И все чего не попросите в молитве
с верою получите (Мф.21:22)
1. Семья как основа общества. В марте 2007 г. Синодом РПЦ принята концепция миссионерской деятельности, где указано, что в реалиях 21 в. миссионер обязан помнить, что он соработник Духа Святого, благовестник Слова Божия (1Кор3.9). Эти слова очень важны в условиях кризиса современного общества и семьи как его основы. Семья это основанное на браке объединение людей, связанных общим бытом и ответственностью. Брак - древнейшая форма отношений людей, посредством которой общество устанавливает их супружеские права и обязанности. Понятие семья шире, чем брак, так как включает детей и др. родственников.
Каждая семья проходит ряд эволюционных этапов: образование, рождение детей, вступление их в брак, распад семьи. Как социальный институт семья тесно связана с экономикой, политикой, религией, образованием. Закон регулирует отношения в семье. В семье закладываются основы здоровья детей, родители воспитывают их и определяют профессию. В семье ребенок видит разделение труда и начинает свою хозяйственную деятельность. Семья с благоприятным психологическим климатом надежно защищает человека. Основная функция семьи репродуктивная, т.е. рождение и воспитание детей. Семья выполняет экономическую функцию, однако сегодня совместного хозяйства почти нет, что вызывает отчуждение детей и родителей и распад семьи. Семья также выполняет восстановительную (рекреативную), коммуникативную и регулятивную функции. В условиях современного информационного общества все они упрощаются, семья переживает глубокий кризис.
После грехопадения Адама и Евы первым видом была полигамная семья (т.е.многоженство) в т.ч. у скифов и славян (polus - много, с греч.).
После Крещения Руси в 988г. князья скрепляли свои союзы венчанием, а народ сохранял языческие обычаи. "Поучение детям " князя Владимира Мономаха (1117)говорит о равенстве в семье. В "Повести временных лет" (12 в.) сказано, что древляне умыкали жен, а поляне покупали их за вено (плата семье невесты за утрату работницы). Лаврентьевская летопись (14в.) отмечает многоженство у славян.
В Киевской Руси с появлением собственности и запретом кровосмешения постепенно складывается моногамная семья (monos - единый, gamos - брак, с греч.) т.е.из двух супругов, образующая с соседями территориальную общину. В брак вступали в 12-14 лет, жили в домах (дымах, 8-16 м2)средняя продолжительность жизни женщин составляла 33,1 (до 30 лет она рожала 5-7 детей), а мужчин 36,7 лет (В.Коцюба 1сторико - демограф1чна характеристика давньорусько'1 ciм'i'. -Археологія, 2001,№1, с 30).
На Украине в 16-18 в.в. существовал гражданский брак на веру, но с обязательной свадьбой. По экономическим причинам в крестьянских семьях России жена часто была старше мужа, брак был обязателен, а в средневековой Европе 20% населения находилось вне брака (Российская история, 2009, № 3, стр. 219). В 1744 г Синод ввел обязательное венчание, т.е.появляется православная семья, освященная Богом и Церковью. Однако Екатеринославская губерния в народе называлась Невенчанной, где семьи нет совершенно (Вересаев В. Страна огня, т.1...с.97).Но в каждом доме находились иконы Богородицы.
В 1917 -1936гг большевики считали брак частным соглашением (св. 70%) с теорией «стакана воды»(Молодая гвардия1923,№3,с.122), т.е.семья упразднялась, впервые в мире узаконили аборт(1920), а главное внимание уделяли классовой борьбе за социализм. В детских домах где ребенок проводил большую часть дня воспитатели делали из него коммуниста.
После реализации таких заданий дети отказывались от родителей. В 1934г. в пионерском лагере «Артек» даже провели Всесоюзный слет детей - дозорников (доносчиков на своих родных как «врагов народа»).
С середины 30 годов 20в. брак признавался законным лишь после регистрации органами власти.В1944-1991г.г. 430тыс. женщин награждены орденом «Мать-героиня» за воспитание 10детей.Вконце60г.г.добрачные половые контакты имели 62% мужчин и 55% женщин (Н.Лебина,с.125). В 70-80годы 20в.в СССР производили около 4,5 млн.абортов в год.
Сегодня вместе с регистрацией и венчанием имеет место так называемый гражданский брак(фактический),каждая вторая молодая семья, 70% молодежи имеют секс до 20 лет. По структуре преобладает бинуклеарная семья, из двух частей, т.е. биархат (bi - двух, лат, arche - власть, греч.). С 29 лет количество женщин преобладает.
Большинство женщин работает, что ведет к снижению рождаемости и разводам (70 % по инициативе женщин). В Украине 13.5 млн.семей, 20 % семей бездетные, каждая шестая не полная, 30 процентов детей рождаются вне брака. Если в 1913 г. в Украине 44 рождений детей на 1 тыс. чел., прирост 19 чел., то в 2007 г. - 10 чел, т.е. 6 чел. убыль населения (с 1995 г), в России в 1901 г. на одну женщину - 7 родов, в н.в. 1,2 (Статистичний щорічник 2007, с350-351),баланс со смертностью возможен при 2,1.
А по рекомендации академика Г.Бондаря, чтобы избежать онкозаболеваний женщина должна рожать трижды ( Победим рак вместе. , с124).
В Европе самая высокая рождаемость во Франции (2,0 - на женщину).
