Жили-были в Волшебном лесу Ёжик и Медведь. Жили по соседству. И так давно жили-дружили, что поляну Ёжика (ту, что размером поменьше), и поляну Медведя (площадью побольше) само собой привыкли считать как бы общей территорией.
Вместе они собирали, не глядя на межу, то бишь границу, урожай, и по-братски ним делились. Ёжик давал Медведю земляники, грибов да орехов - трудно ведь косолапому за такой мелочью нагибаться, а Ёжику - в самый раз занятие. За то Медведь Ёжику щедро отсыпал и малины, и мёда разного, а главное - дров на зиму. Тяжело ведь Ёжику колючему сухостой валить, топором орудовать. Да и не было его, сухостоя, столько, сколько надо, на Ёжиковой поляне - она ведь, как вы помните, размером поменьше Медведевой была.
Так вот и жили. В мире, дружбе и согласии. В будни трудились, а по выходным и праздникам в гости друг к другу ходили. Чай пили, приготовленный на костре. С веточками можжевеловыми - душистый! С лечебными травами и мёдом. С пирожками да ватрушками.
Потом глядели на звёзды. А иной раз даже вместе к ним летали.
Так бы им счастливо и век вековать!
Но однажды из Поганых Болот понесло какой-то сладкой гнилью... Закружилась от неё у Ежика голова. Захотелось ему вдруг взглянуть - откуда именно несёт? Чем таким, что слюны от него полон рот?
Подошёл он к границе Болот Поганых, смотрит - клубится над ними туман. А в тумане горят огоньки. Красиво так светятся. И туман чем-то сладковатым, говорю, попахивает.
Так и тянет Ёжика пойти к ним, к огонькам, навстречу. Потрогать их. Ну, или хотя бы поближе рассмотреть. Но боязно. Помнит ещё Ёжик, как Миша прежде говорил ему:
- Туда не ходи, глупенький. Утопнешь в Болоте. Засосёт оно тебя так, что и я, глядишь, прийти на помощь не успею, чтобы вызволить из гнилой трясины.
- Но ведь и там же кто-то живёт? - вопросил тогда Медведя Ёжик. - Слышишь, Миша, как булькает в Болоте? Как что-то завывает? Будто зовёт нас туда.
- Живёт в Болоте тот, кто там родился. Вот ему там и хорошо. А где ты видел Болотного Медведя или Болотного Ёжика?
Ёжик признал, что нигде в мире таких диковинных зверей ещё не встречал.
- А помнишь ли, Ёжик,- продолжал Медведь, - как из этих самых Поганых Болот Чудища Поганые на нас нападали?
Это да. Это Ёжик помнил. Как пристали к берегу его Солнечной Поляны, аккурат граничащей с Поганым Болотом, железные корыта. А из них выскочила нечисть всякая, с железными вёдрами на головах. Да как принялась эта нечисть его Поляну топтать, Ёжика гонять - убить его хотела.
Но успел тогда Ёжик крикнуть:
- Мишенька, на помощь! - и ведь действительно помог тогда Медведь. Вместе одолели они Чудищ Поганых. Ёжик им под ноги подкатывался, острыми иголками колол, зубками мелкими, кусючими, терзал. А Медведь дубиной им по боками охаживал, когтями могучими рвал. Сбросили они тогда Чудищ Поганых в их Болота Вонючие. И вскоре зацвели их Поляны - Медведева и Ёжикова - травами-муравами, грибами да ягодами, яблонями и грушами пуще прежнего.
Но не впрок пошёл урок. Вновь потянуло Ёжика на берег Болота. Сладковатым запахом гниения от Болот Поганых несёт, огни болотные переливаются-манят. Какой-то голос неведомый зовёт из пучины: «иди-иди», «иди-иди», «иди-иди»...
А как-то раз смотрит Ёжик - выплывает из болотного тумана корыто. Но не такое, как было раньше: не чёрное, а на сей раз белое. И сидит в нём не прежнее Чудище Поганое (то есть, может быть, и оно - откуда Не-Чудищу в Болоте-то взяться?), но уже без чёрного железного ведра на голове.
- Хочу, - говорит Чудище Поганое, - дружить с тобою, Ёжик.
- Так ведь есть у меня Друг - старый друг, в беде проверенный - Медведь. Мы с ним вместе работаем, грибы-ягоды собираем. Вместе и чай пьём - с веточками можжевеловыми.
