Нам посчастливилось побывать в этот день в монастыре. Было неловко в такой и так наполненный событиями день создавать дополнительные трудности братии, но в ответ на наши сомнения в необходимости приехать именно сегодня, услышали: «Да что вы, конечно приезжайте! У нас такие монахи тут ве-е-селые. Мы вам и экскурсию проведем, все покажем, расскажем и чаем напоим. Даже не сомневайтесь!» После такого теплого приглашения, сомнения, действительно, рассеялись и вот мы в монастыре.
Наша экскурсия началась в благолепно украшенном к этому дню соборе. Рассказ экскурсовод повел от времен татарского нашествия: в 1395 году Тамерлан со своими полчищами вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. Десять дней продолжался крестный путь с иконой. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Когда русские люди молились перед иконой Божией Матери, хан Тамерлан задремал. Ему во сне явилась Величественная Жена и грозно повелела ему покинуть пределы Руси. Он проснулся, трепеща от ужаса. Созванные ханом мудрецы заявили, что виденная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила Ее неодолима. Хан Тимур, поразмыслив, счел разумным поверить видению, развернулся и ушел с территории Руси. И татары, и русские были глубоко изумлены этим событием. Беззащитная Москва была спасена.
Через два года, в 1397 году, благодарные за свое освобождение москвичи в память об этом основали на месте встречи (сретения) Владимирской иконы Божией Матери Сретенский монастырь. Довольно быстро он стал значимым в жизни московской церковной жизни, в первую очередь потому что располагался на дороге из Кремля в сторону Троице-Сергиевой Лавры. Наши благочестивые цари каждый год совершали паломничества в Лавру и обязательно останавливались в Сретенском монастыре, молились, оставляли какие-то пожертвования. Таким образом монастырь развивался.
Главный собор монастыря был построен в конце 17 века на пожертвования царя Феодора Алексеевича и был расписан в начале 18 века фресками, которые сохранились до наших дней. В 19 веке монастырь стал центром церковной жизни Москвы во время войны с французами. Здесь какое-то время находилась кафедра Московского митрополита. На территории монастыря были похоронены русские воины, погибшие в войне с французами.
В начале 20 века обитель разделила участь многих других наших монастырей и храмов, она подверглась поруганию от советской власти. Сначала монастырь был передан обновленцам (это митрополиты, епископы, священнослужители, сотрудничавшие с советской властью, которые ратовали за обновление церковной жизни, отказ от церковных традиций). Благодаря сотрудничеству с советской властью им передали главный собор монастыря. Был убран иконостас, престол поставили в центре храма и совершали службу по обновленному чину. Но народ не пошел за ними и довольно быстро собор был возвращен Православной Церкви. Здесь совершил службу святитель Патриарх Тихон, а настоятелем был поставлен другой святой - священномученик Иларион, чьи мощи почивают в соборе и являются главной святыней монастыря. Когда начались гонения на Церковь, святитель Иларион стал ближайшим сподвижником Патриарха Тихона. Но служить ему пришлось недолго, через год после своего настоятельства в 1925 году он был арестован и сослан на Соловки. Там находилось много священнослужителей и святитель стал негласным главой всего духовенства, которое было на Соловках - таким авторитетом он пользовался. Его любили не только священнослужители, но и другие заключенные и даже надзиратели. В тяжелейших лагерных условиях он не терял чувства юмора. Когда его отправляли вместе с другими заключенными ловить рыбу в Белом море, святитель говорил: «Видите, как нам все подает Святой Дух. Сначала Он рыбаков сделал богословами (имея в виду апостолов - прим.), а теперь наоборот - богословов сделал рыбаками». В тюрьме он заболел, был переправлен в тюремную больницу в Ленинград, где скончался в 1929 году и был там похоронен.