В СССР рост рождаемости 1935-39, 1944-61, 1970-85 и c 2001 г. в России (Литературная газета, 2013, №4). В СССР на 1 тыс.чел 19 детей, в США - 14 (Родительский комитет, 2008, 15 февр. ). В 1983 г. число разводов США 5,3, СССР - 3,5 (Мы и планета, с. 16 ). В Украине на 100 родов 84 аборта (Репродуктивне здоров,я нациї,в Европе - 10).С 1991г.смертность в СССР превысила рождаемость, количество разводов в России достигло 80%. (О.Маховская. Идеальная русская семья).
В целом по России, Украине и Беларуси производятся миллионы абортов в год. С 1991г.-св.170млн. (Статистика России,2010 c.172)..Это главная причина нашей демографической катастрофы (В.Башлачев). Вариант решения проблемы - пособие на детей до совершеннолетия. В России с 2007г. все семьи, родившие 2 ребенка получают безналичное пособие в 340 тыс.руб.(Город,2010№28). А в Украине с 2012г - 57,6 тыс. грн.,c2013г. три года декрета засчитываются в страховой стаж. Украина по разводам и смертности на 1 месте в Европе (на 1тыс.чел.5,3развода. В России-5,0.В Беларуси-3,8,Город 2010,№16) Причина снижения рождаемости материальное положение и конфликты в семье. В Украине распадается каждая 2 семья, после снижения цены на тест ДНК выяснилось, что каждый 3 ребенок не от своего отца (Самарянка 2008, №2 с 21).Церковь против клонирования, ЭКО-оплодотворения, суррогатного материнства (исключение при супружеской верности, Социальная концепция,12.6,Религия и общество,2010,6окт)..
В США уже в 1990 г.более половины детей жили в неполных семьях отсюда депрессия и суицид (Валянский С. Армагеддон завтра,с56), 67% семей в США без детей, 100 млн.американцев не состоят в браке. Одновременно, четверть мужчин и женщин живут с сексуальным партнером, имеет место групповой секс-свинг.. Институт брака становится виртуальным (Д.Иванов Виртуальное общество.,с.124).разводов в США-50%. (TO Emigrate.com)/
В Европе с 18 в. семья - частное соглашение. С 1989г.в Дании, а затем в большинстве стран Евросоюза разрешены однополые союзы и браки с усыновлением детей. В 1999 г. во Франции было заключено б тыс.таких браков, с 2004 то же происходит в США. С 2009 г. в Швеции лютеранские священники венчают однополые пары, а кубинки даже на работу ходят в бигуди, чтобы вечером быть любимой женой. Утратив хозяйство, семья превратилась в место сна, питания, гигиены. Рыночная конкуренция и потребительство разрушает семью.
Четверть женщин в США и Европе заявляют, что не намерены иметь детей. (Гидденс Э. Ускользающий мир .,c.116).Счастливы 8-10%семейВ Европе на 1тыс. чел-2,1 развода, треть детей рождаются вне брака, две трети семей бездетные (wikinews Eurostat,2006,14.05).
В 1994 г. Каирская конференция ООН приняла программу Устойчивого развития, т.е. планирования семьи с обязательным сексуальным просвещением подростков (Просвещение или растление? с 6).
В Германии родителей, препятствующих этому, преследуют уголовно.
Бездумное навязывание данных рекомендаций в средней школе уже привело к духовной опустошенности наших детей, их «контрацептивному мировоззрению».
Основная задача православного миссионерства переменить систему ценностей, т.е.дети не нищета, а Дар Божий! Ранее православные во Христе шли на смерть, а сегодня боятся рожать детей из-за высоких цен на жизнь, лженауки, телевидения. В этом наша национальная трагедия.
2. Богослужение Таинства Брака. В христианстве брак это союз в котором мужчина и женщина принимают обязанность жить вместе всю жизнь как муж и жена, восполняя себя при решении религиозно-нравственных запросов и помогая друг другу в жизни. Такая взаимосвязь создает благоприятные условия для воспитания детей. Православная Церковь усматривает в Таинстве Брака духовную тайну, аналогичную тайне единения Господа Иисуса Христа с Церковью. Следовательно, брак особое Таинство связанное с действием благодати Божией. Христианский брак свободное соглашение супругов, где муж глава союза, а жена его помощница в совместной жизни. Такое положение основано на свидетельстве Священного Писания (Еф. 5:23). Через благословение Бога брак становится делом честным и ложе его служит благу рождения и воспитания детей (Евр. 13:4).
Первый брак был совершен в саду Эдемском Господом Богом. Одиночество тяготило первого человека Адама, и тогда Господь сказал «Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника соответственного ему (Быт. 2:18) оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Быт. 2:24).
Апостол Павел дал определение, что любовь не ищет своего (1 Кор 13:5) т.е. бескорыстна как бескорыстна Любовь Господа! В этих словах Писания и лежит ключ к тайне брака по благословению Божию людям. А далее человек не смеет касаться сути брака по слову Христа. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6). На протяжении 2тыс. лет люди создали различные брачные обряды, но суть брака от этого не изменилась. Вступление в брак означает желание быть утвержденными в любви (Еф. 3:18) через разумение любви Христовой. Христиане считают, что вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге. Поэтому, вступая в брак, по гражданским законам они предварительно испрашивают на него благословение священника, их намерение объявлялось в Церкви до гражданского договора. Браки, не объявленные в церковной общине приравнивались к блуду и осуждались.
Святитель Иоанн Златоуст в одной из бесед говорит: нужно призывать священников и их молитвами утверждать брачное согласие, дабы и любовь жениха возрастала и целомудренность невесты возвышалась.