- Да знаю я, знаю,- отмахнулось лапой Чудище Поганое. - Я вот другое думаю. Розве не надоели тебе все эти пирожки-ватрушки, мёд и сухофрукты? Ты вот для разнообразия нашей, болотной пищи попробуй. Наших напитков испей. Глядишь, и понравится!
Оставило Чудище Поганое на берегу Солнечной Поляны банки со своими напитками, коробки с печеньками. С тем оно, Чудище Поганое, на сей раз и удалилось.
Но не оказалось на тот момент рядом с Ёжиком никого, кто, как в сказке про Алёнушку и его братца Иванушку, сказал бы:
- Не пей, Ёжик, ничего из банок болотных, не ешь из коробок поганых - сам Чудищем Болотным станешь!
Вот Ёжик и попробовал. Испил коричневой мутной жижи болотной (сладенькой), да болотными печеньками закусил (пахучими). Умом-то где-то Ёжик понимал, что неоткуда в Поганых Болотах ничему хорошему взяться. Что напекли-намешали всё это кикиморы болотные да упыри подкоряжные. Что не идёт всё это ни в какое, в общем-то, сравнение ни с мёдом драгоценным, ни с чаем целебным, не говоря уже о пирогах пышных да ватрушках душистых. Однако дело было сделано. Видать, Леший попутал: съел Ёжик подсунутую ему Отраву Болотную.
Нет, он не превратился, конечно, сразу из Милого Ёжика в Чудище Поганое. Но в голове у него очень крепко помутилось. Уже чуть ли не как старого приятеля встретил он Чудище Поганое, болотное, когда оно вновь приплыло к нему на берег его Поляны.
- А угощение своё ты привёзло? - спросил Ёжик, потирая в предвкушении удовольствия свои маленькие лапки.
- Э, нет,- ответило ему Чудище Поганое. - Угощение-то я привёзло, но отдам я его тебе только тогда, когда ты приведёшь себя хоть в сколько-нибудь пристойный болотный вид.
- Как это? - сначала не понял Ёжик.
- Обыкновенно. Ты ведь только посмотри на себя, - здесь Чудище, как заправский фокусник, достало из-за спины зеркало. - Иголки во все стороны торчат, когти на лапах выглядывают. Так вот: иголки нужно состричь, когти на лапах обрезать. Тогда и получишь ты своё новое угощение.
- Как же я без иголок и когтей, - опечалился было Ёжик. - Пропаду ведь. Иголки да когти - единственная моя защита от врагов. Опять же, грибы да ягоды с их помощью я собираю. С коготками намного, знаешь, удобнее гриб сорвать. А на иголки наколов, носить. Понимаешь ли меня, Чудище Поганое?
- Ты меня не называй теперь так, Колючий Ёжик. Я теперь не Чудище, а Чудо, и не Поганое, а Болотное. Сечёшь принципиальную разницу? Это как раз ты ничего не понимаешь. Наше Болото теперь очень изменилось. Оно сейчас совсем-совсем другое. Видел на Болоте огни? Их стало больше, и светятся они ярче. А мы, прежние Чудища Поганые, превратившись в Чуд Болотных. Никого теперь пальцем не трогаем. Наоборот, всем помогаем и всех защищаем. Совершенно безвозмездно и абсолютно даром.
Ёжик верит и не верит. «Как же так», - думает Ёжик. «Ведь Сорока на хвосте приносила новости, что Чудища Поганые недавно захватили и Заячью Ложбину, и Беличью Лужайку, и Бобровый Перекат. И все они превратились теперь в Болота Поганые».
- А ты слухам Сорочьим не верь,- будто угадав мысли Ёжика, сказало Чудо Болотное. - Ты своим ощущениям верь. Угощение наше хорошее?
- Хорошее, - ответил Ёжик, хотя уже не был в этом наверняка уверен.
- Ну, вот... И если ты его хочешь получать и дальше (при этом заметь - почти безвозмездно, вообще как бы даром), тебе придётся согласиться на самую малость: состричь с себя иголки и обрезать когти.
- А как же моя защита? Как же урожай мне после этого собирать? - промямлил Ёжик.