После заключения настоятеля обитель была разорена, а территория монастыря перешла печально известному комитету госбезопасности (НКВД), органу, который в советское время занимался всеми гонениями на Церковь, всеми расстрелами духовенства, другими репрессиями. На территории монастыря совершались расстрелы, мучения многих невинных священнослужителей. Через какое-то время в соборе расположились реставрационные мастерские, потом был гараж. Достаточно долгое время собор был в разорении. Новая жизнь монастыря началась в 1994 году, сначала он был передан подворью Псково-Печерского монастыря, и только позже монастырю был возвращен его дореволюционный статус - Сретенский мужской монастырь.
До революции на территории обители был отдельный храм в честь преподобной Марии Египетской, очень древний храм, одна из древнейших каменных построек Москвы. Однако большевики его не пощадили, он был разрушен. В новое время, когда монастырь стал восстанавливаться, лет 10-15 назад к основному собору была пристроена галерея, где решено было сделать престол в честь прп. Марии Египетской и таким образом восстановить память о том, что когда-то здесь был храм в честь этой древней святой, которая известна своим покаянием и прославилась от Бога многими чудесами. Здесь есть частица ее мощей.
В соборе обратили внимание на необычную икону святых Царственных мучеников. По словам экскурсовода, отец Тихон ее очень любит, говорит так: «У многих есть икона Царской Семьи, но наша-то, наша - лучше всех!»
***
Экскурсовод обращает наше внимание на стройку. «Собор, построенный в 17 веке, уже не вмещает всех желающих. Практически всегда на службах много народу, по воскресным и праздничным дням многие не умещаются в храме, приходится стоять даже на улице. Многие говорят, что с радостью приезжали бы к нам на службы, но стоять в битком набитом храме очень сложно, иной раз перекреститься практически невозможно, так тесно. Поэтому о. Тихон принял решение строить новый собор. Название пришло сразу: в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской на крови, т.к. здесь пролилась кровь многих святых. Собор запланирован более чем на 2 тысячи человек (нынешний вместе с галереей рассчитан на 800 человек), и должен стать украшением Москвы. Правда, есть опасение, что через некоторое время новый собор будет снова заполнен до отказа молящимися и тогда придется строить еще один собор, тысячи на четыре».
Сразу после Литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход к месту строительства нового храма. При большом стечении молящихся Святейший освятил закладной камень в основание храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке. Теперь начнется его строительство и, с Божией помощью, будет завершено к 2017 году, к столетию тех трагических событий, которые произошли в нашей стране и повлекли за собой безбожное гонение на Церковь.
При монастыре находится Российский центр исследования Туринской Плащаницы, который знакомится с европейским исследованиями. Мы спустились в крипту монастыря. Это помещение в советское время было устроено как служебное помещение. Здесь проводились допросы заключенных, которые содержались на Лубянке. Это место мученичества, и здесь было решено было устроить небольшой пещерный храм в честь Воскресения Христова. Он связан сразу с несколькими событиями, с несколькими местами. Во-первых, он чем-то напоминает храм Воскресения Христова в Иерусалиме - Кувуклию Гроб Господень. Здесь тоже два придела: первый как придел ангела (там также икона ангела), а второй - как сама Кувуклия. Этот храм также устроен по аналогии с древними раннехристианскими катакомбными храмами. Когда христиане в первые века не могли свободно и открыто собираться и молиться, они спускались в пещеры, которые назывались катакомбами, там совершались богослужения, там же хоронили христиан. Храм с открытым престолом, без иконостаса. Над престолом - изображение Туринской Плащаницы, как оно есть на самом деле (т.е. позитив), а напротив на стене - в негативе (чтобы лучше было видно изображение Спасителя). Туринская Плащаница - это чудо, удивительное доказательство Воскресения Христова. При Воскресении непостижимым образом на этом полотне отобразилось изображение Христа в полный рост, Его язвы на руках, язвы на голове от тернового венца и все следы страданий, которые описаны в Евангелии. По желанию кого-либо из братии, здесь совершаются ночные Литургии. Экскурсовод рассказывает, что есть у них такой иеромонах Матфей, небольшого роста, так вот он «почти не спит» и служит эти ночные службы почти каждый день. На них присутствует только братия и семинаристы. В 24.00 служба начинается, в час-половину второго она уже заканчивается, небольшая трапеза и отбой. Удивительные службы, на которых все вместе поют (человек 10 обычно собирается), все вместе причащаются - такая традиция, как в древности - все, кто приходят на эту службу, все причащаются. Эти богослужения обладают удивительной атмосферой, объединяют братию и вдохновляют на дальнейшие подвиги.
