17 декабря состоялось открытие международной конференции «Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования».
Организаторами конференции выступили факультет социальных наук Герценовского университета, а также Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Комиссия по науке и высшей школе Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга, Российская Академия Образования, Социологический институт РАН, факультет социологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета и Социологическое общество имени М.М. Ковалевского.Целью конференции является теоретико-методологическое осмысление процессов, происходящих в глобальном пространстве и возможности системы образования реагировать на постоянно возникающие вызовы современности. На мероприятии присутствовали ректор Герценовского университета В.П. Соломин, представители ректората и администрации, сотрудники вуза, а также представители комитетов Санкт-Петербурга, научные деятели и профессора различных высших учебных заведений России и стран ближнего зарубежья.
За последние два десятилетия российское общество столкнулось с серьезными социальными проблемами. Наша страна проходит через сложный период трансформации общества, последствия которого затрагивают все сферы общества.
С одной стороны, мы вместе со всем миром переживаем процесс глобализации, «в ходе которого мир превращается, как утверждается, в единую глобальную систему»[1]. С другой стороны, стремление к глобальному лидерству, однополярному мироустройству нельзя сводить только к послевоенному периоду, распаду Советского Союза и социалистического блока. Отправной точкой этого периода можно считать так называемую «доктрину Монро», выдвинутую пятым президентом США ещё в 1823 г., идеологической конструкцией которой являлось обоснование «жизненных интересов» США за тысячи миль от их собственных территорий. Они упорно стремились к господству в Западном полушарии, вытеснению европейских держав из Латинской Америки («Доктрина Одни» (1895 г.).
На исходе XIX в. была сформулирована новая «доктрина морской мощи», главным лозунгом которой стало утверждение: «Кто владеет морем - тот владеет миром», определившим впоследствии все военно-политические программы США в ХХ в. вплоть до сегодняшнего дня.
В области гуманитарных наук - в конце XIX в. - основой для мировоззренческого обеспечения американского экспансионизма стали теории так называемой «Англо-саксонской школы» (университет Дж. Гопкинса), которые утверждали превосходство англосаксов над остальными народами[2].
Вследствие радикальных и многоплановых трансформаций, выпавших на долю человечества в конце ХХ в. (в частности, крушение СССР и мирового коммунизма, как альтернативной капитализму модели общественного развития), глобализация на рубеже 80-90-х гг. вступила в качественно новую фазу. Современные мирохозяйственные, геополитические и иные трансформационные сдвиги несут на себе наглядную печать наследия противоречия ХХ в., особенно биполярной системы и «холодной войны», и вместе с тем попытки западных учёных наметить основные тенденции развития мировой цивилизации, найти выход из сложившейся ситуации пока не дали и думаю, что не дадут позитивных результатов. Я имею ввиду сенсационные доклады Д. Медоуза и Рандерса 70-х гг. ХХ в. в Римском клубе «Пределы роста» и двадцать лет спустя в новой книге «За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее?», где на первый план выступили экологические факторы[3]. Но по большому счету глобализация - это процесс европеизации, процесс, в котором все «отсталые» страны не европейской культуры должны приобщиться, или точнее - встроиться в неё, то есть в глобализацию. В этом мире локальные культуры и идентичности утрачивают корни и заменяются символами товарного мира, взятыми из рекламного имиджевого дизайна мультинациональных концернов[4].
Глобализация поставила целый ряд проблем в экономической, политической, социально-культурной сферах, в том числе и в образовании.
Во-первых, новая российская система, как и любая другая система образования в капиталистическом обществе, воспроизводит неравенство. Главными факторами этого процесса являются: коммерциализация образования, в том числе и в школах, что часто приводит к исключению ребенка из процесса обучения в виду отсутствия денежных средств у родителей; отсутствие должной социальной поддержки молодых людей, получающих высшее и средне специальное образование («Независимо от академических способностей или тяги к знаниям, студенты из малообеспеченных семей имеют относительно мало шансов на успешную учебу»[5]); серьезные проблемы с трудоустройством для молодых специалистов, когда уровень образования и знаний влияет на возможность устроиться на работу меньше, чем родственные связи.