- Защиты тебе никакой вовсе не требуется. С одной стороны у тебя живёт твой Миша. Друг твой сердечный. А с другой - мы. Тоже твои друзья. Добрые и миролюбивые. Кого тебе бояться? Для чего тебе когти да иголки? Только лишняя обуза их таскать на себе. Стоит тебе от них избавиться - сам почувствуешь - и ходить будет легче, и выглядеть будешь по-другому. По-нашему, по-болотному будешь выглядеть. То есть привлекательно. Касаемо же урожая, так ты только позови. Мы всё мигом тебе уберём и в закрома сложим. Практически даром.
- А вдруг Мише не понравится, что вы хозяйничаете на моей Поляне? - всё же сомневался ещё Ёжик. - Мы ведь с ним, что ни говори, соседи...
- Да плюнь ты на этого Мишу, - начало раздражаться Чудо Болотное, бывшее Чудище Поганое. - Ты полностью на нашу сторону переходи, вот и будет тебе защита. Ты что, не помнишь, как он тебя обижал?
- Не помню, - ответил Ёжик.
- А ты напрягись - повспоминай. Поройся, как следует, в памяти.
Ёжик понапрягался, повспоминал, порылся. И, действительно, вспомнил. Как Миша вместо пирожка с брусникой дал ему другой, с малиновой начинкой. Как мёду лишнего в чай положил, пересластил. Как вместо можжевеловых веточек положил в костёр сандаловые, импортные. Потом всякий раз извинялся, конечно. Но ведь было дело!
- Вот видишь! - захлюпало жижей в диком восторге Чудо Болотное. - Так что теперь делаем: стрижём иголки? Когти - удаляем?
- Давай,- вздохнул Ёжик. - Режь. Стриги. Может, оно и вправду так лучше будет...
После это вкусил Ёжик вновь болотных яств, отчего в голове у него пуще прежнего помутилось (видимо, ещё лучше постарались на этих яствах упыри, кикиморы да лешие). И побрёл он понуро - с туманом в голове, в тумане, по берегам Болота Поганого...
И вставали перед ним в туманах некие видения: то голова Лошади возникла, очень печально посмотрев на стриженого Ёжика своими умными глазами. То голова Мартышки, корчащая рожи. То Крыса прошмыгнула, прошипев. То Змея пропозла, извиваясь кольцами....
Не сразу Ёжик и сообразил, что это символы годов, по восточному календарю, перед ним являлись, пока он, разум потеряв, блуждал в туманах.
Но выпетлял Ёжик в конце-концов прямо на центр своей некогда Солнечной Поляны. Видит - мама родная, что же с нею сделалось! Трава вытоптана. Деревья поломаны. В закромах двери настежь, а внутри пусто - только ветер там вольно гуляет. А посредине Поляны нечисть всякая собралась - та, что прежде всегда пряталась по окрестным по лесочкам, под опавшими хоронилась листочками, едва только учуяв приближение Хозяина - то есть его, Ёжика. Теперь же она, Нечисть, никак Ёжика не пугаясь, напротив - храбро подступила к нему, и - хвостами застучала, гнилыми зубами заскрежетала. «Тащи нас всех», - дружно завизжала нечисть, - «прямиком в Болото!». - «Не хотим жить на Солнечной Поляне, хотим обитать в Пучине Болотной!» - «Место Солнечной Поляны только в Чудном Болоте!». - «Солнечная Поляна всегда относилась к Чудному Болоту!».
- Погодите, братцы (Ёжику впервые за всю свою жизнь пришлось назвать Разную Мразь (она же Нечисть) «братцами», но что было делать ему, Одинокому Ёжику, под этим бешенным напором). - Подумайте: мы ведь никогда не жили в Болоте Поганом. Мы всегда жили только на Солнечной Поляне. Может быть, нам, обитателям Солнечной Поляны (разум Ёжика потихоньку просветлялся, туман в голове таял, и он постепенно говорил всё более верные слова), - быть может, нам в самом принципе невозможно жить в Болоте Поганом?
- Как это: «невоможно»? Что значит: «невоможно»? Они же, Чуда Болотные, там живут, и как живут - просто замечательно живут! - вопил изо всех Крот, всю свою жизнь просидевший под землёй, и радующийся случаю примразно высказаться.
- Да, да - у них там просто замечательно! - вторили Кроту разрушительница огородов Медведка и её подруги - Слизняки. - У них там не надо вгрызаться в твёрдый грунт. У них он мягкий, податливый, хоть пей его. Жаба, подтверди!