Вся деятельность монастыря за последние 20 лет неотъемлемо связана с наместником - архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Как только о. Тихон стал настоятелем, он сразу запустил в работу издательство, в первую очередь для распространения просветительской духовной православной литературы, ну и для того чтобы монастырь мог иметь какой-то источник дохода и не зависел от жертвователей. И действительно, сейчас издательство является важнейшей материальной основой для обители. Знаменитая книга о. Тихона «Несвятые святые», после прочтения которой многие задумались о вере, пришли в храм (не раз слышали: «вот мы прочитали книгу о. Тихона и решили прийти помолиться в храм, в первый раз»), разошлась уже полуторамиллионным тиражом, переведена на семь языков и продолжает распространяться.
На территории монастыря расположена духовная семинария. Сначала она появилась, как духовное училище для братии, пришедшей в монастырь. Сейчас в семинарии обучаются более 200 человек. После закладки строительства нового храма Святейший Патриарх Кирилл освятил также новое здание Сретенской духовной семинарии, которое не так давно было передано монастырю и отведено для выросшей семинарии.
«По словам о. Тихона, - продолжает свое повествование экскурсовод, - в монастыре важны две вещи: чтобы в храме хорошо пели, а в трапезной хорошо кормили». В монастыре несколько хоров: хор семинарии, есть народный хор («поют, как умеют, но от души»), и самый знаменитый - хор Сретенского монастыря, который поет не только на службах, но и выступает с концертами и в Москве, и в России, выезжает заграницу и везде пользуется большим успехом. Нас приглашают посетить монастырскую трапезную, угощают чаем.
Во время чаепития экскурсовод, молоденький семинарист, с воодушевлением рассказывает нам о буднях «нашей веселой семинарской жизни». В понедельник, среду и пятницу семинаристы поднимаются в полседьмого (в остальные дни на полчаса позже) и в семь все уже должны быть в храме. Тому, кто не смог подняться сам, «помогают» дежурные. В храме совместно с братией семинаристы молятся на монашеском молебне и на полунощнице. Далее завтрак в монастырской трапезной и примерно час - послушания (вместо зарядки). Бо́льшая часть семинаристов выходит на улицы, подметает их, зимой скалывают лед, убирают снег. Другие убираются в здании семинарии, моют аудитории и т.п. Есть специальные послушания - просфорня, прачечная, на сайте монастыря «Православие.ru», в издательском отделе. Взбодрившись ото сна, в 9 часов семинаристы отправляются на лекции. Лекции самые разные: богословские (церковная история, богословие), очень много часов уделяется истории России, общемировой истории, русской и зарубежной литературе, истории философии. Предметов много, учиться приходится довольно напряженно. Учебные классы семинарии оборудованы по последнему слову техники. Учебные доски не меловые, а электронные, вся информация (расписания сессий и др.) представлена на электронном табло. Но «двойки», по словам экскурсовода, ставят вполне реальные. Есть спортивный зал. В 13.30 обед и опять лекции, которые заканчиваются примерно в половине пятого. Затем - до ужина послушания. Ужин очень рано - в пять часов.
Раньше он был в восемь, рассказывают семинаристы, как у всех нормальных людей: «В свое время с этим была связана такая история. Как-то раз о. Тихон встретил какого-то семинариста и спросил, что ж он такой многогабаритный? «Да вот, понимаете, батюшка, на ночь кормят, наедаемся на ночь». - «Ну ладно, больше не будете есть на ночь». И ужин был перенесен на пять часов вечера. Остальные семинаристы чуть его не убили, этого злополучного толстяка... «Конечно тяжело, последний раз в пять часов поели, а к вечеру уже кушать хочется, но уже ничего не дают, спасаемся в близлежащем Макдональдсе», - смеются они.