В Новозаветном понимании Церковь - Тело Христово, где Христос Глава. Своими молитвами Церковь низводит благословение Божие на вступающих в брак. Создается таинство благодати т.е.духовный союз Христа с новобрачными, их «домашняя Церковь» (Кол.4:15, Рим 16:4). Составляя одну плоть, супруги имеют и одну душу (Деян. 4:32)
При совершении Таинства жених и невеста перед Церковью открывают обещание пребывать в супружеской верности. Начало жизни
новобрачные связывают с истиной «где двое или трое собраны в имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).
Таинство Брака установлено в 4 в., а на Руси совершалось с 11 в. С16в. брак предваряли «обыском», чтобы брачующиеся ни в кумовстве, ни в сватовстве не поимелися (Стоглав, гл. 46, с 219). С «обыском» соединялся семейный договор родителей. В день брака жених приглашал к себе в дом священника и ехал с ним за невестой. В доме невесты их встречал ее отец и усаживал за стол. Свахи заплетали косы невесте, возлагали ей венец и покрывали фатой. После молитвы и благословения родителей все следовали в церковь. При обручении жениху давали золотое кольцо, а невесте серебряное. После их освящения в алтаре ими обменивались. Иногда обручались аналогичными крестиками, с 16 в. перед венчанием производилось пострижение жениха и невесты. При приобщении общей чаши сосуд сокрушался.
В синодальную эпоху в России венчать брак мог только приходской священник жениха или невесты. Обручение это скрепление перед Богом взаимных обещаний. Оно совершается по благословлению родителей и духовного отца. Видимый знак этого кольца с молитвой священника. Молитвы родителей созидают дома их детей, без них ни одна семья не устоит.
Нареченные жених и невеста назначают день свадьбы, лучший день 1 воскресенье после Пасхи! До венчания брак регистрируется в гражданской инстанции (РАГСе), затем совершается Таинство. Горящие свечи новобрачных есть свет благодати, нисходящей на них. Обручение представляет собой подготовку к нераздельному жительству в супружестве. Таинство венчания начинается с прославления Св.Троицы. Священник просит Бога сохранить этот брак, как некогда Ноя в Ковчеге. Далее он благословляет жениха и невесту венцами. Венцы эти символ союза Христа и Церкви и благословение на потомство, переданное Церкви. Вместе со словами «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)» - они запечатлевают Таинство Брака. Если супруги будут добросовестно исполнять свой долг, они приблизятся к Богу, претворившему воду семейной жизни в вино Царства Божия.
Жизнь в семье связана с испытаниями. Это: дурные привычки, поиск наслаждений, озлобленность и т.д. Спасение лишь в духовной близости с Богом. Венцы с крестом напоминают о мучениках т.е.о смирении и снисходительности, о Славе Божьей! После молитвы «Отче наш» новобрачные испивают общую чашу с красным вином, благословляемую священником. Затем он соединяет их правые руки, покрывает их епитрахилью и поверх кладет свою руку. И произносит слова «Отец благословляет, Сын венчает, Дух Святый освящает», т.е. муж получает жену от Церкви, соединяющей их во Христе.
Далее священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя, т.е. во Славу Св. Троицы с молитвами. Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею (Быт.1: 28). Спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви (1Тим. 2:15). Вот наследие от Господа: дети (Пс 126:3).
После венчания новобрачные возвращаются в свой дом, где их встречают родители с иконами, в течение 30 дней как напиток используют слабоалкогольную медовуху, что благоприятно для зачатия.
С 1775 г. в России церковное обручение и венчание совершается одновременно. Древняя Церковь не одобряла второй брак. Исключение допускали, если брак расторгнут по вине другого супруга. Вдовым 2 брак разрешали без благословения. По Уставу Стоглава при венчании вдовца и девицы совершается чин первого брака. В настоящее время второй брак совершается с разрешения митрополита.
3. Православие и современная семья. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует (1 Кор 13:4). Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (Ин.4:8). Более же всего облекитесь в любовь которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:14).
Мы ничего не имеем но всем обладаем (2 Кор.6:10). Муж образ и слава Бога, а Жена - слава Мужа (1 Кор. 11:7)»
Православные истины в 21 в. актуальны как никогда. Духовное возрождение не наступит без возрождения семьи. Родители - христиане должны объяснить детям что в основе дисциплины лежит принцип «Да будет воля Твоя!».
Враги православия используют информационно - психологическую агрессию через СМИ, пропагандируя насилие, секс, табак, спиртное, потребительский уклад жизни. Цель очевидна: моральное растление населения, особенно молодежи. Этнодемократия «шума» несет на смену гуманитарной «мозаичную» культуру, идеальную для манипуляции сознанием.алкоголь-вторая причина распада семьи. Далее: преступность и гибель.
Реклама нам навязывает европейские ценности, а лауреатом Евровидения 1998 г стала трансвестит Дана Интернейшнл (Израиль), 2006 г. группа монстров из Финляндии «Лорди». Суть Болонской системы, пока еще не развитие личности, а натаскивание через тесты для выполнения элементарных функций. Ведется борьба против истребления бездомных животных, одновременно сегодня на улицах Украины 2млн.никому не нужных бомжей(в т.ч.св.100тыс.малолетних).
Набирает силу новое зло ювенальная юстиция: во Франции у родителей отняли 2 млн.детей, в Германии ежегодно - десятки тысяч, якобы за неправильное воспитание детей. Подобные эксперименты проводятся властями в Украине и России. (Л.Рябиченко. Семья здесь больше не живет, Н.Захарова. Верните мне дочь!).).Это путь к официальной торговле детьми., человеческими органами. А нелегально она давно ведется. В Европе это Косово. (с1998г.). В последние годы в Украине аресты врачей произведены в Киеве, Николаеве, Чернигове.
