Только у того народа есть будущее,
который свято чтит заветы предков.
Владимир Анищенков: Здравствуйте, уважаемые слушатели! В студии ведущий Владимир Анищенков, за режиссерским пультом Александр Разин. По большому счету все наши передачи, о чем бы мы ни говорили, они все о русском народе. И в особенности мы обращаем внимание на корни, на глубинные корни нашего народа. И мы наметили серьезный большой разговор с самых-самых дальних наших предках, о сыновьях Иафета, сына Ноя. Но этот разговор у нас произойдет в следующую нашу встречу, а сегодня, поскольку день Апостола Андрея Первозванного, конечно, мы не могли обойти стороной этого человека, эту личность, которая для России имеет, наверное, первозданное значение в понимании Руси. Хотел бы привести слова Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, которые он произнес 30 Ноября 1898 года (по церковному календарю, конечно), с которым он обратился к своей пастве. Это обращение так и называется - «Слово в день Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного». Оно было произнесено в престольный праздник. Святой Иоанн вещал в Андреевском же соборе города Кронштадта. Вот что он сказал:
«Сегодня празднуем, возлюбленные, праздник памяти святого Андрея Первозванного, названного так потому, что он позван Иисусом Христом к Апостольскому званию первым... Отчего в России некоторые храмы воздвигнуты в честь и Память святого Апостола Андрея? Потому что он, по преимуществу, наш Российский Апостол, как это известно из несомненных сказаний - предания и истории и, между прочим, из сказания нашего Российского Летописца Преподобного Нестора Печерского. Апостол Андрей, по достоверному преданию, обошел с проповедью многие места нынешней России, которые тогда еще не назывались Россиею, потому что еще не было тогда Российского Государства, а назывались Скифией, а народ - Русью. Итак, Апостол Андрей - по преимуществу Русский Апостол, и ему посвящен храм в Киеве; есть храм в Петербурге во имя его, и у нас в Кронштадте, и в разных местах России. В честь его установлен высший орден Андрея Первозванного, составляющий неотъемлемую принадлежность лиц Царствующего Дома и жалуемый самым высокопоставленным заслуженным лицам...»
И вот в нынешний знаменательный день, дорогие наши радиослушатели, мы пригласили для беседы о Преподобном Несторе Летописце историка и журналиста Леонида Евгеньевича Болотина. Некоторым нашим слушателям он известен по книге «Царское Дело. Материалы к дорасследованию убийства Царской Семьи», которая увидела свет еще в 1996 году. Недавно Леонид Евгеньевич завершил работу над историческим исследованием «Древняя Русь сквозь призму «Повести Временных Лет»«. Книга эта сейчас готовится к изданию.
И надо сказать, что в следующем, 2014 году, скоро это уже произойдет, Русской Православной Церковью будет отмечаться 900-летие блаженной кончины Преподобного Нестора Летописца. Рассказ о его трудах в преддверии юбилейного для всех историков года, конечно же, будет очень своевременным. Ну, а теперь я еще раз напоминаю, что у нас в студии историк, журналист Леонид Евгеньевич Болотин. Доброго Вам здоровья, Леонид Евгеньевич!
Леонид Болотин: Спаси Господи! Здравствуйте, дорогие! Я хотел бы в первую очередь продолжить тему, которая раскрыта в проповеди Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, - о хождении Апостола Андрея по Святой Руси, по Восточной Европе, по Великой Скифии, как её называли в Апостольские времена. Для того чтобы картина этого странствия была нагляднее, прежде хотел бы сказать, что образ нашей Земли в те далекие времена был несколько иной. Водные артерии, озера были гораздо более полноводными. Дело в том, что еще не завершилось таяние Великого Ледника, который возник после Всемирного Потопа. На территории Восточной Европы сохранялись остатки Рифейских гор. Что это такое? Это лед, смешанный с землей, с глиной, песком. Подобные холмы и сейчас еще можно наблюдать в Якутии, где вечная, точнее - долговременная, мерзлота сохраняется до сих пор. Наши знаменитые реки, такие как Днепр - он по-гречески назывался Борисфен, Дон - Танаис, Волга, Западная Двина, Волхов, Нева, представляли собой могучие потоки в несколько километров шириной. А в низменных местах их ширина достигала десятков километров. Некоторые представления о масштабах этих водных просторов нам могут дать современные водохранилища на Днепре, Волге и Дону. Гораздо больше по площади были и озера, такие как Ильмень, Селигер, Ладожское море. И для Апостола Андрея это было по-настоящему морское путешествие, а не плавание по речкам с переволоками, как нам пытаются представить иные историки, говоря о невероятности такого пути из Русского, то есть Черного моря в море Варяжское и далее вокруг Европы в Рим.