Во-вторых, культурная глобализация подразумевает разрушение традиционных ценностей общества, их унификацию, подстраивание под ценности общества потребления. В первую очередь это затрагивает образование. Бывший министр образования России А.А. Фурсенко по этому поводу отмечал: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других»[6]. Здесь отвергается самое главное звено образования в советской школе - неразрывность образования и воспитания.
В-третьих, с развитием глобализации и разрушением Советского Союза мы столкнулись с серьезными демографическими проблемами, а именно с миграцией. С одной стороны, мы видим отток интеллектуальной элиты из страны[7], а, с другой, приток неквалифицированной рабочей силы, что влечет за собой большие проблемы, особенно учитывая тот факт, что мы живем в эпоху информационного общества, когда главной отраслью экономики стало не промышленное производство, а производство информации. «В новом, информационном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации»[8].
В-четвертых, информационное общество также непосредственно влияет на образование, и кроме новых возможностей влечет за собой и проблемы. Современные дети и подростки во многих областях «продвинутее», чем педагоги, и даже считают вторых «отсталыми». Каким образом педагог может противостоять более привлекательным ценностям общества потребления, каким образом стоит формировать национальную политику в этой сфере образования?
Мы с вами вкратце определили основной круг вопросов, связанных с влиянием глобализации на систему образования, естественно мы не считаем его полностью законченным, он может включать в себя еще множество пунктов, но нам кажется, что перечисленных вполне достаточно для первоначального анализа. Это те вопросы, на которые должны дать ответы социология образования.
Социология образования, изучающая применение социологических теорий, подходов и методов, конкретно-методологических исследований к анализу процесса образования, неразрывно связана с социологией науки, предметом изучения которой являются социальные процессы производства, включая технологию, научного знания и его значение.
Социологию образования следует рассматривать в единстве с социообразовательной сферой общества - наукой, образованием, культурой и воспитанием.
Социология образования должна быть направлена на формирование креативной, многогранной, социально активной и ответственной личности, способной к осознанию современного противоречивого мира и способность творчески, практически изменить его в сторону образовательного общества. «когда образование становится базисом базиса духовного и материального производства»[9]. Становление образовательного общества, по мнению известного в стране ученого А.И. Субетто, и есть один из важнейших итогов Синтетической Цивилизационной Революции, когда происходит скачок в интеллектуальности, наукоемкости, образовательности экономики и в целом общественного воспроизводства[10].
Социология образования - динамичная наука, которая быстро меняет свои собственные доминанты в теоретических построениях. Ускоренная динамика обусловлена быстрой сменой социальных функций образования как социального института.
Это определяется тем, что в XXI веке как собственно сам человек, так и общество в целом сталкивается с барьером сложности, который, в свою очередь, обусловлен как ростом системных связей внутри отдельных обществ и человечества в целом, так и усложнением зависимости социального бытия и перспектив развития, от растущего экологического давления природы.
Объективные факторы развития современного человеческого общества говорят о необходимости теоретического социологического человековедения, ноосферного уровня сознания, социальных проблем экологического природопользования. Наша планета находится на грани коллапса. И.Я. Левяш приводит по этому поводу убийственные факты. За последние десятилетия содержание атмосферного кислорода уменьшилось на несколько процентов. Целые мегаполисы современной цивилизации страдают от «мозговой болезни». Сотни уникальных видов животных исчезли, тысячи оказались в Красной книге[11].