С 2010г. ПАСЕ внедряет замену в официальных документах понятий отец и мать (якобы сексизм) на родитель. В США с 2011г. приняты определения: родитель №1 и №2, в интересах однополых семей, имеющих уже много детей. В ряде штатов с2001г.отменен День Матери. Опасность гомосексуализма и гей-парада в Киеве(2013 г.).не в отстаивании своих прав -они ведут борьбу против христианской семьи! Это путь к снижению рождаемости и самоуничтожению. Нужны ли нам такие ценности? Если Китай на образование выделяет 12%, то Украина лишь 4% ВВП.
Политолог М. Паренти (США) свидетельствует, с первых дней в школе детей приучают не к совместной работе, а к конкуренции, т.е стяжательству и замкнутости (Демократия для немногих. , с 68).С 1999г.действует Патриарший центр духовного развития молодежи, а в 2008 г. Украинский центр оценки качества образования умудрился совместно с Агенством США по международному развитию выпустить памятку для школьников, т.е. идет американизация наших детей. В США с 2008 г. в ряде штатов легализовали проституцию, наркотики, терапевтическое клонирование, в 2012г. издали Библию для гомосексуалистов.
Если в 1991 г. в Украине проживало 51,9 млн. чел., то в сер. 2008 г. 46,3 млн. (потери св. 5 млн.,330 тыс. чел. в год, Статистичний щорічник України 2007., с 23). Рыночный фундаментализм оказался для нас смертельно опасен. С 2001 г. только в Донецкой обл. закрыто 92 школы, количество учеников сократилось на 120 тыс. чел. (Город 2007, 26 янв.). Для Запада мы конкуренты в борьбе за ресурсы, умные и опасные.
Сегодня идет возрождение Православия в Донбассе, количество приходов в Донецкой обл. увеличилось с 145 (1991) до 530 (2006, Православный лик Донбасса., с 14).
В Донецке действуют: православные гостиные «Свет Радонежа», «Неугасимая лампада», общество «Трезвение», где выступают священники, ученые, преподаватели, врачи.
Обобщая опыт личного миссионерства можно предложить несколько основных направлений: краеведение, паломничество, гостиные во внеучебное время, летние оздоровительные лагеря. «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19).
Эффект воцерковления будет потрясающий. Это и есть конкретная борьба с прожиганием жизни молодежью, альтернатива ночным клубам и дискотекам. Храм - стартовая площадка в будущее, освященная Богом!
Воспитывая через молитву, восславляя святых исповедников, рассказывая об истории Церкви мы созерцаем божественную любовь, боремся с грехом. Свобода в Боге - лучший рецепт от греха, иная свобода от сатаны! Так благословится человек, боящийся Господа ( Пс 127:1-4).
Многие семьи имеют дома Библию и иконы, значит общество через свои основы требует возрождения христианских истин. Наши духовные ценности традиционны: христианская семья,совесть, добросовестный труд, общинная взаимопомощь, служение Богу и Отечеству!
«Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6:12), Тела ваши храм Св. Духа (1 Кор.6:19), Носите бремена друг друга (Гал.6:2). Цель христианского брака - любовь -превращение воды в вино (А.Умински. С любимыми не расставайтесь).
В2004г.в Украине восстановлено почетное звание Мать-героиня(за воспитание5детей).Его удостоены115тыс. женщин. А в семьях Луцик, Манзик и Шуляк воспитывают по17 родных детей, в семье Немани - 21 ребенок. Епископ Лонгин (Жар) удостоен звания Герой Украины (2008г.). Имея 3 своих детей он открыл детский дом на 220чел. Не забыт подвиг Матери-героини. Е.Лысенко воспитавшей 16 детей,10 из них воевали на фронте, Е.Степановой 9 сыновей и 2 дочери которой погибли в боях с врагом. Нет большей той любви, аще кто положит душу за други своя (Ин15:13).
По благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона с 2007 г. действует семейный центр «Отрада» (рук. Ю.Пинчук.). Его цель помочь в укреплении семьи как домашней церкви. Отмечаемая в третью неделю по Пасхе неделя жен-мироносиц, служивших Христу, есть символ уважения к жене, матери и сестре. Дни святой любви и верного супружества 8 июля и 15сентября. В эти дни православные супруги обращаются с добрыми словами друг к другу, согревают лаской детей и вспоминают о самоотверженной любви Петра и Февронии, муромских святых 13 в., что и сегодня укрепляет наши семьи.
С 2008г. проводится ежегодно Всероссийский День семьи, любви и верности, учрежден орден «Родительская слава», на основе Знака Св .Ольги (1915г.), с 8 июля 2012г. учрежден День Семьи в Украине. В 2010г. создан Международный союз православных женщин (сайт Я-матушка), а в 2011г. впервые награждены 12 женщин Патриаршим знаком материнства - за воспитание 5 и более детей в православной традиции.
Состоявшийся в ознаменование 1020-летия Крещения Руси Архиерейский Собор РПЦ (июнь 2008) определил, что православие это образ жизни во Христе. «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6)
Выводы
Со Страхом Божьим, изучив, осмыслив труды Святителя епископа Феофана Затворника и Святителя епископа Игнатия Брянчанинова можно сделать следующие обобщения, выводы,предложить практические рекомендации по воспитательной методике.
Основой любой воспитательной деятельности, в том числе педагогической, является христианская Любовь.
Человеческую жизнь составляют в тесном единстве три составляющие части:тело, душа и дух.
Дух представляет собой проявление силы души и развивается церковностью.
Тело следует укреплять, так как оно орудие духа.
Необходимо уделять внимание воспитанию памяти, воображения, воли и сердца.
