События в «Незалежной» - тема № 1 всех российских новостных каналов, что и не удивительно, ибо в массовом сознании Украина еще плохо воспринимается, как другое государство. Слишком все переплелось за века, а 20 с лишнем лет, того с момента, когда трое недоумков в Беловежской Пуще под водочку и балычок разрезали один братский народ на части, не срок. Да и Киев - купель Православной Руси, не дает забыть общее прошлое. Я не эксперт, не аналитик и не политолог, поэтому не собираюсь в данной статье давать какие-либо прогнозы. Просто хочу высказать свои ощущения на уровне простого обывателя.
В разные годы, еще при Союзе, мне довелось побывать в различных частях Украины, не считая Крыма, в том числе и на западе - в Закарпатье. Юг и восток - ни намека на что-то иное, чужеродное. Менталитет, привычки, традиции, жизненный уклад - все один в один. Но, во Львове или Ужгороде такого ощущения уже не было и особенно резкий контраст был в сельской местности. Одно слово - «западэнцы».
Среднестатистический житель украинского Харькова ни чем не отличается от такого же среднестатистического жителя соседнего российского Белгорода, тогда как тот же харьковчанин с его российским говорком, во Львове чувствовал бы себя чужаком.
Две мощные разновекторные силы раздирают страну на части. Приостановила Украина вступление в Евросоюз - бунтуют западные области, Если все же вступит - на дыбы, как пить дать, поднимется Крым и Донбасс. Поэтому и президенты такие не похожие, поэтому вечная буза в парламенте и протесты на майдане. И Ющенко и Янукович были просто обречены на политическое фиаско, поскольку невозможно выражать волю народа, если единого народа как такового не существует, а интересы одной его части противоречат интересам другой.
Представим, дивизию, в которой два полка хотят воевать за красных, а два за белых - какой ей нужен командир: Чапаев или Каппель? И вообще, боеспособна ли такая дивизия?
Если Степан Бендера в одной части страны национальный герой, а в другой враг, сама собой закрадывается крамольная мысль: а не лучше ли каждой из них идти к процветанию своим путем. Разумеется, реалии гораздо сложнее и не возможно провести четкую границу: эти ваши, а эти наши. Все славяне и большинство, одной православной веры.
Ну, допустим, в качестве эксперимента предоставить экономическую независимость в рамках единого государства тем областям, которые так рвутся в Европу (существует же Гонконг с его автономией от остальной материковой части КНР). Вот и посмотреть что за «Гонконг» создадут «западэнцы», на что они будут жить и чем отапливаться. Смогут ли существовать самостоятельно за счет собственных ресурсов, ума и всего остального или станут «европейскими таджиками», вахтовым методом добывающими в сытой Европе пропитание для себя и своих семей.
Похоже, ответ напрашивается сам собой. Вслед за «гарными дивчанами», на протяжении уже двух десятилетий осваивающих европейский рынок услуг, туда потянутся и «гарны хлопцы» - отбивать хлеб неквалифицированного труда у арабов и негров.
Мне кажется, сама логика развития событий в соседней стране подталкивает к мысли, что этот театр абсурда вечно продолжаться не может: экономика в руинах, недовольство народа, перманентные митинги по любому поводу, грызня в Верховной Раде. Все это мне напоминает Россию начала 90-х с одной лишь поправкой: у нас никогда не было противостояния по территориальному признаку.
А ведь на Украине есть все условия для счастливой жизни: замечательный климат, а земля какая (у Гитлера аж глаз дергался когда он бывал в своей ставке под Винницей), да и народ может и хочет работать. Нет только одного - согласия в обществе и отсюда нестроения.
Цветастые самонадеянные заявления политических деятелей, рвущихся к власти о том, что они одни знают, как привести страну к согласию, не более чем предвыборные красивые сказки. Как сказал герой популярного кинофильма: «осчастливить насильно невозможно». Советской власти понадобилось десять лет, чтобы после разгрома Германии окончательно сломить сопротивление УПА и сделать Украину единой, да и то формально. Рассыпалась идеология, за которой стоял репрессивный аппарат и все встало на свои места.
Не берусь судить о том, как будут развиваться события в дальнейшем, но уверен в одном: рано или поздно все это должно чем-то закончится. В дурдоме можно жить, когда он находится на балансе у государства, сумасшедший дом на самоокупаемости невозможен в принципе.
Кураев Олег Александрович