власти вместе с жителями, основываясь на существующих законах, ведут летописи своих деревень и сел. О чём-то подобном вы говорите в своём исследовании?
-Я провёл детство в селе Борок Буйского района Костромской области. И до сих пор, как только позволяет время, приезжаю на малую Родину. Здесь, на отчей земле, всё окружающее воспринимаешь острее. Русская деревня переживает тяжёлые времена. За двадцать с лишним лет во второй половине ХХ века только в Вологодской области навсегда исчезло две с половиной тысячи деревень. Не лучше ситуация в Костромской, Ярославской, Тверской и других областях.
Утрата деревни как духовно-нравственного мира, овеянного легендами и преданиями, повлекла за собой невосполнимые потери. И я знаю, что есть энтузиасты, в частности, в Усть-Кубенском районе на Вологодчине, которые пытаются создать летопись утраченных деревень и сёл, а также существующих населённых пунктов. Но это, опять-таки, частная инициатива, никоим образом не поддерживаемая властями.
Почему же они стоят в стороне?
Мне довелось быть участником Всероссийского собора в храме Христа Спасителя в Москве. Остались сильные впечатления. Но я боюсь, как бы всё, о чём с волнением и болью говорили участники собора, не стало гласом вопиющего в пустыне.
***
Что касается тревоги Александра Грязева, заключённой в последних словах приведённой беседы, то каждый из нас может из личного опыта сказать: что исполнилось, а что не исполнилось из того, за что ратовали участники Собора.
Я же обратил бы внимание на такое обстоятельство. Большая часть рассуждений писателя, отраженных в этом небольшом разговоре, обретя художественную форму, воплотилось в цикле «Исторические этюды», включённом в книгу «Откровение Дионисия».
Предоставляю читателю самому сделать выводы из новелл.
Вместе с тем хочу сказать несколько слов о двух произведениях Александра Грязева - романе «Калифорнийская славянка» и киноповести «В рай с пересадкой», имеющих принципиальное значение для понимания его творчества.
Над романом писатель работал более десяти лет, его содержание отражает яркую страницу истории Государства Российского - освоение далеких земель на Аляске, Алеутских островах, Александровском архипелаге и на Калифорнийском побережье Америки. В романе много действующих лиц, как известных в истории, например, Иван Кусков и Александр Баранов, так и малоизвестных, в том числе - людей из индейского племени макома. И всё же среди обилия имен, лиц и событий можно выделить основное - русский характер. Именно он является главным героем. Таким образом, писатель показывает нам «пример для подражания».
Незамысловатая по сюжету киноповесть «В рай с пересадкой» передаёт удивительную атмосферу обыденной жизни в Советском Союзе, когда он не был разделён на «царства и княжества». Отзывчивость на беду, взаимопомощь, благодатное чувство великой Родины - всё это естественно живёт в душах и сердцах людей.
И это то, чего так не хватает нам теперь!
Основной «рабочий инструмент» у писателя - это слово. Именно по отношению к нему понимаешь, кто перед тобой, когда раскрываешь книгу. К великому сожалению, ныне многие, именующие себя писателями, небрежно относятся к русскому языку, если не сказать больше. Часто они используют, так называемый, «новояз», или язык улицы, засорённый жаргоном, иностранными заимствованиями и даже нецензурщиной. Всё это идёт от низкой внутренней культуры и столь же низкой требовательности к себе.
Александр Грязев никогда не опускался до унижения русского языка. Наоборот - он всегда стремился постичь глубинный смысл родной речи, бережно пользовался ею, помня о том, что словам должно быть тесно, а мыслям просторно. Его прозу отличает доверительность и простота. Но эта та «сложная» простота, которая свидетельствует о высоком литературном мастерстве.
Через живое русское слово читатель входит во внутренний мир писателя и его героев, испытывает сопереживание, они становятся понятными, близкими.
И это - достойная награда автору.
Геннадий САЗОНОВ, член Союза писателей России
Вологда, 14 января 2014 г.