В шесть часов вечера начинается служба, которую семинаристы посещают по расписанию (2-3 человека), ну и конечно, по желанию. У остальных - свободное время, которое рассчитано на подготовку уроков, но тратится оно, по словам семинаристов, по-разному: кто к родителям едет, кто с девушкой погулять. Служба до восьми, а затем вечерняя молитва в десять. Присутствие на ней обязательно. Раньше посещение ее было свободным, но раз о. Тихон зашел и понял, что половины семинаристов на молитве нет, и с этих пор стали отмечать присутствующих.
В 23.00 - отбой, отход ко сну. Дежурный проходит и проверяет, все ли на месте. Кто из дежурных построже, требует, чтобы в одиннадцать уже лежали в кроватях, накрывшись одеялами и чуть ли уже не спали; а кто помягче разрешает и чайку попить после отбоя и за ноутбуком посидеть. В семинарии очень дружная, братская обстановка. Празднуются вместе события, дни рождения, устраиваются поездки по России. Раз в два года о. Тихон благословляет поездки на Святую Землю и те, кто учится в семинарии, обязательно хотя бы раз за время своей учебы побывают в Иерусалиме, у Гроба Господня. Семинаристы с любовью отзываются об о. Тихоне: «Он заботится о нас, любит. Конечно, нам всегда что-нибудь да не нравится - то вставать рано, то кормят не тем, что хотелось бы. Так человек устроен, всегда есть повод для недовольства».
Конкурс для поступающих в Сретенскую семинарию - два человека на место. Вступительный экзамен по Закону Божиему принимает сам настоятель. Отец Тихон придает важное значение не столько обучению, сколько воспитанию, поэтому приветствуется очное обучение. Семинаристы принимают активное участие в просветительской миссионерской деятельности. Например, в первые дни Страстной седмицы перед Пасхой была проведена такая акция: семинаристы раздавали Евангелие от Марка на улицах для всех желающих. Было роздано два миллиона экземпляров.
Монастырю принадлежит скит в Рязанской области, в двухстах километрах от Москвы. Появился он в 1998 году, его освятили в честь прп. Серафима Саровского. Кроме того, что там идет монашеская жизнь, еще и выращиваются разные сельскохозяйственные культуры в большом количестве. Там есть колхоз, который тоже принадлежит монастырю. Населен скит, в основном, семинаристами: два года назад появилось такое нововведение, что в скит отправляются на учебу первокурсники семинарии. 1 сентября их сажают в автобус, отвозят в скит, в полную изоляцию от общества (правда, довольно условную - есть безплатный интернет). До ближайшего магазина 5 км, но все равно шустрые семинаристы умудряются бегать эти 5 км за чипсами... В скиту они изучают необходимые для будущего священника предметы: Священное Писание, учение Православной Церкви, литургику и...английский язык. Раз в месяц выезжают на экскурсии. С ними постоянно находятся иеромонахи-наставники. Приезжают семинаристы в Москву уже вдохновленными, целый год находясь в отрыве от цивилизации, занимаясь правильными вещами - конечно, это очень поможет им и в дальнейшем семинарском обучении и в будущем священническом служении.
Самое главное, по словам экскурсовода, что есть в монастыре - это монашеская жизнь, это «наша братия - 40 монахов, что немало для московского монастыря».
Рассказ о буднях и праздниках Сретенского монастыря заканчивается словами одного из семинаристов, год назад постриженного в иноки: «Поступив в семинарию, никогда не думал, что уйду в монастырь. Предполагал, что выйду из нее женатым священником. Но, посмотрев на монастырь, на нашу братию, пообщавшись с ними, походив на службы, я понял, что вот именно с этими людьми вместе я хочу спасаться».
Очень рады за о. Тихона и братию Сретенского монастыря. Божией им помощи!
Пресс-служба церкви свт. Николы на Берсеневке
2. Re: Божией помощи отцу Тихону!
1. Божией помощи отцу Тихону!