- Действительно, я бывала у них там, в Болоте, и не раз, - проквакала Лягушка, обитавшая на самом краю Солнечной Поляны. - Дышится у них там, в глубине, действительно тяжело (поэтому лично я и не готова переехать туда «на постоянно»), но мошкары, личинок и прочей вкуснятины хоть отбавляй.
- Да, да, да! - разом заквакали все Жабы с окраины Болота. - мы все хотим много мошкары, личинок и прочей вкуснятины!
- А я хочу жирных пуголовков, - сказала Крыса. - Чуда Болотные меня заверили, что это очень полезно для долголетия.
- А мы хотим болотной пшеницы, она вкусней нашей полевой! - запишала Мышь. - Болотной сои хотим, болотых семян, болотных орехов и косточек болотных вишен!
- Но я-то ведь не ем ни мошкары, ни личинок, ни пуголовков,- грусно заметил Ёжик. - И болотной пшеницы мне не надо. А кроме того, болотных вишен не бывает вообще.
- Как не бывает? Что значит - не бывает? В Поганых Болотах, может быть, их и не было. А в Чудесных Болотах есть всё! - завизжали Мыши.
- Что значит - тебе «не надо»? Нам надо, и это главное! А твоего мнения теперь никто и не спрашивает!- заквакали Жабы.
- Вот видишь, Стриженый Ёжик,- высунулось в этот миг из Болота Чудище Поганое. - Надо тебе подчиниться. Надо присоединиться. Или, как теперь говорят по-модному, ассоциироваться.
- Но я же не хочу, - заупрямился Ёжик. - Меня уже тошнит от вашей коричневой бурды. Меня воротит от ваших печенек. Я хочу, чтобы всё было, как прежде. Хочу работать на своей Солнечной Поляне. Хочу ходить в гости к Медведю чай пить. Мёду хочу. Хочу пирожков и ватрушек!
- Эко ты загнуло, мелкое млекопитающее! Кто бы тебя сейчас спрашивал! - за тебя уже всё решила, так сказать, общественность,- и Чудище Поганое обвело мохнатою лапою галдящее посреди Поляны сборище грызунов, вредителей и земноводных. - Так что готовься к неизбежному подчинению Болоту. Вот тебе план действий на ближайшее время. Теперь тебе, понимаешь, уже явно недостаточно быть стриженым - теперь тебе надо быть бритым. Чтобы при соприкосновению с тобой никто из наших Чуд не испытывал ни малейшего неудовольствия. Когти тебе следует не подстричь, а вовсе ампутировать. И вырвать зубы - причём все до последнего. Ты не волнуйся, пища у нас мягкая, болотная, ровно никаких потерь после удаления, бритья и ампутации ты не ощутишь. Усёк? Всё, попусту не спорить: так уже окончательно решено на Совете Чуд Болотных на нашей Главной Кочке. Это называется «План Действий по Членству в Болоте», сокращённо «ПДЧ». Или «Дорожная Карта в Болото», сокращённо «ДКБ».
- То есть вы, Чудища Болотные, всех нас окончательно и бесповоротно хотите утащить в пучину Болота? - подавлено спросил бедный Ёжик.
- Нет, что ты, наоборот! Мы всех вас хотим приобщить к Великой Болотной Цивилизации. Но для этого всем вам действительно надо погрузиться в её пучину. А как же иначе?
- И что же будет после этого с моей..., - здесь Ёжик поперхнулся, - с нашей дивной Солнечной Поляной?
- А кто сказал, что она твоя или ваша? - удивилось Чудище Болотное. - Жижу мы вам давали? - Чудище потрясло перед носом Ёжика полупустой жестяной банкой с округлой красной надписью. - Давали жижу. Печеньки «Болотные» раздавали? Раздавали печеньки, было дело. Твои прежние стрижка и подрезание когтей, нынешнее бритьё, операционное удаление когтей и вырывание зубов - за чей, спрашивается, счёт? За твой, конечно, Ёжик! В чудном Болоте, запомни, НИЧЕГО безплатного не бывает! Всё по справедливости, и только так!
И Чудище Поганое, набрав в свои лёгкие побольше свежего воздуха Солнечной Поляны и хапнув Цветок, чудом уцелевший посреди устроенного ним погрома, шумно погрузилось в трясину.
Пока что -
КОНЕЦ
2. Re: Стриженый Ёжик в политическом тумане
1. Сказка-ложь, да в ней намек...