Рынок уничтожает мир растений, планктон, океаны и т.д. Из-за чрезмерной антропогенной нагрузки, вызвана экологическая катастрофа и требует контроля динамика народонаселения и ресурсопотребления, а также экспансия транснациональных корпораций, породившую нищету, голод, безработицу. На прошедшей в июне 2012 года международной конференции по устойчивому развитию генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун объявил: «Планета находится в состоянии беспрецедентного кризиса. Нам необходимо признать, что нынешняя модель глобального развития неразумна. Необходимо найти новый путь для продвижения вперед»[12].
В этом плане социальные функции социологии образования, науки расширяют свой предмет познания. Усилив системный подход к образованию как общественному образованию, обеспечив непрерывность образования, его роль с точки зрения воспроизводства образовательного общества, ориентированного на воспроизводство ноосферного человека, социология образования внесет свой вклад в решение вопросов становления достойного будущего России и человечества.
А.В. Воронцов, д-р филос. наук, профессор Санкт-Петербург, заместитель руководителя фракции КПРФ в ЗакС СПб, член Координационного Совета, руководитель Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад»
Впервые опубликовано на сайте РГПУ им. А.И. Герцена
[1] Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь.: Пер. с англ. / под ред. С.А. Ерофеева. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - С. 81.
[2] Зюганов Г.А. Святая Русь и кощеево царство. Основы русского духовного возрождения. М., 2003. С. 129.
[3] Яхимович З.П. Вызовы глобализации и судьбы государственности/ Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. М., 2002. С 477.
[4]См.: Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию: Пер. с англ. М.: Прогресс-Традиция, 2001; с 82.
[5]Henry, M., Knight, J., Lingard, R. and Taylor, S. (1988) Understanding Schooling: An Introductory Sociology of Australian Education, Routledge, Sydney.
[6]Вступительное и заключительное слово на общественных слушаниях «Закон о добровольности единого государственного экзамена. Какой человек нужен России?» http://www.smolin.ru/duma/audition/2008-03-05.htm
[7]За последние 20 лет доля россиян, желающих
эмигрировать, выросла с 5 до 21%, выяснили социологи ВЦИОМ в ходе опроса 1600 человек, проходившего
4-5 июня 2011 г. в 46 регионах России. Выехать
за рубеж на постоянное жительство хотели бы 21% опрошенных (в 1991 г. их было 5%),
на работу - 20% (было 13%). Наибольший эмиграционный потенциал
у 18-24-летних (39%), высокообразованных респондентов (29%), а также активных пользователей интернета (33%). Большинство из тех 75% россиян,
которые не имеют желания покидать родину, - это в первую очередь
пожилые (93%) и малообразованные (85%) сограждане, а также те, кто не пользуется
интернетом (87%).
На самом деле это не просто
настроения, процесс уже идет, говорит Валентина
Веденеева из Института мировой экономики
и международных отношений РАН: по официальным данным, за три года из России уехало
более 1,2 млн человек, 40% из них - люди с высшим
образованием. «Но у меня есть цифры точные:
1 250 000 человек, которые работают за рубежом <...>
это ученые, специалисты», -
говорил в начале года председатель Счетной палаты Сергей
Степашин в интервью «Эху Москвы».Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/261903/neuyutnaya_rossiya#ixzz2lh04yNW0
[8]Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 39.
[9] Субетто А.И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества и реализация стратегии развития образования в России в XXI веке - СПб - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2006 - 198.
[10] В.И. Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке: коллективная монография. В 3-х томах / Под науч. ред. А.И.Субетто и В.А.Шамахова. Том II. - СПб.: Астерион, 2013, с. 416 - 422
[11] Там же, т.1, с. 273 - 287.
[12] Там же, т.1.
4. А.В. Воронцов, д-р филос. наук, профессор Санкт-Петербург, заместитель руководителя фракции КПРФ в ЗакС СПб, член Координационного Совета, руководитель Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад»
3. Re: Глобализация: возрастание роли гуманитарного знания, социологии образования и науки
2. Все извилины заплел...
1. "Воспроизводство ноосферного человека"?