Глобализация: возрастание роли гуманитарного знания, социологии образования и науки

Доклад на Международной конференции «Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования»

Генассамблея ООН по Украине 
0
531
Время на чтение 11 минут

17 декабря состоялось открытие международной конференции «Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования».

Организаторами конференции выступили факультет социальных наук Герценовского университета, а также Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Комиссия по науке и высшей школе Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга, Российская Академия Образования, Социологический институт РАН, факультет социологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета и Социологическое общество имени М.М. Ковалевского.

Целью конференции является теоретико-методологическое осмысление процессов, происходящих в глобальном пространстве и возможности системы образования реагировать на постоянно возникающие вызовы современности. На мероприятии присутствовали ректор Герценовского университета В.П. Соломин, представители ректората и администрации, сотрудники вуза, а также представители комитетов Санкт-Петербурга, научные деятели и профессора различных высших учебных заведений России и стран ближнего зарубежья.

 

За последние два десятилетия российское общество столкнулось с серьезными социальными проблемами. Наша страна проходит через сложный период трансформации общества, последствия которого затрагивают все сферы общества.

С одной стороны, мы вместе со всем миром переживаем процесс глобализации, «в ходе которого мир превращается, как утверждается, в единую глобальную систему»[1]. С другой стороны, стремление к глобальному лидерству, однополярному мироустройству нельзя сводить только к послевоенному периоду, распаду Советского Союза и социалистического блока. Отправной точкой этого периода можно считать так называемую «доктрину Монро», выдвинутую пятым президентом США ещё в 1823 г., идеологической конструкцией которой являлось обоснование «жизненных интересов» США за тысячи миль от их собственных территорий. Они упорно стремились к господству в Западном полушарии, вытеснению европейских держав из Латинской Америки («Доктрина Одни» (1895 г.).

На исходе XIX в. была сформулирована новая «доктрина морской мощи», главным лозунгом которой стало утверждение: «Кто владеет морем - тот владеет миром», определившим впоследствии все военно-политические программы США в ХХ в. вплоть до сегодняшнего дня.

В области гуманитарных наук - в конце XIX в. - основой для мировоззренческого обеспечения американского экспансионизма стали теории так называемой «Англо-саксонской школы» (университет Дж. Гопкинса), которые утверждали превосходство англосаксов над остальными народами[2].

Вследствие радикальных и многоплановых трансформаций, выпавших на долю человечества в конце ХХ в. (в частности, крушение СССР и мирового коммунизма, как альтернативной капитализму модели общественного развития), глобализация на рубеже 80-90-х гг. вступила в качественно новую фазу. Современные мирохозяйственные, геополитические и иные трансформационные сдвиги несут на себе наглядную печать наследия противоречия ХХ в., особенно биполярной системы и «холодной войны», и вместе с тем попытки западных учёных наметить основные тенденции развития мировой цивилизации, найти выход из сложившейся ситуации пока не дали и думаю, что не дадут позитивных результатов. Я имею ввиду сенсационные доклады Д. Медоуза и Рандерса 70-х гг. ХХ в. в Римском клубе «Пределы роста» и двадцать лет спустя в новой книге «За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее?», где на первый план выступили экологические факторы[3]. Но по большому счету глобализация - это процесс европеизации, процесс, в котором все «отсталые» страны не европейской культуры должны приобщиться, или точнее - встроиться в неё, то есть в глобализацию. В этом мире локальные культуры и идентичности утрачивают корни и заменяются символами товарного мира, взятыми из рекламного имиджевого дизайна мультинациональных концернов[4].

Глобализация поставила целый ряд проблем в экономической, политической, социально-культурной сферах, в том числе и в образовании.

Во-первых, новая российская система, как и любая другая система образования в капиталистическом обществе, воспроизводит неравенство. Главными факторами этого процесса являются: коммерциализация образования, в том числе и в школах, что часто приводит к исключению ребенка из процесса обучения в виду отсутствия денежных средств у родителей; отсутствие должной социальной поддержки молодых людей, получающих высшее и средне специальное образование («Независимо от академических способностей или тяги к знаниям, студенты из малообеспеченных семей имеют относительно мало шансов на успешную учебу»[5]); серьезные проблемы с трудоустройством для молодых специалистов, когда уровень образования и знаний влияет на возможность устроиться на работу меньше, чем родственные связи.