Главная же задача воспитания и образования - развитие сердца, христианской нравственности как основы человеческого существа.
В противном случае человек подобен холодной статуе с большой головой и хрупкими ногами.
Воспитатель должен быть по христиански совершенен. Знать возрастную психологию, уметь действовать на учеников с терпением, сильно,плодотворно, с помощью молитвы и Церковных Таинств.
Плодом доброго воспитания есть сохранение благодати Св.Крещения,добродетели на всю жизнь. (Святитель епископ Феофан Затворник. Основы православного воспитания.-К., 2002).
Излишество познаний отнимает у них качество. Впечатлительностью молодежи надо пользоваться осторожно,без гнева - добиваясь раскаяния. (Святитель епископ Игнатий Брянчанинов. Ищите во всем духа, а не буквы. М.,2008)
Православные истины сегодня актуальны как никогда.Всякий пребывающий в нем не согрешает(Иоан.3:6).В Социальной концепции РПЦсказано,что необходимо смело противостоять злу,школа без христианской этики разрушает общество.
Слова основоположника отечественной педагогики К. Ушинского приобрели в настоящее время особое социальное звучание. Истинная наука не только найдет возможность построить народное образование на основе нашей народной религии, но и как величайшим сокровищем будет дорожить этой исторической основой (Пед.соч.,т.2.с.57).
Внедряя повсеместно Болонскую систему Министерство образования Украины приняло компромиссное решение о введении курса христианской этики как факультатива по регіонам (с 2006г.в Киеве и др.).
Каждый день СМИ сообщают нам очередную дозу информации на тему молодежи: преступность, наркомания, алкоголизм, СПИД. Пропагандируется насилие, секс, алкоголь, табак.
Основной источник информации телеканалы,а они принадлежат олигархам.Внедрение либерального стандарта вседозволенности деформирует развитие личности.Навязываемый отказ от детей и семьи ведет к гибели.
Следовательно, сегодня Православной Церкви брошен вызов силами зла.
Духовное возрождение общества не наступит без возрождения семьи по принципу «Да будет Воля Твоя!».Родители-христиане должны обьяснить это своим детям.
Отрадно что идет возрождение Православия в Донбассе. Значительно увеличилось количество приходов, при многих храмах созданы воскресные школы. Одновременно значительно усилилась протестантско-католическая пропаганда.
.Поддерживаю мнение Матери-Церкви по активизации православного миссионерства,особенно среди молодежи.
Обобщая личный опыт миссионерства можно предложить несколько основних направлений:
-краеведение;
-школьные олимпиады;
-студенческие конференции;
-паломнические поездки;
-гостиные во внеучебное время с лекциями и презентацией книг;
-летние оздоровительные лагеря;
-церковная археология;
-православная публицистика.
Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном! (Мф5:19).
Эффект воцерковления будет потрясающий.Это и есть конкретная борьба с прожиганием жизни молодежью, альтернатива дискотекам и ночным клубам.
Храм - стартовая площадка в будущее,освященная Богом!
Воспитывая на примерах Св. Писания, через молитву, прославляя святых исповедников,рассказывая о положительных примерах отечественной истории мы созерцаем божественную любовь,боремся с грехом.
Бог-Слово дал нам свободу выбора,свобода в Боге-лучший рецепт от греха,иная свобода от сатаны!
Индивидуальное воспитание предполагает единство тела и духа,формирование волевой,цельной личности.
Многие семьи имеют дома Библию и иконы,значит общество через свои основы требует возрождения христианских истин.
Услышать это требование и есть современный подход в православном миссионерстве и главная инноватика в педагогике. Известна лишь одна универсальная методика воспитания: дело, личный пример наставника! Это же основа доверия учащихся, их доброй воли.
С такими мыслями я и ображаюсь к колегам - православным педагогам Украины:зажечь неугасимые лампады в сердцах молодых людей. Самые малые поступки на этом пути - большое благо для будущей жизни молодежи, а значит и всего общества!
Наши духовные ценности традиционны:христианская семья, совесть, добросовестный труд, общинная взаимопомощь, служение Богу и Отечеству!
Для их реализации предлагаю активизировать деятельность Всеукраинского педагогического общества.
Цель христианского воспитания - личностный поход к каждому ученику и прихожанину в воскресных церковных школах, их духовный и нравственный рост .
Развитие доброго начала,реализация Благодати Церкви как живого общинного организма, превращение его в мировоззрение,Православный уклад жизни. Это будущее нас и наших детей
.Помоги нам Господи, воспитывая других, самим возрастать духовно!
Сергий Ковалев, магистр богословия
Литература
1. АверинцевС.Брак и семья/София-Логос.-К.,2001
2. Акелина Л. Молитвенница земли Московской. - Русский дом, 2005, 29 апр.
3. АндрееваА.Семейная психология.-СПб,2004
4. Анисимов Е. Смерть и жизнь на Бородинском поле (о М. Тучковой). - Спасо-Бородинский монастырь, 2002
5. Антоний, митрополит Сурожский. - Человек перед Богом. (Брак - Чудо на земле)- М., 2006
6. АрсеньевН.О духовной и религиозной традиции русской семьи,Душа Православия.-М.2009.
7. АртамоновСПочему не рожают русские женщины.-Русская народная линия,2006,7июля.
8. Архиепископ Димитрий(Самбикин)Святой апостол Акила.-Православный собеседник,1906,т.3,с.570
9. Архимандрит Георгий (Тертышников) Житие схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей Преподобного Сергия Радонежского. - Сергиев Посад, 1992
10. Архимандрит Тихон(Шевкунов)Несвятые святые и другие рассказы.-М.,2011
11. АсадовЭ.Что такое счастье?.-М.,2008
12. БалашовН.,прот.И создал Бог мужчину и женщину.-М.,2001.