Водружение Апостолом Андреем Креста на Киевских горах
А именно так описывает Преподобный Нестор маршрут путешествия Апостола Андрея. Дело в том, что такой водный путь, он описан многими древними писателями, античными писателями. Он существовал и до Рождества Христова, и некоторое время после него. Описание этого пути или его фрагментов находим в произведениях Гомера, Гекатея Милетского, Гелланика Митиленского, Гиппократа, Эсхила, Еврипида, Аристотеля, Аполлония Родосского, Дионисия Периэгета, Клавдия Птолемея, Маркиана, Филострогия, Диодора, Овидия Назона, Вергилия, Плиния Старшего.
По свидетельству Преподобного Нестора Апостол Андрей, просвещая Синопию, прибыл в Херсонес Таврический, где увидел Днепровское устье и решил этим путём пойти в Рим. Пройдя Днепровское устье, он поплыл по Днепру вверх. И случилось ему пристать к берегу у подножия гор. Встав к утру, он сказал бывшим с ним ученикам:
- Видите горы сии? Как на сих горах воссияет Божия благодать! Будет и город великий, и много церквей Бог воздвигнет.
И взошел на сии горы, и благословил их, и поставил Крест, и помолился Богу, и спустился с гор, где после возник Киев. И пошел выше по Днепру.
И пришел в землю славян, где ныне Новгород, и видел людей, тут живущих, каков их обычай и как они моются и хлещутся, и удивился им. И далее пошел к Варягам, и потом, прибыв в Рим, поведал, скольких научил вере и сколько людей видел, и рассказывал римлянам:
- Удивительную видел землю славянскую, направляясь сюда. Видел бани деревянные. Истопят их сильно, разденутся и остаются наги. И обольются мытелью (кислым квасом), и возьмут веники, и начнут хлестаться, и до того себя добьют, едва вылезут еле живыми, и обольются водою студеною, и так оживут. И так творят во все дни, не мучимые никем, но сами себя мучат, и так творят мытьё себе, а не мученье.
И слышавшие это удивлялись. Андрей же, побыв в Риме, пришел снова в Синопию.
Вот фрагмент Сказания Преподобного Нестора об Апостоле Андрее.
Николай Ломтев (1816-1863). Апостол Андрей Первозванный водружает Крест на горах Киевских (1848 г. Третьяковская галерея).
В.А.: Леонид Евгеньевич, я думаю, что здесь нужно обязательно сделать небольшую остановку, потому что те свидетельства, которые Вы сейчас привели, они, в общем-то, привычную историческую картину жизни Славянского народа продлевают фактически чуть ли не на тысячу лет. Я имею в виду историческую картину России. Потому что, как правило, большинство академических историков предпочитают начинать историю России в крайнем случае с VIII-IX веков. А здесь получается, что есть свидетельства о путешествии Апостола Андрея по землям обитаемым. И мало того - здешние обитатели не были какими-то дикими племенами кочевников, а оседлые деятельные племена.
Л.Б.: Конечно, картина дикого Великого Леса, занимающего Центр и Север Восточной Европы, нам представляется по тем сведениям, которые известны по Руси IX-XII веков, когда отдельные города на больших расстояниях были разделены Великим Лесом, и только Суздальское Ополье, Русское Черноземье, как бы прерывало этот лес. На самом деле, конечно, такого Великого Леса в те древние, апостольские времена не было. Эта земля - Восточная Европа состояла из множества очень больших, средних и малых островов, окруженных водными пространствами. И как раз Нестор Летописец рассказывает, что славяне осваивали Восточную Европу, двигаясь от Дуная именно водным путем. И все города их возникали как раз по этим водным трассам. А другие народы - финно-угорские, балтские народы, тоже нам родственные - иафетические народы, они осваивали пространства Восточной Европы либо с Востока, они двигались с Урала, либо Запада из Центральной Европы, как это было с Балтами - с Литвой, Земиголой, Корсью. И вот эта картина заселения, конечно, сейчас крайне искажена в светской историографии. Но античная литература, географическая, естествоиспытательская, историческая рассказывала об этом. Такие писатели, как Плиний Старший об этом писали.