Во-вторых, культурная глобализация подразумевает разрушение традиционных ценностей общества, их унификацию, подстраивание под ценности общества потребления. В первую очередь это затрагивает образование. Бывший министр образования России А.А. Фурсенко по этому поводу отмечал: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других»[6]. Здесь отвергается самое главное звено образования в советской школе - неразрывность образования и воспитания.

В-третьих, с развитием глобализации и разрушением Советского Союза мы столкнулись с серьезными демографическими проблемами, а именно с миграцией. С одной стороны, мы видим отток интеллектуальной элиты из страны[7], а, с другой, приток неквалифицированной рабочей силы, что влечет за собой большие проблемы, особенно учитывая тот факт, что мы живем в эпоху информационного общества, когда главной отраслью экономики стало не промышленное производство, а производство информации. «В новом, информационном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации»[8].

В-четвертых, информационное общество также непосредственно влияет на образование, и кроме новых возможностей влечет за собой и проблемы. Современные дети и подростки во многих областях «продвинутее», чем педагоги, и даже считают вторых «отсталыми». Каким образом педагог может противостоять более привлекательным ценностям общества потребления, каким образом стоит формировать национальную политику в этой сфере образования?

Мы с вами вкратце определили основной круг вопросов, связанных с влиянием глобализации на систему образования, естественно мы не считаем его полностью законченным, он может включать в себя еще множество пунктов, но нам кажется, что перечисленных вполне достаточно для первоначального анализа. Это те вопросы, на которые должны дать ответы социология образования.

Социология образования, изучающая применение социологических теорий, подходов и методов, конкретно-методологических исследований к анализу процесса образования, неразрывно связана с социологией науки, предметом изучения которой являются социальные процессы производства, включая технологию, научного знания и его значение.

Социологию образования следует рассматривать в единстве с социообразовательной сферой общества - наукой, образованием, культурой и воспитанием.

Социология образования должна быть направлена на формирование креативной, многогранной, социально активной и ответственной личности, способной к осознанию современного противоречивого мира и способность творчески, практически изменить его в сторону образовательного общества. «когда образование становится базисом базиса духовного и материального производства»[9]. Становление образовательного общества, по мнению известного в стране ученого А.И. Субетто, и есть один из важнейших итогов Синтетической Цивилизационной Революции, когда происходит скачок в интеллектуальности, наукоемкости, образовательности экономики и в целом общественного воспроизводства[10].

Социология образования - динамичная наука, которая быстро меняет свои собственные доминанты в теоретических построениях. Ускоренная динамика обусловлена быстрой сменой социальных функций образования как социального института.

Это определяется тем, что в XXI веке как собственно сам человек, так и общество в целом сталкивается с барьером сложности, который, в свою очередь, обусловлен как ростом системных связей внутри отдельных обществ и человечества в целом, так и усложнением зависимости социального бытия и перспектив развития, от растущего экологического давления природы.

Объективные факторы развития современного человеческого общества говорят о необходимости теоретического социологического человековедения, ноосферного уровня сознания, социальных проблем экологического природопользования. Наша планета находится на грани коллапса. И.Я. Левяш приводит по этому поводу убийственные факты. За последние десятилетия содержание атмосферного кислорода уменьшилось на несколько процентов. Целые мегаполисы современной цивилизации страдают от «мозговой болезни». Сотни уникальных видов животных исчезли, тысячи оказались в Красной книге[11].

Рынок уничтожает мир растений, планктон, океаны и т.д. Из-за чрезмерной антропогенной нагрузки, вызвана экологическая катастрофа и требует контроля динамика народонаселения и ресурсопотребления, а также экспансия транснациональных корпораций, породившую нищету, голод, безработицу. На прошедшей в июне 2012 года международной конференции по устойчивому развитию генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун объявил: «Планета находится в состоянии беспрецедентного кризиса. Нам необходимо признать, что нынешняя модель глобального развития неразумна. Необходимо найти новый путь для продвижения вперед»[12].