13. БашлачевВ.Демография:Русский прорыв.-М.,2004
14. БелановскийЮ.,БоженовА.Двое во едину плоть.-М.2011
15. Библия.-М., 1988
16. Библия для детей/ Сост. А.Соколов.- М., 2002
17. БогдановичЛ.Для чего люди одурманиваются.-М.,1988,Супружеская жизнь.-М.,1991
18. Бондарь Г. Победим рак вместе.- Донецк, 2007
19. Валянский С. Армагеддон завтра.- М.,2006
20. Васильева Л. Жены русской короны.- М..1999; Кремлевские жены. - М. 1992
21. ВересаевВ.Невенчанная губерния.Страна огня,т.1,Донецк,1979
22. Виссарион,еп.Положение лиц женского пола в жизни христианской.-Душеполезное чтение.-1902,ч.3
23. Владимир,отец Жена церковь да не учит.-Элементы,1995,№6
24. ГаврюшкинАРусские женщины.-stihi.ru
25. Гидденс Э. Ускользающий мир .-М.-2004
26. ГезаловА.Соленое детство.-М.,2005
27. Гладков Ф. Цемент. - М.1965
28. ГолодС.Семья и брак.-М.,1998
29. ГордееваЛ.Повесть о Петре и Февронии Муромских .-М.,2008
30. ГоричеваТ.Дочери Иова.-СПб.,1992
31. Гребенников Г. Женихам внукам от дедов наука.- М., 2003
32. Гоголь Н. Чем может быть жена для мужа. Духовная проза.- М.,1992, с 180-185
33. Гумеров П.,священник Малая церковь -М.2008;Семейные конфликты.-М.,2010
34. ГусевВ.Сестра.Избранное.-М..1952
35. Девятова С. Православные подвижницы XX ст. - М. 2009
36. ДержавинГРусские девушки.-rvb.ru
37. Диакон Григорий(Григорьев)Я строю мост между медициной и церковью.-Трезвение,2013,1cент.
38. Дневники императрицы Марии Федоровны.- М. 2006
39. Дорохина О. После 18-летнего возраста всякая девица объявляется государственной собственностью.-Родина.,2011 №1
40. Евдокимов П. Женщина и спасение мира - М.,2007,Таинство Любви.-М.,2011
41. ЕлизароваТ.Вот такая христианская семья.-Наука и религия.,1992,№3
42. Елисавета Федоровна,вел.кнг.О служении женщины в Русской православной церкви.-Нижний Новгород.,1996
43. Ермакова З. Великая княгиня Елена Павловна. - Московский журнал 2007 №5
44. Житие Галактиона и Епистимии. - Словарь книжников Древней Руси.- Л. 1987 с 143-144.
45. ЖигуноваМ.Русская семья.-Омск.,1998
46. Зайцева Е. Провожала на фронт сыновей. (о Т.Н Алексеевой).- Советская Чувашия 2011, 29 янв.
47. Записки и воспоминания русских женщин 18-19 вв. - М., 1990
48. ЗахароваНВерните мне дочь.-М.,2007
49. Зорин К. Время обнимать и время уклоняться от объятий.- М.,2009
50. Иванов Д. Виртуальное общество. - Спб, 2002
51. Игумен Анатолий(Берестов)Легальная наркоагрессия в России.-М.,2008
52. Игумен Евмений Аномалии родительской любви.- Иваново, 2007
53. Иеромонах Нектарий(Головкин)Помни час смертный;Ннаука о девственности-Телегония.-Русская народная линия,СПб,2012,20янв.
54. Иеромонах Роман. Внимая Божьему велению. - Минск 1998
55. Иконы пресвятой Богородицы.-М.,1997
56. Ильинская А. Матушки Земли Российской.-М.,1994
57. Иоанн Златоуст О браке и семье.- Сергиев Посад, 1998
58. Иоанн КронштадтскийМоя жизнь во Христе.-М.,1998
59. Иоффе Я. Мы и планета. - М. 1985
60. ИсаковскийМ.Русской женщине.Три века русской поэзии.-М.,1968
61. Искра Божия/Сост. Г.Дьяченко-М.,2010
62. Как защитить вашего ребенка.- М.,2003
63. Каледа Г. Домашняя церковь.- М.,2001
64. Катасонов В. Хождение по водам. - Калуга 1999
65. Книпер А. Не ненавидеть, но любить.- Кисловодск, 2000
66. КоваленкоО.Советской матери-патриотке посвящается.-Искусство,1976,№3(А.Ф.Куприянова).
67. КозловскаяГ.Мужчина и Женщина по разному устроенные организмы.-Интернет-журнал Сретенского монастыря,2001,11дек.
68. КозыревФ.Брак и семья в православной традиции.-М.,2008
69. Коллонтай А. Большая любовь.- СПб, 2008., Семья и коммунистическое государство.- К.,1919
70. КоморовскийЕ.Справочник здравомыслящих родителей.-М.,2010 КондаковНИконография Богоматери.-СПб.,1914
71. Конов В. Епистинья Степанова. - М., 2005.
72. КочетковА.С любимыми не расставайтесь.-М.1985
73. КравцоваМ.Женское одиночество.-М.,2011
74. КуломзинаС.Семья-малая церковь.-М..1997,Наша церковь и наши дети.-М.,1994
75. Крупин В. Люби меня, как я тебя.- Роман-газета,.2006,№ 10
76. КургановИ.Женщина и коммунизм.-Нью-Йорк,1968
77. ЛебинаНЛюбовь людей60-хгодов.-Родина.,2012,№5.