Просто поздние историки, историки-униформисты, считали, что лик Земли неизменен. Вот он какой был десятки тысяч лет назад (это их хронология), в таком виде он и сохранился. Хотя мир сотворен всего лишь семь с половиной тысяч лет назад, и ныне 7522 год от Сотворения мира. И лик мира за эти немногие тысячелетия неоднократно и кардинально менялся. И православные, конечно, об этом знают, что до Всемирного Потопа была сначала единая Земля, которую потом многие ученые называли её Пангеей, потом был Всемирный Потоп и большая вселенская катастрофа, когда произошло колоссальное изменение на планете. Сразу после Всемирного Потопа наступило Великое оледенение, которое светские ученые относят к 15-20 тысячам лет назад. Но на самом деле оно было гораздо ближе к нашему историческому времени, и наше историческое время надо рассматривать в свете этих географических, гидрологических и геологических факторов.
Надо сказать, что последнее время и светские гляциологи, палеогляциологи, которые занимаются изучением оледенений, картину таяния Великого Ледника теперь все ближе и ближе приближают к историческим временам. Сейчас этот вопрос всех очень интересует в связи с потеплением на Земле. И заселение Восточной Европы, пространство которой долгое время находилось под панцирем Великого Ледника и потом было покрыто потоками талых вод, началось гораздо позже, чем заселение Западной Европы. Пространство Восточной Европы одновременно заселялось и славянами, и финно-уграми, и арьями - ираноязычными народами, которые этому пространству дали название Великая Скифия. Поэтому говорить о Восточной Европе, что одни народы - угрофины, тюрки, балты - коренные, а славяне более поздние пришельцы - нельзя. Это всё коренные народы, которые стали осваивать эту землю сразу, как только она стала постепенно освобождаться из-под ледяного панциря и талой водной стихии.
В Западной Европе освобождение от ледника произошло гораздо раньше, потому что Гольфстрим в те времена был гораздо теплее. Даже более северную Скандинавию, как ее называли в древности - Скандию или Басилию, Гольфстрим омыл и отсек от ледника Ледовитого океана. И климат в этой Скандии, или иначе - Гиперборее, был таков, что там выращивали яблоки, когда в Древней Греции в Гомеровские времена не вызревал даже виноград. Именно из-за этих Рифейских ледяных гор климат Восточной Европы был очень суров, он был именно борейский, то есть северный. А вот гиперборейский, за Борейскими, Рифейскими горами на удивление климат был благоприятный. Это Божье устроение зафиксировано в древней античной литературе, а позднейшими историками оно отвергалось как фантастическое, потому что они навязывали обществу вот эту неизменяемую картину - что так, как сейчас, было всегда на протяжении десятков тысяч лет. Сейчас на протяжении нашего поколения лик Земли нашей меняется. Вот нынешнее таяние ледников на Кавказе, в Северном Ледовитом океане, в Гренландии, в Антарктиде показывает, что Земля дышит, она находится под Божьим смотрением. Нас иногда путают какими-то новыми потопами... Но сравнительно недавно при измерениях поверхности планеты из космоса были открыты в океане так называемые «горбы», гигантские по площади водные пространства возвышающиеся над уровнем мирового Океана. Океанская вода в них не разливается, громадные по площади как бы водные «континенты» в Индийском, Тихом, Атлантическом океанах, которые возвышаются над нулевой отметкой «уровня моря» на 50-100-150 метров. И до полетов в космос, до тщательных измерений оттуда эти горбы были неведомы. Потому что уровень в них нарастает постепенно, он совершенно незаметен в открытом океане, корабль плывет и для него это возвышение незаметно, да и поводов не было измерять возвышение реального уровня моря над нулевым уровнем моря... А такие водные образования принимают в себя громадные массы воды. Известными науке природными законами пока невозможно объяснить феномен существования таких гигантских вместилищ воды, площадь которых бывает равновелика таким континентам как Австралия или Антарктида. Если бы эти водные горбы разлились на нулевую точку, вода, содержащаяся в них, давно бы уже затопила очень большие пространства низменной суши. Но этого не происходит: Господь нам заповедовал, что больше Всемирным Потопами Он человечество губить не будет.