В этом плане социальные функции социологии образования, науки расширяют свой предмет познания. Усилив системный подход к образованию как общественному образованию, обеспечив непрерывность образования, его роль с точки зрения воспроизводства образовательного общества, ориентированного на воспроизводство ноосферного человека, социология образования внесет свой вклад в решение вопросов становления достойного будущего России и человечества.

 

А.В. Воронцов, д-р филос. наук, профессор Санкт-Петербург, заместитель руководителя фракции КПРФ в ЗакС СПб, член Координационного Совета, руководитель Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад»

 

 Впервые опубликовано на сайте  РГПУ им. А.И. Герцена



[1] Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь.: Пер. с англ. / под ред. С.А. Ерофеева. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - С. 81.

[2] Зюганов Г.А. Святая Русь и кощеево царство. Основы русского духовного возрождения. М., 2003. С. 129.

[3] Яхимович З.П. Вызовы глобализации и судьбы государственности/ Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. М., 2002. С 477.

[4]См.: Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию: Пер. с англ. М.: Прогресс-Традиция, 2001; с 82.

[5]Henry, M., Knight, J., Lingard, R. and Taylor, S. (1988) Understanding Schooling: An Introductory Sociology of Australian Education, Routledge, Sydney.

[6]Вступительное и заключительное слово на общественных слушаниях «Закон о добровольности единого государственного экзамена. Какой человек нужен России?» http://www.smolin.ru/duma/audition/2008-03-05.htm

[7]За последние 20 лет доля россиян, желающих эмигрировать, выросла с 5 до 21%, выяснили социологи ВЦИОМ в ходе опроса 1600 человек, проходившего 4-5 июня 2011 г. в 46 регионах России. Выехать за рубеж на постоянное жительство хотели бы 21% опрошенных (в 1991 г. их было 5%), на работу - 20% (было 13%). Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39%), высокообразованных респондентов (29%), а также активных пользователей интернета (33%). Большинство из тех 75% россиян, которые не имеют желания покидать родину, - это в первую очередь пожилые (93%) и малообразованные (85%) сограждане, а также те, кто не пользуется интернетом (87%).
На самом деле это не просто настроения, процесс уже идет, говорит Валентина Веденеева из Института мировой экономики и международных отношений РАН: по официальным данным, за три года из России уехало более 1,2 млн человек, 40% из них - люди с высшим образованием. «Но у меня есть цифры точные: 1 250 000 человек, которые работают за рубежом <...> это ученые, специалисты», - говорил в начале года председатель Счетной палаты Сергей Степашин в интервью «Эху Москвы».Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/261903/neuyutnaya_rossiya#ixzz2lh04yNW0

[8]Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 39.

[9] Субетто А.И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества и реализация стратегии развития образования в России в XXI веке - СПб - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2006 - 198.

[10] В.И. Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке: коллективная монография. В 3-х томах / Под науч. ред. А.И.Субетто и В.А.Шамахова. Том II. - СПб.: Астерион, 2013, с. 416 - 422

[11] Там же, т.1, с. 273 - 287.

[12] Там же, т.1.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. А.В. Воронцов, д-р филос. наук, профессор Санкт-Петербург, заместитель руководителя фракции КПРФ в ЗакС СПб, член Координационного Совета, руководитель Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад»