78. Лещенко В. Русская семья. - Спб, 2004.
79. ЛiбановаЭ Сiмя та сiмейнi вiдносини в Украiнi.-К.2009
80. ЛихачевДЖенщина на Руси не была униженной!.-Наука и религия .-1991,№3
81. ЛопухинА.Толковая Библия.-СПб.1911
82. ЛоргусА.Изгнание из рая.-Православие и мир,2012,7 марта
83. ЛученкоК.Матушки.-М.,2012
84. Макарий(Невский)Образование.права и обязанности женщины.-СПб.1994
85. Мартишина Н. Преображенские повести Древней Руси. Сказание о Петре и Февронии. - СергиевПосад, 2008
86. МатусовскийМ.Хорошие девчата.Сиреневый туман.-СПб,2006
87. МаховскаяОСоблазн эмиграции.-М.,2003,Идеальная русская семья.-psyfactor.org
88. Медведева И., Шишова Т. Наследники царя Ирода.- М., 2003., Родители и дети.-М.,2009
89. Мейендорф И. Брак в Православии.- М.,1995
90. МечевА.Советы девушке-христианке.-М.1996
91. МизинВ.ХрабровДДороги побед.(о П.Е.Моревой).-Ярославль.1975
92. Митрополит Владимир(Богоявленский)Слово в день всероссийского дня трезвости.-СПб,1913,29авг.
93. Митрополит Лимассольский АфанасийГолод по Богу.Три искушения в браке.-М.,2011
94. МордовцевДРусские женщины Нового времени.-СПб,1874.
95. МорозоваЛ.Великие и неизвестные женщины Древней Руси.-М.2009
96. Муретов М. Христианский брак и Церковь.- Сергиев Посад. 1916
97. Надеждин А. Женщина христианка.- М., 2000
98. НекрасовН.Есть женщины в русских селеньях.Мороз,Красный нос.-СПб,1864,Женщина-великое слово.-aforizmy.com.ua
99. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви.- М.,2004
100. НикитиныБ.иЛ.Мы и наши дети.-М.,1980
101. Николаева О. Православие и свобода.-М.,2002
102. Ничипоров Б. Введение в христианскую психологию.- М.. 1994
103. НосковаА.Семья в России.-М.,2004
104. Оптинский цветник.-М.,2009
105. Осипов А. Православное понимание смысла жизни.- К., 2001
106. ОстрогорскийА.По вопросу о нравственности.Избр.пед.соч..-М.1985
107. Отец Владимир Отт Сага о нашей семье.-Старый Оскол.1993
108. Отрада- газета Семейного центра «Отрада» (2008.)
109. Павел и Клавдия.-Тула.,2012
110. Паисий Святогорец Слова, т. 4, Семейная жизнь.- Полтава, 2005
111. Паренти М. Демократия для немногих.- М., 1990
112. ПахмутоваА.Надежда.ПесниА.Пахмутовой.-М.,1976
113. Пестов Н. Современная практика православного благочестия.- М., 2004
114. ПетрунекВ.ТаранЛ Нелегкий шаг к юности.-М.1984
115. ПобедоносцевК.Права женщины в школе и обществе.-СПб.,1901
116. Под стеклянным колпаком одиночества.-М.,2012
117. Позиция РПЦ по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции.-Харьковские епархиальные ведомости.-2013,февраль
118. Покровский А. Гражданский и церковный брак у древних христиан.-Сергиев Посад, 1915
119. ПолонскийГ.Доживем до понедельника.-М.1970
120. Пономарев А. Развитие семьи на Украине.- К., 1989
121. Пономарева Г. Голубой платок из кашемира.-Донецк 2009
122. ПоселянинЕ Богоматерь.Описание ЕЕ земной жизни и чудотворные иконы.-М.,2002
123. Послание Освященного Архиерейского Собора.- Живой родник, 2008, № 7
124. Православный брак/ Сост. Е.Малышева.- М., 2004
125. Православный лик Донбасса/ под.ред. Г.Гуляева.- Донецк, 2006
126. Преодоление развода / Сост. Д. Семеник. - М., 2009
127. Проект Концепции РПЦ по реабилитации наркозависимых.-2010,6сент.
128. Просвещение или растление? .- Харьков, 2009
129. Преосвященный Филарет(Гумилевский)Жития святых подвижниц Восточной церкви.М.,1994
130. Протоиерей Андрей ТкачевПервое чудо.-М.,2012
131. Протоиерей Артемий(Владимиров)О браке и семейной жизни.-М.,2007
132. Протоиерей Владимир ВоробьевПравославное учение о браке.-Православная беседа,1996,№5
133. Протоиерей Валериан КречетовО самом важном.-М.,2010
ПротоиерейДимитрий СмирновО грехе и покаянии.-М.,2005
134. Протоиерей Димитрий Соколов Назначение женщины.- СПб, 1898
135. Протоиерей Максим Козлов Последняя крепость.-М.,2008
136. Протоиерей Сергий ФилимоновСуррогатное материнство-бунт против Бога.-Катехизис.ru
137. Православие и Мир (2007-2013)
138. Пушкин А. Капитанская дочка.- М., 1963., Евгений Онегин.-М.,1982
139. РогозянскийАКуда исчезает настоящий мужчина.-Фома,2013,№11
140. Родительский комитет. Газета для родителей.- Харьков, 2008
141. Родные братья(О семьеЕ.Лысенко).-Рабочая газета2009,6авг.