Соединение точных данных науки с Откровением Божиим, со Священным Писанием нам необходимо для ясной картины мiра, чтобы мы не поддавались той истерии, которую сейчас нагнетают в связи с возможным потеплением и таянием мировых ледников. Сейчас сочиняют апокалипсисы без Второго Пришествия Христа, нам пророчат новые потопы. Или, наоборот, пугают нас новым великим оледенением. Все это полнейшая ерунда! Всё в мiре находится под смотрением Божиим. И под особым смотрением Божиим находится, конечно же, Русская Земля.
В.А.: Леонид Евгеньевич, спасибо Вам за такое историческое объяснение. Кстати, сейчас понял ответ на один вопрос, который, ну, не сказать, чтоб он меня мучил, но во всяком случае я ответа на него не находил: почему же русские, живя на континентальной суше, практически сухопутный народ, и вдруг русские люди оказались такими замечательными мореплавателями. Взять и морские походы в Константинополь, и вообще всю более позднюю историю России - ту, которую мы знаем, она вся полна победами русских моряков.
Л.Б.: Конечно, корни у восточного славянства, особенно у варяго-славян, которые кода-то заселяли весь южный берег Варяжского моря, которое мы сейчас называем Балтийским, но оно по праву все-таки звалось именно Варяжским. Варяго-славянское население проживало по всему его южному побережь. Племена славяне с древнейших селились, начиная от устья Эльбы и почти до Предуралья. И только в пору X-XI веков с Юга Варяжского моря их стали теснить германские племена и значительную часть постепенно вытеснили в Восточную Европу. Я думаю, Господь промыслительно попустил это перемещение славянства на нашу землю. И, конечно же, благословение Апостола Андрея, преподнесенное этой земле вскоре после Рождества Христова, имеет значение до Страшного Суда. Это судьба России.
И я бы хотел добавить, что летописные свидетельства Преподобного Нестора как-то связаны с тем, что еще при жизни Летописца в 1086 году, в правление Великого Князя Всеволода Ярославича, при Святителе Иоанна II Греке, Митрополите Киевском и всея Руси в память об этой апостольской миссии в Киеве был заложен женский Андреевский монастырь. Историки полагают, что Андреевский монастырь был на том месте, где сейчас находится собор Апостола Андрея Первозванного. Именно это место в Киевском предании почитается как место установки Креста самим Апостолом. В то же время Андреевский монастырь был учрежден и в Великом Новгороде. А кафедральный собор в честь Апостола Андрея Первозванного был возведен в Переславле Южном. Вот троекратное указание на особое почитание Святого Апостола Андрея именно в пору начала работы Преподобного Нестора над «Повестью Временных Лет». Очевидно, такое почитание в те годы было особо поддержано Митрополитом Киевским и всея Руси Иоанном II Греком, который мог подтвердить по ромейским источникам, видимо, не дошедшим до нас, подлинность древнерусского устного предания о хождении Святого Апостола по Руси-Скифии.
Общецерковное предание о Скифской миссии Апостола Андрея Первозванного содержится в трудах многих церковных авторов II-VII столетий. Наиболее раннее свидетельство о хождении в Скифию принадлежит христианскому ученому из Александрии Египетской - Оригену. Церковные исследователи полагают, что Ориген свидетельство о Скифском уделе Апостола Андрея мог узнать от весьма осведомленного учителя Церкви пресвитера Пантена, который застал в начале своего христианского пути учеников Святых Апостолов, то есть он был представителем третьего поколения учеников Христа, Пантен был знаком с учениками Апостола Андрея Первозванного, он получал свидетельства буквально - из вторых рук. Другие свидетельства о Скифской миссии Святого Апостола Андрея принадлежат Святителю Ипполиту Портуенскому, Священномученику Дорофею Тирскому, знаменитому историку Церкви Евсевию Кесарийскому, Блаженному Иерониму Стридонскому, Руфину Туранию Аквилейскому, Святителям Епифанию Кипрскому, Евхерию Лионскому, Софронию Иерусалимскому.
