6 декабря 2013 года исполняется 210 лет со дня рождения выдающегося русского поэта, публициста, философа, дипломата Федора Ивановича Тютчева. Хотя дата и не очень «круглая», но и она служит поводом отдать дань уважения замечательному стихотворцу, любимому несколькими поколениями русских людей.
Будущий поэт родился в стародворянской семье в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. С юных лет он приобщился к «стране Поэзия», поскольку домашним учителем был известный поэт и переводчик С.Раич. Пожалуй, не без его влияния в 12 лет Фёдор сочинил в подражание римскому поэту Квинту Горацию оду «На новый 1816 год», которую позже профессор Московского университета поэт А.Мерзляков прочёл в Обществе любителей российской словесности. Тютчева избрали сотрудником этого Общества, ему было 14 лет.
Воистину, русские поэты всегда начинали писать рано!
О жизни и творчестве Федора Ивановича создано большое количество книг, статей, исследований. И всё же не удержусь, чтобы не напомнить впечатления, которые испытал Александр Сергеевич Пушкин от встречи с поэзией Тютчева, когда ему передали рукопись. «Мне рассказывали очевидцы, - писал Юрий Самарин, один из основателей движения славянофилов, - в какой восторг пришёл Пушкин, когда он в первый раз увидел собрание рукописное его стихов. Он носился с ними целую неделю».
Чувства Пушкина понятны!
Великого поэта привели в восторг и умиление такие качества творчества Федора Ивановича Тютчева, как поэзия мыслей и чувств, поэзия философских раздумий, свежая образность и необыкновенно точное использование в стихах русского языка. Как мы знаем, какое-то время поэзия Тютчева была предана забвению, а по настоящему её оценили, спустя более полувека после ухода поэта из жизни.
27 февраля 1869 года Федор Тютчев написал четверостишие без названия, но которое стало вполне самостоятельным стихотворением, его должен бы знать всякий культурный русский человек.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Если вдуматься в эти изумительные строки, то станет ясно, что сочувствие творчеству, сочувствие Поэзии в её высоком предназначении - такой же дар, как и благодать Божья. И его нужно заслужить, обрести, прочувствовать. Это открытие Тютчева, как и многие другие его поэтические и философские находки, приближают нас к пониманию исключительной роли русской Поэзии в формирование русского национального характера. И не только в то время, когда жил автор, но и в другие времена, в том числе - и в наше время.
Да и само слово «сочувствие» несёт глубокий смысл - соучастие в чувствах поэта, сопричастность его чувствам.
Для нас, людей, живущих на Русском Севере, имеет определённое значение и такой факт биографии поэта. Когда ему было 9 лет, семья Тютчевых, спасаясь от нашествия французской армии Наполеона, переехала в безопасное место - в Ярославль, где и прожила какое-то время.
Еще более прочную связь можно увидеть в том, как волшебный поэтический мир Федора Тютчева повлиял на творчество целого ряда поэтов, родившихся или выросших на Русском Севере. Можно назвать немало примеров, остановлюсь только на одном - на стихах Николая Рубцова. Один из его друзей вспоминал, что однажды Николаю кто-то подарил томик избранных произведений Федора Тютчева. С этим подарком Рубцов никогда не расставался. Очевидно, его волновало творчество самобытного национального поэта, отразившего глубинные духовные и нравственные поиски русского народа. И эта привязанность Рубцова определенным образом сказалась в его творчестве.
Нет, я не имею в виду какие-либо заимствование тем или мотивов, об этом не может быть и речи. Я подразумеваю именно определенную «сопричастность» настроению, образам, мыслям Тютчева, желание как бы подняться на ту же самую «ступень».
Если внимательно читать и сравнивать стихи Федора Тютчева и Николая Рубцова, то, к своему удивлению, обнаружим «родство» мотивов, а в некоторых случаях - прямые аналогии.
Вспомним: в творчестве Тютчева проходит через ряд произведений образ «всемирного хаоса» как непременная черта судеб людских; выражением его становятся стихии природы - ветер, солнце, дождь. Но в первую очередь, конечно, ветер.
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке -
И роешь, и взрываешь в нём
Порой неистовые звуки!
Заканчивает он стихотворение суровым предупреждением:
О! Бурь заснувших не буди -
Под ними хаос шевелится!
Похожую роль выполняют природные стихии и в поэзии Рубцова, особенно ветер: («Ветер под окошками, тихий, как мечтание»; «Ветер всхлипывал, словно дитя»; «Был вечер и зловещ и ветрен»; «Стихи из дома гонят нас, как будто ветер воет, воет»).
Не поэт живет в природе, а природа в поэте - такое рубцовское мироощущение близко к тютчевскому.
Одно из своих лучших произведений «Как хорошо ты, о море ночное» Федор Иванович Тютчев закончил так:
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обоянье
Всю потопил бы я душу свою.
А вот у Рубцова последняя строфа известного стихотворения «Ночь на Родине»:
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.
Здесь мы видим похожее внутреннее состояние обоих поэтов.
И ещё один пример.
Уже стала крылатой строка из рубцовского стихотворения «Видение на холме»: «Россия, Русь, храни себя, храни!».
Но ведь о том же самом, много лет назад, писал и Федор Иванович Тютчев. 13 февраля 1869 года он посвятил стихи тысячелетней годовщине равноапостольного Кирилла, учителя словенского:
Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам.
Так мы видим, как огромные поэтические потоки русского народного сознания, подхваченные лучшими поэтами, передаются от эпохи к эпохе. Возникает как бы вечный мост русской Поэзии.
Геннадий Сазонов, член Союза писателей России
г.Вологда