142. Рюриков Ю. Любовь на исходе20 века.- М.,1998
143. РуденкоИ.Улица по которой ты идешь каждый день.-М.1986
144. Русские дети .-СПб.2006
145. Распутин В. Дочь Ивана мать Ивана.- М., 2008
146. РюриковЮ.Любовь на исходе20века.-М..1998
147. РябиченкоЛ.Семья здесь больше не живет.-Литературная газета2012,№46
148. РязанцевА.История верной жены(А.Достоевская).-Русский мир,2013,11сент.
149. Самарянка. Всеукраинский православный женский журнал.-Днепропетровск, (2008-2009)
150. СамоделоваС.Героиня из барака(оА.Алексахиной).-Московский Комсомолец.,2006,30окт.
151. Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой.-СПб.1992
125.СвтИгнатий БрянчаниновАскетическая проповедь.-СПб.-1886;Ищите во всем духа,а не буквы.-М.,2008
126.СвтНиколай СербскийСимволы и сигналы.-М.,2012
127. Свт Феофан Затворник Основы православного воспитания.-К.,2002;Путь ко спасению.-М.,1994
128. Священник А. Лазебников Закон Божий для детей.-Донецк.,2006
129. Священник А. Рождественский Семья православного христианина.- СПб, 1902
130. Семейный кодекс Украины.- К., 2002
СеменикД.Настоящая любовь.-Минск,2009
131. Семенов Ю. Происхождение брака и семьи.- М., 1974
132. Семья-малая церковь.-Изд.Сретенского монастыря.-2002
СидорчикА.Русская женщина без изб и коней.-АиФ.2013,28апр.
133.СимоновК.Жди меня.-М.,1941
134. Слободской С. Закон Божий.- Нижний Новгород, 2004
135.СмирновС.Мандат на женское тело.-Нижегородская правда.2011,3марта
СоколоваН.Под кровом Всевышнего.-М.,2001
СоколовН,прот.Развод.-Православие и мир,2012,7марта
136.Социализация женщин.-Петроград.,1918,с.4-5
137. Социология семьи/ А. Антонов и др..- М.,2005
Спаси и сохрани.-М.,1997
СтариковаЕ.Чего не знают родители.-М.,2012
138. СтоюнинВ.Наша семья и ее исторические судьбы.Избр.пед.соч.М.1991
139. Статистичний щорічник України 2007.- К., 2008
140.СтраховН.Христианское учение о браке.-Харьков.,1895
141. СухининаН.Где живут счастливые.-М.2006
142. Схиархимандрит Зосима (Сокур) Слово о Святой Руси.- М-, 2008
143. СысоеваЮ.Записки попадьи.-М.,2009
СычеваЛ.Колония духа.-Литературная газета.-2013,№49.
144.ТитаренкоВ.Семья и формирование личности.-М.,1987
ТолкуноваВ.Все начинается с любви.-Православие и мир,2010,23марта(Серебряные свадьбы,Я не могу иначе,Спаси и сохрани).
145. ТорикА.Воцерковление.Димон.Флавиан.-М.2011
Трезвая жизнь(2012-2013).
ТростниковВ.Трактат о любви.-М.,2007,Разврат для страны страшнее ракет.-АиФ,2008,8июля
146. ТрофимовА.Святые жены Руси.-М.1993
147. Тургенев И. Ася. Первая любовь.-М.,1962
ТушноваВНе отрекаются любя.-М.,1999
148.УминскийА.,прот.Как говорить с ребенком на темы пола,секса и рождения детей.-Православие и мир,2011,21мая,С любимыми не расставайтесь2011,15марта
149ХарчевА.МацковскийМ.Современная семья и ее проблемы.-М.,1993
150. ЧеркашинН.Последняя любовь Колчака.-М.2008
151. Что необходимо знать каждой девочке/ Под ред. А. Грачева.- М.,2008
152.Что скрывается под именем валеология//Жизнь.-М.,1999
153. Шангина И. Русские девушки.-СПб.-2003
154.ШевченкоМ.Попутчицы.-М.,1976
155. Шестун Г. Православная семья.- М., 2005
156. Шиманский Г. Христианская добродетель целомудрия и чистоты.- М.,1997
157. Шмелев И.Лето Господне .-М.,1990,История любовная.-М.,1995
ШубинП.Русская женщина.Аленушка..-bard.ru
158. ЩербаковаГ.Вам и не снилось.-М.2004
159.ЩипахинаЛ.Дыхание века.-М.1985
160. Троицкий С. Христианская философия брака.- М., 1998
161. Углов Ф. Из плена иллюзий.- М., 1988
162. Флоренский П. Имена.- Харьков, 2000
163.ХалтуринаД.Русский крест.-М.,2006
164.Ходаков.Н.Молодая семья.-Л..1991
165. Христианская семья и брак/ Сост. А. Зеленцов.- М., 1992
166.Церковь и мир.Социальная концепцияРПЦ.-М.,2000
167. Чарская Л.Записки институтки.-М.2006
ШмидтЮРусским женщинам,Мужчина и женщина,Девушки русские.-clubochek.ru
168. Шугаев И. Как сохранить семью.- М., 2007
169. Шульгин В. О состоянии женщин в России до Петра Великого.- К., 1850
170. Таинство венчания.- Изд. Свято - Успенской Почаевской Лавры.- 2005
Ювенальная реформа в Украине и арабская весна(И.Комаров,В.Гамаюн).-Родительский комитет Украины 2013,8ноября.
171.ЮндаЛ.Социально-психологические основы семейной жизни.-К.,1990
172. Юности честное зерцало.- СПб, 1717