Но это свидетельства Святых, и они передавались не просто какими-то случайными памятками, тут Церковное Предание, которое осуществляется через действие благодати Святаго Духа. И это гораздо более достоверные сведения, чем те, которые записаны в каких-нибудь дворцовых хрониках Египетских фараонов или королевских дворов Европы. Поэтому широкое свидетельство о просветительской миссии в Скифии имеет под собой церковное предание.
Надо сказать, что некоторые светские историки говорили, что речь идет о Римской провинции Малая Скифия. Ничего подобного! Во времена первых христианских писателей такой Римской провинции еще не существовало. И когда писали о Скифии, речь шла обо всем пространстве Восточной Европы вплоть до Ютландии. Полуостров Ютландия, кстати, в те времена назывался Херсонес. Это по-гречески - полуостров. И вот у Плиния Старшего есть описание, как индов захватили в плен, потому что корабли от Каспия забросило штормом как раз вот в этот Херсонес Варяжский, и потом Римскому консулу этих пленных индов подарили в качестве рабов. Для нас кажется это нелепостью только по той простой причине, что картина мира той эпохи нам представлена в ложном свете униформистами, которые говорят: все, как было сейчас, так и будет. Над такими мудрецами скорбел в свое время и Святой Праотец Ной, который посреди громадного континента суши строил океанский корабль, Ковчег. И о таких говорит Сам Иисус Христос, когда говорит о Втором Своем Пришествии - все будут говорить: ну, все как есть, так и будет, нечего чего-то нового ждать. А тут раз - и всё закончится. Придет Высший Судия, и всех призовет. Одних, кто на крыше домов, того с крыш домов; кто в помещении был, того из домов; кого на улицах и площадях застал, там суд им... Вот в чем застанет Господь, в том нас будет судить...
В.А.: Я думаю, здесь тоже нужно несколько слов сказать о взаимоотношении историй. Оказывается они разные истории. Ту историю, о которой Вы сейчас рассказываете, и привычная для большинства из нас - они, в общем-то, во многом расходятся.
Л.Б.: Говорил я лишь о некоторых расхождениях с картиной светской историографии. Чем интересна «Повесть Временных Лет» преподобного Нестора? История Руси у Преподобного не начинается с княжения Великого Князя Рюрика. Сначала речь идет о Всемирном Потопе. Есть громадный фрагмент в этой повести о Сотворении мира и до Потопа, он не в начале идет, а в беседе Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира с греческим миссионером Философом. Вот такая широчайшая картина от начала, от Сотворения мира отображена в «Повести Временных Лет». Потому что светские историки говорят: ну, вот призвание Рюрика - вот с этого, собственно, «Повесть...» начинается. А это не так. Хотел бы вернуться пока к преданию о шествии Апостола по разным странам, а потом сказать о характеристике Преподобного Нестора и его труда.
В русской церковной литературе помимо «Повести Временных Лет» существует Новгородское церковное предание о том, что в будущем Новгородском крае на берегу реки Волхов святой апостол Андрей «жезл свой погрузил мало в землю, и с той поры место то прозвалось Грузино». Это свидетельство содержится в Житии преподобного князя Михаила Клопского, Христа ради юродивого, которое в 1537 году составил для первых Макарьевских Четий-Миней русский новгородский писатель, боярский сын Василий Михайлович Тучков-Морозов. Он отмечал, что Апостольский Жезл «и до днесь всеми видим есть». Кстати, апостольский жезл хранился в Андреевском храме села Грузино вплоть до его закрытия в годы богоборчества, то есть Жезл пропал уже после 1918 года. Была конкретная Святыня, связанная с Апостолом Андреем Первозванным, которая бережно сохранялась нашей Церковью на протяжении почти двух тысячелетий. Возможно, Жезл этот где-то находится и сейчас, и Господь нам явит чудо его нового обретения.