Ну,теперь будем знать, что такое "Русский Лад".
электрик / 29.12.2013, 16:34

3. Re: Глобализация: возрастание роли гуманитарного знания, социологии образования и науки

Название конференции предполагало, что сопрягая тему глобализации с темой социальной стратегии в образовании, можно получить какие-то конкретные ответы на вызовы современности. И что мы видим в данном докладе? Механическое соединение двух текстов. Первый довольно внятно формулирует вызовы глобализации в сфере образования. А вот второй представляет собой некий панегирик социологии образования. Вроде бы затронуты обе темы, заявленные в названии конференции, но никаких полезных выводов в тоге нет. Это - типично. Мы можем ещё проанализировать угрозы, но предложить и тем более реализовать программу, как вырвать эти ядовитые зубы из пасти дракона - на это сил не хватает... Почему так - можно говорить долго. Отмечу только, что наша научная работа как правила строится на основании навязанного миру научного стандарта, который создавался для того, чтобы решать совсем другие задачи. Наука строится ныне по правилам, которые задаются США. И любая попытка переиграть по этим правилам глобалистов обречена на провал. Не надо пытаться хорошо выглядеть с т.зр. критериев современной науки, надо делать дело... Это ж надо же такое сказать: "В этом плане социальные функции социологии образования, науки расширяют свой предмет познания. Усилив системный подход к образованию как общественному образованию, обеспечив непрерывность образования, его роль с точки зрения воспроизводства образовательного общества, ориентированного на воспроизводство ноосферного человека, социология образования внесет свой вклад в решение вопросов становления достойного будущего России и человечества." Единственное как можно это понять, что вместо получения результата наши социологи образования и дальше будут заниматься процессом...
Андрей Карпов / 27.12.2013, 13:59

2. Все извилины заплел...

Блестящий марксистко-ленинский анализ ! "Говорил , ломая руки . Краснобай и баламут . Про безсилие науки Перед тайною Бермуд!" Забавно и поучительно !"Ноосфера" , одним словом!

1. &quot;Воспроизводство ноосферного человека&quot;?

"Становление образовательного общества, по мнению известного в стране ученого А.И. Субетто, и есть один из важнейших итогов Синтетической Цивилизационной Революции, когда происходит скачок в интеллектуальности, наукоемкости, образовательности экономики и в целом общественного воспроизводства". Достойно сожаления, что «известные в стране учёные» принимают лавинообразное нарастание «know how» в IT, перекармливающего народ информацией, за «скачок интеллектуальности». И о какой «Синтетической Цивилизационной Революции» может идти речь на фоне нарастания всеобщего одичания, отказа Запада от хранимых тысячелетиями ценностей, освящённых всеми мировыми религиями? Пока научная картина мира остаётся «лоскутной», соответствующим ей («фасе-точным») остаётся и общественное сознание. Кстати, в докладах, судя по изложению, в лучших традициях советских обществоведов, не нашлось места для анализа роли и места Православия в социальном развитии и, тем более, о возможностях влияния его на дальнейший ход событий. Между тем «интеллекту-альному скачку», – инверсии поля познания, – суждено осуществиться именно благодаря обращению фундаментальной науки к святоотеческим истокам; это и станет первым этапом интеллектуально-духовного преображения как исторической цели России. Вот к анализу каких грядущих событий и их благотворных последствий следует готовиться нынешним нашим социологам и, кстати, готовить к этому "образовательную среду", вместо того, чтобы продолжать повторять «зады» ущербного во всех отношениях глобализма.
C. Гальперин / 26.12.2013, 14:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Васильевич Воронцов
Мы поддерживаем Вашу бескомпромиссную работу
К 70-летию глава СКР А.И.Бастрыкин награждён высшим отличием ПАНИ – Орденом Петра Великого
28.08.2023
Киев всё более обостряет ситуацию
Обращение Петровской академии наук и искусств в связи с прямым гонением на Русское Православие
22.03.2023
«Достойный пример для молодых деятелей науки»
Академику ПАНИ Александру Ивановичу Субетто 85 лет
28.01.2022
Достоевский – писатель и мыслитель ХХI века
В ПАНИ состоялась Юбилейная дискуссия, посвящённая творчеству русского гения
15.11.2021
Все статьи Алексей Васильевич Воронцов
Генассамблея ООН по Украине
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.11.2024 13:57
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
13.11.2024 13:54
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от Сергей из НН
13.11.2024 13:31
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 13:24
Церковные дела в Германии
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 12:02
«Общий тренд есть общий тренд»
Новый комментарий от Ленчик
13.11.2024 11:53
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.11.2024 10:57