Кроме того, в «Сказании кратком о создании обители на Валааме» рассказывается о посещении Апостолом Андреем Валаамского архипелага и острова Коневец. Сведения о пребывании на Руси Апостола Андрея Первозванного вошли и в «Степенную Книгу Царского Родословия». Это времена Царя Иоанна Грозного. Сам Благоверный Царь Иоанн Грозный почитал Апостола Андрея как первого Крестителя Руси. В деяниях Киевского Церковного Собора 1621 года особо отмечена необходимость (цитирую) «восстановить торжественно и нарочито» церковное почитание памяти Апостола, «поелику Святой Апостол Андрей есть первый Архиепископ Константинопольский, Патриарх Вселенский и Апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели, и уста благословили»...
Царь Петр Алексеевич в качестве главного знамени Русского Военного Флота стал использовать Андреевский флаг - «косой», или, как в старину говорили, косвенный Андреевский Крест синего цвета на белом полотнище. В 1698 году Государь учредил и первый наградной русский орден Апостола Андрея Первозванного.
В.А.: Уважаемые слушатели! Я специально дождался небольшой паузы, чтобы вам напомнить, что сегодня в нашей передаче принимает участие историк, журналист Леонид Евгеньевич Болотин, и мы с вами вместе, вслед за апостолом Андреем окунулись в историю Руси, в историю России. И я думаю, что теперь уже нужно обязательно сказать о первом, как его иногда называют, первом профессиональном историке - о Преподобном Несторе Летописце, свидетельства которого Леонид Евгеньевич сейчас и приводил.
Л.Б.: Преподобный Нестор с юности ушел в Киево-Печерскую обитель. Он был воспитанником основателей этой обители Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Он там, видимо появился в конце 1050-х - начале 1060-х годов и дожил до 1114 года. Поэтому мы в следующем году будем отмечать 900 лет его блаженной кончины. Он автор нескольких произведений. Но я хочу привести слова о Преподобном Несторе, которые принадлежат великому русскому историку, нашему современнику профессору Игорю Яковлевичу Фроянову, автору фундаментальных трудов о нашей истории. В русской историографии недостижимой вершиной возвышается книга И.Я.Фроянова «Древняя Русь IX-XIII веков». Недавно в связи с девятивековой годовщиной завершения «Повести Временных Лет» Игорь Яковлевич высказался так о Преподобном Несторе:
«Повесть Временных Лет» и ее автор инок Нестор-Летописец представляют собою удивительное явление русской культуры, её гордость и славу, немеркнущие вот уже девять столетий. По степени гениальности исполнения из современных Повести произведений очень трудно... найти нечто сопоставимое... Последующих летописцев, как и нынешних исследователей, привлекала и привлекает, прежде всего, широта исторического взгляда Нестора, а точнее сказать - широта его мiропонимания. Свое повествование он начинает с Библейских времен, с Великого Потопа, вводя тем самым русскую историю в мiровой исторический процесс, делая ее причастной к мiровой истории. Затем у него идет рассказ об эпохе общеславянского единства. Тем самым Нестор демонстрирует связь древнерусской истории со славянской историей... Нестор-летописец, следовательно, закладывал первые основы идеи всемирности Русской истории и Русского Народа... Надо заметить, что русские летописцы начали свое дело с подражания греческой хронографии, которую знали прекрасно. Однако они вскоре вышли за рамки подражательства... Ярким примером тому является «Повесть Временных Лет», представляющая собой цельное, пронизанное общими идеями произведение. Это дает основание некоторым исследователям называть Нестора первым русским историком, что верно, но лишь отчасти, поскольку "Повесть" имеет синкретический характер. Нестор выступает в ней не только как историк, но и как Богослов, философ, литератор и фольклорист. Поэтому она имеет отношение не только к истории общества, но и к истории Церковных учений, философии, литературы и устного народного творчества. Иными словами, перед нами энциклопедический памятник. И его автор, Преподобный Нестор, заслуживает, безусловно, имени первого русского энциклопедиста».
Преподобный Нестор Киево-Печерский
К точной научной характеристике Игоря Яковлевича Фроянова трудно что-то добавить, как и к словам о Летописце Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Хочу лишь для наших слушателей напомнить некоторые детали. При чтении «Повести Временных Лет» мы видим предельно добросовестное отношение Преподобного Нестора к источникам - к древним рукописным свидетельствам и устным преданиям. Русский Летописец использовал Ромейские хроники Иоанна Малалы, Георгия Синкела, Архимандрита Георгия Амартола и Царьградского Патриарха Никифора, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников. Известны и другие произведения Преподобного Нестора Летописца. «Чтение о Князьях Борисе и Глебе». Им же написаны «Повесть об обретении Мощей Преподобного Феодосия» и «Житие Преподобного Феодосия Киево-Печерского». Некоторые ученые сомневались, что эти произведения написаны одним автором, выдвинули гипотезу о двух Киево-Печерских монахах с именем Нестор.
Однако глубокие научные исследования индивидуальных черт литературного стиля доказали, что персональный стиль столь же неповторим, как и, например, отпечатки пальцев в дактилоскопии. Исследованием стиля Преподобного Нестора занимался выдающийся русский историк академик Леонид Васильевич Милов. Имел счастье быть его студентом, присутствовал на его семинарах, он сожалению рано ушел от нас. Так вот Л.В.Милов с группой ученых, в которую входили математики, программисты, с помощью квантитативного анализа текстов с использованием компьютерных расчетов однозначно доказал, что все эти произведения написаны одним автором - Преподобным Нестором Летописцем.
Преподобный Нестор сам был современником событий второй половины XI - начала XII столетий, а некоторым событиям и явлениям он был свидетель. Он лично знал нескольких Великих Князей Киевских от Великого Князя Изяслава Ярославича до Святого Благоверного Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха, знал Киевских Митрополитов и других Епископов Русской Православной Церкви, иных выдающихся деятелей Церкви и Государства рубежа XI-XII веков... «Повесть Временных Лет» является ценнейшим историческим первоисточником той эпохи.
Благодаря духовной точности и цельности «Повесть Временных Лет» Преподобного Нестора Летописца стала неотъемлемой частью Священного Предания Русской Православной Церкви, неотъемлемой частью мiровой Священной Истории.
В.А.: Леонид Евгеньевич, если Вы позволите, мы в последние несколько минут отдадим дань написанной книге, о которой я в самом начале сказал, но перед этим вернемся все-таки в самые первые времена, о чем мы тоже, я думаю, в следующих передачах обязательно будем говорить, я имею в виду самые-самые глубокие корни арийской белой нации. Это сыновья Иафета. Хотя бы предваряя наш последующий подробный разговор.
Л.Б.: Честно говоря, не разделяю этой концепции, возникшей сначала у этнографов конца XVIII - XIX века, о так называемой белой арийской расе. Существуют три расы, о них свидетельствует Господь. Это потомки сыновей Ноя - Сима, Хама и Иафета. Дело в том, что в каждой из этих рас есть племена с различными чертами. В хамитской, конечно, наиболее ярко это выражено. Там есть и представители белокожие, и смуглокожие, и черные совершенно, и с красным цветом лица. У потомков Иафета есть светловолосый голубоглазый тип, который стали называть арийским, а есть средиземноморский динарский. По Церковному Преданию потомками Иафета являются многие китайские племена. Китайцев и монголов у нас, в наших летописях называли северными скифами. Нынешние турки - потомки малоазиатских анатолийцев, и на каком-то этапе они были близки к нам, когда славяне жили в Хеттской империи, в Малой Азии. Библейская картина этногенеза и лингвогенеза была искажена в XIX веке. И эта тема очень большая, ее трудно в несколько минут уложить. Но то, что Евразия, особенно Восточная Европа, является уделом именно Иафета, и все племена и Балтики, и славянские, и финно-угорские, и германские - являются именно потомками Иафета... Арьи - это лишь одна из ветвей потомков Иафета, это иранские, индийские племена, которые тоже в древности одно время находились, видимо, в Гиперборее, и потом Промыслом Божиим они перемещались в другие области. В Индии, например, есть такое учение о кастовости. Арьи, конечно же, не хотели смешиваться с местными дравидами - это как раз представители хамитических племен, живущие на Юге Индостана, вроде тамильцев на Цейлоне. У них как раз дравидские корни. И арьи для себя такой жесткий порядок установили, когда индусы переселились с Севера в Индостан, они такой кастовый порядок ввели, чтоб не было межрасовых смешений. Пока они жили среди иафетических народов, необходимости в кастах не было. Но говорить об арийцах как о какой-то расовой общности для всех потомков Иафета - это неправильно. Они очень близки нам - арьане, именно арьянские племена дали название Великой Скифии. Это одно из их этнологических имен. Но Великая Скифия была государством многонациональным, так же как Ромейская империя была многонациональной, и Российская империя тоже. Давайте все-таки этот разговор отложим на следующий раз.
В.А.: Да, специально мы проведем такую передачу. И у нас, к сожалению, только немного времени осталась на то, чтобы Вам успеть рассказать о книге, которая уже завершена. Называется она «Древняя Русь сквозь призму Повести Временных Лет».
Л.Б.: Моя книга лишь фрагмент масштабного духовно-просветительского проекта, посвященного Русской Истории. Организатор проекта известный православный общественный деятель Василий Вадимович Бойко-Великий, уже при первой встрече высказал самое общее пожелание: «Во-первых, изложение Русской Истории должно осуществляться строго с православных, церковных позиций, чего так не хватало большинству русских историков XIX века. Во-вторых, и это следует из позиции первой, обо всех Русских Государях необходимо писать уважительно, с подобающим православным благоговением по отношению к носителям Богоустановленной Русской Верховной Власти. В-третьих, православные позиции должны быть научно обоснованы историческими источниками. Такой по-настоящему научный православный взгляд, освобожденный от предрассудков позитивизма, марксизма, исторического материализма, должен лежать в основе всей картины прошлого России, без которой нам невозможно осмыслить ни наше настоящее, ни тем более стратегии наших действий, нацеленных на грядущее нашего Отечества».
Именно эта идейная и методологическая установка, которую я полностью разделяю, для меня стала главной, когда я принимал очень трудное для себя решение об участии в проекте.
Книга - результат четырехлетней работы, которая велась в тесном сотрудничестве с её заказчиком. При этом мои слова о сотрудничестве не сводятся к материальной поддержке проекта. Во многом Василий Вадимович мой соавтор и автор многих примечаний к моему тексту. Достаточно сказать, что объем книги составляет около 40 издательских листов, рукопись в пятьсот с лишним страниц. А объем нашей переписки с Василием Вадимовичем за эти четыре года, переписки, посвященной только этой работе, составляет более 30 печатных листов! К первоначальному варианту моей рукописи Василий Вадимович сделал более трехсот замечаний по дополнениям и уточнениям. Не говоря уже о телефонных обсуждениях с ним по той же теме, они, видимо, составили более сотни часов. Конечно, я бы хотел в первую очередь выразить благодарность ему и за материальную поддержку, и за тесное творческое сотрудничество. Вот обстоятельства написания книги. А о её содержании лучше будут судить читатели и мои коллеги-историки. Что я могу сказать?
В.А.: Ну еще раз хочу напомнить, что книга нашего сегодняшнего гостя называется «Древняя Русь сквозь призму Повести Временных Лет», она выйдет, может быть, через месяц-два.
Л.Б.: Да я не знаю. Хорошо бы, чтоб вышла к 9 ноября 2014 года, когда будет отмечаться годовщина 900-летия.
В.А.: Во всяком случае, рукопись уже готова...
Л.Б.: Да, она в работе, она в издательстве.
В.А.: Ну и на этом мы сегодня нашу программу завершаем. С огромным удовлетворением я это говорю и еще раз напоминаю, что сегодня нам об этих важнейших людях для русской истории и для нас, сегодняшних, рассказал профессиональный историк, профессиональный журналист Леонид Евгеньевич Болотин. Провел передачу Владимир Анищенков. Всего доброго!
Аудиовариант беседы по электронному адресу «Народного Радио» и авторской передачи Владимира Анищенкова «Традиция»:
http://video.yandex.ru/users/nar-radio-2013/view/864/#